Главные вкладки

    Методическая разработка по ОБЖ (6 класс) по теме:
    Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»

    Саенко Александр Фёдорович

    Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении мероприятий по темам "Автономное выживание", "Туризм" в качестве наполнения соответствующего этапа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по проведению практических занятий

    по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

    и внеклассной работе по направлению

    «Туризм и краеведение»

    Раздел:  «Автономное выживание в природной среде» 

    Тема: «Ориентирование»

             Составил:

            Преподаватель-организатор ОБЖ  ГБОУ СОШ № 140

            Красногвардейского района,         

            Педагог дополнительного образования,

            руководитель секции туризма         

            ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»

      Саенко Александр Фёдорович

    г. Санкт-Петербург

    2013 г.

            «Ориентироваться - опознать местность, страны света, найтись, оглядеться, опомниться, ознакомиться, освоиться с местом, предметами, положеньем и отношениями своими, найти, по приметам, положенье знакомых мест вкруг себя»  (словарь В. И. Даля).

            «Ориентироваться - определить (определять) свое положение в пространстве, в окружающем, в обстоятельствах»  (словарь Д. Н. Ушакова).

            Каждый человек должен уметь ориентироваться. Без этого умения трудно прожить даже в городе. Приехав в незнакомый район или на незнакомую улицу, человек инстинктивно оглядывается, стараясь запомнить окружающую обстановку, расположение улиц, приметных или необычных домов, магазинов, остановок транспорта; даже придя в незнакомую квартиру, человеку необходимо оглядеться, запомнить расположение комнат, вещей, предметов.

            Тем более это умение необходимо, когда человек целенаправленно (в походе, экспедиции) или неожиданно (заблудился, отстал от группы, увезён в незнакомый район или потерпел аварию в неизвестном месте) оказался в незнакомой местности. В этих случаях его выживание зависит от умения определить направление движения, пути выхода к дороге, реке, линии электропередач, трубопроводу, посёлку, то есть к местам, где можно встретить людей.

            Хорошо, если у вас есть компас. Ещё лучше, если есть и карта данной местности. Однако это бывает только тогда, когда вы заранее планируете поход по этой местности. В остальных случаях у вас вероятнее всего нет ни карты, ни компаса. Как же сориентироваться, определить стороны света и направление движения?

            Когда нет компаса, определить приблизительно стороны света можно по приметам. Эти способы неплохо описаны в учебниках ОБЖ. Но точность этих способов невелика.

            Более точно определить стороны света можно при помощи часов. В учебниках ОБЖ этот способ описан, но авторы не учли особенности исчисления времени в разных регионах. Авторы учебников предлагают делить пополам угол между часовой стрелкой и цифрой «12» – в зимнее время, цифрой «1» – в летнее время (М. П. Фролов и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й кл. Издательство АСТ; А. Г. Маслов и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й кл. Дрофа).

            На самом деле в связи с многочисленными и неоднократными (01.07.1917г, 22.12.1917г, 16.06.1930г, 24.10.1980г, 04.02.1991г, 23.10.1991г, 08.01.1992г, 27.03.2011г.)   декретами и постановлениями об исчислении времени на территории РСФСР, СССР, Российской Федерации, причём с исключениями для некоторых субъектов федерации и часовых поясов, фактическое время во многих регионах России опережает поясное уже на два часа. Таким образом, на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга полдень, когда солнце находится на юге, то есть его азимут составляет 1800, в настоящее время наступает в 14 00. А переход на зимнее время с осени 2011 года вообще отменён Указом президента.

            Кроме того, публикуя рисунок, поясняющий определение сторон света с помощью часов, авторы не учитывают время суток. Но в верхних широтах летом солнце всходит рано и заходит поздно, поэтому расположению часовой стрелки на цифре «четыре» (как в учебнике М. П. Фролова и др.) или на цифре «три» (как в учебнике А. Г. Маслова) могут соответствовать как утреннее, так и послеполуденное время. И тогда полюса меняются местами. Логично было бы представить два рисунка с пояснениями: один – для дополуденного периода, другой – для послеполуденного.

    1. Определение сторон света с помощью часов

    Для этого подойдут любые часы – механические со стрелочным циферблатом, или электронные, или часы на мобильном телефоне. Если часы со стрелками – наша работа немного упрощается, если электронные – не беда, нарисуем на чём угодно циферблат, хотя бы на песке или на ладони. Главное – правильно расположить часовую стрелку и цифры.

    Пример 1.

            Допустим, сейчас семь часов утра. Направим часовую стрелку на солнце. Поскольку сейчас утро, солнце ещё идёт к своему зениту, «догоняет» юг, поэтому поделим пополам путь, который солнце должно пройти до полудня, до 14ОО, то есть угол между часовой стрелкой и цифрой «2».  Юг у нас будет справа от солнца, север – слева.

    Рисунок 1

    Пример 2.

            Теперь рассмотрим другой пример. Время – 19ОО, т.е. семь часов вечера. Положение часовой стрелки такое же, на цифре «7». Но солнце уже прошло зенит, поэтому делить будем уже пройденный путь от полудня (14ОО) до 19ОО, то есть угол от цифры «2» до часовой стрелки.

    Рисунок 2

    И  юг  теперь будет слева от солнца, а север – справа. Остаётся только определить стороны света «Восток» и «Запад».

    Определение времени с помощью компаса

            Спеша на работу, на вокзал, в школу, на встречу с друзьями, на автобус и т. п, когда нельзя опаздывать, человек должен уметь ориентироваться во времени. Для определения времени служат часы.  Сейчас не встретишь человека, у которого нет часов. Но бывают ситуации, когда человек остаётся без часов: забыл дома, остановились, сломались, потерялись, сел аккумулятор или батарейка. Не страшно, если вы находитесь в населённом месте: можно спросить у прохожих,  в учреждении, у водителей. Но если вы в лесу, в горах, в степи, и спросить не у кого? Как же быть в этом случае, как определить время?

            Можно определить время по приметам, по растениям. Но это очень неточно. Гораздо точнее можно определить время, если есть компас.

    Пример 3.

            Направим линейку компаса на солнце. Повернём картушку компаса так, чтобы деление «N» на картушке и стрелка «N» совместились. Определим азимут солнца. В нашем примере азимут солнца равен 60О.

    Нам известно, что в полдень,

    в 14ОО, солнце находится на юге,

    его азимут в это время - 180О.

    За 1 час солнце «проходит» по

    небосводу 15О  (360О : 24 час).

    Находим, сколько градусов

    солнцу «идти» до 180О:

    180О - 60О = 120О

    Находим, за какое время солнце

    «пройдёт» этот путь:                                                                                       Рисунок 3

    120О : 15 О/час = 8 часов.                                                                                    

    Значит, до 14ОО солнцу «идти» ещё 8 часов. Таким образом, сейчас 14ОО  – 8 ОО = 6 часов.

    Примечание:

    Если азимут солнца больше 180О, то найденное время нужно прибавить к 14ОО.

    Пример 4.

    Азимут солнца равен 240О.  Находим,

    сколько градусов солнце «прошло» после

    полудня:  240О  - 180О =  60О.

    Находим, за какое время солнце

    «прошло» эти 60О:

    60О : 15 О/час = 4 часа.

    Значит, время для этого

    положения солнца будет

    14ОО + 4 = 18 часов.

                                                                                            Рисунок 4

    При объяснении этих примеров уместно пояснить учащимся, что таким же образом они решают задачи из курса физики на определение скорости, времени и пройденного расстояния, применяя формулу   V = s :  t.

            Для закрепления и проверки усвоения материала на уроках, а также на внеклассных мероприятиях целесообразно сделать несколько вариантов карточек.

    Образцы карточек

    1. Карточки для проверки знаний и умения определять время по компасу и стороны света по часам.

    Карточка состоит из двух частей. В левой части находится задание на определение времени. Ученик должен определить азимут солнца с помощью изображённого на карточке компаса, а затем время по найденному азимуту солнца.

    В правой части находится задание на определение сторон света по часам. На карточке указано время, изображены солнце и циферблат часов без нанесённых цифр и меток. Учащиеся должны нужным образом разместить часовую стрелку (для ускорения работы линия часовой стрелки нанесена на рисунок) и цифры на циферблате, а затем определить стороны света. Задания можно выполнять на карточках или в тетради.

     

    Задача № 19

    Определить время при данном положении солнца

    Определить стороны света при указанном времени и положении солнца.

    время 11 часов 00 минут

    Задача № 6

    Определить время при данном положении солнца

    Определить стороны света при указанном времени и положении солнца.

    время 19 часов 00 минут

    2. Карточки для проверки знаний и умения определять азимут на точечный ориентир по карте и компасу, а также расстояние по масштабу карты.

            Контрольная карточка представляет собой схематическую карту кольцевого маршрута (например, карту спортивной дистанции соревнований по ориентированию с заданным маршрутом, но без изображения рельефа) с указанным масштабом карты, изображением сориентированного по карте компаса и меридиональными линиями.

            Учащиеся должны выполнить два задания. Первое – определить расстояния между КП (контрольными пунктами) и общую протяжённость маршрута. Второе – определить азимуты на КП. Контрольные пункты отмечены красными кругами, начало и конец маршрута – красным треугольником.

    Карта № 3

    М 1:15000

            Карточки с этими и аналогичными заданиями можно использовать как в 6-х классах, так и в 10-х при изучении соответствующих разделов программы, а также при проведении школьных или кружковых соревнований и конкурсов. Для старших классов карточки можно усложнить, например, не делить циферблат часов на четыре квадранта, эту процедуру учащиеся должны выполнить самостоятельно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Менеджмент"

    Данные материалы предназначены для проведения практических занятий по дисциплине "Менеджмент"для специальности "Менеджмент".Помогают преподавателю формулировать и выполнять цели урока и проводить заня...

    Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

    Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

    Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

    Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия"

    Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия для студентов по специальности20.02.02 Защита в ...

    Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в соответствии с ФГОС среднего общего образования

    Рабочая программа учебного предмета — это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением на основе базисного учебного плана и п...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по теме «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ. РАБОТА В ПРОГРАММЕ MS EXCEL» по предмету «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

    Пособие содержит минимум теоретического материала, необходимого для практической работы: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копирования формул, ...

    Методические рекомендации по проведению урока по дисциплине «Основы безопасность жизнедеятельности» для специальностей технического профиля по теме: «Ордена и медали Российской империи»

    Методические рекомендации по проведению урока по дисциплине «Основы безопасность жизнедеятельности» для специальностей технического профиля по теме: «Ордена и медали Российской импер...