Система оценки и мониторинг личностных и метапредметных достижений в соответствии с ФГОС ООО
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Вяткина Марина Ильинична

В данной работе постаралась подробно представить структуру планируемых результатов, особенности оценки личностных и метапредметных результатов. В приложении перечислены методики для мониторинга УУД. А так же дан образец таблицы для фиксации итогов диагностики, которой пользуюсь сама. Надеюсь, данный материал будет полезен для Вас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Районное управление образованием»

МАОУ «Каменкий лицей имени Кожевина В.Е.»

Лицейский образовательный форум

Тема: «Система оценки и мониторинг личностных и метапредметных достижений в соответствии с ФГОС ООО»

Докладчик:

Вяткина Марина Ильинична,

учитель математики

МАОУ «Каменский лицей

имени Кожевина В.Е.»

Каменск

Содержание:

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися 5–9 классов основной образовательной программы и их структура ………….……………………………….…… 3

1.1. Структура планируемых результатов ………………………………………….……….. 3

1.2. Личностные результаты освоения ООП ………………………………………………… 4

1.3. Метапредметные результаты освоения ООП …………………………………………... 5

     1.3.1. Регулятивные УУД …………………………………………………………………. 6

     1.3.2. Познавательные УУД …………………………………………………………….… 8

     1.3.3. Коммуникативные УУД …………………………………………………………... 10

  1. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов……….. 12

2.1. Особенности оценки личностных результатов ………………………………………. 12

2.2. Особенности оценки метапредметных результатов ……………………………….… 12

2.3. Особенности оценки предметных результатов ……………………………………..... 14

  1. Методики мониторинга универсальных учебных действий………………………….…... 15

Приложение 1 «Диагностический материал, по оценке сформированности УУД» ……………. 17

Приложение 2 «Показатели сформированности УУД и рекомендации для педагогов» ….…… 20

Приложение 3 «Сводная таблица сформированности УУД» ………………………………...….. 23

1. Планируемые результаты освоения обучающимися 5 – 9 классов основной образовательной программы и их структура 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

1.1. Структура планируемых результатов

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: 

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают, и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их. Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

1.2. Личностные результаты освоения ООП

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

1.3. Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1.3.1. Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

1.3.2. Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

1.3.3. Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

2.1. Особенности оценки личностных результатов

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики.

Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

  • соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
  • участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;
  • ответственности за результаты обучения;
  • готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
  • ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

2.2. Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность работать с информацией;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Наиболее адекватными формами оценки:

  • читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе;
  • ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
  • сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований, и проектов.

Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

2.3. Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом.

Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
  • график контрольных мероприятий.

3. Методики мониторинга универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования вносит коррективы в традиционную систему оценивания учебных достижений обучающихся. Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия и связанных с ними способов учебной деятельности, которые обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Оценивание сформированности УУД должно осуществляться комплексно, через все результаты оценивания освоения ООП: личностных, метапредметных и предметных.

Следует помнить, что развитие личности учащегося - это движение от предметных результатов (знания и умение учащихся их использовать в учебном процессе), через метапредметные результаты (снабжают ученика приемами использования универсальных действий в различных ситуациях) к личностным результатам (формирование систем жизненных ценностей и личностных смыслов человека).

Над формированием универсальных учебных действий работа строится на протяжении всего обучения в школе. У учителя появилась новая функция – в системе мониторить результаты образования.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников основного общего образования в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Процесс мониторинговых исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:

- стимулирует желание оценить собственную педагогическую деятельность с целью ее преобразования;

- определяет пути собственного развития и развития ученического коллектива;

- приводит к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся и педагогов.

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:

- первый уровень (индивидуальный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика);

- второй уровень (внутришкольный) - осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей).

Любой из видов мониторинга проводится в три этапа:

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.

Второй этап (практический) – сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга.

Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

- решение задач творческого и поискового характера;

- учебное проектирование;

- итоговые проверочные работы;

- комплексные работы на межпредметной основе;

- мониторинг сформированности основных учебных умений;

- портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

- наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;

- тестирование;

- оценка открытых и закрытых ответов, обучающихся;

- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

- портфолио обучающегося;

- выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

- задания по отдельным универсальным учебным действиям;

- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Методами сбора информации являются психолого-педагогическая диагностика, тестирующие задания, портфолио ученика.

В своей деятельности, как классный руководитель, мониторинг провожу на основе «Банка психологических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 5-9 классов». По итогам мониторинга совместно с педагогом-психологом делается заключение, разрабатываются рекомендации для учителей, родителей, определяется программа психологического мониторинга.

В Приложении 1 предлагается банк методик, по диагностике УУД. Так же в Приложение 2 описаны уровневые показатели сформированности УУД и даны общие рекомендации для педагогов.

Мониторинг провожу ежегодно с 5 по 9 класс в начале (стартовая диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (апрель-май). Результаты фиксирую в сводной таблице сформированности УУД (Приложение 3). Таблица хранится в портфолио обучающихся. В конце года свожу в итоговую таблицу по классу.

При заполнении бланка можно пользоваться следующими двумя способами:

  1. Уровни: В (высокий), С (средний), Н (низкий)
  2. Баллы: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла (высокий уровень).

Приложение 1

Диагностический материал, позволяющий оценить сформированность УУД

Класс

УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

5 класс

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Методика «Выкладывания узора из кубиков»

Методика «Прогрессивные матрицы Равена»

Наблюдение

Методика выявления уровня нравственности этической ориентации (наблюдение)

Тест Тулуз-Пьерона

Методики «Числовые ряды (5-й субтест), «Аналогии» (6 субтест) методики определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ)

Методика «Социометрия» Дж. Морено

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Методика «Логические задачи»

Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи слова»

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А. Ступницой)

Методика «Какой я?»

Методика по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчарова)

Методика «Шкала личностной тревожности»

Методика «Психологическая культура личности « Т.А. Огневой, О.И. Моткова

6 класс

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Методика «Выкладывания узора из кубиков»

Методика «Прогрессивные матрицы Равена»

Наблюдение

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Тест Тулуз-Пьерона

Методики «Числовые ряды (5-й субтест), «Аналогии» (6 субтест) методики определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ)

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А. Ступницой)

Методика выявления уровня нравственности этической ориентации (наблюдение)

Методика «Логические задачи»

Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи слова»

Методика «Социометрия» Дж. Морен

Методика «Какой я?»

Методика по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчарова)

Методика «Шкала личностной тревожности»

Методика «Психологическая культура личности « Т.А. Огневой, О.И. Моткова

7 класс

Анкета для обучающихся

Методика «Выкладывания узора из кубиков»

Методика «Аналогии» ( 3 субтест методики «Школьный тест умственного развития ШТУР)

Наблюдение

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Тест Тулуз-Пьерона

Методика «Классификации» (4 субтест методики «Школьный тест умственного развития ШТУР)

Методика «Социометрия» Дж. Морен

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Методика «Исследование волевой саморегуляции» (Зверькова А.В., Эйдман Е.В.)

Методика «Обобщение» (5 субтест методики «Школьный тест умственного развития ШТУР)

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А. Ступницой)

Методика выявления уровня нравственности этической ориентации (наблюдение)

Методика «Логические задачи»

Методика «Прогрессивные матрицы Равена»

Методика «Какой я?»

Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи слова»

Методика по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчарова)

Методика «Шкала личностной тревожности»

Методика «Психологическая культура личности « Т.А. Огневой, О.И. Моткова

8 класс

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Методика «Выкладывания узора из кубиков»

Методика «Прогрессивные матрицы Равена»

Наблюдение

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Тест Тулуз-Пьерона

Методика «Аналогии» ( 3 субтест теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Методика «Социометрия» Дж. Морен

Методика выявления уровня нравственности этической ориентации (наблюдение)

Методика «Исследование волевой саморегуляции» (Зверькова А.В., Эйдман Е.В.)

Методика «Обобщение» (4 субтест теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А. Ступницой)

Методика «Какой я?»

Методика «Логические задачи»

Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи слова»

Методика по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчарова)

Методика «Шкала личностной тревожности»

Методика «Психологическая культура личности « Т.А. Огневой, О.И. Моткова

9 класс

Анкета жизненного и профессионального самоопределения

Тест Тулуз-Пьерона

Методика «Прогрессивные матрицы Равена»

Наблюдение

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Методика «Исследование волевой саморегуляции» (Зверькова А.В., Эйдман Е.В.)

Методика «Аналогии» ( 3 субтест теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Методика «Социометрия» Дж. Морен

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Методика «Логические задачи»

Методика «Обобщение» (4 субтест теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А. Ступницой)

Методика выявления уровня нравственности этической ориентации (наблюдение)

Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи слова»

Методика «Какой я?»

Методика по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчарова)

Методика «Шкала личностной тревожности»

Методика «Психологическая культура личности « Т.А. Огневой, О.И. Моткова

Приложение 2

Показатели сформированности УУД и общие рекомендации для педагогов

Показатель

Статус

Рекомендации учителям

Познавательные УУД

Низкий уровень

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме.

Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы. Как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, т.к. часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При

интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средний уровень

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, 2длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Высокий уровень

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Регулятивные УУД

Низкий уровень

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

Средний уровень

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.  

Нужно оказать учащемуся организующую стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки. и

Высокий уровень

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Коммуникативные УУД

Низкий уровень

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В

ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, т.к. не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.  

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре,

видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее. А также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Высокий уровень

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по

развитию коммуникативных навыков.

Приложение 3

Сводная таблица сформированности универсальных учебных действий

Ф.И. ________________________________________

Уровень развития УУД на начало и конец года

Динамика развития

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Личностные результаты

Индивидуальная учебная самостоятельность

ответственное отношение к обучению и познанию

осознанный выбор своей образовательной траектории

ответственность за результаты обучения

осознанный выбор профессии;

Социальные компетенции и нормы

нормы и правила поведения

участие в школьном самоуправлении

участие в общественной жизни

Моральное сознание

отношение к труду

отношение к окружающим

отношение к своей семье

Здоровый и безопасный образ жизни

безопасное поведение

состояние здоровья

участие в спортивных соревнованиях

Метапредметные результаты

   Регулятивные УУД

целеполагание; планирование;

контроль; коррекция;

оценка; самооценка;

   Познавательные УУД

общеучебные умения;

логические умения;

знаково-символические умения;

   Коммуникативные УУД

учебное сотрудничество;

умение выражать свои мысли;

умение решать конфликты;

   Работа с информацией

поиск и использование информации

преобразование и интерпретация информационных моделей

умение работать с наглядно-символьными формами и ИКТ

   Научно-исследовательская деятельность

   Проектная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)

В статье рассматривается опыт проектной деятельности на английском и французском языках в основной школе. Учащиеся создавали информационно-исследовательские и практико-ориентированные проекты по следу...

Оценка метапредметных достижений учащихся в рамках ФГОС

Оценка метапредметных достижений учащихся на уроках математики...

Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся

В сфере образования складываться система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогически...

Мониторинг предметных и метапредметных достижений

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных госуда...

Система оценивания образовательных достижений в соответствии с ФГОС

Система оценивания образовательных достижений в соответствии с ФГОС...

Мониторинг личностных и метапредметных результатов по физической культуре

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...