Рабочая программа по ОБЖ 6 класс. Автор учебника: Смирнов А.Т.
рабочая программа по обж (6 класс) по теме

Синяева Алевтина Витальевна

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс. Автор учебника: Смирнов А.Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

6 класс

      Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ «Поповская СОШ» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.), Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией, Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.), Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

     При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю).

     Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

      Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

 Основными целями изучения курса ОБЖ  являются:

         Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

•        освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

•        развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

•        воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

•        овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 

Принципы построения рабочей программы

            Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

            В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.

            Настоящая программа является примерной, определяющей базовое содержание курса для общеобразовательных учреждений.

            Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

            При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

            Учебный год, как правило, завершать проведением Дня защиты детей, который проводить как объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.

           

Изменения, внесенные учителем в рабочую программу

                   С учётом познавательных возможностей школьников МБОУ «Поповская СОШ»  рабочая программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся 5-9 классов. 

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.    

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

  Учащиеся должны  знать/понимать:

     •        основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие  

          здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

•        правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

•        способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

 

Учащиеся должны  уметь:

 •        действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

•        соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

•        оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

•        пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

•        правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

•        действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

 

Учащиеся должны  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 •        обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

•        соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

•        пользования бытовыми приборами и инструментами;

•        проявление бдительности при угрозе террористического акта;

•        обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

     

      Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Основные виды и формы  контроля

Устный опрос, зачет, тестирование, контрольная работа, практическая работа, выполнение проекта.

Педагогические технологии,

используемые учителем для достижения требуемых результатов

1 . Информационные.

2. Личностно-ориентированная.

З. Интеграция на уровне межпредметных связей.

4. Ситуативно-игровая.

5. Компетентностный подход, развитие коммуникативных навыков на уроках ОБЖ.

Виды и формы проведения уроков

1. Комбинированный урок.

2. Урок беседа.

3. Повторительно - обобщающий урок.

4. Урок контроля (тестирования).

5. Урок лекция.

6. Тренинги поведения в критических ситуациях.

7.  Индивидуальные консультации.

  1. Внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

      Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

    Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

    Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

    Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Содержание учебного предмета

6 класс

№ раздела и темы

Наименование темы.

Кол-во часов

раздел

тема

Из них контрольных, практических

I.

Безопасность человека в природных условиях

25

1

Подготовка к активному отдыху на природе.

6

2

Активный отдых на природе и безопасность

5

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

4

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.

4

5

Опасные ситуации в природных условиях.

4

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

6

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

4

7.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

6

                                                                         Всего часов:

35

Формы контроля:  зачеты- 3; тестирование- 4; контрольные работы- 3.

Основное содержание программы.

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 часов)

Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Тема 3.Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 часов)

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных при¬ родных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Тема 4.        Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.(4 часа)

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Тема 5.        Опасные ситуации в природных условиях (4 часа)

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (4 часа)

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении; при укусах змей и насекомых.

  Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие (6 часов)

Профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

Учебное обеспечение учащихся 6 класса

       Рабочая программа ориентирована на использование учебников вошедших в Федеральный перечень на 2013-2014 учебный год “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 5,6,7,8,9 классов общеобразовательных учреждений; а также дополнительных пособий:

 Учебники:

-«Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2012 г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

-«Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений /Составитель: Фролов М.П., Литвинов Е.А. Смирнов А.Т., под редакцией Воробьева Ю.Л. – Москва  Издательство АСТ «Астрель», не позднее 2009 года.

- Рабочая тетрадь по ОБЖ (5 кл.)

-Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2000г.

Методическое обеспечение для учителя:

-«Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2012 г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

-«Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений /Составитель: Фролов М.П., Литвинов Е.А. Смирнов А.Т., под редакцией Воробьева Ю.Л. - Москва  Издательство АСТ «Астрель», 2009 год/

- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.

- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе  “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009г.

- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2000г.

- Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности.М «Астрель».2010г.

- И.К. Топоров  “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 2009г.

- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2008г.

- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.

-Интернет-источники: http://www.uroki.net/,

                                      http://www.obzh.ru/,

                                      http://www.school-obz.org/,

                                      http://www.metodichka.net/.

Оптимальный набор технических средств обучения состоит из :

  • персонального компьютера,
  • сканера,
  • принтера,
  • проектора,
  • видеомагнитофона,
  • фотоаппарата и др.

 СанПиНом было установлено время применения технических средств обучения на занятиях, которое не должно превышать 20-25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса к учебнику " Немецкий язык контакты " авторов Г. И. Ворониной, И.В. Карелиной

Рабочая программа для 10 класса по немецкому языку составлена на основе ФГОС, рассчитана на 105 уч. часов.Данная программа отражает основные цели обучения немецкому языку, компетенции; содержит учебно...

Рабочая программа для 8 класса к учебнику "Английский язык" автор Дворецкая О.Б.

Рабочая программа для 8 класса к учебнику "Английский язык" автор Дворецкая О.Б....

Рабочая программа для 9 класса к учебнику "Английский язык" автор Гроза О.Л.

Рабочая программа для 9 класса к учебнику "Английский язык" автор Гроза О.Л....

Рабочая программа для 10 класса к учебнику "Английский язык" автор Гроза О.Л.

Рабочая программа для 10 класса к учебнику "Английский язык" автор Гроза О.Л....

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...