Статья: Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС
статья по обж на тему

Боровикова Ольга Славиевна

Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС на примере предмета ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_otsenki_metapredmetnykh.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Боровикова О.С.,

заместитель директора по УВР,

учитель ОБЖ

Хуциева В.В.,

руководитель ОЭР,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры русской истории

РГПУ имени А.И. Герцена

Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС

Понятие метапредметности многогранно и комплексно. Эта проблематика находится в центре внимания специалистов с 1980-х гг., когда первым ее разработчиком стал  А.В. Хуторский. Сегодня метапредметный подход к образовательному процессу актуален и востребован. В настоящее время речь идет не только и не столько о метапредметности вообще, но о метапредметах в школьном расписании.

Принцип метапредметности заключается в ориентации обучающихся на способы представления и обработки информации при изучении множества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности. Умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, не ограничиваясь освоением конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, выступают ключевыми параметрами такого подхода к образовательному процессу.

Оценивая метапредметные достижения, следует понимать, что оценке должны подвергаться следующие универсальные способы деятельности: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Если первые два не требуют специальных пояснений, то гвооря о третьем, нельзя забыть, что помимо регулирования собственной деятельности, необходимо обеспечить ее планирование, контролирование на всех этапах и коррекцию в случае необходимости. Разумеется, прежде всего, основные компоненты образовательного процесса обеспечивают достижение метапредметных результатов.

«Планируемые результаты» ФГОС второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

О достижении метапредметных результатов свидетельствуют такие УУД¸ как:

  1. способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  2. умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  3. умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  4. умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (творческие и поисковые задания, в том числе творческие и поисковые домашние задания);
  5. умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (возможность решения сюжетных задач  в курсе ОБЖ);
  6. логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям (в курсе ОБЖ много разнообразных классификаций, где можно развивать данные учебные действия);
  7. умение работать в команде, сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий (соревнования по практическим навыкам по ОБЖ в классе, между классами, спортивное ориентирование, «Зарница» и т.п.).

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой УУД. Эти действия по своему характеру ориентировочны, опираются на психологическую готовность и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Способы оценки:

1) достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

2) достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

3) достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, в некоторых случаях таким лакмусом может выступать элективный курс, олимпиада, проект.

Традиционными методами контроля являются наблюдение, проектирование, тестирование.

Оценка должна производиться системно. Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов. Она выполняет функции одного из основных компонентов образовательной программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

Формы контроля могут быть индивидуальными, групповыми, фронтальными.

Предлагаем методику оценки метапредметных достижений «Литера».

Уровень А – воспроизведение / редкое применение

Уровень В – применение / средняя частота

Уровень С – осознанное применение / регулярное

Данная методика хорошо подходит для предмета ОБЖ, где при проверке практических и теоретических навыков легко определить степень освоения материала.

Если перевести в пятибалльную систему оценивания, то уровень А- «3», уровень В – «4»,

уровень С – «5». Если уровень А не достигается, то оценка - «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология оценки учебных достижений обучающихся"

Данная статья основана на материалах книги Горбуновой Т.С.  «Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся»  г. Омск, 2008 г. Одной из основных задач, которые стоят перед сист...

Оценка метапредметных достижений учащихся в рамках ФГОС

Оценка метапредметных достижений учащихся на уроках математики...

Методика оценки метапредметных результатов

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников Автор: М. Ступницкая....

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...

Методика оценки метапредметных и личностных достижений учащихся по русскому языку

Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов...