Экскурсия рамках патриотического воспитания учащихся "Дорога жизни"
материал по обж (8 класс) по теме

Содержание и маршрут экскурсии, разработанные Варару А.Д.,  направлены на воспитание патриотизма учениками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doroga_zhizni_novaya.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Две дороги ледовой трассы

22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 года. Всю дорогу из-за усталости льда пришлось переносить на новую трассу. А за первый месяц работы дорога переводилась на новые трассы четыре раза, а отдельные ее участки еще чаще.

Трасса была проложена, обозначена вехами. Ледовая дорога была хорошо организованной автомагистралью, обеспечивавшей водителям уверенную езду на большой скорости. Трассу обслуживало 350 регулировщиков, в задачу которых входило рассредоточение машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда и другие обязанности. Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как ее приходилось вести при любых условиях — лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налетах вражеской авиации. Кроме этого, выставлялись маячные фонари с синими стеклами — вначале на каждые 450—500 м, а затем на 150— 200 м

24 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление № 00419 «О строительстве Военно-автомобильной дороги № 102 (ВАД-102)» Таким образом, теперь доставка грузов для Ленинграда стала производиться по двум дорогам.

Дорога состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления движения – для грузового движения (в город) и для порожняка или эвакуации (из города). Первая трасса для перевозок грузов в город проходила по маршруту Жихарево - Желанное - Троицкое - Лаврово - ст. Ладожское озеро, протяженность направления составляла 44 км; для порожняка и эвакуации из города - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива - Вагановский спуск - Лаврово - Городище - Жихарево протяженностью 43 км. Общая протяженность рейса по первой кольцевой трассе составляла 83 км.

Вторая трасса для перевозок грузов проходила по маршруту Войбокало - Кобона - Вагановский спуск - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива (58 км) и для порожняка или эвакуации - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива - Вагановский спуск - Лаврово - Бабаново - Войбокало (53 км). Общая протяженность второй кольцевой трассы составляла 111 км. Прежняя трасса Тихвин - Новая Ладога перестала функционировать, но поддерживалась в рабочем состоянии.

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов.

"Дорога жизни" - это не только трасса по льду озера, это путь, который надо было преодолеть от ж/д станции на западном берегу озера до ж/д станции на восточном берегу и обратно. Дорога работала до последней возможности. В середине апреля температура воздуха стала подниматься до 12 - 15°С и ледовый покров озера стал быстро разрушаться. На поверхности льда накапливалось большое количество воды. В течение целой недели - с 15 по 21 апреля - машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках. Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она функционировала до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, продолжали рейсы по Ладоге. Когда озеро начало вскрываться и движение машин по трассе прекратилось, работники трассы перенесли с восточного на западный берег 65 т продовольственных продуктов. Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия.

Дорога жизни

[править][править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Черновик [показать страницу] (сравнить)  

(+/-)

Перейти к: навигация, поиск

Памятный километровый знак на железнодорожном перегоне Кушелевка-Пискарёвка, у Богословского кладбища

«Доро́га жи́зни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (в периоды навигации — по воде, зимой — по льду), связывавшая с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду часто называется Ледовой дорогой жизни. У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

Содержание

[убрать] [убрать]

[править] Хронология

Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав, и с момента основания Санкт-Петербурга строились обходные водные пути для обхода озера при перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже 12 сентября началась первая навигация по Ладожскому озеру. C большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. За этот период в осаждённый город было доставлено 60 тыс. т. различных грузов и эвакуированно около 33 500 ленинградцев.

17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день — первая автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тыс. т. различных грузов, в том числе 262.5 тыс. т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.

Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях свыше 1 млн. т. различных грузов. Из города было эвакуировано около 540 тыс. человек.

С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года (101 день) вновь действовала ледовая Дорога Жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т. различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.

18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

[править] Маршрут и его описание

Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы.

Грузовики-полуторки на маршруте

Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20—25 км от занятого противником берега. Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землей». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.

Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек[1].

Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.

[править] Объем грузоперевозок

По «Дороге жизни» было перевезено:

Всего по Ледовой дороге в Ленинград переправили свыше 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража[источник?].

В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала до 24 апреля 1942 г., последний рейс машины делали уже по ступицы в воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз вручную. За это время из Ленинграда для фронта и флота поступило около 32 тыс. тонн боеприпасов и чуть менее 35 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.

19 ноября открылась транспортная магистраль через Ладогу, названная «Дорогой жизни». Однако уже через три недели она была закрыта до середины января.

[править] Последующая судьба

Летом, с началом навигации, доставка продолжилась силами Ладожской военной флотилии.

В 1943 году Дорогу жизни сменила Дорога Победы — железная дорога, проложенная в отбитом у фашистских войск узком коридоре от Ленинграда к Волхову.

[править] Памятники

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.

Нехоженая Дорога жизни

Эта дорога в войну спасла от смерти более миллиона ленинградцев. Сегодня пора спасать саму дорогу

«Мы выиграли бой с внешними врагами, но не с внутренними. Защитили нашу страну от других, крупных и сильных, мировых держав, но не от нее самой. Нам удалось в столкновении с неприятелем удержать престиж и границы государства, но не время, которое идет и шагами новых поколений сметает всё на своем пути. Сберечь историю и противостоять забвению мы оказались бессильны…»
Это строки из письма ветеранов войны и блокадников к министру обороны РФ Анатолию Сердюкову и главнокомандующему Военно-Морским Флотом России Владимиру Высоцкому. Герои фронта и жители осажденного Ленинграда просят военачальников вмешаться и решить судьбу музея «Дорога жизни», который больше не может выживать из последних сил: их просто не осталось…


   
У незнакомого поселка на безымянной высоте 
   Историю хранит память, опираясь на свои костыли: храмы, дворцы, музеи, памятники, склепы. Музеи рождаются по-разному. Одни из них образуются по воле людей. Другие никто не создает. Кроме времени, которое решает, что именно в Ясной Поляне родится Лев Толстой, а на Куликовом поле полягут войска Золотой Орды. Там, откуда в ноябре 1941 года пролегла ледовая трасса по Ладожскому озеру, в маленьком поселке Осиновец Всеволожского района Ленинградской области, музей — с одноименным названием «Дорога жизни» — не возникнуть не мог. А исчезнуть — вполне.
   С начала семидесятых годов блокадники и фронтовики сами начали по крупицам собирать различные вещи (от личных писем и солдатской формы до разбившихся самолетов), связанные с выживанием в осажденном городе и битвой за Ленинград. Что-то находили в лесах и на перекладных везли в Осиновец. Что-то доставали со дна Ладоги, своими силами реставрировали и также доставляли сюда. Что-то сохранилось в домашних комодах и на чердаках, и личной памятью тоже жертвовали во имя общей. Может быть, оттого сегодня свидетелям блокады и героям боев особенно горько и тяжело смотреть на свое создание. Так мать смотрит на ребенка, разодравшего парадные брюки, купленные на последние деньги.
   Участники войны и жители блокадного Ленинграда созданный ими музей еще в 1972 году передали в распоряжение Министерства обороны СССР. А министерские военачальники тогда же передоверили фактическое управление Дорогой жизни — петербургскому Центральному военно-морскому музею Министерства обороны (ЦВММ МО). Из тех соображений, что музейщикам в городе на Неве будет ближе и удобнее заботиться о вверенном им культурно-историческом учреждении. Попавший в подчинение к ЦВММ МО филиал в Осиновце жил, как приемное дитя у мачехи: работы для него всегда много, конфетки для него никогда нет.
   — Когда отдавали музей, то думали, что сами не сможем его содержать и развивать, — вздыхает блокадник, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Анатолий Молчанов. — А сейчас не знаем как вернуть?..
   Блокадники, ветераны Дороги жизни и Великой Отечественной войны нередко навещают музей. Они уже привыкли, что его бедственное состояние только ухудшается год от года. И все же то, что они увидели нынче, поразило даже их: «Гибнет музей…»


Александр Войцеховский и «Малый охотник»


   
Вечная стоянка «Малого охотника»
   На берегу Ладожского озера, на открытой смотровой площадке музея «Дорога жизни» уже более 35 лет пришвартованы три судна времен войны. Речной буксирный пароход «Ижорец» (1935 года постройки), сторожевой катер «Малый охотник» (типа «МО-4», 1941 года постройки) и тендер-плашкоут (изготовленный в блокадном Ленинграде в 1942 году) — уникальные экспонаты. Не копии, специально сделанные для музеев, а подлинные боевые корабли, участвовавшие в военных действиях. Каждый из них заслуживает достойного ухода хотя бы потому, что имеет немалые заслуги перед родиной. Между тем ни один вниманием не избалован.
   — Корабль для моряка — его родина. Я на «Малом охотнике-112» три года (с 1941 по 1944-й) ходил командиром, — вспоминает капитан первого ранга, председатель Объединенного совета ветеранов Дороги жизни Владимир Жуков. — В войну это были едва ли не главные наши защитники на воде, а теперь их некому защитить от сырости и холода. Немцы, англичане, французы скупают у нас старые подводные лодки и корабли, восстанавливают и выставляют в своих музеях. Швейцарцы поставили советскую «Щуку» у себя в Цюрихе, и она им приносит небывалый доход. А мы то, что имеем, не сохраним…
   — «Ижорец», тендер-плашкоут и «Малый охотник» стоят на улице — под открытым небом — и зимой, и летом, — подхватывают ветераны Ладоги, которые всерьез боятся, что корабли скоро погибнут. — Дождь, снег, град — все внутрь. Ленинградская погода делает злое дело. У сторожевого катера уже сгнила палуба, вода поступает во внутренние помещения, идет процесс интенсивного гниения, судно просело на кильблоках, часть механизмов утрачена безвозвратно. А ведь катер мог бы для всего мира остаться наглядным пособием того, какими техническими средствами владели русские моряки, когда совершали самоотверженные подвиги.
   «Малый охотник», спущенный на воду 16 августа 1941 года, — сегодня последний и единственный в России уцелевший деревянный корабль прошлого века. Подобных ему до войны в СССР было построено чуть более четырехсот. Предпоследний экземпляр пытались сберечь в музее Новороссийска. Однако в 2004 году в Краснодарском крае аналогичный катер из дерева утилизировали из-за ветхости. Осиновецкий «МО-4» едва не постигла та же участь. Еще в 2002 году был издан приказ о его ликвидации. Но ветераны Дороги жизни воспрепятствовали и не позволили уничтожить корабль. Правда, и 42 тысячи евро, необходимых для его восстановления, тоже найти не смогли. «Ижорцу» и тендеру-плашкоуту повезло чуть больше: оба судна — за свой счет, в выходные и праздничные дни — отремонтировали рабочие Шлиссельбургского судоремонтного завода. «Малый охотник», по оценкам специалистов петрозаводского завода деревянного судостроения «Авангард», без реставрации протянет еще год-два, не больше.

   
Под крышей дома своего 
   Музей «Дорога жизни» рискует утратить корабли так же, как в конце 90-х лишился автомобильной техники, а недавно — коллекции военного оружия и боевых наград.
   Поднятые со дна Ладожского озера грузовой автомобиль ГАЗ-АА (1942 года), грузовой автомобиль ЗИС-5 (1941 года) и пассажирский автобус санитарной колонны (1935 года) покинули смотровую площадку в Осиновце, поскольку нуждались в крытом помещении. Машины и были переданы под крышу. Совсем под чужую…
   В 2001 году музей «Дорога жизни» возглавил староста поселка Осиновец 62-летний Александр Войцеховский. Вместе со старшим братом — 65-летним Владимиром Войцеховским за пять месяцев пенсионеры своими руками построили гараж для автомобильной техники. Материалы для строительства тоже добывали сами. Однако лишь в 2005 году Александру удалось вернуть в Осиновец автомобили, и то уже в гораздо худшем состоянии, нежели они отсюда уезжали.
   Сейчас пенсионеры Войцеховские латают протекающую музейную крышу, чтобы убрать наконец-то из залов ведра и тазы, собирающие воду.
   — Ангар для кораблей нам не осилить, — с сожалением констатирует директор музея, поскольку содержание в помещении — одно из основных условий реставрации. — Для ликвидации достаточно одного приказа — росчерка пера и нескольких секунд. — Для реставрации и строительства нужны финансовые вложения и долгая сложная работа. А главное — желание и заинтересованность, которых у нынешних хозяев Дороги жизни не наблюдается.

   
Сдайте оружие
   Недавно у нищего музея случилось новое несчастье. Накануне очередной годовщины прорыва блокады Дорога жизни потеряла коллекцию оружия времен Великой Отечественной войны. Стариков-фронтовиков, явившихся по привычке «инспектировать» арсенал, шокировали пустые стенды с надписями: немецкий массогабаритный пулемет МГ-34, ППШ (пистолет-пулемет Шпагина), ППД (пистолет-пулемет Дегтярева), несколько образцов винтовки Мосина…
   — Оружия за эти годы со дна Ладоги поднимали столько, что порой приходилось отдавать пулеметы и винтовки школьным музеям, — Анатолий Молчанов, не раз выступавший в роли дарителя, изумлен больше остальных.
   Ничего не осталось в Осиновце. Ни одного стреляющего образца. В музее не случалось краж: ни в последние месяцы, ни за всю историю существования. Оружие унесли не воры, а… сотрудники милиции и Центрального военно-морского музея. Как раз затем, чтобы ворам не досталось. Заранее.
   До сих пор все музейные экспонаты хранились за деревянными стенами одноэтажного здания с двадцатью четырьмя окнами, на которых нет решеток. Не стоит забывать: Осиновец — небольшой поселок в 45 км от города. Но внезапно вышестоящие руководители ЦВММ МО совместно с правоохранительными органами посчитали недопустимым такое содержание стрелкового оружия. Винтовки и пулеметы тут же собрали и перевезли в Центральный военно-морской музей.
   — На установку решеток на все окна, я точно подсчитал, — как будто оправдывается Александр Войцеховский, — необходимо 37 тысяч рублей.
   Даже такую сумму осиновецкому музею не выделили петербургские начальники. Они поступили мудрее: забрали оружие. Директор Дороги жизни начал копить «капитал» на решетки: уже несколько месяцев подряд со своей зарплаты — 8 тысяч рублей со всеми надбавками — он откладывает деньги. Пока его сбережений хватило на четыре окна.
   — Я обязательно зарешечу все двадцать четыре, — уверенно держится пожилой человек, — и оружие музею верну.

   
Непозволительная роскошь 
   Четвертое десятилетие Дорога жизни при ЦВММ МО живет на положении бедного родственника. Несколько лет Центральный военно-морской музей не мог (или не хотел?) приобрести для сельского музея элементарные вещи: факс, принтер, ксерокс, фотоаппарат. В конце концов необходимой техникой осиновецких музейщиков обеспечил Международный фонд поддержки Невского плацдарма и Дороги жизни. Музыкальный центр для торжественных встреч ветеранов презентовали артисты Мариинского театра.
   — Один-единственный компьютер — для учета экспонатов (их здесь около четырех тысяч), составления графиков экскурсий, переписки, ведения отчетной и бухгалтерской документации и т. д. — выпросить было просто нереально, — сетуют сотрудники музея.
   Электронно-вычислительную «роскошь» Дороге жизни подарил спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
   — После первой же просьбы новый компьютер прислали из Москвы, — стыдится и радуется одновременно Войцеховский. — Я позвонил в Петербург, в Военно-морской музей, и попросил отправить к нам специалиста, чтобы машину подключить и настроить. Меня спросили:
   — Сколько стоит билет до Осиновца?
   — 82 рубля.
   — Нет, это дорого! — ответили на другом конце провода. — Справляйтесь сами.
   Работники музея — пожилые сельские жители — расстроились и стали звонить в столицу: «Забирайте технику». Комментарии московских спонсоров по этому поводу опустим. Только уже на следующий день в поселок прибыл компьютерщик из Москвы и за считанные часы привел подарок в действие.

   
Вдоль дороги с косами 
   Скупость управленцев из Петербурга достигла апогея накануне 35-й годовщины образования музея «Дорога жизни» — 12 сентября 2007 года. Юбиляр попросил у руководства ЦВММ либо силы, либо средства для благоустройства довольно большой музейной территории.
   — Как минимум — к приезду огромного количества гостей, в том числе ветеранов, блокадников, детей и иностранных делегатов — надо было убрать выросшую за лето траву, привести в порядок крыльцо, дорожки, ограду… Ответ пришел потрясающий, — пересказывают сотрудники осиновецкого филиала: — «Полагаем, у вас в поселке найдется коса, пусть дворник (к сведению, эту должность в сельском учреждении занимает 73-летняя женщина) возьмет ее и выкосит траву…»
   Такого оригинального решения вопроса не выдержали соседи музея — воинская часть в поселке Ваганово. Узнав о ситуации, командиры прислали солдат, поделились стройматериалами, известью, краской. В 35-ю годовщину Дорога жизни не ударила в грязь лицом. Спасибо Военно-морскому музею за ценный совет…

   
Вроде не бездельники и могли бы жить 
   Почему бедствует филиал в Осиновце? Не интересный? Не посещаемый? Совсем нет. Дорога жизни — самый посещаемый музей в Ленинградской области. Обычно он принимает 35—40 тысяч посетителей в год (от детсадовцев из райцентра до ученых из-за рубежа). В самый незадавшийся будний день касса продает не меньше 50 билетов. А 9 мая, 12 сентября, 27 января число гостей и вовсе доходит до трех-четырех тысяч человек.
   Кстати, петербургские начальники и в праздники заглядывают в Осиновец крайне редко. Зачем? Директор филиала Александр Войцеховский сам исправно, четыре раза в месяц, приезжает в город: привозит еженедельную выручку музея. Хотя почти ничем из того, что у него есть, филиал не обязан ЦВММ МО, тем не менее все деньги до последней копейки, которые приносит Дорога жизни, уходят в Петербург и достаются Центральному военно-морскому музею.
   — В среднем в год мы зарабатываем около 400 тысяч рублей, — показывает отчеты Александр Войцеховский. — За последние три года наши сборы превысили миллион рублей. Этих денег нам бы с лихвой хватило, чтобы жить безбедно, но мы из них не видели ни гроша.
   — Иностранцы, часто бывающие в музее, тщетно пытаются понять: как мы выиграли эту войну? — рассказывает хранитель 65-летняя Валентина Сулейманова. — Но еще сильнее удивлены: почему сегодня мы так относимся к своей победе?..
   История Петербурга оставила городу в наследство непреложные символы: Петропавловская крепость, Медный всадник, Зимний дворец, Исаакиевский собор, блокадная Дорога жизни… Теряя или разрушая незыблемые доминанты (музей в Осиновце — безусловно одна из них), мы утрачиваем свою историю. Лишаемся прошлого. Страна, которая не хранит память, не имеет будущего.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Станислава ПЕТЛЯНОВА


   
Официально 
   
Андрей ЛЯЛИН, заместитель начальника Центрально военно-морского музея Министерства обороны РФ:
   — Центральный военно-морской музей сейчас готовится к переезду в новое здание. Оно будет в четыре раза больше по площади, с удобной парковой, с торговыми точками и кафе, с хорошими фондохранилищами, с использованием новейших технологий, мультимедийной техники, инсталляций и прочих технических достижений для выставочных экспозиций. В то же время филиал ЦВММ МО — музей «Дорога жизни» — находится в плачевном состоянии. Как это можно объяснить?
   — Хотелось бы сделать все возможное для улучшения работы филиала Дороги жизни. Но у нас нет таких ресурсов, чтобы всё и сразу получилось как по мановению волшебной палочки. Мы не волшебники. Мы стараемся выживать сами. Конечно, и до Дороги жизни руки со временем дойдут. Хорошо, что нам иногда помогают. Замечательно, что находятся спонсоры и меценаты. Хорошо, когда власти обращают на нас внимание и тоже помогают, чтобы сохранение музейных ценностей не лежало на плечах только музейных сотрудников. Здесь за решение насущных проблем надо браться всем миром, потому что музей со всеми его филиалами — национальная гордость, которая принадлежит всем.
   — Дождутся ли корабли в Осиновце, которые круглый год стоят под открытым небом, пока до них «руки дойдут»?
   — Корабли в Осиновце, конечно, требуют особого внимания и реставрации. Но это немалые деньги. Есть отдельные люди и организации, которые нам помогают добровольно, но в основном это лежит на наших плечах. И не так быстро и эффективно все происходит, как хотелось бы.
   — Почему музей на Ладожском озере лишился коллекции оружия?
   — Оружие в музеях хранится и экспонируется по определенным правилам. Существуют новейшие технологии его защиты от хищений. Сегодня мы рассматриваем возможность установки специального оборудования и возращения предметов в экспозицию.
   Соглашусь, что в целом музей «Дорога жизни» с его проблемами находится далеко не в лучшем состоянии, но мы над этим работаем. В частности, в этом году там запланирован текущий косметический ремонт здания; благоустройство территории; дополнение предметов; оформление экспозиций. Работы хватает. Работа делается ежегодно, но ее не видно.

   
Досье «Новой» 
   Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101), которую ленинградцы назвали Дорогой жизни, сыграла исключительную роль в обороне Ленинграда. По ней в осажденный город подвозили продовольствие, топливо, вооружение и боеприпасы, эвакуировали больных, раненых, нетрудоспособных, промышленное оборудование, культурные ценности. Всего за время блокады по этой трассе было перевезено свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов, эвакуировано около 1 миллиона 376 тысяч человек, в том числе более 1 миллиона тонн грузов и около 600 тысяч человек — по ледовой дороге.

   
Прямая речь 
   
Александр ВОЙЦЕХОВСКИЙ, директор музея «Дорога жизни»:
   — Центральный военно-морской музей легко и просто лакомый кусочек — Дорогу жизни — не отдаст. Хотя мы видим в этом для себя единственное спасение. Рассматривались разные варианты передачи: Музею обороны и блокады Ленинграда, Комитету по культуре Петербурга, Всеволожскому району или Ленобласти. Все рады взять филиал и посчитали бы за честь иметь такой музей. Но все упирается в то, что нет распоряжения Министерства обороны, которое необходимо, поскольку 36 лет назад Дорога жизни стала собственностью военных.
   Недавно в музей пришел человек, у которого в войну отец погиб на Дороге жизни. Он сказал: «Мне эта память нужна. И я сегодня имею достаточно денег, чтобы построить для осиновецкого музея новое здание. Могу вкладывать столько средств, сколько требуется. Но при условии: «Дорога жизни» будет самостоятельным музеем. Я не хочу кормить Министерство обороны».

   
Владимир ЖУКОВ, председатель Объединенного совета ветеранов Дороги жизни:
   — В конце июня ежегодный Совет ветеранов Дороги жизни соберется, чтобы обсудить положение музея «Дорога жизни». Ветераны отправят обращение министру обороны и главнокомандующему Военно-Морским Флотом РФ. Переговоры и с музейщиками, и с чиновниками мы уже вели: они обеими руками «за» и намерены вкладывать средства в Дорогу жизни. Однако забрать музей у ЦВММ МО невозможно без распоряжения Министерства обороны РФ.
   Не в первый раз ветераны тревожатся за судьбу музея и настаивают на передаче его в другие руки. Но, может быть, в последний. Безрезультатность предыдущих посланий не вселяет надежд. Добиться решения надо, но у нас нет больше сил заниматься крючкотворством. Блокадники и фронтовики сами уходят из жизни. Если еще в 2000 году в Совет входили 584 человека, то до сегодняшнего дня дожили только 211.
   Я уверен, Дорогу жизни можно сохранить, но при наличии нормального финансирования и заинтересованности. А петербургские начальники ведут себя как собаки на сене: и сами музей не берегут, и другим не дают. Все обещания — пустая болтовня. Она продолжается столько лет, сколько директор Александр Войцеховский пытается чего-нибудь добиться для Дороги жизни. Центральный военно-морской музей использует филиал в Осиновце в качестве донора, от которого нужны только деньги, и за него держатся, пока он их приносит.

   
Анатолий ШИШКИН, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда: 
   — Неоднократно поднимался вопрос о передаче осиновецкой Дороги жизни. Но до сих пор высокие министерские начальники не соглашались.
   У Музея обороны и блокады Ленинграда есть филиал — Дорога жизни в поселке Коккорево (в 5 км от Осиновца). Его история начиналась так же, как у соседа, но сложилась диаметрально противоположно. Маленькую экспозицию в Коккорево тоже создавали блокадники и ветераны. До 1989 года это был народный музей. Без финансирования. Без штатов. Когда в 1989 году возродили Музей обороны и блокады Ленинграда, ему передали филиал. Фактически мы его подняли: отремонтировали здание, отреставрировали экспонаты, обновили экспозиции. Создали штаты. Обеспечили финансирование. Коккоревский филиал содержит город и вкладывает в него большие деньги.
   Осиновецкий филиал было бы логично взять под наше крыло. Это однотипные музеи по тематике. Если мы ими дорожим, то нужно решать вопрос на уровне правительства города. Валентина Матвиенко или Вадим Тюльпанов должны обратиться к министру обороны или президенту страны. Только в таких коридорах можно чего-то добиться

Автор: С.Крупенькина
Опубликовано: газета "Всеволожские вести",
NN 4 (20 января 1995 года), 5 (27 января 1995 года)

В редакцию пришли гости - Александр Борисович Асташенко, Ольга Владимировна Богданова и Евгений Петрович Богданов, жители Санкт-Петербурга, и задали ошарашивший нас вопрос: "Вы знаете, что такое слелестология? Не знаете! - Объясняем: спелестология - изучение рукотворных подземных сооружений. А вы слышали что-нибудь о Всеволожских подземельях, вернее, подземельях под Румболовской горой? Что-то смутно слышали! Жаль. У вас под ногами скрыта величайшая тайна, и мы о ней можем кое-что рассказать..."

Все началось более 10 пет назад. Группа молодых энтузиастов произвела опрос старожилов Всеволожска на предмет выяснения, не слыхали ли они что-либо о существовании старинных подземных сооружений? Среди этих энтузиастов был и Саша Богданов, который только что закончил ЛИАП и работал в ВНИИ "Электрон". Саша лично уже участвовал в поисках рукотворных подземелий в Подмосковье, занимался лозоходством (или биолокацией), С 1980 года он участвовал в поисках подземных полостей в радиусе 100 километров вокруг Питера, в том числе и во Всеволожске (на возвышенных местах, например, Колтушской возвышенности).

Где-то в усадьбе Рябово были обнаружены ходы, которые вели под землю. Нашлись люди, которые показали точки, где военные перед войной пробили подземный ход. Алексей Лемнев в 1984 году прокопал несколько шурфов по указке старожилов. Было вскрыто начало подземной полости. Это произошло 4 ноября 1984 года.

Дальше был обнаружен сводчатый коридор, уходящий в темноту. Он был прорублен руками человека в толще лессов. Судя по всему, это был двойник подземелья Киево-Печорской лавры - геология совпадала один к одному. Старожилы говорили, что коридор проходит до церкви на горе и имеет в длину около 600 метров. По нашим измерениям высота коридора от 1 м 70 см до 2 м 20 см. Метров через 30 мы натолкнулись на завал. Начали проходку завала еще тогда, в 1984, попытались пробиться через завал или обойти его вдоль стены. Ширина коридора 1 м 40 см. В некоторых местах потолок коридора сводчатый.

- Я получил методом биолокации возраст подземелья - 1810 год, но это лишь гипотеза, - сказал Александр Асташенко.

На полу, когда была сделана зачистка на полтора метра глубины, мы увидели настил из деревянного бруса квадратного сечения, особенно хорошо он сохранился вдоль стены. По брусу можно определить возраст: сейчас он как сухая труха.

Нами были найдены обрывки кабеля в свинцовой оболочке диаметром полтора сантиметра. Иных предметов, свидетельствующих о пребывании там людей, мы не нашли. Возможно потому, что коридор имеет слой наносов от полутора до 7 метров толщиной. Правда, нам встречались старые кирпичи малинового цвета без клейма, тяжелые, по-видимому, очень качественные.

Подземный коридор проходит на разной глубине отношению к поверхности горы: от 3 до 12 метров...

Периодически мы натыкались на завалы. Преодолев один из них, мы увидели подземную камеру 3x3 м и длиной 20 м. Потом снова завал, а после него - еще 3 такие же камеры по 10 метров длиной. И снова завал.

Вот тут-то работы и были остановлены. Местные краеведы считают, что могут быть и более глубинные этажи. Мы встречались с историками, которые связывают существование подземного хода (или ходов?) с древним колодцем в Красном замке (о Красном замке газета писала: "Всеволожские вести" от 6 января 1995 г). Существует мнение, что колодец диаметром 4 метра нетипичен для русских крепостей и был построен шведами. Говорят, что колодец связан с подземельями и с подземной рекой. Несколько раз колодец замуровывали, но все замуровки обваливались. А из колодца якобы слышен шум подземной печи.

Итак, существование подземелий - это уже не гипотеза, а факт. Однако и сегодня о нем мало что известно. Нужны исследования, чтобы снять покров тайны. Есть люди, готовые довести эту работу до конца. Но нет дня этого необходимых средств. Едва ли возможно сегодня найти спонсора, который раскошелился бы просто так, из спортивного интереса.

- Вы могли бы обосновать экономическую выгоду исследовательских работ под землей? - спросила я наших гостей.

- Во-первых, - сказали мне наши спелестологи, - результаты исследования имеют большую историческую ценность. Подземелья могут стать музейно-историческим объектом, как это сделано, например, в Гатчине. Во-вторых, подземелья, где сухо, температура одна и та же - 7-8 градусов тепла, тем нота и тишина - прекрасное место для хранилища продовольствия. В-третьих, подземелья могут быть использованы в лечебных целях: известно, что излучение песков, насыщенных кварцами, полезно для человеческого организма.

Но дело не только в том, что "пропадают" потенциальные хранилища. Исследования необходимо довести до конца, потому что, не зная о существовании внутренних пустот, люди строят на поверхности дома, сараи. Есть случаи, когда сараи проваливались и исчезали бесследно в чреве горы.

Предположительно вся толща горы до отметки зеркало подземных вод составляет 42 метра. И вполне возможно, что в горе может оказаться не одно, а несколько подземелий - на разных уровнях.

- А все-таки, вас-то что привлекает в этих исследованиях? Наверное, вам по этому поводу задают много вопросов?

- Что может быть более притягательно. чём возможность проникнуть в какую-то загадку, открыть неизведанное, никому еще неизвестное? Подземный ход - это возможность прикоснуться к ритму вселенной: ведь там, на глубине, нет биологической природы. И мы получаем возможность общаться с голой природной реальностью. Человек - среди геологических пластов!

Александр Борисович Асташенко, Ольга Владимировна Богданова и Евгений Петрович Богданов, ее супруг, осуществляли спуск в подземелье неоднократно. Возможно, корреспонденту нашей газеты тоже выпадет такая возможность и, конечно, обо всем увиденном на глубине веков он расскажет в своем репортаже.

Ну а тем, кто тоже заинтересовался открывшейся тайной. Александр Борисович рекомендует прочитать книгу Алексеева "Крепость Александра Невского". В этой повести рассказывается о том, как в древности люди рыли под землей ходы. На Руси есть каменный пояс с системой подземной обороны. Например, в Псковской области. Там свод подземелий выкладывали камнем.

Подземелья Румболовской горы тоже, по-видимому, пытались использовать в военных целях. Обрывки кабеля в свинцовой оболочке, найденные А.Б.Асташенко и его коллегами, по словам старожилов, являются следами пребывания там военных в 1938 году, когда "там к чему-то готовились".

По просьбе наших гостей - спелестологов мы обращаемся ко всем старожилам Всеволожска: откликнитесь те, кто что-то может рассказать по поводу подземелий.

А вторую просьбу мы адресуем возможным спонсорам: окажите финансовую помощь молодым энтузиастам в интересном и полезном деле. Только с вашим участием можно разгадать тайну Румболовской горы.

Сниму налет таинственности

Читатели газеты "всеволожские вести" познакомились с публикациями "подземные ходы под румболовской горой" и, возможно, у них возник вопрос, откуда вдруг взялись спелестологи? На этот вопрос мне хочется ответить, чтобы снять налет таинственности.

Еще при жизни нашего первого историка-краеведа Г.Л.Вокка в его доме на Колтушском шоссе, часто бывали учащиеся 540-й школы Ленинграда. При школе был организован кружок. В него входило человек 5-6 и руководитель этого кружка.

Гергард Яковлевич Вокка, отвечая на вопросы учащихся, предупреждал об опасности, раскрыл секрет только двух ходов. Ребята выросли, окончили институты, но из группы остался только один Саша Асташенко, который окончил ЛИАП (институт авиационного приборостроения), но своего любимого занятия не оставлял. Очень часто приезжал к нам уже после смерти Гергарда Яковлевича. Мы с ним подолгу беседовали, выходили на место, осматривали, что нас интересовало.

Показывала Саше, где имеется таинственный колодец. Мне нравится в людях их настойчивость, неотступность, целеустремленность. Хотя у меня мало бывает времени, тем не менее Сашу всегда мы с мужем принимали в своем доме. Недавно Саша приехал со своими товарищами, которые тоже спелестологи. Я их и познакомила с редакцией газеты "Всеволожские вести", а затем этих ребят "вывела" и на В.В.Ивлева - председателя комитета природопользования и экологической безопасности района.

Еще в 1977 году Г.Я.Вокка переписывался с Академией наук. Ученый, занимающийся изучением подземелий, по фамилии Грошевой интересовался, возможно ли в зимних условиях проводить работы по расчистке ходов, какова ширина ходов? Он также спрашивал, кто оплатит проезд, проживание (работы бралась оплатить Академия наук). Гергард Яковлевич отвечал, что оплатит дорожные расходы и предоставит жилье сам. Но вскоре он ослеп, и переписка оборвалась.

Гергард Яковлевич очень просил меня никому не отказывать в помощи, если такая надобность возникнет. Этот наказ я стараюсь выполнить. Частый гость нашего дома Александр Григорьевич Голубков, преподаватель института авиационного приборостроения. Летом прошлого года он за свой счет провел исследования. И вот что он сказал: "Верхнее плато - это Румболовские высоты, среднее - это водораздел от Румболовских высот до здания ДК. Главная артерия, район больницы (примерно), мелкие ручейки и ответвления, где не очень благоприятная обстановка для проживания. А самая благоприятная обстановка начинается на территории от ДК и до ст. "Всеволожская".

Помимо своей музейной работы принимаю участие в том, чтобы представить город Всеволожск как с поверхности (болота, ключи и т, д.), так и внутри его недр.

М.Ратникова,
директор Всеволожского краеведческого музея

Плохо мы знаем наш город

Ознакомившись с публикацией во "Всеволожских вестях" в №№ 4,5 "Подземелья Румболовской горы" я, как уполномоченный от администрации Всеволожского района по вопросам недропользования также встретился со спелестологами Асташенко А. Б. и Богдановым Е. П.

Встреча получилась интересной и обоюдополезной. Как ответственное лицо меня прежде всего волновало, не попытаются ли заинтересованные статьей всеволожцы, в первую очередь дети, самостоятельно проникнуть в подземные ходы, ведь это очень опасно! Как выяснилось, вход под землю надежно закрыт, и место это хранится в тайне.

Хочу официально предупредить всех заинтересованных лиц, что самовольные попытки проникновения в подземные ходы Румболовской горы любыми способами будут пресекаться самым решительным образом.

Что еще заинтересовало? Учитывая то, что ходы прорыты в толще рыхлых четвертичных отложений, происходит постепенное обрушение сводов ходов. Принимая во внимание сложную конфигурацию ходов, нельзя исключить возможность того, что процессы обрушения внутренних полостей могут привести к проседанию грунтов, их размыву, что создаст реальную угрозу для находящихся на поверхности земли зданий и сооружений, деревьев Румболовского парка. В связи с этим продолжение изучения подземных ходов, составление возможно точных планов с соответствующими промерами просто необходимо. Достигнута договоренность со спелестологами о продолжении работ при поддержке Всеволожского историко-краеведческого музея.

И еще. Факт неожиданного открытия для общественности подземных ходов в центре города показал, на мой взгляд, как плохо мы знаем историю родного края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни.

Дорогие коллеги! Представляю к вашему вниманию статью о военно-патриотическом воспитании в условиях ельской школы....

Презентация Программы по патриотическому воспитанию обучающихся 5 - 9-х классов "В жизни всегда есть место подвигу".

Цель Программы: формирование у обучающихся основ гражданственности и  патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Одна из основных задач Программы - формирование ...

Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.

Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: форми...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Ради жизни на земле…»

Никогда  проблема патриотического воспитания  не стояла так остро, как сейчас. В школе ей всегда уделялось особое  внимание, вернее, весь процесс воспитания детей строился на основе люб...

Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского

Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...

Работа по модели развития гражданско-патриотического воспитания учащихся «Дорога в жизнь»

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются именно в школьные годы...