Главные вкладки

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
    рабочая программа по обж (11 класс) на тему

    Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы.
    Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей редакцией В.Н. Латчука (Москва "Дрофа" 2011 г.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_obzh_11_klass_2013-2014.docx35.68 КБ
    Файл ktp_obzh_11kl._2013-2014.docx18.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по ОБЖ  для 11 класса рассчитана на 34 часа, разработана на основании следующих нормативных  документов:

    - федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  с последующими изменениями (с 2011/2012 учебного года применяется только для 2-11 классов),

    - федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с последующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 03.08.2008 г. № 164; от 19.10.2009 г. № 427. С 2011/2012 учебного года применяется только для 2-11 классов.),

    - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    - Рекомендации Комитета общего профессионального образования Ленинградской области «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждений Ленинградской области в 2012-2013 учебном году» №19-4185/12 от 08.06.2012.

    - Приказа Минобрнауки России № 1994 от 03.06.2011 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312

    - положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОБУ «Сясьстройская СОШ №2»

    - авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса   под общей редакцией В.Н. Латчука (Москва «Дрофа» 2011г.)

    Цели и задачи курса:

    Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

    • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную  деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

                                                                        2.

    • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
    • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
    • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
    • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности   в   повседневной   жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
    • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
    • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
    • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

    Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
    • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
    • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного  и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
    • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

    Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.



                                                                                3.

    В авторскую программу под общей редакцией В.Н.Латчука внесено дополнение. Согласно приказу № 427 от 19 октября 2009г. Минобрнауки России в курс ОБЖ для 11 класса добавлен раздел (2 учебных часа), информирующий учащихся о правилах дорожного движения.

    В учебно-методический комплект входят:

    - учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений для 11 класса авторов: С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков (Москва «Дрофа» 2009г.)

    - программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы. Под общей редакцией В.Н. Латчука, Москва «Просвещение» 2006г.

    - таблицы по Гражданской обороне.

    Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 11 классе в течение 34 часов учебного времени. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1.

                      Общая характеристика учебного процесса:

                            - методы   и   формы   обучения:

    • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
    • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
    • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
    • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
    • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
    • Стимулирования и мотивации.
    • Самостоятельной учебной деятельности.
    • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
    • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
    • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

    - предполагаемые результаты:

        В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

    - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий



                                                      4.

       В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее
    использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

    деятельности учащихся.

    - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

    Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

    - система оценки достижений учащихся;

    Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

    - инструментарий для оценивания результатов;

    Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

     Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

    Учащиеся  должны  знать/понимать:

    • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
    • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
    • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
    • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
    • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
    • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
    • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
    • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
    • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

                                                                                       5.

    • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
    • нормы международного гуманитарного права;
    • требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;
    • основные виды воинской деятельности;
    • строи отделения и порядок управления ими;
    • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
    • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
    • правила подготовки автомата к стрельбе;
    • приемы и правила стрельбы из автомата;
    • основы современного общевойскового боя;
    • общие обязанности солдата в бою;
    • основные способы передвижения солдата в бою;
    • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
    • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
    • государственные и военные символы Российской Федерации;
    • боевые традиции Вооруженных Сил России;
    • классы сходных воинских должностей;
    • общие требования к безопасности военной службы;
    • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
    • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
    • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
    • средства массового поражения и их поражающие факторы;
    • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
    • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

    уметь:

    • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
    • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
    • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
    • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
    • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
    • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
    • использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;
    • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

    выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения.

                                                                                6.

    Требования к уровню усвоения дисциплины.

    Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

    Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

    Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

            Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

    Содержание программы учебного курса

    Рабочая программа по ОБЖ для 11 класса состоит из 2-х разделов:

    Раздел I Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 часов) предназначен для формирования у учащихся ясного представления о здоровом образе жизни и его составляющих; формирует у учащихся умения использовать свои навыки в повседневной жизни для поддержания собственного здоровья и сохранения здоровья своих близких; служит для ознакомления учащихся с основами медицинских знаний для формирования у них умений оказания первой медицинской помощи в критических жизненных ситуациях. Даёт основные понятия о семье и семейной жизни.

    Раздел II Основы военной службы (20 часов) предназначен для ознакомления учащихся с основами военной службы; даёт им понятие о морально-этических, психологических и социальных качествах будущего воина; учит навыкам самовоспитания и самосовершенствования личности; прививает любовь к Отчизне и готовность защищать её во время военных действий.

    Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками/

    • методы   и   формы   обучения:

    Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

    Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

    Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

    Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

    Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

    Стимулирования и мотивации.

    Самостоятельной учебной деятельности.

    Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками;

                                                                               7.

    Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

    Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

    • предполагаемые результаты:

        В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

    • общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

       В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

    деятельности учащихся.

                            логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

    Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура – ЗОЖ; история – ОВС; биология – ЗОЖ, оказание ПМП; география – выживание в природе, химия – опасные в-ва, экологическая безопасность; физика – природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

    • система оценки достижений учащихся;

    Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

    • инструментарий для оценивания результатов;

    Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

    Средства и формы контроля

    Для контроля за усвоением учащимися пройденного материала используются такие методы как индивидуальный и фронтальный опрос, семинар,  а также контрольные работы

    Список литературы:

    • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс Москва 2012г.


                                                                                8.

    • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
    • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
    • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
    • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

                                                                         

                                                                              9.



    Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СЯСЬСТРОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

    ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    РАССМОТРЕНО на заседании          ПРИНЯТО и рекомендовано           УТВЕРЖДАЮ                                  

    методического объединения               к использованию на заседании       приказ № ____  

    учителей                                                педагогического совета                   Дата _______ 2013г.                                                                                                                                                                             естественно-математического  

    цикла                                                      протокол № ______                         Директор школы                                                                                                                                                                                                                                                                                         МОБУ «Сясьстройская средняя           Дата ____________ 2013г.               _________________                                  

    общеобразовательная школа №2»                                                                    /И.В.Богомолова/                                          

    Дата ________________   2013г.                                                                                                                                    

    Руководитель МО __________

    /Т.В.Коршунова/

                                         

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                       по ОБЖ

                                                                       11 класс   

                                               Учитель : Смоленков Дмитрий Юрьевич

    Количество часов:  всего 34 часа;                           в неделю 1 час;

    Планирование составлено на основе рабочей программы по ОБЖ для 11 класса


    (базовый уровень) на 2013/14 учебный год Смоленковым Дмитрием Юрьевичем


    № урока

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов

    Виды, формы контроля

    Дата проведения

    план

    факт

    Р-1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

    14

    1

    Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

    1

    2

    Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

    1

    Индивидуальный опрос

    3

    Семья в современном обществе. Законодательство о семье

    1

    Индивидуальный опрос

    4

    Болезни, передаваемые половым путём. СПИД

    1

    Индивидуальный опрос

    5

    Составляющие здорового образа жизни

    1

    Контрольная работа № 1

    6

    Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях

    1

    7

    Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика

    1

    Индивидуальный опрос

    8

    Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах

    1

    Индивидуальный опрос

    9

    Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника

    1

    Индивидуальный опрос

    10

    Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза

    1

    Индивидуальный опрос

    11

    Первая медицинская помощь при травматическом шоке

    1

    Индивидуальный опрос

    12

    Экстренная реанимационная помощь

    1

    Индивидуальный опрос

    13

    Первая медицинская помощь при остановке сердца

    1

    Индивидуальный опрос

    14

    Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

    1

    Контрольная работа № 2

    Р-2. Основы военной службы

    20

    15

    Основные понятия о воинской обязанности

    1

    Фронтальный опрос

    16

    Организация воинского учёта и его предназначение

    1

    Индивидуальный опрос

    17

    Обязательная подготовка граждан к военной службе

    1

    Индивидуальный опрос

    18

    Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

    1

    Индивидуальный опрос

    19

    Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ

    1

    Индивидуальный опрос

    20

    Военная присяга – клятва воина на верность Родине

    1

    Индивидуальный опрос

    21

    Прохождение военной службы по призыву и контракту

    1

    Индивидуальный опрос

    22

    Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды

    1

    Индивидуальный опрос

    23

    Военнослужащий – патриот и специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

    1

    Индивидуальный опрос

    24

    Моральные, индивидуально-психологические и профессиональные качества военнослужащего

    1

    Индивидуальный опрос

    25

    Военнослужащий  - подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ.

    1

    Индивидуальный опрос

    26

    Международная деятельность Вооружённых Сил РФ

    1

    Контрольная работа № 3

    27

    Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов

    1

    28

    Психологические основы подготовки к военной службе

    1

    Индивидуальный опрос

    29

    Личность и социальная роль военного человека

    1

    Индивидуальный опрос

    30

    Психологические свойства в структуре личности

    1

    Индивидуальный опрос

    31

    О морально-этических качествах  военнослужащих

    1

    Индивидуальный опрос

    32

    Чувства личности и военная служба

    1

    Индивидуальный опрос

    33

    Самовоспитание и самосовершенствование личности

    1

    Контрольная работа № 4

    34

    Психическое саморегулирование и самоанализ

    1

    Фронтальный опрос

    Итого:

    34


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

    Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ред...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...

    Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

    Рабочая программа педагога по русскому языку для 8 "б" класса общеобразовательной школы

    Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 клас...

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «СОЛЬФЕДЖИО» 1 КЛАСС СЕМИЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ПУТИЛИНОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАНПО ПРЕДМЕТУ«СОЛЬФЕДЖИО»1 КЛАСС СЕМИЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕНА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДПРЕПОДАВАТЕЛЯ:ПУТИЛИНОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-9 классов общеобразовательной школы.

    Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Информатика» для 5-9 классов общеобразовательной школыИнформатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных проце...