Составляющие ЗОЖ
план-конспект урока по обж (9 класс) по теме

Урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

 ³

 ²

 

 ¹

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ⁴

 

 

 

 

 ⁵

 

 

 

 ⁶

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ⁷

 

 

 

 

 

 

 

 

 ⁸

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 4 «Кроссворд»

        По вертикали: 2.Одна из составляющих здорового образа жизни.

3.Вредная привычка.5.Принцип рационального питания.

По горизонтали: 1. Сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер. потребности.4.Деятельность, направленная на переработку различной информации, накопленной за день.6. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней  и физических дефектов.7. Необходимое условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности.8.Фактор, влияющий на здоровье человека

Ответы:

По вертикали: 2.Гигиена.3.Алкоголизм.5.Умеренность

По горизонтали:1.Привычка.4 .Сон.6.Здоровье. 7.Движение.8.Наследственность



Предварительный просмотр:

Оценочный лист жюри

Конкурсы

             

                   Команды

Название команды,девиз эмблема ( максим. –

 3 балла)

Конкурс пословиц и поговорок о здоровье

обшее

Кол-во           Правильное

Посло         трактование

Виц

(кажд.          ( макс.    -3            

   Посл.                Балла)

= 1баллу)  

Доклады команд

(макс.- 5 баллов)критерии оценок: содержательность сообщения, умение представить информацию)

«Правильный завтрак»

(за каждое правильно выбранное блюдо + 1 балл, за неправильно выбранное снимается 1 балл)

«Режим дня»

(каждое правильное совпадение =1 баллу)

«Кроссворд»

(каждый правильный ответ = 1 баллу)

Итого

Команда № 1

______________

(название)

Команда № 2

____________

(название)

Члены жюри:

_________________        ___________________

                (Ф.И.)                                     подпись

_________________        ___________________

                (Ф.И.)                                     подпись


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Здоровый образ жизни и его составляющие» 1.Что такое здоровье? 2.Факторы, влияющие на здоровье 3.Что такое ЗОЖ? 2.Составляющие здорового образа жизни

Слайд 2

Здоровье Здоровье - это состояние морального,психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды Перикл, V в.до н.э.

Слайд 3

Факторы влияющие на здоровье

Слайд 4

Наследственность 20 %

Слайд 5

2.Экологическая обстановка 20 %

Слайд 6

3.Медицинское обслуживание 10 %

Слайд 7

4.Образ жизни человека 50 %

Слайд 8

ЗОЖ Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья

Слайд 9

Составляющие здорового образа жизни 1.Умеренное и сбалансированное питание 2.Режим дня 3.Достаточная двигательная активность 4.Закаливание 5.Личная гигиена 6.Грамотное экологическое поведение 7.Психогигиена и умение управлять своими эмоциями 8.Сексуальное воспитание 9.Отказ от вредных привычек 10.Безопасное поведение в быту, на улице, в школе

Слайд 10

Рассмотрим некоторые из них

Слайд 11

Здоровое питание - это ограничение жиров и соли, значительное увеличение в рационе доли фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола

Слайд 12

Здоровое питание Основные принципы рационального питания

Слайд 13

Режим дня Высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается постоянный распорядок дня

Слайд 14

Чтобы быть здоровым, необходимо помнить:

Слайд 15

Помните: Самое удобное время для приготовления домашних заданий В I смену Во II смену С 16 до 18 часов с 10 до 12 часов

Слайд 16

Двигательная активность Движение- необходимое условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности

Слайд 17

Помните:Если добираться до нужного места недолго, то лучше идти пешком Движение Малоподвижный образ жизни

Слайд 18

Отказ от вредных привычек Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Вредная привычка- закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.

Слайд 19

1.Алкоголь 2.Курение 3.Техномании 4.Ругательства 5.Наркотики Вредные привычки

Слайд 20

Статистика 2/3 населения страны - не занимаются спортом До 30 % населения имеют избыточный вес Около 70 млн человек - курят

Слайд 21

Итог: Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества



Предварительный просмотр:

Тема урока: »Здоровый образ жизни и его составляющие» ( 9-10 класс)

Тип урока: нестандартный; игра- беседа

Цель:

1.Ознакомить учащихся с основными понятиями здоровья и здорового образа жизни.

2.Способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке через беседу и  игровую форму.

3.Развитие коммуникативных способностей учащихся, установление благоприятного климата в коллективе.

ТСО: ПК, экран, листы с заданиями, презентации »Здоровье» и «Вредные привычки»,оценочный лист для жюри, кроссворд на формате А-2,фломастеры

Подготовительный этап:

Класс делится на 2 команды, которые получают домашнее  задание:

1.Подготовить название, эмблему, девиз

2.Подобрать пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни

3.Подготовить сообщения(1 команда- тема «Здоровое питание»,2 команда – «Режим дня»)

4.Жюри – 2 человека из класса, которые готовят сообщение «Вредные привычки»

ХОД УРОКА:

Вступление (ведущий – учитель)

Ведущий:Дорогие ребята. уважаемое жюри! Сегодня мы собрались с вами, чтобы рассмотреть такие известные понятия, как здоровье и здоровый образ жизни. Что же такое здоровье? Является ли оно главным условием счастливой жизни человека? Мы постараемся ответить на эти вопросы в ходе урока.

Прежде чем мы начнем наш урок – игру, позвольте представить вам жюри, которое не только будет оценивать работу команд на уроке, но и примет участие в нашей беседе.

Представление жюри

Ведущий:Итак, начнем. По условиям нашего урока, класс разбивается на 2 команды, которые заранее должны были придумать себе название, эмблему и девиз, придерживаясь темы :»Здоровье», а также подобрать. как можно большее количество пословиц и поговорок о здоровье  и здоровом образе жизни. Задача жюри оценивать не только правильность выполнения заданий командами в ходе урока , но и участие их в беседе.

И   сейчас я предоставляю слово капитанам команд.

 Идет представление команд(название, эмблема, девиз)

Ведущий: Команды представлены и мы можем начинать.

Задание № 1: Пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни.

Капитаны зачитывают имеющиеся у них пословицы и поговорки. Три любые из них – поясняют на примерах( в пояснениях может участвовать вся команда).Жюри подводит итоги.

Ведущий: Мы видим, что существует очень много пословиц и поговорок о здоровье. Что же это такое? Попробуйте дать определение понятию «здоровье» ( учащиеся предлагают варианты)

Ведущий: На самом деле, существует целый ряд определений.

Еще Перикл в V веке до н.э. говорил, что:

«Здоровье -  это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды»

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней  и физических дефектов».

Возникает вопрос, что относится к физическому, духовному и социальному благополучию?

(учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель выбирает правильные ответы и делает из них вывод)                                                  

     Ведущий:   С понятием «здоровье» мы разобрались. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения. А также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения в коллективе.

Давайте теперь попробуем определить, что влияет на наше здоровье, какие факторы?(учащиеся предлагают свои варианты ответов, жюри следит за ходом мыслей и активностью команд)

Ведущий:  Подведем итоги.

Факторы,влияющие на здоровье:

1.Наследственность – 20 %

2.Экологическая обстановка – 20 %

3.Медицинское обслуживание или здравоохранение – 10 %

4.Образ жизни человека – 50 %

Мы видим, что современные исследования показывают -  индивидуальное здоровье человека на 50 % зависит от его образа жизни. И поэтому следующий вопрос командам для размышления: Что включает в себя образ жизни? И что имеют в виду, говоря о здоровом образе жизни? ( учащиеся отвечают на поставленный вопрос)

Ведущий: Таким образом,

здоровый образ жизни – это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья

 

 Составляющие здорового образа жизни

1.Умеренное и сбалансированное питание

2.Режим дня, с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов.

3.Достаточная двигательная активность

4.Закаливание

5.Личная гигиена

6.Грамотное экологическое поведение

7.Психогигиена и умение управлять своими эмоциями

8.Сексуальное воспитание

9.Отказ от вредных привычек ( курения, употребления алкоголя, наркотиков)

10.Безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них, с помощью сообщений которые подготовили команды. Это было еще одно    домашние задание.

Выступление команды №1 ( в ходе выступления, учитель показывает слайды)

Здоровое питание  

Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия.

Культура питания включает в себя не только отношение к пище. Но и ее состав.

Во все периоды развития человечества характер питания определяли экономические возможности, наличие пищевых ресурсов, климат и национальные традиции. Биологические особенности организма человека остались прежними, а условия жизни и питания существенно изменились.

Меню современного человека включает главным образом специально выращенные растения и продукты животного происхождения. В пище резко возросло количество животных белков по сравнению с растительными.

Большинство населения 60-70 лет назад употребляло «живые» продукты, полученные от своего собственного хозяйства или от природы. Теперь три четверти мяса и молока, две трети яиц, все зерно промышленно перерабатывается. Вместо плодов и ягод мы используем рафинированный сахар, на наших столах прочное место заняли белый хлеб и другие высококалорийные мучные продукты, в которых отсутствует большая часть биологически активных веществ.

В рацион современного человека входит большое число продуктов, относительно дешевых, но содержащих много углеводов. В первую очередь это мучные изделия – макароны, хлеб. Человек недополучает большое количество природных биологических веществ, которые удаляются из исходных продуктов при их переработке. Безвредно ли это? Оказывается, это понижает сопротивляемость организма, приводит к разным болезням. Несбалансированное употребление пищевых продуктов ведет к росту заболеваний, вызванных нарушением обмена веществ, к болезням сердца и сосудов.

Культура питания – это оптимальное для человека количество съедаемой пищи. Может ли человек определить, сколько ему нужно есть? Главное правило -  соответствие количества и калорийности пищи энергетическим затратам  и физиологическим потребностям вашего организма. Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20 % из белков, на 20-30% - из жиров, одна треть которых должна быть твердыми или животного происхождения. Оставшиеся 50-55 % должны приходиться на углеводы, содержащиеся во фруктах, овощах, злаках, орехах.

Здоровое питание -- это ограничение жиров и соли, значительное увеличение в рационе доли фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола. Источником белка должны служить бобовые, нежирные молочные продукты, рыба или постное мясо.

Для культуры питания имеет значение способ обработки пищи. Овощи не должны подвергаться длительной кулинарной обработке, так как при этом разрушаются витамины, содержащиеся в продуктах. Из масел предпочтительнее кукурузное, оливковое или подсолнечное. Желательно также употреблять хлеб из муки грубого помола, не очищенный до конца ( нерафинированный )сахар.

Основные принципы рационального питания:

1.Умеренность

2.Сбалансированность

3.Четырехразовый прием пищи

4.Разнообразие

5.Биологическая полноценность

Умеренность - исключение переедания при обеспечении потребности организма в калориях в соответствии с затратами энергии.

Сбалансированность - удовлетворение потребностей организма в жизненно важных веществах, присутствие которых в пище создает оптимальные условия для обмена веществ с окружающей средой.

Четырехразовое питание предполагает равномерное потребление пищи небольшими порциями. Разнообразие -  в пищи должен присутствовать большой набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит определенную часть веществ, которые не встречаются в других продуктах.

Полноценность – ежедневное, систематическое потребление свежих овощей и фруктов, особенно зелени.

Многочисленные факты подтверждают, что многие серьезные заболевания, в том числе и сердечно –сосудистые, начинаются в детстве. Поэтому требование рационального питания относится и к школьникам.

Задание № 2 : «Правильный завтрак»

Ведущий: Мы прослушали с вами сообщение о здоровом питании. И я предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Правильный завтрак».Ваша задача: из предложенных блюд выбрать те, которые по вашему мнению соответствуют  принципам рационального питания. За каждое правильное блюдо -  команда зарабатывает  1 балл, за неправильное лишается 1 балла)

(командам выдают листки с заданием, время выполнения – 5 минут)

Ведущий:  А мы продолжаем с вами рассматривать составляющие ЗОЖ. И на очереди выступление команды №2 с сообщением  - «Режим дня»

Выступление команды № 2( в ходе выступления, учитель показывает слайды)

Режим дня

Высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается постоянный распорядок дня.

Необходимо помнить, что в сутках всего 24 часа. Из них, чтобы быть здоровым, необходимо 8-9 часов выделить для ночного сна, 5-6 отводится на школьные занятия.3-4 часа уходит на домашние дела (уборка, покупки). В итоге личного времени остается 4-6 часов. Не следует проводить это время, болтая по телефону, сидя перед  телевизором или играя в компьютерные игры. Для здоровья гораздо полезнее прогуляться по улице или заняться спортом.

Самое удобное время для приготовления домашних заданий – с 16 до 18 часов для тех, кто учится в первую смену. И с 10 до 12 часов для учащихся второй смены. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому В зависимости от своего биоритма определите время отхода ко сну, но при этом помните, что в любом случае необходимо приучить себя ложиться не позднее 10-11 часов вечера и спать не менее 8-9 часов. Сон помогает восстанавливать работоспособность организма. Согласно современным представлениям , сон – это не только отдых, но и деятельность, направленная на переработку различной информации, накопленной за день. Вот почему задача, которая не была решена вечером, легко решается утром. Если вы не высыпаетесь, то становитесь раздражительными, плохо успеваете в школе, потому что не можете сконцентрировать свое внимание.

 Правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Режим должен учитывать индивидуальные особенности человека как при осуществлении им основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых)

Задание № 3: «Режим дня»

Ведущий: Чтобы посмотреть насколько вы поняли то о чем, рассказывала команда я предлагаю вам выполнить задание «Режим дня» .Ваша задача: соединить линиями соответствующий пункт в режиме дня с указанным рядом временем. Каждое правильное совпадение дает 1 балл(учащиеся выполняют задание,время выполнения – 5 минут).

Ведущий:Итак, мы  рассмотрели с вами две составляющие  здорового образа жизни. Перейдем к третьей, а именно поговорим о движении. Так ли необходимо человеку двигаться?Нужна ли нашему организму физическая нагрузка?( учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свои ответы)

Ведущий:

Движение-  необходимое условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности . Постоянная физическая нагрузка необходима и очень полезна. Она не только не истощает организм, но, напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням.

Иногда приходится видеть, как некоторые с виду вполне здоровые и довольно молодые люди готовы долго ждать автобус, хотя проехать им нужно всего одну-две остановки. Помните!: Если добираться до нужного места недолго, то лучше идти пешком.

Работа любой клетки организма осуществляется за счет накопленной энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – умственной работоспособности и психическому здоровью.

Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку веществ, обладающих морфиноподобным действием, - эндорфинов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее воздействие на организм, - и сокращает избыток адреналина и других гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Итак, тело человека создано для движения. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, положительно влияет на гормональную систему. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности сердечно- сосудистой системы. Активное движение – признак здорового образа жизни.

И чтобы приобщиться к здоровому образу жизни, я предлагаю вам  устроить динамическую паузу. Давайте встанем и выполним ряд несложных физических упражнений на месте (ходьба на месте, комплексы упражнений для рук , плечевого пояса, туловища,глаз)

Ведущий:  Теперь ,когда мы немного отвлеклись и подвигались ,можем продолжить  рассматривать основные составляющие ЗОЖ. На очереди у нас - отказ от вредных привычек. Для того, чтобы понять о чем идет речь, я предоставлю слово членам жюри, которые также подготовились к нашему уроку .

Выступление членов жюри  с презентацией «Вредные привычки» (примерное сообщение)

Привычка- сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Вредная привычка- закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу

Основные вредные привычки:

1.Алкоголь
2.Курение
3.Техномании
4.Ругательства
5.Наркотики

Статистика

2/3 населения страны  - не занимаются спортом

До 30 % населения  имеют избыточный вес

Около 70 млн человек  - курят

Ведущий:  

Спасибо участникам команд и членам жюри за выступления. Теперь давайте посмотрим насколько вы поняли материал, который сегодня изучили.

Задание № 4:  «Кроссворд» (команды разгадывают  кроссворд по теме:»ЗОЖ». Время выполнения задания – 5 минут)

Ведущий:А сейчас, пока жюри подводит итоги, мы все вместе проверим, как вы справились с последним заданием.

( На доску вывешивается кроссворд. Учитель вместе с учениками заполняет его, еще раз акцентируя внимание учащихся на основных понятиях новой темы)

Заключение

Ведущий: Настало время подвести итог  и я предоставляю слово жюри для оглашения результатов (жюри называет победителей игры, вручает грамоты)

Ведущий: Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам ,которые задавались в начале урока, а именно:

1. Что же такое здоровье? Является ли оно главным условием счастливой жизни человека?

 2. Еще раз посмотрите на основные составляющие ЗОЖ и ответьте честно  на вопрос : «Ведете ли вы сами здоровый образ жизни? (учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

Таким образом, мы с вами видим, что сохранение и укрепление здоровья   должно быть важной заботой каждого человека  и всего общества. И я предлагаю закончить наш урок пожеланиями здоровья каждому. Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу – улыбнитесь ему и пожелайте здоровья( учащиеся желают друг другу здоровья).

Ведущий: На этом урок считаю закрытым, всем большое спасибо.

Приложение 1

Задание № 2 «Правильный завтрак»

1.Сэндвич

2.Блинчики с грибами

3.Салат овощной

4.Капуста тушеная  с мясом

5.Фрукты

6.Рисовый салат

7.Суп картофельный с мясом

8.Каша рисовая молочная с маслом

9.Яйцо вареное

10.Вино – 50 грамм

11.Молоко – 200 мл

12.Шоколадное пирожное – 150 гр.

Правильные ответы:3,5,8,9,11

Задание № 2

1.Сэндвич

2.Блинчики с грибами

3.Салат овощной

4.Капуста тушеная  с мясом

5.Фрукты

6.Рисовый салат

7.Суп картофельный с мясом

8.Каша рисовая молочная с маслом

9.Яйцо вареное

10.Вино – 50 грамм

11.Молоко – 200 мл

12.Шоколадное пирожное – 150 гр.

Правильные ответы:3,5,8,9,1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место национально-культурной составляющей на уроках английского языка и во внеурочное время

В данном материале представлена значимость национально-культурной составляющей на уроках английского языка. Материал был представлен педагогическому сообществу на научно-практической конференции "ВУЗ ...

"Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"

Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие.

Выступление на педсовете, раскрытие темы здорового образа жизни...

Основные составляющие компетентности учителя. Презентация.

Современные требования к учителю диктуют необходимость организации внутрифирменного обучения педагогического коллектива. С этой целью в школе  функционирует методический "всеобуч", на занятиях ко...

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...