Конкурс профессионального мастерства.
творческая работа учащихся по обж на тему

Фадеева Любовь Алексеевна

Предварительный просмотр:

ГБОУ НПО ПУ №88 МО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности

Сергиев Посад

2013г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 140446.31 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПУ №88 МО

Разработчик:

Фадеева Любовь Алексеевна, преподаватель  безопасности жизнедеятельности

 Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №        от «        »           20     г

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

8

2. Структура и  содержание учебной дисциплины

10

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

20

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

24

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины « Безопасность жизнедеятельности» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности НПО 140446.31 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;

         

знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 88 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)    

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

В том числе:

Практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

В том числе:

Выполнение рефератов, работа с учебной и справочной литературой

11

Выполнение презентаций

9

Итоговая аттестация в форме                                    

дифференцированного

зачета

2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

2

1

Раздел 1.

Чрезвычайные ситуации и организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях

14

Тема 1.1.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях, их классификация

Содержание учебного материала

1 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий.

2 Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории России в случае локальных вооружений конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий.

6

1

Самостоятельная работа:  

подготовка и написание реферата на тему:

1.Прогнозирование  развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях.

2 Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера – современные средства поражения

2

Тема 1.2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Содержание учебного материала

1 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2 Задачи  и основные мероприятия гражданской обороны.

2

1

Самостоятельная работа:

подготовка беседы на тему: 

1.«Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации.»

2.«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»

2

Тема 1.3.

Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала

Основные принципы и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты.

4

1

Практические занятия:

2

2

1 Изучение и применение  правил  использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения.

2 Отработка навыков применения первичных средств пожаротушения и соблюдение правил безопасного поведения при пожарах.

Самостоятельная работа:

оформление мультимедийных презентаций на тему

1 «Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций»

2 «Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.»

2

Тема 1.4

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики .

Содержание учебного материала

Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий. Оценка последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

2

1

Самостоятельная работа:  

подготовка и написание реферата на тему 

«Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов»

2

Раздел 2.

Основы военной службы

34

Тема 2.1

Основы обороны государства.

Содержание учебного материала

1 Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы России. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России.

2 Военная доктрина Российской Федерации. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации, военная организация государства, руководство военной организацией государства

10

1

Самостоятельная работа: 

оформить мультимедийную презентацию на тему:

«Основные виды вооружения, военной техники  и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащений) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО.»

2

Тема 2.2.

Воинская обязанность

Содержание учебного материала

1 Основы военной службы и обороны государства. Правовые основы военной службы. Определение воинской обязанности, ее содержание. Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке. Воинская дисциплина ее сущность и значение.

2. Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.

14

1

Самостоятельная работа:  

подготовка рефератов на темы:

1.Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих.

2. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.

3. Выбор способов бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.

3

Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания

Содержание учебного материала

10

1 Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.

1

Самостоятельная работа:

оформление  мультимедийных презентаций на темы:

1.Символы воинской чести ритуалы вооруженных сил РФ.

2.Боевое знамя воинской чести – символ воинской доблести и славы.

3.Почетные ордена-награды за воинские отличия и  заслуги в бою и военной службе.

5

Раздел 3.

Основы медицинских знаний.

20

Тема 3.1.

Правила оказания первой медицинской помощи.

Содержание учебного материала

10

1 Правовые основы оказания первой медицинской помощи при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;  при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

Практические занятия

2

2

1.Отработка  навыков оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

2. Отработка  навыков оказывать первую медицинскую помощь при ранениях.

Самостоятельная работа: написание  докладов на тему: « Общие правила оказания первой медицинской помощи »

2

Тема 3.2.

Обеспечение здорового образа жизни

Содержание учебного материала

10

1.Понятие здоровья и  содержание здорового образа жизни.

2.Вредные привычки.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
  •  доска.

Технические средства обучения:

Компьютер

Телевизор

ДВД- плеер

Инструменты и пособия

Комплект инструментов для работы  у доски

Таблицы, плакаты

Противогазы гражданские, военные, респираторы, марлевые повязки

Общевойсковые защитные комплекты, индивидуальные средства защиты, противохимические пакеты, медицинские аптечки

Огнетушители порошковые, кислотные, водоэмульсионные.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2.  Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993—2007.
  3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

                       

                                         

                                                       

Основные источники:

Для обучающихся

       1.Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова « Безопасность жизнедеятельности»    Издательский центр « Академия» 2012г.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2012.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2012.

3.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. - М., 2012.

4.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл.-М., 2010.

5.100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2010.

6.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. - М., 2012:

Для преподавателей

      1.Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова « Безопасность жизнедеятельности»    Издательский центр « Академия» 2012г

  1. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. - М., 2012.
  2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2010.
  3. Большой энциклопедический словарь. - М., 2010.
  4. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2010.
  5. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник-военной информации. - 2010. - № 5.
  6. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров, - 2-е изд., доп. -М., 2013.
  7. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М: Просвещение, 2005.
  8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2012. - № 2.
  9. Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—1 1 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2009—2010.
  10. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2011.
  11. Петров СВ. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2010.
  12. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
  13. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-& изд. -М„ 2010.

Электронные ресурсы «Безопасность жизнедеятельности». Форма доступа:  ru.wikipedia.org

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

оценка в рамках текущего контроля:

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

оценка в рамках текущего контроля:

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

наблюдение и  оценка на практических занятиях

применять первичные средства пожаротушения;

наблюдение и  оценка на практических занятиях

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

оценка в рамках текущего контроля: результатов тестирования;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

 оценка выступлений с сообщениями  на занятиях

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оценка в рамках текущего контроля: результатов тестирования;

оказывать первую помощь пострадавшим;

наблюдение и  оценка на практических занятиях

Знания

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

 оценка выступлений с  сообщениями на занятиях

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

 оценка защиты реферата на занятиях

основы военной службы и обороны государства;

оценка в рамках текущего контроля: результатов тестирования;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

оценка в рамках текущего контроля: результатов тестирования;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

наблюдение и  оценка на практических занятиях

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

 оценка презентаций на занятиях

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО;

оценка презентаций на занятиях

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

оценка конспекта

порядок   и   правила   оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

наблюдение и  оценка на практических занятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов среднего профессионального образования

В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с пр...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...