Урок "Гидрологические явления : цунами"
план-конспект урока по обж (7 класс) по теме

Киян Татьяна Викторовна

 

« Гидрологические явления: цунами».

 Цель: содействие в формировании у учащихся основных знаний о цунами и защите населения

Задачи:

  • Обучающие –  узнать  понятие цунами, основную характеристику причины появления
  • Развивающие – развивать умения ребят  выделять главное в тексте, делать выводы, уметь сравнивать, совершенствовать умения   работы с ПК
  •  Воспитывающие - воспитывать ответственность у ребят  за свою жизнь и здоровье окружающих;

Оборудование:

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

Повторение изученного материала. 

На прошлом уроке мы с Вами изучили правила поведения при  землетрясении. Проверим знания

1.Перечислите правила поведения  в помещении, если нет возможности эвакуироваться из здания?

2.Что необходимо взять с собой на эвакуационный пункт?

3. Человек оказался под обломками рухнувшего здания, его действия?

4.Правила поведения по возвращении домой после землетрясения?

5. Как необходимо покидать многоэтажное здание?

 Изучение нового материала.

«Гигантский Кит был монстром, убивающим других китов и лишающим людей морской добычи. Гром-птица увидала из своего гнезда в горах, что люди голодают. Она полетела над прибрежными водами, и схватила Кита. Битва началась в океане. Вода сначала отступила, а потом обрушилась на берег. Много каноэ забросило высоко на деревья, много было разрушений и много погибших. В конце концов, Гром-птице удалось поднять Кита из воды высоко в воздух и бросить об землю»

( слайд2)

О каком гидрологическом явлении идёт речь? (Вместе с учащимися определяем, что речь идёт о цунами.) Сегодня на уроке мы  изучить понятие цунами, причины их возникновения, параметры цунами, их силу и районы распространения.

Так, что же такое цунами?

Цунами – это гравитационные волны большой длинны в океане (море, озере) вызываемые подводными и прибрежными землетрясениями, при взрывах вулканов, при обрушении берегов или крупных подводных скал.    Цунами - это японское слово. Произносится    "цу-нами". "цу" означает залив, "нами" означает     волна. ( слайд3)

   Рассмотрим регионы и причины возникновения цунами (слайд5,6) возникновение цунами в районах подводных землетрясений и проявление их на другом побережье океана. Возникать цунами могут и в результате извержения подводного вулкана.

А где же чаще всего возникают цунами???? ( Тихий океан)- 75%.(слайд7,8)

 Что же такое всё-таки цунами? ВОЛНА, и это видим в определениях, которые мы рассмотрели на Давайте вспомним из географии основные части и характеристики волн. Они нам должны помочь понять природу цунами. Определение частей ветровой волны и волны цунами совпадают.

( слайд9,10)

Основные параметры цунами:

-скорость 600-1000 км/час в открытом океане(у берега падает до 30-100 км/ч);

-высота волны (от 1 м в открытом океане  до 70 м у берега);

-длины волны (10 до 1000 км);

-период волны (от десятков минут до нескольких часов).( слайд12)

 Очень часто ребята, перед началом цунами вода отступает от береговой линии, обнажая дно на несколько километров. ( сл12,13,14,15), затем идёт серия волн (сл.16,17,18,19).

Показ видеоролика « Мега цунами»

   По своей силе воздействия на окружающую среду цунами бывают 6 видов (слайд № 20)

Немного цифр (слайд21).

Для того, что бы предвидеть цунами учёные наблюдают за уровнем моря - ( сообщение Мазеева) - мареограф.

Ну а теперь проверим свои знания в области цунами - подписали листочки.( Проверь себя,сл.23,24,25,26,27). Проведём взаимопрверку-слайд28.- листочки с последних парт на первые передали.Слайд 29 итог урока.-

По планете гуляет цунами,

 Словно хищник матёрый рычит,

 А земля, что у нас под ногами

 От ранений смертельных хрипит.

 На планете тайфуны и смерчи,

 Неугодным ломая хребет,

 Нас кидают в объятия смерти,

 Незатейлив, но страшен сюжет.

 Что творим? Мы не ведаем сами!

 Вряд ли даст кто-то верный ответ,

 По планете гуляет цунами,

 Как предвестник трагических лет!

Д\зп5.1,5.2- сообщения о цунами в 2013 года.

Оценки за урок.

  • карточки с текстами и заданиями (для индивидуальной работы);
  • карта успеха;
  • видеоролик для  урока (http://www.youtube.com,  « Мега цунами»)
  • Учебная электронная презентация
  •  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsunami.rar2.51 МБ

Подписи к слайдам:

ОБЖ 7 класс
Цунами.Подготовила и провела: Киян Т.В.
津波
Понятие «цунами»
Цунами – это гравитационные волны большой длинны в океане (море, озере) вызываемые подводными и прибрежными землетрясениями, при взрывах вулканов, при обрушении берегов или крупных подводных скал. Цунами - это японское слово. Произносится "цу-нами". "цу" означает залив, "нами" означает волна.
Причины возникновения цунами:
Причины возникновения цунами:
1
образование трещин на дне
2
поднятие (опускание) части дна
Подводноеземлетрясение
Районы, подверженные цунами
Тихий океан75 % всех цунами
Признаки возникновения и приближения цунами

Землетрясение, эпицентр которого находится в океане
Сильный отлив, оголение морского дна на 1 - 1,5 км, длительностью до 30-40мин
Через 30-40мин после отлива
Основные параметры цунами:
скорость 600-1000 км/час в открытом океанеу берега падает до 30-100 км/ч);высота волны (от 1 м в открытом океане до 70 м у берега);длины волны (10 до 1000 км);период волны (от десятков минут до нескольких часов).
Параметры цунами
Тихий океан75 % всех цунами
Высота волны
50 -70 м
1 -5 м
Интенсивность цунами по результатам воздействия на побережье
1балл — цунами очень слабое, волна регистрируется только специальными приборами (мореографами). 2 балла — слабое цунами, может затопить плоское побережье. Его замечают только специалисты. З балла — среднее цунами, отмечается всеми. Плоское побережье затоплено, легкие суда могут быть выброшены на берег, портовые сооружения — подвергнуты слабым разрушениям. 4 балла — сильное цунами. Побережье затоплено. 5 баллов — очень сильное цунами. Ущерб велик, здания и сооружения имеют сильные, средние и слабые разрушения, в устьях рек высокие штормовые нагоны воды. Имеются человеческие жертвы. 6 баллов — катастрофическое цунами. Полное опустошение побережья и приморских территорий. Суша затоплена на значительные расстояния вглубь.
мореограф
Основные поражающие факторы:
Первичные:воздушная волна;удар волны;гидродинамическое давление воды.(1 м3 морской воды имеет массу 1030 кг)
Основные поражающие факторы:
Вторичные:затопление местности;разрушение зданий, сооружений,коммуникаций;выброс судов на берег;
гибель людей и животных; смыв почвы, гибель сельскохозяйственных культур;загрязнение почвы; загрязнение или уничтожение источников питьевой водыэпидемии
Последствия цунами
Изменение очертаний береговой линии вследствие цунами в Индонезии в 2004 году
5
Заблаговременные меры по защите от цунами:
создание системы наблюдения и прогнозирования;запрещение нового строительства в опасных районах;перенос объектов в безопасные места;строительство волнорезов и дамб;заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации;подготовка населения;посадка деревьев.
При получении сигнала «Идёт цунами»:
прогнозирование возможного места и времени подхода цунами;оповещение населения;срочный выход судов в открытое море;экстренная эвакуация населения в безопасные места (на возвышенности на 3-4 км от берега)
Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами:
услышав звуки сирен, внимательно прослушайте сообщение о времени прихода волны и организации эвакуации населения в безопасное место;возьмите с собой минимум тёплых вещей (лучше непромокаемых), продуктов питания, деньги, документы, и ценности;перед уходом перекройте в доме газ и воду, отключите электричество;без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2- З км от берега.
Правила поведения при внезапном подходе цунами:
немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж; общее правило — не выбегать из прочного здания;займите наиболее безопасное место в помещении — вдали от окон у капитальной стены;если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену со стороны, противоположной приходу волны; приготовьтесь к возвратному движению волны.
Правила поведения после прохождения цунами:
оставайтесь в безопасном месте не менее 2—3 часов после прихода первой волны; дождитесь сигнала отбоя тревогиНа затопленной территории остерегайтесь:Обрушения зданийПоражения токомПожаров и взрывов Инфекционных заболеваний
Проверь себя.Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, это: а)шторм;б)моретрясение;в)цунами. 
По интенсивности цунами классифицируются: а)очень слабые;б)слабые;в)средние;г)крупные;д)очень крупные;е)сильные;ж)очень сильные;з)катастрофические.Найдите допущенные ошибки. 
3.Основными поражающими факторами цунами( первичными) являются: а)наводнение;б)разряды статического электричества;в)ударное воздействие волны;г)вихревые вращающиеся водяные потоки; д) воздушная волна.
4. Неожиданно раздались гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается при­ход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жи­телям поселка предлагается покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном пункте для эвакуации. Како­вы ваши дальнейшие действия и их очередностьа)закроете двери и поспешите на сборный пункт;б)зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами;в)возьмете необходимые вещи, документы и направитесь на сборный пункт;г)укрепите двери и окна нижних этажей; сделаете запас про­дуктов питания и воды в герметичной таре;д)спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами;е)перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак;ж)откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через по­мещение, причинив минимум ущерба дому;з)отключите воду, газ, электричество;и) воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько кило­метров в море, где переждете цунами.
5.При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании. Разместите указанные ниже действия в порядке очеред­ности:  а) закрыть двери на запоры;б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;в)подняться на верхние этажи. 
КЛЮЧ.1.2.3.4.5.
Взаимопроверка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Электромагнитные явления"

презентация к уроку "Электромагнитные явления" 9 класс...

Опасные гидрологические явления. Признаки, правила безопасности.

Презентация и видеоматериал, который можно использовать при изучении темы Цунами.Видео - посмотреть, скачать: http://www.youtube.com/watch?v=LTkTQITQfwU...

Мультимедийная разработка цикла уроков "Световые явления"(презентация,план-конспект, карта заданий уроков)

Источники света. Распространение света.Отражение света. Законы отражения света.Плоское зеркало.Преломление света.Планкарты заданий к темам....

Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».

Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...

План урока "Тепловые явления" Проектная деятельность на уроке

План урока "Тепловые явления" 8 класс. Создание группового кратковременного проекта....

Методическая разработка. Урок по теме "Цунами".

Разработка урока для 7-го класса, тема "Цунами". Информационный и контрольно-измерительный иматериал....

Презентация для урока на тему "Цунами" 7 класс

Цунами – это огромная волна, накатывающая на берег и достигающая высоты до 70 метров....