Оценка метапредметных достижений учащихся в рамках ФГОС
статья по алгебре на тему

Елькина Надежда Александровна

Оценка метапредметных достижений учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_metapredmktnykh_rezultatov.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка метапредметных достижений учащихся на уроках математики.

По  результатам  тестирования по методике PISA (принципиально отличается от экзаменов и тестов, к которым привыкли российские школьники), Россия находится на 37-40 месте(2009год). Основные результаты международного исследования PISA 2012: повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста по стране:

по математической грамотности на 14 баллов (с 468 до 482 баллов);

по читательской грамотности на 16 баллов (с 459 до 475 баллов);

по естественнонаучной грамотности на 8 баллов (с 478 до 486 баллов).

Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.

 В ходе этого масштабного исследования оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизненных ситуациях. Основная цель тестирования — ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» В ходе исследования проверяется математическая и естественнонаучная грамотность школьников, а также навыки усвоения прочитанного. 

Причины: 70-80% - отсутствуют умения самостоятельной работы

60% - отсутствуют умения самостоятельной работы

70% - заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний

Выпускники проявляют низкий уровень мотивации.

Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях, наши учителя хорошо умеют рассказывать содержание учебного курса. Это подтверждают результаты тестирования TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования среди учеников 4–8-х классов) и PIRLS (международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для 4-го класса), где анализируется именно то, как ученик изучил школьную программу, и, исходя из результатов, оценивается система образования страны. Мы стабильно держимся в десятке лучших стран, а по итогам PIRLS-2006 мы в первой тройке с Сингапуром и Гонконгом. Эти исследования возникли раньше, чем PISA, но именно последнее более всего соответствует XXI веку и запросам нового времени. Именно PISA , как считают международные эксперты, позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.

         С введение новых стандартов  уходит в прошлое школа, ориентированная  лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков. 

    Задача  современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова».

               Согласно ФГОС система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

          1) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

          2) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

           3) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

При переходе на ФГОС учителям  предстоит "учить учиться" детей, а не давать им знания. Многие наши учителя до сих пор упорно учат предмету, но не учат ребенка. 

         ФГОС предполагает и по-новому оценивать детей. Оценку надо  выставлять не только за знания, но и  за приобретённые и усвоенные действия, т.е. метапредметные результаты.

Перед учителями возникают вопросы: 

  • ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
  • КТО ОЦЕНИВАЕТ?
  • КОГДА ОЦЕНИВАТЬ?
  • КАК ОЦЕНИВАТЬ?

            Чаще всего при оценивании ответов учащихся мы говорим: «Сегодня ты работал на уроке хорошо, тебе пять, а ты не очень хорошо, тебе четыре, а ты плохо….»

Представьте, что после посещения Вашего урока Вам бы сказали: «Мне Ваш урок совсем не понравился»…

            Для того чтобы что-то оценивать, в том числе и учебные действия, должны быть разработаны четкие и понятные  критерии, согласно которым мы даем оценку. 

Принципы:

  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

        Когда учащиеся знают нормы оценивания, то вопросов об оспаривании результата не возникает.

             Формирование метапредметных результатов должно происходить на основе предметного содержания и  быть целенаправленным процессом. Для этого необходимо разрабатывать специальные задания, которые позволят развивать и фиксировать динамику достижений  учащихся.    

            На предметном содержании необходимо  развивать метапредметные компетенции:    

  • Познавательные УУД - умение  анализировать и сравнивать, умение извлекать и обрабатывать информацию, представленную в неявном виде, умение осуществлять логические операции;
  •  Регулятивные УУД - адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;
  • Личностные УУД – компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, воспитание доминанты постоянного нравственного самосовершенствования;
  • Коммуникативные УУД – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

        Предметные тестирования показывают, что с 5-го класса дети начинают стабильно терять интерес к учебе. Хочется надеяться, что новые образовательные стандарты как-то исправят ситуацию и любой ученик начнет осваивать не только «чистые» знания, но и метапредметные компетенции.

«Кто хочет сделать – ищет возможности, кто не хочет – причины». Давайте будем сообща искать возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС

Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС на примере предмета ОБЖ....

Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....

Оценка учебных достижений обучающихся в рамках ФГОС.

Как должны помочь себе ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?Учителю важно при построении образовательного процесса...

ДОКЛАД «ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС ОВЗ.»

ТЕМА ДОКЛАДА« ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС ОВЗ.»...

Система оценки и мониторинг личностных и метапредметных достижений в соответствии с ФГОС ООО

В данной работе постаралась подробно представить структуру планируемых результатов, особенности оценки личностных и метапредметных результатов. В приложении перечислены методики для мониторинга У...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...

Решение физических задач при подготовке к ЕГЭ по математике при формировании метапредметных компетенций учащихся в рамках ФГОС.

Задания с прикладным содержанием, включённые в 2010 году в варианты ЕГЭ по математике под номером В10, представляют собой задачи на анализ физического явления, описываемого формулой функциональной зав...