Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс
календарно-тематическое планирование по обж (6 класс) по теме

Шабалина Елена Вильямовна

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведе¬ние практических работ - 7 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
6 класс

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 7 часов.

Учебно-методический комплект включает в себя:

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9ьклассы.

Под редакцией вице - президент РПО А.А. Кузнецов, академик – секретарь Отделения общего образования РАО М.В. Рыжаков, член корреспондент РАО А.М. Кондаков.

Москва, Просвещение 2011 (Стандарт второго поколения)

Учебник, учебное пособие

Основы безопасности жизнедеятельности : 6 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2006.

Рабочая тетрадь для обучающихся

Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : тетрадь с печатной основой для учащихся 6 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005

Дидактический  материал

Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности : 5-9 кл. [Текст] / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 2006.

Методическое  пособие с поурочными разработками

Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 6 класс [Текст] : к учебнику М. П. Фролова, Е. Н. Литвинова, А. Т. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева /А. Г. Малов-Гра. - М. : ACT : Астрель, 2008.

Т.А.Мелихова ««Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» развернутое тематическое планирование по учебникам под редакцией Ю.Л.Воробъева

Список  используемой литературы

  1. ОБЖ 5-6 класс методическое пособие 2001г.
  2. Тематические игры по ОБЖ 2003. Москва
  3. Программа по ОБЖ 2001г. Москва «Просвещение»
  4. Модульный курс профилактики курения –2004г.
  5. ОБЖ –1992г.
  6. Теоретические начала безопасности. 1993г.
  7. Методические рекомендации по курсу ОБЖ-1992г.-
  8. Оценка качества по ОБЖ Дрофа 2001г. для 5-9 классов
  9. Куда и как исчезли тройки В.Ф. Шаталов 1979г.
  10. ОБЖ по ПДД-202г.
  11. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками – конкурсы-2003г.
  12. Первая медицинская помощь при ЧС 2003г. Москва
  13. Основы медицинских знаний 1995г. 10 шт
  14. Доврачебная помощь при травмах-1998г. Минск
  15. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь – 1999г.
  16. Медико-санитарная подготовка учащихся-1983г
  17. Пожарная безопасность 5-11 классы Волгоград
  18. Методические рекомендации по профилактике пожарной безопасности
  19. Гражданский противогаз 1976г.
  20. 2. Гражданская оборона в образовательной школе.Н.С. Витренко Энергоатом издат –
  21. Средства защиты органов дыхания-2004г.Москва
  22. Эксплуатация защитных сооружений гражданской обороны –202 Москва
  23. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и ЧС – 2005г. Москва
  24. Типовые положения основных структур РСЧС и ГО объектового звена. Функциональные обязанности по ГО и ЧС работников объекта –2003г.
  25. ЧС краткая характеристика и классификация-2003г.
  26. Радиационные загрязнения Дезактивация –2001г.
  27. Подготовка учащихся 5 класса к защите от оружия массового поражения –1988г. Москва «Просвещение»
  28. Документы по подготовке и проведению комплексных учений на объектах –2000г.
  29. Как планировать мероприятия по ГО иЧС-2004г.
  30. Правила безопасности для взрослых и детей Москва 2000г.
  31. Само спасение без снаряжения Г.С. Чеурин –2000г.

Инцеклопедия по ОБЖ 2001г.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Видеофильмы по основам медицинских знаний 

  1. Первая медицинская помощь при переломах
  2. Экстренная реанимационная помощь
  3. Это должен знать каждый
  4. Это должен знать каждый
  5. Первая помощь при кровотечениях
  6. Первая медицинская помощь
  7. Первая помощь при ожогах
  8. Остановка носового кровотечения
  9. Остановка кровотечения на кисти руки
  10. Служба Медицины катастроф
  11. Алкоголь
  12. Электронный справочник по народной медицине

Видеофильмы по ГО

  1. Правила поведения при молнии
  2. Правила поведения при торнадо
  3. Правила поведения при землетрясении
  4. Правила поведения при урагане
  5. Правила поведения при лавинах
  6. Правила поведения при вулканах
  7. Правила поведения при цунами
  8. Правила поведения при лесных пожарах
  9. Правила поведения при наводнениях
  10. Правила поведения при бурях
  11. Мультфильм Землетрясения
  12. Мультфильм ураганы
  13. Аварии на ХОО
  14. ЧС природного характера. Наводнения
  15. Основы радиационной безопасности
  16. Пожарная безопасности
  17. Сам себе МЧС
  18. Тревога в лесу
  19. Правила поведения в быту . Мультфильм Спасик и его друзья
  20. Правила поведения на природе . Мультфильм Спасик и его друзья
  21. Правила поведения при пожаре . Мультфильм Спасик и его друзья
  22. Вводный инструктаж по пожарной безопасности
  23. Огнетушители
  24. Пожарная безопасность в школе
  25. Электронная энциклопедия по действиям населения при ЧС под редакцией Воробьева

DVD  мультимедиа

  1. Мультимидийное учебное пособие по курсу ОБЖ 5 класс
  2. Библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ 5-11 класс
  3. Мультимидийное учебное пособие по куру Первая медицинская помощь
  4. Образовательные программы и стандарты

       по ОБЖ

  1. Основы безопасности в экстремальных ситуациях

Основы безопасности 1-4 клас

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде контрольных работ и тестирования.

Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс, и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего общего образования.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

  •  воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной  и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; бдительности по предотвращению актов терроризма;
  •  овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации и подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при  неотложных состояниях.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  •  умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  •  использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  •  участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  •  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  •  оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  •  умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  •  осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

В результате изучения курса 6 класса учащиеся должны:

 Знать:

  • Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;;
  • Способы безопасного поведения в природной среде; ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды, пищи, сооружение временного укрытия;

Уметь:

  • Соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях.

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  •  обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
  •  оказание первой медицинской помощи;
  •  основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях.

Программа

п/п

Раздел

Количество часов

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

24

1

Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее

3

2

Глава 2. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природе

1

3

Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природе

20

Раздел 2. Основы медицинских знаний

11

4

Глава 1. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях

11

35 ч

класс

Кол-во часов

Кол-во часов по четвертям

Контрольные работы

Практические работы

экология

1

2

3

4

1

2

3

4

год

1

2

3

4

год

1

2

3

4

год

9

7

10

9

1

2

1

1

5

1

7

8

1

1

2

4

проекты

Применение ИКТ

6

35

1

1

7

5

9

4

25

Тематическое планирование

Тема,

урока

содержание

урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Тип урока

Используемые ресурсы

формы текущего контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях

Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее -3ч

1

Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

Что такое опасность. Правила безопасного поведения человека в природной среде. Автономное существование человека в природной среде. Экстремальные ситуации. Действич людей, которые могут привести к экстремальной ситуации в природе

Знать: правила безопасного поведения человека в природной среде; о действиях людей, которые могут привести к экстремальной ситуации в природе

Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальный опрос

№1

2

Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в опасную или экстремальную ситуацию факторы

Подготовка  к выходу на природу. Какие факторы следует учитывать готовясь к выходу на природу. Что нужно знать и уметь, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. Определение необходимого снаряжения для похода

Знать: правила подготовки к выходу на природу

Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Комбинированный

Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№2

Составить свой НАЗ

3

Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией, и действия по их преодолению.

Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией. Страх. Переутомление. Уныние. Боль. Жара. Жажда. Голод.

Знать: , мешающие справиться с экстремальной ситуацией

комбинированный

Индивидуальный опрос

№3,4

Глава 2. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природе -1ч

4

Особенности акклиматизации в различных климатических условиях и правила успешной акклиматизации

Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Общие понятия и определения акклиматизации. Акклиматизацию к условиям жаркого климата, горной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.

Знать: об особенностях акклиматизации.

Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности

Комбинированный

Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№5,6

Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природе - 20ч

5

Если человек отстал от группы или заблудился в лесу

Правила поведения при ситуации отстал от группы, заблудился в лесу или

Знать: правила поведения при экстремальной ситуации

Комбинированный

Демонстрационный материал

Работа по карточкам

№7,8

Составить инструкция «Заблудился в лесу»

6

Авария транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия.

Алгоритм действия при аварии транспортного средства в безлюдной местности. В каких случаях принимается решение уйти с места аварии, остаться на месте аварии

Знать: алгоритм действия при аварии транспортного средства

Комбинированный

Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№9,10

7

Контрольная работа по теме «Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

8

Ориентирование по компасу. Тактика ориентирования на местности

Способы ориентирования по компасу. Азимут. Движение по азимуту

Знать: способы ориентирования на местности.

Владеть навыками: ориентирование на местности по компасу

Комбинированный

Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№11

9

Ориентирование по компасу. Тактика ориентирования на местности

Способы ориентирования по компасу. Азимут. Движение по азимуту

Знать: способы ориентирования на местности.

Владеть навыками: ориентирование на местности по компасу

Комбинированный

Демонстрационный материал

Практическая работа. Ориентирование по компасу

№12

Определить истинный полдень

1 четверть

Всего: 9 часов

К.р.- 1   ИКТ – 7   Практ. работа - 1

10

Ориентирование по Солнцу и часам. По звездам и Луне.

Ориентирование на местности по Солнцу, по Солнцу и часам, по Луне и звездам

Знать:  правила ориентирования на местности по небесным телам

Владеть навыками:

Ориентирования на местности

Комбинированный

Демонстрационный материал

Решение задач

№12

Определить истинный полдень

11

Ориентирование по местным признакам  Как находить дорогу к жилью.

Ориентирование по местным признакам: деревьям и растениям, камням и лишайникам.

Знать:  правила ориентирования на по местным признакам

Владеть навыками:

Ориентирования на местности

Комбинированный

Демонстрационный материал

Тест

№13,14

12

Контрольная работа по теме «Ориентирование»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

13

Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне. Убежища в пустыне.

Выбор места для строительства укрытия. Сооружение временного укрытия из подручных  средств.

Знать: правила сооружения временных укрытий  из подручных материалов.

Комбинированный

Демонстрационный материал

Работа по карточкам

№15.1,15.2,15.4

14

Устройство временных укрытий. Убежища зимой.

Виды зимних укрытий.

Знать: правила сооружения временных укрытий  из подручных материалов.

Комбинированный

Демонстрационный материал

Работа по карточкам

№15.3

15

Промежуточный контроль

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

16

Разведение костра с помощью спичек.

Место для костра. Разжигание костра. Типы и виды костров.

Знать: правила разведения костра. Технику безопасности при разжигание костра

Комбинированный

Демонстрационный материал

Работа по карточкам

№16

2 четверть

Всего: 7 часов

К.р.- 2    ИКТ - 5

17

Способы добывания огня. Разведение костра без спичек.

Знать: правила разведения костра. Технику безопасности при разжигание костра

Комбинированный

Демонстрационный материал

Работа по карточкам

№16

18

Обеспечение бытовых потребностей. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью

Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление ножа, ложки, кастрюли.

Знать: как изготовить кастрюлю

Комбинированный

Индивидуальный опрос

№17,20

19

Обеспечение водой

Как  преодолеть недостаток воды. Поиск и добывание воды. Очистка и обеззараживание воды

Знать: способы добывания воды

Комбинированный Демонстрационный материал

Решение задач

№18

20

Организация питания в экстремальных ситуациях. Съедобные растения и животные.

Общие принципы организации питания в условиях автономного существования. Растительная пища. Нетрадиционные виды пищи. Добывания пищи охотой и рыбной ловлей. Некоторые рецепты походных блюд.

Знать принципы организации питания; способы добывания и приготовления пищи в природных условиях.

Уметь: определять съедобные растения, грибы

Комбинированный Демонстрационный материал

Решение задач

№19

21

Правила поведения при встрече с дикими животными

Как вести себя вести себя при встречи с животными

Знать: о возможных опасностях в пути и мерах по их предупреждению

Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность

Комбинированный

Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№21.1

22

Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам.

Опасности при переправах через реки, передвижение по болотам.

Знать: о возможных опасностях в пути и мерах по их предупреждению

Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность

Комбинированный Демонстрационный материал

Решение задач

№21.2

23

Опасности в горах

Опасности при движении в горах. Как уберечься от поражения молнией.

Знать: о возможных опасностях в пути и мерах по их предупреждению

Комбинированный Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№21.3

24

Контрольная работа по теме «Возможные опасности в пути и меры их предупреждения»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Раздел 2. Основы медицинских знаний

Глава 1. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях -11ч.

25

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.

Знать: общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.

Комбинированный Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№1.2

26

Аптечка, природные лекарственные средства

Лекарственные свойства растений. Состав аптечки

Знать: лекарственные препараты, их назначение

Комбинированный Демонстрационный материал

Индивидуальный опрос

№1.3

3 четверть

Всего: 10 часов

К.Р. - 1      ИКТ -9

27

Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги.

Предупреждение образования потертостей и мозолей, оказание первой помощи. Первая помощь при ссадинах и порезах.

Знать: правила оказания первой медицинской помощи 

Урок комплексного применения ЗУН

Практическая работа

№1.4

28

Ушибы, растяжение и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин.

Признаки ушиба. Перелома, вывиха. Первая помощь.

Знать: правила оказания первой медицинской помощи

Урок комплексного применения ЗУН

Практическая работа

№1.5

29

Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. Отравления.

Первая помощь при укусах членистоногих. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях.

Знать: правила оказания первой медицинской помощи

Урок комплексного применения ЗУН

Практическая работа

№1.6

30

Первая помощь утопающему.

Основные приемы оживления - реанимация

Первая помощь  терпящим бедствие на воде.

Знать: правила оказания первой медицинской помощи

Урок комплексного применения ЗУН

Практическая работа

№1.7

31

Итоговый контроль

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

32

Тепловые и солнечные удары, обморожения

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Знать: правила оказания первой медицинской помощи

Урок комплексного применения ЗУН

Практическая работа

№1.8

33

Поражения молнией.

Оказание первой медицинской помощи при поражении молнией.

Знать: правила оказания первой медицинской помощи

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальный опрос

№1.9

34

Заболевание глаз. Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа.

Удаление инородных тел из глаза, уха, носа.

Знать: правила оказания первой медицинской помощи

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальный опрос

№10

35

Переноска пострадавшего без носилок.

Способы переноски пострадавшего без носилок;

Знать: правила оказания первой медицинской помощи

Урок комплексного применения ЗУН

Практическая работа

№11,12

4 четверть

Всего: 9 часов

К.р.- 1          ИКТ – 4   пр.раб - 6

Год

Всего: 35 часов

К.р.- 5           ИКТ – 25   пр.раб - 7



п/п

8-9

10

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс

Рабочие программы разработаны на основе Примерной программы основного общего образо¬вания по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарт...

Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 7 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта...

Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образо­вания по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонен­том государственного с...

Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образо­вания по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонен­том государственного с...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся  5-х  классов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Дмит...

Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса по ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЯрковская средняя общеобразовательная школа им.Романова К.Г.СОГЛАСОВАНОна заседании                  ...

Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса по ФГОС

№п/п ТемаДеятельностьучащихсяОсновные понятия Предметные Метапредметные ЛичностныеД/з1.Экстремальные ситуации в природеЗнакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстрацийЭкстрема...