Урок «Основы безопасности жизнедеятельности» с позиции здоровьесбережения"
статья по обж (8 класс) по теме

Милевская Любовь Григорьевна

Педагог должен работать в школе так, чтобы учебный процесс не наносил ущерба здоровью школьника. Каким он должен быть здоровьесберегающий урок? На этот вопрос   свою точку зрения  отразил  автор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок «Основы безопасности жизнедеятельности» с позиции здоровьесбережения

Еще древнегреческий философ Сократ сказал: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», заострив внимание на значимости отношения человека к своему здоровью.                                                                                                                                                      В настоящее время слова Сократа становятся  актуальными, т.к. по данным врача – психолога Н.К.Смирнова практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних учеников. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Особенно за период обучения , по мнению медиков, нарушается острота зрения. составляющее в ряде регионов России до 30—40%. Особую долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет образовательное учреждение. В свое время   В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»   Поэтому  особенно велика становится роль учителя в процессе здоровьесбережения  учащихся. Именно педагог  должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Ведь урок есть часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Что же такое здоровьесберегающий урок? Это  урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, стимулируют  у детей желание жить, быть здоровыми, ощущать радость каждого прожитого дня, показывают им , что жизнь – это прекрасно, вызывают у ребят позитивную самооценку. С целью сохранения здоровья учащихся я  продумываю каждый  урок с учетом  требований к  здоровьесберегающему  уроку  ( использование 4-7 видов учебной деятельности, которые  проводятся через каждые 7-10 мин. Использование  2-3 разрядок. и т.д.)

 Эффектисвность работы обучающихся на уроке во многом зависит от того, какой настрой они получат в начале урока. Поэтому я   придаю особое значение именно этому этапу урока. Использую  притчи, цитаты и высказывания знаменитых людей.

При подготовке к каждому уроку стараюсь разнообразить виды деятельности обучающихся, с целью снятия утомляемости, сохранения познавательного интереса на протяжении всего урока .Например,  для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, включаю в урок ситуационные задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

  Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами, у них  вырабатывается понимание условий сохранения и укрепления здоровья, воспитывается бережное отношение к здоровью собственному и окружающих, формируется навыки здорового образа жизни.

Организую самостоятельную   групповую , парную работу по изучению или закреплению нового материала.  используя подготовленные карточки,

Вывод.

Я уверена, что каждый учитель  на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать  выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Да, учитель не доктор, но именно от его профессионализма зависит так много в жизни ребенка,  в том числе и сохранение его здоровья. Рассмотрим урок с позиций здоровьесбережения. Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний студент приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его

                   

 

Список используемой литературы

  1. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года
  2. «Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика»-Центр «Педагогический поиск»,Москва – 2006г, под редакцией  М. И. Лукьяновой
  3. Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации// Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005.
  4. Залыгин В. Проблема здравообразования // ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006.
  5. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.
  6. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- Москва: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  7. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 90–94.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – Москва: АПК и ПРО, 2002.
  9. Сухомлинский В.А. О воспитании. — Москва: Политиздат, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения. И...

Плакаты к единому уроку "основы безопасности жизнедеятельности"

Для единых уроков , в том числе, делаю демонстрационные плакаты .Размер не меньше А-3...

ТЕМА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и ответственное. В современных условиях обучение должно быть направлено...

Методическая разработка урока Основы безопасности жизнедеятельности

Рассмтриваются вопросы ЧС природного и техногенного характера, порядок действий при различных ЧС, действия по сигналам ГО...

Конспект открытого урока "Основы безопасности жизнедеятельности"

Тема:  «Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте»...

Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"

Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...