Главные вкладки

    Занятие по ОБЖ "Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека"
    план-конспект занятия по обж (10 класс) по теме

    Панов Егор Игоревич

    Цель: Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сохранения и укрепления здоровья

    Задачи:

    1. На конкретных примерах рассмотреть, как влияют факторы окружающей среды на здоровье человека
    2. Проанализировать собственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
    3. Сформулировать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие по ОБЖ 1 курс

    Тема: «Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье человека»

    Этап

    ситуации

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1. Образовательная напряженность.

    Прочтение притчи. Просьба проанализировать ее содержание, сделать выводы. Чаще всего после прочтения притчи сделать однозначный вывод не получается, ведь смысл, заложенный в ней гораздо более глубокий, поэтому в ходе обсуждения удается прийти к общему результату и своему собственному понятному только самому человеку и соотнесенному с собой результату

    1. Оцените влияние факторов среды на ваш организм, ваше здоровье
    2. Проанализируйте ваше собственное влияние на окружающую среду

    2. Уточнение образовательного объекта

    Совместно с учащимися определяются основные источники и соответственно оболочки внешней среды, которые могут оказать влияние на организм. Так как рассмотреть подробно сразу все 4 оболочки за ограниченный промежуток времени может стать затруднительным для учащихся, им предлагается по группам изучить каждую оболочку Земли и ее влияние отдельно, а потом совместить полученные результаты работы в общий для всех.

    При выполнении данного задания учащиеся будут основываться на уже имеющихся знаниях и личном опыте. Им необходимо определить какие факторы внешней среды оказывают влияние на организм.

    3. Конкретизация задания

    Выполнение задания в форме игры «Атомы и молекулы». Постепенное объединение и соотнесение собственных результатов деятельности с результатами одноклассников и создание конечного продукта группы

    Деятельность учащихся по возможности четко регламентируется временем на выполнение того или иного задания, правилами работы – законами инициативы, а также распределением обязанностей в группах.

    4. Решение ситуации

    Результаты групп на каждом этапе обсуждаются и фиксируются на доске, чтобы у всех учащихся была возможность и зрительно и на слух воспринимать информацию.

    Прочитайте внимательно предложенные ситуации, согласны вы или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то в чем именно согласны – не согласны, ответ обоснуйте. Как бы вы поступили в данных ситуациях.

    Сформулируйте правила безопасного поведения в окружающей среде.

    5. Демонстрация образовательной продукции

    Также в ходе обсуждений учащиеся могут задавать вопросы, дополнять или наоборот с чем-то не согласиться, таким образом получится итоговый результат деятельности на каждом этапе

    Выступление групп с результатами работы

    6. Систематизация полученной продукции

    Полученные продукты фиксируются на доске и в тетрадях учащихся

    Соотнесение собственных результатов с общими, полученными в ходе обсуждения

    7. Работа с культурно-историческими аналогами

    На данном уроке этот этап не предполагается. Хотя в качестве домашнего задания учащимся необходимо будет еще раз обратить внимание на понятие «здоровье» и влияние факторов среды на него.

    8. Рефлексия

    Предлагается оценить свою работу на уроке, также командир группы ставит оценки всем участникам, учитель также выставляет свою оценку.

    Учащимся в конце урока предлагается выразить свое эмоциональное состояние на уроке в виде смайликов. А также оценить свою работу, заполнив соответствующую таблицу

    Цель: Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сохранения и укрепления здоровья

    Задачи:

    1. На конкретных примерах рассмотреть, как влияют факторы окружающей среды на здоровье человека
    2. Проанализировать собственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
    3. Сформулировать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья

    Ход занятия

    Учитель: В качестве отправной точки нашего занятия предлагаю Вам прослушать и проанализировать одну философскую притчу:

    Притча «отец и дочь» (10 мин.)

    Приходит дочь к отцу и говорит:

    — Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

    Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

    — Что изменилось? — спросил он девушку.

    — Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. — ответила она.

    — Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Тоже самое происходит и с людьми — сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.

    — А кофе? — спросила дочь.

    — О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее — превратил кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не меняются под давлением обстоятельств — они сами меняют обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

    Вопросы:

    1. Как вы считаете, делает ли Вас влияние окружающей среды сильнее, слабее, или вы сами способны ее изменить, приведите примеры
    2. Каково ваше влияние и влияние ваших близких, друзей, знакомых на окружающую среду

    Учитель: Итак, давайте определим, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие

    (варианты ответов учеников, формулировка темы и цели занятия).

    Не секрет, что окружающая среда оказывает влияние на организм человека, в том числе и каждая оболочка Земли. Пожалуйста вспомните и назовите их (учащиеся называют оболочки).

    Выполнять задания в ходе занятия вы будете в группах. На столах лежат карточки с названием оболочек Земли, выберите наиболее понравившуюся Вам оболочку и займите место за столом с соответствующей карточкой (10 мин.).

    У нас образовались 4 группы, в которых вы будете работать. Также необходимо выбрать командира группы – его задача следить за работой группы и выставить оценки всем участникам в конце урока.

    1 задание для групп - Каждой группе необходимо определить и зафиксировать в виде таблицы факторы влияния выбранной оболочки Земли на организм человека. На это задание вам дается 15 минут (+ 7 минут на выступление групп).

    Оболочка Земли

    Положительное влияние

    Отрицательное влияние

    Атмосфера

    Гидросфера

    Литосфера

    Биосфера

    На доске вы видите правила работы, которые необходимо четко соблюдать:

    Законы инициативы:

    - не согласен – возражай

    - возражаешь – предлагай

    - предлагаешь – делай


    2 задание – анализ ситуаций (15 мин. + 8 минут на выступление групп)

    У вас на столах лежат карточки с различными жизненными ситуациями. Внимательно прочитайте  и ответьте на следующие вопросы:

    1) Согласны вы или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то в чем именно согласны – не согласны, ответ обоснуйте.

    2) Как бы вы поступили в данных ситуациях.

    Ситуация № 1 – «Интервью с подростками»

    «Я всегда пью пиво с друзьями, когда мы идем в кино или просто тусуемся. А что здесь такого?» – с вызовом говорит 15-летний Денис, с которым мы познакомились рядом с торговым центром в Сокольниках. «Без банки коктейля или пива здесь делать нечего», – добавляет его подружка Соня 14 лет. К нашему разговору присоединяется Данила, ему почти 15: «Пьем, чтобы поднять настроение, расслабиться… Ничего страшного в этом нет, мы же не алкоголики какие-то…»

    Ситуация № 2 – «Реальная история реальной жизни»

    «В небольшом городе, в одной внешне благополучной семье жил подросток, которого звали Вася. Он был единственным ребенком в семье. После 9 класса поступил в колледж, где у него появились новые друзья. Родители много работали и поэтому приходили домой поздно вечером. Спрашивали у сына: «Как дела?», а затем смотрели телевизор, т.к. очень уставали на работе. Бабушка с дедушкой жили вместе с ними, они нигде не работали, но, к сожалению, очень много времени проводили в поликлинике и больнице, т.к. часто болели.

    Васе было скучно дома, и он искал понимание и общение во дворе и на улице. Многие ребят а, с которыми он общался, употребляли спиртные напитки, курили, некоторые попробовали уже и наркотики. Вася тоже быстро приобщился к курению сигарет, т.к. боялся, что потеряет этих друзей и останется один. Он стал хуже учиться, появились опоздания и пропуски уроков в школе.»

    Ситуация № 3 – «Откуда все пошло и к чему это все привело…»

    Это началось в 1994 году, когда я в школе попробовал марихуану. Просто предложили способ поднять настроение, и я согласился, и так веселились пару лет, периодически принимая «легкий» наркотик. Потом в городе открыли первый клуб по английскому проекту. Шикарное по тем временам заведение и там появились в продаже «легкие» наркотики экстази и амфетамин, которые мы принимали строго по субботам, а в остальное время вроде бы я продолжал заниматься спортом, в то время я был кандидатом в мастера спорта по силовому троеборью и я заметил, что мои результаты поначалу восстанавливались к концу недели, но, по сути, я топтался на месте. А потом они начали падать, и я решил не заниматься спортом и начал принимать амфетамин чаще, когда три когда четыре раза в неделю и вроде бы ничего, но в какой - то момент я начал чувствовать депрессию и утратил цель в жизни, т.е. я вдруг осознал что мне некуда стремиться. Однажды после дискотеки, когда действие амфетамина прошло и началась уже привычная депрессия при которой ты чувствуешь себя отвратительно и не можешь заснуть или как то отвлечься, ко мне подошел знакомый парень и предложил «занюхать» порошок под названием героин и сказал: «Очень помогает после кислоты! занюхай и иди домой, ложись спать и проснешься как огурчик». Так прошло несколько недель когда я понял что героин не плох не только для того чтобы употреблять его после кислоты но и сам по себе и тогда я начал употреблять героин на котором «сидел» плотно через месяц. А потом пошли перебои с героином в нашем маленьком городке и мне предложили уколоться «ханкой» (опий-сырец), так я подсел на иглу, а когда героин вновь появился, то я его уже не стал нюхать, ведь по вене лучше! Ну а потом начался полный распад жизни, с техникума выгнали, осудили (дали условно 1 год), потом посадили (4,6 г), потом еще раз (2г), в перерывах между сроками кололся, когда седел кололся реже. Таким образом, это описание моей жизни длиной в 11 лет из него видно, откуда все пошло и к чему это все привело.

    Валерий Ж. 32 года

    По окончанию работы представители от группы выступают с результатами.

    3 задание – формулировка правил безопасного поведения в окружающей среде (15 минут + 8 минут на выступление групп и обсуждение)

    У вас на столах лежат листы формата А3 и фломастеры, вам необходимо сформулировать и оформить на листах правила безопасного поведения в окружающей среде. Форма представления может быть любой на ваш выбор:  в виде текста, рисунков, таблицы, схемы и т.д. и т.п.

    Рефлексия (12 мин.)

    Учитель: Предлагаю подвести итоги нашего занятия, у Вас на столах лежат карточки со смайликами, выберите тот, который отражает ваше настроение в ходе урока и прикрепите его на плакат, расположенный на доске.

    Учащимся раздаются карточки

      


    Также нам необходимо оценить результаты вашей работы в ходе выполнения заданий. Возьмите пожалуйста таблички из трех колонок. Поставьте сами себе оценку за работу на уроке и передайте командирам группы. Командиры выставляют свои оценки каждому участнику. А затем сдают таблички мне. Я проанализирую их, выставлю свою оценку каждому, а итоговая оценка будет получена путем выведения средней из 3-х имеющихся. Их я сообщу Вам на следующем занятии.

    Моя оценка за урок

    Оценка командира группы за урок

    Оценка учителя за урок

    Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаю Вам сделать презентацию на обобщенную тему «Я и мое здоровье», не ограничивая Вас по ее оформлению и содержанию, с единственным ограничением не менее 7 и не более 15 слайдов. В нее могут быть включены стихи, истории из жизни, фотографии, а также любые материалы, касающиеся вашего здоровья и вашего отношения к своему здоровью.

    Спасибо всем за творческую и плодотворную работу!!!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.

    Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим.          Материал курса разделен на дв...

    Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"

    Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

    Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

    Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

    Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

    познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

    ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

    : познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

    Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

    Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...