Уроки раздела "Основы военной службы"
план-конспект урока по обж (11 класс) по теме

Мардерфельд Владимир Леонидович

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur_voen_sl.rar149.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕМА УРОКА:

“Военная служба по призыву –

конституционный долг и обязанность

гражданина Российской Федерации ”

(План-конспект урока по ОБЖ)

 

Преподаватель – организатор ОБЖ школы № 281

 МАРДЕРФЕЛЬД В.Л.

Санкт-Петербург

2007год

Цель урока:

Сформировать у учащихся готовность к военной службе по призыву.

Задачи урока:

1.Ознакомить учащихся с законодательными документами по вопросам,

   связанным с военной службой по призыву.

2.Рассмотреть (заслушать) точки зрения учащихся  на военную службу по      

   призыву.

3.Создать на уроке микроклимат, способствующий самореализации

   личности ученика.

Планируемые результаты:

1.Формирование у учащихся готовности к военной службе по призыву.

2.Знание ст.59 “ Конституции Российской Федерации ”.

3.Знание требований Закона '' О воинской  обязанности и военной службе ''.

вопросы урока:

1.Повышение обороноспособности страны – объективная необходимость в современных условиях.

2.Военная служба по призыву в Конституции Российской Федерации, законе “Об обороне”, законе “О воинской обязанности и военной службе”.

3.Заслушать мнение учащихся о воинской обязанности.

Организация познавательной деятельности.

1.Самостаятельная работа с документами , изучение статей Конституции

   Российской Федерации, закона  “Об обороне”, закона  “О воинской

   обязанности  и военной службе”).

2.Обсуждение вопросов, предлагаемых преподавателем в процессе проблемного изложения материала.

1

Учебно-методическое сопровождение урока:

1.        Учебник по ОБЖ.

2.        Конспект урока.

3.        Раздаточные материалы:

-Конституция Российской Федерации (ст. 59,71,83,87,102,106,114)

-закон “ Об обороне ” ст.1

-закон “ О воинской обязанности и военной службе ” ст. 1, 2, 3.

4.        Дидактический материал для  графопроектора (кодоскопа):

-результаты анонимного опроса учащихся;

-сроки военной службы по призыву в истории Российского

 государства.

5.        Политическая карта Российской Федерации.

Примечания:

1. Материал, демонстрируемый с помощью графопроектора  ( кодоскопа ), в случае отсутствия последнего, может быть представлен в виде раздаточного.

 2. Рекомендуется заранее провести анонимный опрос учащихся 11-х классов и обработать его результаты.

 3. Можно предложить следующие вопросы и варианты анонимных ответов на них:

Анкета для юношей:

Какое чувство вы испытываете при мысли о предстоящей службе в армии?

1.Желание отслужить в армии.

2.Готовность к предстоящей службе в армии.

3.Неуверенность из-за слабого здоровья.

4.Неувереность из-за слабой физической подготовки.

5.Страх перед предстоящей службой в армии.

6.Безразличие к предстоящей службе в армии.

2

Анкета для девушек:

Хотели бы вы, чтобы ваш брат  (  любимый, муж )  отслужил  в армии?

1.        Да

2.        Нет

3.        Не знаю

4.        На урок можно пригласить юношей-выпускников школы, которые недавно отслужили  или проходят службу по призыву.

4.        Если среди юношей есть те, кто считает, что по религиозным соображениям они не могут проходить службу по призыву, то на урок можно пригласить представителя церкви с просьбой сделать сообщение на 5—7 минут. Тема выступления: «Отношение православной церкви к защите Отечества».

КОНСПЕКТ УРОКА

Вступительная часть

(Повышение обороноспособности страны - объективная необходимость)

Преподаватель задает учащимся вопросы:

1. Каковы основные функции государства?

2. Назовите главные инструменты  власти.

3. Для выполнения внешних функций какие из перечисленных

   инструментов власти нужны государству в первую очередь?

4. Дать определение армии (Вооруженным Силам).

После того, как будут выслушаны ответы учащихся, преподаватель говорит о том, что любому государству вообще, а России в особенности, для обеспечения обороны  нужна хорошо подготовленная и вооруженная самым современным оружием армия.

3

Почему России в особенности нужна такая армия?

1. У России самая большая протяженность границ

      ( 60932 км, из них38807 к м. -  морские границы ).

2. На  многих участках после развала  СССР  границы стали прозрачными.

3. Войска блока НАТО в настоящее время вплотную  придвинулись к западным границам России.

4. Кроме того, из истории хорошо известно, что очень часто развалу   или гибели государства предшествовало поражение армии.

Можно попросить учащихся привести известные им примеры из истории. Таким образом, наличие у государства хорошо оснащенных, отлично обученных Вооруженных Сил - объективная необходимость.

 

Основная часть

( Военная служба по призыву в Конституции и законах ) .

Для того, чтобы создать Вооруженные Силы, содержать их, пополнять личным составом, нужна прежде всего законодательная база. Такая законодательная база в России в настоящее время есть. Главным правовым документом, определяющим деятельность каждого гражданина и Вооруженных Сил Российской Федерации  по обеспечению безопасности страны, является Конституция РФ.

Учащимся раздаются ксерокопии статей Конституции, имеющих отношение к Вооруженным Силам : ст.59, ст.71, ст.83, ст.87, ст.102, ст.106, ст.114 и предлагается, ознакомившись с ними, ответить на следующие вопросы:

1. Чем для гражданина РФ является защита Отечества?

2. Кто является Верховным Главнокомандующим  Вооруженных

   Сил Российской Федерации?

         3. Кто осуществляет меры по обеспечению обороны страны?

         4. В каких случаях гражданин РФ имеет право на замену  военной

            службы альтернативной гражданской службой?

4

Далее преподаватель говорит о том, что в соответствии с требованиями Основного закона (Конституции) страны были разработаны и приняты федеральные законы, и другие нормативно-правовые акты, которые  и лежат в основе деятельности  Вооруженных Сил Российской Федерации :

            - «Об обороне»;

            - «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

            - «О статусе военнослужащего»;

            - «О воинской обязанности и военной службе»;

            - «Концепция национальной безопасности»;

            - «Военная доктрина»;

            - «Общевоинские уставы»;

            - «Положение о воинском учете».

   На данном уроке будут рассмотрены некоторые статьи двух законов:

            - закона «Об обороне»;

            - закона «О воинской обязанности и военной службе».

Учащимся раздаются ксерокопия  ст. 1, 2, 3 закона «Об обороне» и предлагается после их рассмотрения  ответить на вопросы:

    1. С какой целью устанавливается воинская обязанность   граждан РФ?

    2. С какой целью создаются Вооруженные Силы Российской Федерации?

     

Затем раздаются ксерокопии ст.1 и ст.2 закона «О воинской обязанности и военной службе» и после их рассмотрения учащимся предлагается ответить на вопросы:

            1.Что предусматривает воинская обязанность?

            2.Имеет ли право гражданин РФ заменить военную службу альтернативной гражданской службой?

            3. Имеет ли право гражданин РФ проходить военную службу в  добровольном порядке?

Для закрепления материала и обобщения полученных знаний можно показать их на экране с помощью графопроектора (кодоскопа) или же представить в виде раздаточного материала со следующими  комментариями:

5

По Конституции

A. В главном правовом документе (Конституция РФ) изложены следующие  

     положения:

        1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина

          Российской Федерации;

        2. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокоман-

          дующим Вооруженных Сил Российской Федерации;

        3. Меры по обеспечению обороноспособности страны осуществляет

          Правительство Российской Федерации.

По федеральным законам

    1.  Законом “ Об обороне ” в целях обеспечения надежной защиты

         Отечества закрепляется создание Вооруженных Сил и устанавливается

         воинская обязанность.

    2. В федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе»

        говорится о том, что основной целью воинской обязанности является

        обеспечение Вооруженных Сил необходимым количеством личного

        состава всех категорий.

    3.Воинская обязанность есть обязанность граждан служить в составе

      организованной вооруженной силы.

Заключительная часть

( Мнение учащихся о воинской обязанности)

               Итак, все необходимые законы есть. Но … есть и проблемы,

      заключающиеся в неоднозначном отношении юношей и девушек к

      военной службе по призыву.            

     Обращаясь к тем, кто уже отслужил и кто служит, преподаватель

     просит  их ответить на вопросы:

1. Что дала им служба в армии?

2. Какую новую профессию они приобрели?

3. Появились ли у них новые друзья?

        Обращаясь к присутствующим преподаватель говорит о том, что все те, кто посчитал необходимым изложить свою точку зрения на воинскую службу по призыву сделали это.

6

     Далее он излагает свою точку зрения:

          « Давайте вместе посмотрим на карту России, на ее необъятные просторы. Те из вас, кому приходилось путешествовать по стране, видели ее просторы, ее красоты, от которых замирает сердце. Такую страну нельзя не любить, такую страну нельзя не защищать. И ее защищали во все времена. Защищали ваши далекие прадеды, деды, отцы. Скоро придет время, когда обязанность защиты Родины ляжет на ваши плечи. Насколько вы к этой миссии готовы, какие чувства испытываете при этом, мы услышали от тех, кто поделился с нами».

        Затем преподаватель знакомит  учащихся с результатами проведенного опроса среди юношей и девушек этого класса и других классов.

        Прослеживается аналогия: страх перед предстоящей службой в армии бывает у юношей, имеющих неудовретворительные результаты по физической подготовке. Поэтому надо закаляться, тренироваться, набираться сил , и тогда появится уверенность в себе, а страхи пропадут.

“В здоровом теле – здоровый дух ”.

« Древня мудрость гласит: «Кто осведомлен, тот вооружен»

Во многом страхи проистекают оттого, что вы очень мало знаете о том, что вас ждет - и это естественно. Представление о службе в армии в основном вы получаете из печати, радио, телевидения. А в средствах массовой информации, к большому сожалению, в основном излагается негатив.

Необходимо, чтобы вы могли своими глазами увидеть, кто служит в армии и в каких условиях».

Обращаясь к девушкам, преподаватель говорит о том, что природа распорядилась так, что в 18 лет девушки и взрослее, и красивее, и умнее юношей. И их слово для влюбленного юноши, значит очень много. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы, чтобы ваш брат (любимый, муж) отслужил бы в армии?» - большинство ответили отрицательно. Но ведь служба в армии – это долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

          Кроме того, в армии каждый военнослужащий может повысить свое мастерство или получить новую специальность, которая пригодится в будущем. Многие государственные предприятия приглашают на работу только граждан, отслуживших в армии, особенно на работу в милицию, охранные структуры.

И наконец, 2 года службы в армии ( а сейчас 1,5), много это или мало? Преподаватель демонстрирует (или раздает) диаграмму

        «Сроки военной службы по призыву в истории Российского государства».

7

Прокомментировав диаграмму, он предлагает учащимся самим ответить на вопрос: «2 года службы ( в настоящее время 1,5 ) – много это или мало?».

Завершить урок можно словами:

«Все может родная земля – может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя она не может. Защита родной земли – дело тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой».

Домашнее задание

  1. В статье 59 п.1 Конституции Российской Федерации сказано:

“Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации”.

Вопрос: “Почему долгом  и  обязанностью? В чем заключается различие между долгом и  обязанностью”

2.        Юношам готовить себя физически к предстоящей службе в армии, для чего нужно выбрать и регулярно заниматься хотя бы одним  видом спорта.

  1. Через какое-то время (может быть в конце учебного года)  прошу вас всех еще раз принять участие в аналогичном анонимном опросе.

Примечание:

Перед началом и окончанием урока можно предложить прослушать мелодию

М. Таривердиева «Мгновения» из кинофильма «17 мгновений весны».

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту"

Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту"....

План-конспект урока по ОБЖ в 11 классе "Призыв на военную службу"

Представлен план-конспект урока по ОБЖ в 11 классе "Призыв на военную службу"...

Презентация к уроку по ОБЖ в 11 классе "Призыв граждан на военную службу"

Представлена презентация к уроку по ОБЖ в 11 классе "Призыв граждан на военную службу"...

План-конспект урока по ОБЖ в 11 классе "Прохождение военной службы по призыву"

Представлен план-конспект урока по ОБЖ в 11 классе "Прохождение военной службы по призыву"....

Военная служба -особый вид гос службы

Урок - презентация 11 класс...

Материалы к уроку "Военная служба по призыву и альтернативная гражданская служба"

Материалы к уроку "Военная служба по призыву и альтернативная гражданская служба"ссылка на тест   https://testedu.ru/test/obzh/11-klass/alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba.html...

Конспект фрагмента урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Прохождение военной службы по контракту».

Конспект фрагмента урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Прохождение военной службы по контракту»....