Система целей воспитания культуры безопасности
статья по обж на тему

Солдатов Александр Владимирович

 Материал в помощь учителю ОБЖ содержит классификацию и  подробное описание целей воспитания культуры безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_tseley_vospitaniya_kultury_bezopasnosti.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое  объединение учителей ОБЖ и физкультуры

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

Система целей воспитания

культуры безопасности

                                                                                 Доклад учителя ОБЖ

                                                                                 МБОУ Стеженской СОШ

                                                                                 Солдатова А.В.

2013-2014 уч. год

  Проблема целей воспитания культуры безопасности нашла отражение в педагогике и методике обучения основам безопасности. Показательно мнение педагога Т.Ф.Акбашева: «Я выделяю только одну цель образования – это готовность к выживанию». На основе анализа базовых ценностей Е.В.Бондаревская и С.В.Кульневич сформулировали идею (реализуемую в образовательно-воспитательном процессе) – воспитание безопасной личности, т.е. личности, неспособной причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе.

   Понятие «личность безопасного типа» рассматривается в книге Л.И.Шершнёва «Безопасность человека». В ней отмечается, что целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Анализируя предпосылки формирования личности безопасного типа, авторы называют социальные и психологические характеристики такой личности.

   Как отмечает Б.Мишин, целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

   Цели воспитания обосновываются и реализуются с учётом содержания социального заказа, интересов воспитанников, логики развития личности школьников и закономерностей педагогического процесса. Последнее обстоятельство проявляется в том, что реализуемые в процессе  воспитания функции управления (диагностики, стимулирования, коррекции) осознаются учителем и учащимися как цели деятельности. Реализации этих функций способствует постановка в педагогическом процессе целей воспитания:

1.Стимулирование деятельности школьников по присвоению культуры безопасности, самосовершенствованию, повышению готовности к безопасной жизнедеятельности.

2. Профилактика виктимности личности школьников(свойства жертвы, неудачника).

3.Коррекция имеющихся черт виктимности личности (деструктивности, незрелости, травмированности личности, склонности быть жертвой, манипулятором).

4. Совершенствование имеющихся черт и свойств безопасной личности (актуализатора, удачника).

5. Формирование новых черт и свойств безопасной личности (победителя).

   Цель воспитания включает в себя целевой объект, целевой предмет и целевое действие.

 Целевой объект - человек в разных ролевых позициях -  в воспитании культуры безопасности включает ряд составляющих, таких как подготовка:

1. К вредным и опасным факторам жизнедеятельности.

2. К сложным, экстремальным ситуациям.

3. К природным. Техногенным, социальным и личностным факторам риска.

4. К угрозе физическим, экономическим, нравственным, психологическим интересам.

5.К безопасному поведению в различных сферах жизнедеятельности, таких как учёба, спорт, досуг, производство, быт.

6 К безопасному поведению в при выполнении различных социальных функций.

Целевой предмет – те стороны личности воспитанника, его качества, особенности деятельности, которые должны быть преобразованы в данном педагогическом процессе.

Целевой предмет воспитания культуры безопасности может быть описан с использованием термина «результативные цели воспитания»:

1.Формирование мотивов безопасной жизнедеятельности.

2. Формирование системы знаний об опасных факторах жизнедеятельности.

3. Формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности.

4. Формирование опыта самоконтроля в безопасной жизнедеятельности.

   В составе целей воспитания присутствуют целевые действия:

1.Взаимодействие с основными формами воплощения культуры безопасности: образной, личностной, предметной.

2.Присвоение элементов культуры безопасности: ценностей, знаний, норм, традиций.

3. Овладение культурой безопасности на основе информации о факторах риска.

4.Взаимодействие школьников с контркультурой деструктивности (участие в акциях, волонтёрском движении и т.д.)

5. Создание в учебном процессе информационных и игровых опасных ситуаций.

   В наше время человеку и обществу главным образом угрожают действия самих людей, само направление жизнедеятельности современного общества. Такого рода действия людей и процессы в обществе во многом обусловлены именно внутренним миром человека, его личностными качествами. В условиях угрозы глобального самоуничтожения человека и человечества возникла необходимость теоретического исследования внутренних факторов опасности, системы качества безопасного человека и обоснования на этой основе результативных целей воспитания культуры безопасности.

Литература:

1. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №3, 2009г.

2.Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В статье раскрывается система работы на уроках информатики, которая направлена на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению....

Статья "Элементы системы и культуры безопасности ОУ".

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможны...

Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР

Особенности воспитания культуры  безопасного  поведения  на  дорогах  у детей с ОВЗ ЗПР. Опыт работы школы....

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...

Воспитание культуры безопасности на уроках обж

Воспитание культуры безопасности на уроках обж...