Конспект урока "Автономное существование человека в природе"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Кашкина Наталья Ивановна

Урок повторения и систематизации знаний по теме"Автономное существование человека в природе". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Повторение по теме: "Автономное существование человека в природе".

Цель урока:  сформировать  у обучающихся навыки безопасного поведения в условиях автономного существования в природе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование представления о приёмах автономного существования;
  • овладение способами определения сторон света, подачи сигналов    бедствия;
  •  сформировать умение выбирать место для временного жилищи и для костра;
  • формирование умение разводить костёр и обеспечивать себя пищей и водой.

Развивающие:

  • активизировать познавательную и аналитическую деятельность обучающихся по формированию навыков автономного существования человека.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение вести себя в экстремальных ситуациях;
  • формировать чувство ответственности, коллективизма и товарищества.

Оборудование: учебники, тетради, раздаточный материал, сигналы бедствия, дрова, пластилин,  

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент (2мин)

Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный кто из учеников отсутствует  на уроке. Сегодня  урок начать мне хотелось бы с притчи: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Как вы думаете, что ответил мудрец? Как вы понимаете эту притчу? Вывод: какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него.

Поэтому цели и задачи урока повторить полученные  знания и умения по теме: "Автономное существование человека в природе".  

Приветствие учителя. Сообщение дежурного об отсутствующих. Самооценка готовности к уроку.

Ответы детей

2

3.

4.

Актуализация знаний

Рефлексия

Домашнее задание

Мозговой штурм. Что такое автономное существование человека в природе?

Назовите основные причины автономного существования  человека в природе? Дополнение к этому заданию. Выполните последовательность  действий:

 1.сооружение временного жилища

2. приготовление пищи

3. оказание помощи пострадавшим, больным, ослабленным (если они есть)

4. поиск воды и пищи

5. поиск топлива и разведение костра

6. ориентирование и подача аварийных сигналов  поисковым группам. (3, 1, 5, 4, 2, 6)

При выполнении этого задания у вас  возникли определенные трудности, я предлагаю вам,  совершить путешествие на необитаемый остров и поработать, придерживаясь этого плана.

Давайте разделимся на две команды для дальнейшей работы.

Ребята, у вас на столе лежат  маршрутная  карточка. В ней вы впишите свою фамилию, имя. Обратите внимание, в карточках есть названия обязательных заданий, а есть дополнительные задания  - это заданные мной устные вопросы. За каждое правильное задание вы ставите в карточку 1 балл, в том числе и за дополнительный вопрос. В конце урока вы посчитаете общее количество баллов и определите по критериям отметку, которую получите за урок. Итак, первое задание на этапе:

1. Оказание помощи пострадавшим, больным, ослабленным (если они есть). Игра "Семь бед - один ответ". Я называю семь слов, характеризующих медицинское понятие. Вы  даете ответ.

1.Открытый, закрытый, неподвижность, иммобилизация,  стандартные, импровизированные, шина (перелом)

2.  Максимальное сгибание, артерия, закрутка, смешанное, твердый живот, пальцевое прижатие, жгут  (кровотечение).

1. Назовите  перевязочные средства.

2. Назовите дезинфицирующие средства.

2. Сооружение временного жилища.

Ребята, прежде чем выполнить практическое задание, давайте вспомним, какие существуют требования для строительства временного жилища. Каждый из вас заполняет выданную вам карточку.        Затем выполняем взаимопроверку.     Выберете необходимые требования для выбора места для строительства временного жилища:

Да, нет

Требования

+

Место должно находиться на ровной, возвышенной площадке.

Расположиться в лесу среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным  осыпям.

+

Площадка должна располагаться на продуваемом от комаров и мошкаре месте.

+

Возле стоянки имеет источник питьевой воды.

+

Вокруг должно быть достаточно сухого топлива.

Остановиться на низком берегу реки, близком к уровню воды

+

Возле лагеря должна быть просторная поляна для подачи сигналов бедствия и приёма вертолета.

Расположиться под одиноко стоящим высоким деревом.

А сейчас мы выполним практическую работу, цель которой построить двускатный шалаш.

3. Поиск топлива и разведение костра. Перед тем как

 соорудить  макеты

 костра давайте вспомним :

1. Для чего нужны костры?

2. Перечислите виды костров.

3. Перечислите типы костров.

По два ученика от команды сооружают костры.

4. Поиск воды и пищи

1 часть задания. Участнику каждой команды предлагается поработать с кластерами, в которых необходимо указать, что можно употреблять в пищу.

2 часть задания. Выберете (соедини стрелочками), какие предметы вам пригодятся, чтобы сделать фильтр для очистки воды.

5. Приготовление пищи. На этом этапе мы с вами выполним физкультминутку.

Физкультминутка

 А в лесу растет черника.

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.

(Дети садятся за парты)

6. Ориентирование и подача аварийных сигналов  поисковым группам.

Назовите способы подачи сигналов бедствия

У вас на столе набор карточек с сигналами бедствия, распределите карточки между собой, я называю сигнал международного кода, а вы должны быстро поднять карточку с данным сигналом Участник той команды, которая быстрее справиться с заданием получает дополнительный балл.

F- нужны пища и вода

K- укажите направление следования

LL- все в порядке

II- нужны медикаменты

- здесь возможна посадка.

Что такое ориентирование?

Перечислите основные способы ориентирования на местности.

Внимательно посмотрите на рисунки с изображением способов ориентирования, и объясните , в каком направлении находится север.

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте снова повторим порядок действий при возникновении ситуации автономного характера. Сейчас каждый из вас подсчитает в своей карточке общее количество баллов и по критериям, которые размещены в ней, затем ребята, вы подсчитаете общее количество баллов, которое набрала команда. По результатам выставить оценки в журнал.

Учитель:  «Сегодня на уроке мы повторили и закрепили знания и умения темы «Автономное существование человека в природе», вы – активные, дружные, творческие люди, с вами можно смело выходить на природу. Молодцы. Главное, в любой ситуации не сдаваться»!

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Найти и записать в тетради  5 пословиц, поговорок, загадок по изученной теме.

Ответы детей. Автономное существование - это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой. Ответы детей (заблудился в лесу, отстал от группы, авария транспортного средства)

Выполнение учащимися задания на карточках. Взаимопроверка.

Ответы детей.

1.Перелом

2. Кровотечение

1. Вата, бинт, марля, лейкопластырь.

2. Зеленка, йод, перманганат калия (марганцовка), перекись водорода, фурацилин

Индивидуальная работа по карточкам.

Ребята выполняют работу по строительству двухскатного шалаша из спичек и пластилина.

Ответы детей.

1. Отогнать мошкару, комаров, подать сигнал бедствия, просушить одежду и обувь, отпугнуть диких животных, согреться, приготовить пищу, почувствовать себя более защищенным, успокоиться.

2. Дымовые. жаровые, пламенные.

3. Звездный, шалаш, колодец, таежный, нодья.

1.команда шалаш, таежный.

2.команда звездный, колодец.

Работа детей с кластерами.

Выполнение физкультминутки.

Ответы детей

С помощью костра, зеркала, криком, свистом, международного кода

"Земля-Воздух"

Работа с карточками

Ориентирование - нахождение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Ответы детей.

1. Карта

2. Компас.

3.Луна.

4. Солнце.

5. Звезды

6. Гномон.

7.Местные признаки.

Записать в дневники домашнее задание.

МАРШРУТНАЯ КАРТОЧКА

Фамилия ________________Имя_____________________________________

Название конкурса

Последовательность

 действий

Требования к выбору места жилища

Макет  шалаша

Поиск пищи

Добыча воды

Сигналы бедствия

Дополнительные вопросы

Количество баллов

Общее количество баллов_____________ - "_____"(оценка)

Критерии оценок:

5 основных заданий + 3 дополнительных вопроса - "5" 

4 основных задания + 2 дополнительных задания - "4"

3 основных задания + 1 дополнительный вопрос - "3"

Выберете необходимые требования для выбора места для строительства временного жилища:

Да, нет

Требования

Место должно находиться на ровной, возвышенной площадке.

Расположиться в лесу среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным  осыпям.

Площадка должна располагаться на продуваемом от комаров и мошкаре месте.

Возле стоянки имеет источник питьевой воды.

Вокруг должно быть достаточно сухого топлива.

Остановиться на низком берегу реки, близком к уровню воды

Возле лагеря должна быть просторная поляна для подачи сигналов бедствия и приёма вертолета.

Расположиться под одиноко стоящим высоким деревом.

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.) 

А в лесу растет черника

А в лесу растет черника.

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.

(Дети садятся за парты)

Мы с друзьями

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Ходьба на месте)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(Наклоны вперед)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

(Повороты влево - вправо)

Снова мы идем по лесу.

(Ходьба на месте)

А вокруг так интересно!

(Потягивания руки в стороны)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

(Дети садятся за парты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по ОБЖ в 6 классе, тема: "Автономное существование человека в природе"

Предлагаю разработку итогового урока в 6 классе по теме: "Автономное существование человека в природе". В разработку входит план урока и презентация. Форма проводимого урока - групповая работа учащихс...

План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"

План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....

Автономное существование человека в природе

Игра "Звёздный час" по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"...

Тема: "Автономное существование человека в природе"

Серия уроков по выживанию в природе....

Автономное существование человека в природе.

Интегрированный урок - игра в 6 классе. Позволяет учителю обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний, полученных при изучении на уроках биологии и ОБЖ....

Автономное существование человека в природе.

Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.   ...