урок-исследование по ОБЖ "Инфекционное заболевание. Грипп".
план-конспект урока по обж (9 класс) по теме

Шейко Татьяна Юрьевна

В данной работе содержится конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issl_gripp.docx36.12 КБ
Файл gripp_1_sotsiolog_issled.pptx754.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инфекционное заболевание. Грипп».

Урок  основы безопасности жизнедеятельности  в 9 классе.

Аннотация: Данная разработка урока основ безопасности жизнедеятельности предполагает проведение исследования обучающимися 9 класса. Работа предполагает деление класса на группы в соответствии с уровнем интеллектуального  развития обучающихся, их потребностями и желаниями. Для успешного проведения исследования было необходимо собрать информацию, которая поможет “дойти до самой сути”, разобраться в основных симптомах, механизме передачи и способах профилактики заболевания. Для этого за две-три недели до урока обучающиеся получают опережающее домашнее задание:

  1. Исследовать материалы о заболевании, эпидемию которого ожидают каждый год.
  2. Классифицировать выписки.
  3. Проанализировать и обобщить материал о средствах профилактики, закаливания и выздоровления.
  4. Сделать выводы.

Класс делится на группы:

  1. Группа «социологического исследования»  готовит материал о заболевании.
  2. Группа «закаливания и профилактического массажа»  готовит материал о методах закаливания и специальных упражнениях.
  3. Группа «профилактики и выздоровления»  обобщает профилактические средства против гриппа и правила выздоровления.
  4.       Урок сопровождается мультимедийными презентациями, содержащими исследование обучающихся, их выводы.

     Основная задача, стоящая перед учителем, идущим на урок, - формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации; способствовать воспитанию ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности.

        На уроке используются элементы интегрированного урока (основы безопасности жизнедеятельности + другие предметы) позволяют развивать потенциал обучающихся, приобщать к новому типу мышления. А проекты – презентации - это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые компетенции:

  •  коммуникативная,
  • информационная,
  • исследовательская.

 Проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного.

   Урок отличается от традиционной формы проведения, обучающиеся становятся непосредственными его участниками, а не просто слушателями.

Актуальность: Урок может быть полезен преподавателям основ безопасности жизнедеятельности, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.

Цели: 
1. Образовательная:

  • дать представление об опасном инфекционном заболевании, распространяющимся воздушно-капельным путем – гриппе, его основных симптомах, механизмах передачи и способах профилактики.

2. Воспитательная:

  • воспитывать нравственно-этические   качества личности;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к личному здоровью и здоровью своих близких;
  • способствовать развитию у обучающихся потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

3. Развивающая:

  • развивать  логическое мышление, творческие и  коммуникативные способности (работа в группах);
  • делать выводы, анализировать и обобщать материал, используя  несколько информационных источников;
  • формировать навыки исследовательской работы в области безопасности жизнедеятельности

    Тип урока: комбинированный метапредметный урок:  урок углубленной работы над данной проблемой, урок демонстрация полученных знаний, урок – исследование.

Метапредметность: 
      Если обучающийся получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию.

   Методы обучения:  метод проблемного изложения, частично-поисковый,  творческий (исследовательский) метод.

        Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, книги с информацией по теме урока.

                   Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача,

который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ


Ход урока.

  1. Организационный момент. 

   Приветствие, психологический настрой. Подготовка обучающихся к восприятию материала.

 

  1. Начало урока.  

       Направление исследования обучающимся  задает проблемный вопрос:

     Чем опасны инфекционные заболевания и каковы меры профилактики?

  1. Целеполагание:

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с темой «Инфекционные заболевания», давайте вспомним, что называют  инфекционным заболеванием?

Ответы  обучающихся.

У: Большинству инфекционных заболеваний  свойственна цикличность развития. Какие бывают периоды развития болезней?

 Ответы  обучающихся.

У: Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большей степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят. Вот это мы с вами и разберем сегодня на уроке.  Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

О:  формирование знаний учащихся об инфекционном заболевании, передающемся воздушно-капельным путем, гриппе,  его основных симптомах, способах профилактики.

4.Постановка проблемы урока.

 - чем опасно инфекционное заболевание-грипп;

-каковы пути передачи инфекции;

- меры профилактики гриппа;

- правила для быстрейшего выздоровления.

  1. Работа в группах. Результаты самостоятельного исследования.

Выступление 1 группы   «социологического исследования». 

(Выступление   сопровождается презентацией)

Учитель:  1 группа наших ребят работала над социологическим исследованием, они познакомят нас с результатами своего исследования                   Обучающиеся: В результате социологического опроса мы опросили 20 человек. Вот вопросы, на которые предлагалось ответить:

-Знаете ли вы, что такое грипп?

-Чем опасно это заболевание?

-Болели ли вы гриппом? Сколько раз?

-Обращались ли вы к врачу?

-Делаете ли вы прививку от гриппа?

-Считаете ли вы ее необходимой? (поясните)

-Принимаете ли вы профилактические средства для защиты от гриппа?

(если да,  какие?)

-Есть ли у вас свой проверенный способ защиты от гриппа? (какой?)

-Пользуетесь ли вы народными средствами для лечения гриппа? (какими?)

-Как вы считаете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?

Обобщив весь собранный материал, можно сказать, все 100% опрошенных знают, что грипп- это инфекционное заболевание, но, примерно половина, перечисляя симптомы гриппа, называли симптомы острого респираторного заболевания.

-Все знают, что грипп опасен осложнениями, но только 7% назвали какими именно.

-90% опрошенных переболели этим заболеванием.

-Во время заболевания только 46% отвечающих обратились за помощью к врачу.

-70% всех отвечающих не считают необходимым делать прививку от гриппа.

-Практически все опрошенные знают о том, что существуют и другие профилактические средства против гриппа, но применяют их только половина отвечающих.

-44% людей имеют свой проверенный способ защиты от гриппа, но на вопрос какой именно, ответ дали не все.

-51% опрошенных пользуются народными средствами лечения гриппа.

-В результате опроса, проведенного среди учителей, родителей и  учащихся 9 класса нашей школы стало понятно, что опрошенные недостаточно владеют информацией об этом заболевании.  

Ребята хорошо справились со своим этапом проекта, мы действительно увидели с вами всю актуальность рассматриваемого вопроса.

     После услышанной информации я думаю, первое, что мы должны сделать, это выяснить, чем же опасно это заболевание? Конечно, рассмотрим мы на уроке и меры профилактики. Но мне бы хотелось, чтобы информация, полученная сегодня вами, была оформлена в таблицу в тетрадь.

Признаки болезни

Источники инфекции

Пути передачи

инфекции

Продолжитель-

ность

болезни

Меры профи-

лактики и

защиты

Меры в отношении больных

Меры в отношении лиц, контактирующих с больными

Грипп

     

Выступление 2 группы  - «закаливания и профилактического массажа»   (Выступление   сопровождается презентацией).

У:   Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара.

    Симптомы гриппа.   Грипп - острое высоко контагиозное заболевание, которое отличается резким  токсикозом,  умеренными катаральными явлениями с наиболее интенсивным поражением трахеи и  крупных бронхов. Клиника гриппа и острых респираторных заболеваний, вызываемых различными вирусами, из-за сочетания общетоксических симптомов и поражения дыхательных путей, имеет много сходных черт.

        Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь- воздушно-капельный. Также возможен бытовой путь передачи, например, через предметы обихода.

       Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней. Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из 4-х форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая и гипертоксическая.  Симптомы и их сила зависят от тяжести заболевания.

      При лечении обязательно наблюдение у врача. Госпитализацию проводят по жизненным и эпидеологическим показаниям. В течение всего лихорадочного периода больной должен соблюдать постельный режим, рекомендуется молочно-растительная диета, обогащенная витаминами.

О:  Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого  от всех болезней . Человек- сам творец своего здоровья. Ведь издавна известно, что на 50-70% на наше здоровье оказывает наш образ жизни. Прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию, сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым к разным вирусам.

   Существуют даже специальные упражнения для профилактики простудных заболеваний и осложнений гриппа и  мы научим вас выполнять эти упражнения:

-Поглаживание и растирание кожи лба (10-15 раз)

-Интенсивное быстрое поглаживание и растирание крыльев носа и кожи по краям от них (10-15 раз)- профилактика гайморита

-Массаж кожи за ушными раковинами в течение 1 минуты- профилактика отита

-Массаж неба языком (10 движений) и сильное высовывание языка (2-3 раза)- профилактика ангины

  Упражнения для улучшения носового дыхания:

Дыхание через нос более физиологично, чем ртом, поскольку воздух, проходя через полость носа, согревается, увлажняется и очищается.

-Плотно закрыть рот, прижать одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через вторую ноздрю, затем также через правую.

-Вдох через одну ноздрю (вторая прижата), выдох- через другую (первая прижата).

-Медленный вдох ртом, сильный выдох через нос.

-Рот закрыт, длинный выдох через нос, на выдохе медленно произнести звук «м-м-м»

Выступление 3 группы –  «профилактики и выздоровления»

(Выступление   сопровождается презентацией.).

У:   Ежегодно гриппом заболевают более 500 млн. человек, а значит избежать попадания в поле действия опасного вируса крайне сложно. А поэтому  в процессе работы над проектом и в результате анализа социологического исследования мы увидели необходимость проанализировать и обобщить материал о  средствах профилактики гриппа, которые у нас всегда под рукой и с которыми вы знакомы с детства.

О:   Хотите защититься от напасти? Тогда не ленитесь в сезон вспышки

гриппа каждый день выполнять простые советы:

1. Почаще открывайте форточку в собственной квартире. Возьмите за правило перед сном хотя бы на 15-30 минут выходить на свежий воздух.

2.  Имейте в виду: заболевание может «прицепиться» к вам не только через поцелуй или «чих» больного гриппом человека, но и через грязные руки. Поэтому мойте их как можно чаще! Во избежание самозаражения пользуйтесь не носовым платком, а одноразовыми бумажными платками.

3.  Принимайте поливитаминные препараты, содержащие витамины А и С. Они сделают непроницаемыми для инфекции слизистые оболочки, принимающие на себя основной удар.

4.  Не переохлаждайтесь, одевайтесь по погоде, которая осенью коварна. Перед выходом на улицу смажьте слизистую носа оксолиновой мазью, закапайте в каждый носовой ход по 3 капли интерферона или свежевыжатого сока грейпфрута. Выходя из дома, положите за щеку ломтик лимона и, перекладывая его из стороны в сторону, подержите во рту 10-15 минут. Находясь в транспорте, старайтесь прикрыть рот и нос чистым носовым платком, в крайнем случае - шарфом.

5.   Избегайте людных мест, где легко подцепить возбудителя инфекции.

6.  В школе   и дома чаще проветривайте помещение. Придя с улицы, промойте нос соляным раствором или водой с небольшим количеством сока лимона.

Вечером подышите целебными ароматическими парами, которые обладают противовоспалительным и антибактериальным действием. В кипящую воду добавьте немного соли, эвкалиптового (лавандового, гвоздичного) масла. Осторожно вылейте в глубокую миску и подышите над ней.

7. Перед сном приготовьте антипростудный чай. Смешайте в равных пропорциях сухие листья черной смородины, мяты, липового цвета. 1 стол. ложку смеси заварите стаканом кипятка, настаивайте 5-10 минут. Выпейте маленьким глоточками с 1 чайной  ложкой гречишного меда.

8.  Особое внимание в период инфекций гриппа следует уделить питанию. Меню должно включать овощи и фрукты. Регулярно ешьте квашеную капусту, грейпфруты, клюкву, черную смородину.

 В профилактике важны витамины, особенно витамин С. Апельсины, лимоны, мандарины доступны и осенью, и зимой. Можно заменить их натуральными соками.

Будем есть лук и чеснок или вдыхать их ароматы.

Полезны натуральные кисломолочные продукты (кефир, ряженка, йогурт и др.)

 Используйте отвары липы, лаванды, розмарина, черной бузины, шалфея. Они дезинфицируют горло и дыхательные пути. Укрепить здоровье можно с помощью имбиря и прополиса. Кусочек последнего просто кладите под язык.

6. Рефлексия.

-  Что вам удалось в этой работе?

-Что было самым сложным для вас?

- Над чем следует еще поработать?

- Что для этого требуется? (Ориентация на домашнее задание)

7.Завершение урока.

Приёмы: положительная установка на дальнейшее учение, похвала, оценка учителя.

 Подведение итогов.

Для подведения итогов урока обучающиеся заполняют листы самооценивания. (Приложение 1). Такой подход к комментированию работы в группе помогает правильно оценить своё вклад в процесс групповой работы, наметить следующие перспективы в коллективной деятельности.

8. Домашнее задание:

Закончить заполнение таблицы по теме урока.

Приложение1.

Форма самооценивания.

Имя: ______________________________________ Дата: _____________

Класс _______ Вид деятельности: ________________________________

Как часто в группе ты делал следующее? Обведи слово, которое наиболее точно описывает  твой уровень участия и сотрудничества.

1. Я задавал вопросы для получения информации или уточнения.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

2. Я высказывал свое мнение.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

3. Я выслушивал точку зрения других учеников моей группы.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

4. Я комментировал высказывания других учеников моей группы.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

5. Я привлекал других учеников моей группы к участию в обсуждении.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

6. Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

7. В работе группы мне больше всего понравилось:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Самым трудным в работе этой группы было:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. Моя цель на следующую групповую работу.

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРИПП . ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ социологическое исследование

Слайд 2

С оциологический опрос. вопросы, на которые предлагалось ответить: - Знаете ли вы, что такое грипп? -Чем опасно это заболевание? -Болели ли вы гриппом? Сколько раз? -Обращались ли вы к врачу? -Делаете ли вы прививку от гриппа? -Считаете ли вы ее необходимой? (поясните) -Принимаете ли вы профилактические средства для защиты от гриппа? (если да, какие?) -Есть ли у вас свой проверенный способ защиты от гриппа? (какой?) -Пользуетесь ли вы народными средствами для лечения гриппа? (какими?) -Как вы считаете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом

Слайд 3

100% опрошенных знают, что грипп- это инфекционное заболевание, но, примерно половина, перечисляя симптомы гриппа, называли симптомы острого респираторного заболевания. -Все знают, что грипп опасен осложнениями, но только 7% назвали какими именно. -90% опрошенных переболели этим заболеванием. -Во время заболевания только 46% отвечающих обратились за помощью к врачу. -70% всех отвечающих не считают необходимым делать прививку от гриппа. -Практически все опрошенные знают о том, что существуют и другие профилактические средства против гриппа, но применяют их только половина отвечающих. -44% людей имеют свой проверенный способ защиты от гриппа, но на вопрос какой именно, ответ дали не все. -51% опрошенных пользуются народными средствами лечения гриппа. -В результате опроса, проведенного среди учителей, родителей и учащихся 9 класса нашей школы стало понятно, что опрошенные недостаточно владеют информацией об этом заболевании.

Слайд 4

После услышанной информации мы должны выяснить , чем же опасно это заболевание? Р ассмотрим мы и меры профилактики. И информацию, полученную сегодня вами, оформим в таблицу. Признаки болезни Источники инфекции Пути передачи инфекции Продолжитель - ность болезни Меры профи- лактики и защиты Меры в отношении больных Меры в отношении лиц, контактирующих с больными Грипп

Слайд 5

Не болейте !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Памятки для родителей по профилактике заболеваний "Грипп", "ОРВИ", "Педикулёз"

Памятки для родителей по профилактике заболеваний "Грипп", "ОРВИ", "Педикулёз"...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...

Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»

Урок-исследованиеТема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»...