План-конспект интегрированного урока ОБЖ-технология
учебно-методический материал по обж (7 класс) по теме

Гуйван Игорь Васильевич

Интегрированный урок  "Приготовление обеда в походных условиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prigotovlenie_obeda_vpokhodnykh_usloviyakh_no_2.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект интегрированного урока Технология – ОБЖ

Тема: Приготовление обеда в походных условиях.

Цели:

Образовательные: познакомить с этапами подготовки  и проведения  туристического похода; научить правилам использования в пищу съедобных дикорастущих трав в, правилам разведения костра; способствовать формированию экономической и экологической грамотности учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и рациональному использованию продуктов питания.

Развивающие: развивать навыки самосохранения собственной жизни и здоровья в походе.

Тип урока: бинарный урок получения новых знаний.

Оборудование : презентация, проектор, компьютер, инструкционные карты «Типовое меню питания туриста в походе», доклады учащихся «Состав суточного рациона туриста», «Хранение, транспортировка и учет продуктов», «Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе», «Правила поведения на отдыхе», рюкзак с продуктами для похода, тетради, диск «Голоса птиц России»,

Межпредметные связи:

1.ОБЖ

2. Биология.

3. Литература.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.(1 мин), (слайд №1)

Запись темы урока в тетрадь.

       3.Изложение нового материала. (15 мин) , (слайд №2)

Баллада о весеннем ветре

Этой ночью на город упала весна,

И безмолвие снега сломала она,

Ворвалась в хоровод серых сумрачных дней,

Шумом вод и сверканьем рассветных огней.

А на зеркало луж и сплетенье ветвей,

На призывные блики воды и теней,

На поток, что осколки зимы унесет,

Теплый ветер спустился из синих высот.

Этот ветер принес шепот талой воды,

Запах вешних снегов и проталин следы.

Он касается лиц, он касается строк,

И рассветным огнем отвечает восток.

И мне кажется, ветер куда-то зовет,

`Отправляйся вперед, собирайся в поход,

Разгони свою лень словно зимние сны,

Разбуди и себя с пробужденьем весны!`

Учитель Технологии: Да, наступила долгожданная весна и очень скоро люди пойдут на природу. Тяжелый рюкзак – не лучший спутник в походе. Облегчить его - дело не простое. Но этому надо и можно научиться. Какие виды походов вы знаете?

(поход выходного дня, многодневные категорийные походы).

Одно-двух дневные походы – это отдых, это праздник. Поэтому здесь все должно быть праздничным и настроение и питание. Давайте посмотрим. Что взяли с собой в поход наши туристы.

Сценка «Подготовка к походу»

Отправляемся в поход.

Кто и что с собой возьмет?

Сваренные вкрутую яйца,

Бутерброды с колбасой,

Небольшой кусочек сыра

И бутылочку с водой,

Колбасу, кусочек хлеба.

 Мы пожарим над костром.

Вот и праздничные блюда

Угощайтесь всем столом.

Учитель технологии: Да, такой «разнообразный» обед настроение не поднимет. Поэтому разрабатывать меню нужно не только для многодневных походов, но и для походов выходного дня. Дело это не простое ведь в поход всякие разносолы не возьмешь: ни кочан капусты, ни мешок картошки. Поэтому будем выбирать те продукты, в которых содержаться все необходимые для нашего организма питательные вещества, но сами продукты будут занимать, немного места в ваших рюкзаках.

Давайте вспомним, как называется питание, при котором наш организм получает все необходимые питательные вещества?  (сбалансированным или рациональным).

Мы готовились к этому уроку и у нас есть доклады на некоторые темы. Оля расскажет, что нужно брать с собой в поход, чтоб питание было разнообразным.

Сообщение ученика «Состав суточного рациона туриста», (слайд №3)

Учитель технологии:

А какие продукты можно взять в сухом виде?  (картофель, перец, морковь, фрукты. лук)

Конечно, сейчас в магазинах можно приобрести сушеные овощи и фрукты и не обременять себя этим занятием. Но лучше это сделать самим. Так как вы будете уверены, что эти продукты не содержат консервантов  и  красителей.

А с какими продуктами мы можем получить витамин  Д?

 (это витамин солнца, поэтому нужно больше находиться на свежем воздухе)

Итак,  с продуктами определились,  а ведь самое главное – это правильно организовать хранение продуктов. Как это сделать расскажет Ира

Выступление ученика «Хранение, транспортировка и учет продуктов».

Учитель технологии: (слайд № 4)

Кроме продуктов из магазина  в походе можно использовать съедобные дикорастущие травы: крапиву, листья молодых одуванчиков, подорожника, сныти, мокрицы. Во всех этих травах,  а особенно в крапиве и одуванчиках содержится весь известный набор витаминов и приготовленные из этих трав салаты могут стать витаминным и вкусным дополнением к походному обеду. Следует очень твердо помнить два правила:

  1. Никогда не используйте в пищу неизвестные вам травы.
  2. Никогда не срывайте травы для еды растущие возле авто и железных дорог.

А теперь давайте послушаем доклад  о посуде и инвентаре которые  необходимы  для приготовления пищи в походе.

Доклад ученика «Посуда и инвентарь, необходимые в походе для приготовления пищи» (слайд №5, 6)

А сейчас я передаю слово Игорю Васильевичу, он познакомит вас с правилами организации привала и разведения костра.

Учитель ОБЖ:

По прибытии на место привала постарайтесь отыскать удобную полянку, внимательно осмотрите её. Желательно. Чтобы по близости не было муравейников. Там, где вы расположитесь кушать, нужно обязательно расстелить клеёнку, поверх неё брезент или одеяло и только после этого накрыть всё скатертью.

Костёр для приготовления пищи разводят с подветренной стороны. При этом немаловажно, какие блюда вы собираетесь готовить.  Например, если вы решили сварить уху, пламя костра должно быть не коптящим и невысоким, так как котелок должен находиться непосредственно над огнём. Для приготовления ухи, каши, супа  и чая раскладывают костёр «Звёздный» (слайд № 7). Ещё один вариант костра «Индейская свеча» или «Костёр без кострища» (демонстрация приемом ), (слайд №8)

А для приготовления шашлыков, жаренных колбасок, стеков,  вам необходимы угли, которые должны как говориться «дышать жаром, но не пламенем». Для этого костёр должен прогореть ,а на образовавшихся углях готовят еду. Чаще всего применяют такой тип костра как «канава». (слайд № 9)

Ну а если вы решили полакомиться печеной картошкой то, вам понадобится не угли, а зола. Она получается после частичного остывания углей. Полинезийский костёр (слайд № 10) –разводиться в яме, когда необходимо большое количество углей. Обычно используется при приготовлении пищи, запеченной в золе

Разводя любой костер необходимо соблюдать меры предосторожности :

Нельзя разводить костёр в непосредственной близости от деревьев, в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, на вырубках, под корнями деревьев, на торфяниках, на каменистых россыпях в лесу.

Не следует оставлять костёр даже гаснущий без присмотра. Если предполагается поддерживать огонь всю ночь, чтобы его тепло согревало спящих, нужно организовать у костра дежурство.

Особенно внимательно нужно следить за костром, когда вокруг  много сухой травы.

Главное правило – уходя с места привала обязательно затушить костёр!

  1. Физминутка. (1 мин)
  2. Подолжение нового материала (15мин.)

Учитель технологии:

А теперь я хочу рассказать вам о способах  обеззараживания воды. Ведь собираясь в поход невозможно взять с собой необходимое количество воды и приходится использовать природную воду. Её можно брать из колодцев и родников, а также из природных водоёмов: чистых рек и озёр.

Чтобы избежать попадания в организм болезнетворных микробов. Не рекомендуется употреблять воду в сыром виде. Лучший способ обеззараживания воды – это кипячение. При кипячении воды в течении 10 минут погибают все микробы. Другой способ – это фильтрация. Делаются специальные угольные фильтры или используется несколько слоев марли, через которые пропускается вода. Третий способ – добавить в воду марганцовку до получения светло-розового цвета. Кроме этого промышленность выпускает готовые фильтры для очистки и обеззараживания воды. Например фильтр «Турист – 2М» (слайд №11). Он предназначен для обеззараживания и очистки воды из открытых водоемов и водопроводной воды от механических загрязнений, соединений железа, фенола, ядохимикатов, гуминовых кислот.
Вода из открытых водоемов обрабатывается входящим в комплект фильтра для обеззараживания и очистки воды Турист-2М йодом, при этом обеспечивается ее полное обеззараживание.

Основные преимущества фильтра для обеззараживания и очистки воды
очищенная фильтром вода не дает осадков, прозрачна, приятна на вкус и используется для приготовления пищи, чая,  фильтр прост в эксплуатации, имеет малые габариты и массу.


В состав фильтра для обеззараживания и очистки воды входят пакет с фильтрующим элементом, дополнительный пакет, упаковка с йодом, резиновая трубка.

Учитель ОБЖ: А как вы думаете,   какие опасности могут подстерегать в походе?

(болезнь, укусы насекомых, купание в незнакомых водоёмах, опасность ожога от костра)

Да, водоёмы (слайд №12) в походе представляют серьёзную опасность, так как они, как правило, не знакомы туристам. Места для купания необходимо предварительно обследовать, на опасных участках устанавливать запретные зоны, строго регламентировать время купания, назначить дежурных по безопасности, и если туристов много, купаться отдельными группами. До и после купания пересчитывать участников.

Самые опасные насекомые в лесу это – клещи.(слайд № 13) Самое лучшее средство от укуса это защитные средства от клеща: специальная одежда и защитные химические средства. Но если клещ все таки укусил необходимо:

  1. Обработать кожу вокруг укуса подсолнечным маслом;
  2. Постараться с помощью пинцета вытянуть клеща ухватив его за головку;
  3. Если головка оторвалась необходимо её достать с помощью продезинфицированной иглы.

Пламя костра, кипяток в ведрах (суп, компот, чай) могут причинить сильные ожоги. Нельзя готовить у костра без одежды защищающей тело. Раздувать костер следует, не приближая лица к пламени, а размахивая, например штормовкой.

Ведра и котлы, висящие над костром надо передвигать или снимать рукой одетой в рукавицу или чем – нибудь обернутой. Посуду с горячей пищей никогда не ставить среди людей (особенно в темноте). Котлы должны висеть над огнём или стоять у самого костра.

 Учитель технологии:

А как вы думаете нужна ли аптечка в походе?

А какие средства должны в ней содержаться?

На слайде видно,  какие группы лекарственных средств необходимы в походе: (слайд №14)

Жаропонижающие;

Болеутоляющие;

При расстройстве желудка;

Сердечно-сосудистые;

Антисептики наружного действия;

Средства, применяемые при поражении глаз и ушей;

Средства для снятия усталости и отечности ног;

Средства от «морской болезни»;

Солнцезащитные  кремы и средства от солнечных ожогов;

Перевязочный материал и средства от укусов насекомых;

Термометр и небольшие ножницы.

Не лишним будет напомнить правила поведения на отдыхе. Давайте послушаем сообщение. (слайд №15)

  1. Вводный инструктаж по выполнению  домашнего задания - практической работы «Подсчет стоимости продуктов суточного меню для похода на одного человека». (2мин) (слайд №16)

Учитель технологии:

 Цель нашей практической работы – это подсчитать стоимость питания  по типовому меню для однодневного похода. Вспомните пожалуйста правила составления меню.  (завтрак, обед, ужин, сбалансированное питание, необходимое количество ккал.)

Дома вы должны повести маркетинговое исследование стоимости предложенных в меню блюд и подсчитать стоимость питания одного человека в походе за 1 день.

И найти рецепт салата из дикорастущих растений.

  1. Итог урока (1мин.)

Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на уроке?

О чём вы узнали на сегодняшнем уроке?

Пригодятся ли вам новые знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса

Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...