Главные вкладки

    Автономное существование человека в природе
    методическая разработка по обж (6 класс) по теме

    Зеленкова Валентина Денисовна

    Игра "Звёздный час" по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                      Автономное существование человека в природных условиях  

             

    Разработка игры «Звездный час» для учащихся 6 класса  на основе романа Д.Дефо    

                             «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»      

    Подготовка к уроку.

       Игра «Звездный час» достаточно часто используется на уроках, поэтому с ее правилами учащиеся хорошо знакомы. В кабинете имеется иллюстративный материал: цифровые карточки, звезды, кубики с буквами и т.д.

       Роман Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» является классическим примером автономного существования человека в природе, кроме того, в процессе обучения ребята сталкиваются с этим романом дважды: на уроках литературы в 5-м классе и на уроках ОБЖ в 6-м. За неделю до планируемого урока учащимся предлагается перечитать главы из романа в учебнике литературы 5 класса или весь роман. Сообщаются критерии итоговой оценки за игру, готовятся небольшие призы победителям.

    Целевые задачи.

       1. Выработать потребность анализа действий героя романа в свете предвидения собственного поведения.        

       2. Воспитание самостоятельности при принятии решений, чувства взаимопомощи и сотрудничества.            

       3. Укрепление знаний по предмету.

    Ход урока.

     

     Перед уроком готовим доску с магнитными фишками, расчерченную по количеству пар участников. Предлагаемые задания пишем на школьной доске мелом по ходу урока. В начале урока учитель сообщает тему и цели урока.

       Игра состоит из 4-х туров:

       1 ТУР: 10 заданий тестового характера. Учащиеся, первыми выполнившие 8 заданий, проходят во 2-й ТУР и получают отметку «5».  

       2 ТУР: Из произвольных 9 букв собираем наиболее длинное слово.

       3 ТУР: 4 задания тестового характера. Участвуют как пары-победители, так и желающие набрать контрольный минимум для отличной отметки. В 4-й ТУР выходят две пары, первыми

    выполнившие 3 задания.

       4 ТУР: Составление из одного слова возможно большего количества других слов.

    Предлагаемые задания.

       1 ТУР.  

       1. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» о морском путешествии. В те времена такие путешествия совершали РУССКИЕ, АНГЛИЧАНЕ, ИСПАНЦЫ, АМЕРИКАНЦЫ. Какова была национальность Робинзона Крузо?  /Англичанин/          

       2. Даниель Дефо прожил жизнь, богатую различными событиями. Его герой Робинзон сменил, как и сам писатель, множество профессий. Он был КУПЦОМ, СВЯЩЕНИКОМ, МОРЯКОМ, ПИСАТЕЛЕМ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОМ. Кем называл себя сам Робинзон? /Моряком из Йорка, это отражено в полном названии романа/        

       3. Корабль, на котором находился Робинзон, отправился в плавание. Возможно, его целью были АФРИКА, АНГЛИЯ, АМЕРИКА или ИНДИЯ. Но корабль потерпел крушение. Близ каких берегов это произошло?  /Америка/    

       4. Итак, корабль Робинзона потерпел крушение. «…Очутившись на берегу целым и невредимым, я возблагодарил Бога за спасение моей жизни… Я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал. Мое радостное настроение разом упало: я понял, что хотя я и спасся, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, переодеться было не во что. Мне нечего было есть, у меня не было даже воды, а в будущем мне предстояло либо умереть голодной смертью, либо быть растерзанным хищными зверями. Но что всего ужаснее, у меня не было оружия. У меня вообще не было ничего… При мысли об этом я пришел в такое отчаяние, что долго как сумасшедший бегал по берегу. Когда настала ночь…».

       Робинзону необходимо было где-то переночевать. Это могли быть ДУПЛО дерева или ПЕЩЕРА, можно было забраться на ДЕРЕВО и спать там, а можно было остаться на БЕРЕГу. Где ночевал Робинзон?  /На дереве/

       5. Ночь прошла спокойно, погода утром прояснилась, и первое, что увидел Робинзон, были корабль, который находился недалеко от берега, и перевернутая шлюпка на берегу. И, конечно же, Робинзон решил отправиться на корабль и взять оттуда все, что возможно. До корабля можно было добраться на ШЛЮПКЕ, использовать БРЕВНО, чтобы удержаться на воде, сделать ПЛОТ или добраться ВПЛАВЬ. Каким образом Робинзон добрался до корабля?  /Вплавь/  

       6. На корабле Робинзон обнаружил множество полезных вещей. Плавсредства, которыми он располагал, мы перечислили. Какое из них он использовал для перевозки вещей?  /Плот/

       7. С корабля Робинзон вывез ОДЕЖДУ, ЕДУ, ОРУЖИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПАРУСИНУ, ДЕНЬГИ, КНИГИ и многое другое. Что из перечисленных вещей совсем не пригодилось Робинзону? /Деньги/  

       8. Теперь Робинзону предстояло выбрать место для жилья. Такое, где его не тронули бы хищники, чтобы было сухо, чтобы было видно море. Можно было выбрать ЛЕС, БЕРЕГ, ПЕЩЕРУ, склон ХОЛМА. Где выбрал место для жилища Робинзон?  /Холм/

    9. Для жилища можно было вырыть ПЕЩЕРУ, построить ХИЖИНУ, сделать ШАЛАШ или

    поставить ПАЛАТКУ. Какое жилище сделал Робинзон?  /Палатка, пещера/  

    10.  Робинзон опасался неприятностей со стороны живой природы. Это могли быть ХИЩНИКИ, ЗМЕИ, ДИКАРИ, МОСКИТЫ, которые могут закусать человека до смерти. С кем из них встретился Робинзон на первых порах?  /Ни с кем/

    3 ТУР.

       1. Перед вами цифры: 1, 5, 12, 18, 28, 30. Сколько раз Робинзону пришлось сплавать на корабль, чтобы забрать все необходимое?  /12/            

       2. Мы знаем, что Робинзон прожил на необитаемом острове много лет. Подумайте и вспомните, сколько лет продолжалось его пребывание в автономных условиях? /28/

       3. Робинзон, помимо всего прочего, забрал с корабля некоторые крупы. Моряки в плавание берут следующие зерновые: РИС, ГОРОХ, ЯЧМЕНЬ, РОЖЬ, ОВЕС. Какие из этих круп Робинзон нашел на корабле и впоследствии выращивал на своем острове?  /Рис, ячмень/  

       4. На острове было очень жарко, можно было даже получить даже солнечные ожоги. Кроме того, там случались периоды дождей, и Робинзон изготовил себе зонтик. Он потратил на это очень много времени и сил, так как не мог выбрать подходящий материал. У него были ПАРУСИНА, ШКУРЫ коз, которые во множестве водились на острове, СОЛОМА, ЛИСТЬЯ пальм, а также ОСТАТКИ ОДЕЖДЫ. Из чего был сделан зонтик?  /Шкуры/  

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

    1. Моряки во времена Робинзона брали с собой на корабль животных и птиц, как для развлечения, так и для получения свежего мяса. Какие из перечисленных животных и птиц – КОШКА, СОБАКА, КОЗА, КУРИЦА, ПОПУГАЙ – спаслись вместе с Робинзоном? /Кошка и собака/  

    2. Робинзон уже достаточно долго прожил на острове. Однажды, измученный греблей на лодке и долгой ходьбой по острову, он крепко уснул. Но каково же было его изумление, когда он был разбужен чьим-то голосом, звавшим его по имени: «Робин, Робин Крузо! Где ты! Где ты был!»  Возможно, это был СОН, его друг-дикарь ПЯТНИЦА, ПОПУГАЙ ПОПКА или говорящий СКВОРЕЦ.  /Попугай/      

    4 ТУР.  

       С тех пор, как роман Даниеля Дефо был прочитан читателями, произведения о героях, оставшихся один на один с Природой и с честью вышедших из этого поединка, называют РОБИНЗОНАДА. Составьте из этого слова наибольшее количество других слов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговый урок по ОБЖ в 6 классе, тема: "Автономное существование человека в природе"

    Предлагаю разработку итогового урока в 6 классе по теме: "Автономное существование человека в природе". В разработку входит план урока и презентация. Форма проводимого урока - групповая работа учащихс...

    План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"

    План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....

    Тема: "Автономное существование человека в природе"

    Серия уроков по выживанию в природе....

    Автономное существование человека в природе.

    Интегрированный урок - игра в 6 классе. Позволяет учителю обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний, полученных при изучении на уроках биологии и ОБЖ....

    Автономное существование человека в природе.

    Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.   ...