Методический доклад на тему: "Воспитание культуры безопасности на уроках ОБЖ"
методическая разработка по обж по теме

Гарифуллин Рафаэль Асхадуллович

Методический доклад по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_bezopasnosti_na_urokah_obzhnovyy.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры безопасности на уроках ОБЖ

                               Гарифуллин Р.А., преподаватель ОБЖ

                                   ГАПОУ «Кукморский аграрный колледж»

     Изучение предмета ОБЖ способствует формированию культуры безопасного поведения студентов, воспитанию личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни. Так как здоровье и безопасность подрастающего поколения - общенациональная ценность, роль предмета ОБЖ в системе образования трудно переоценить.

     Статистика прямо говорит о том, что в современных условиях не снижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация учебного процесса в образовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета ОБЖ.  Количество ЧС, происходящих на территории страны, уровень смертности в результате различных несчастных случаев, происшествий однозначно свидетельствует  об отсутствии у граждан, в том числе детей, навыков безопасного поведения. В результате ЧС, согласно официальным данным МЧС, погибает более 1000 человек в год.

     Подавляющее большинство смертельных несчастных случаев  происходит в результате  отсутствия  элементарных умений и навыков личной и общественной безопасности. Для устранения данного положения необходимо  с самого рождения учить культуре безопасности, воспитывать личность безопасного типа. Не вызывает сомнения, что значительное место здесь занимает школа, средние и высшие профессиональные учебные заведения.

    Первое место среди ЧС занимают техногенные. Катастрофический износ производственных мощностей, моральное и физическое устаревание основных материальных фондов, человеческий фактор - вот основные причины происходящих в стране ЧС.

     К наиболее  страшным ЧС следует отнести пожары.

    Пожар - настоящее бедствие. В результате пожаров погибает в 20 раз больше людей, чем во всех ЧС. Каждые сутки  в среднем погибает почти 40 человек. При этом каждый шестой пожар происходит по вине детей! Самих же детей на пожарах погибает огромное количество - около 600. Кроме  погибших, десятки тысяч  получают травмы, остаются без крыши над головой.

    В год в стране происходит в среднем 200 тыс. ДТП,  в которых погибает почти 30 тыс. человек. Количество раненых и пострадавших  колоссальное - более 250 тыс. человек. Казалось бы, статистические данные показывают, что, например, в США в ДТП погибает намного больше, чем в у нас (на 10 тыс. человек). Но если учесть количество населения и автомобилей, то сравнение не в пользу страны. По количеству  погибающих в ДТП на 100 тыс. населения среди развитых стран наша страна находится на первом месте - 22 человека.

   С другой стороны, крайне низким остаётся у студентов уровень самоидентификации  в опасных ситуациях, ответственности за самостоятельное принятие решения. Статистические данные показывают, что у студентов размыты жизненные ценности. У большинства из них искажены представления о понятиях и средствах обеспечения безопасности жизнедеятельности. 

    В 2015 году в колледже был проведён ряд исследований, в ходе которых студентов просили назвать круг ассоциаций, которые возникли у них в связи со стимулом-понятием "безопасность жизнедеятельности". Были получены очень интересные, показательные данные:

  1. актуальная для студентов среда жизнедеятельности (колледж) в меньшей степени ассоциируется с безопасностью, чем, например, улица;

     2) физическая сила в большей мере ассоциируется с безопасностью      жизнедеятельности, чем интеллект;

    3) применение физических средств (оружие, нож) более отвечает требованиями безопасности жизнедеятельности, чем социальные связи, государство, законность;

    4) наличие денег и богатства в большей степени обеспечивает безопасность жизнедеятельности, чем хорошая работа, интеллект и законность;

       5) социальные контакты как элементы безопасности жизнедеятельности  менее приоритетны, чем в этой же роли оружие и деньги. 

      Вообще в представлениях студентов доминировала значимости таких элементов безопасности жизнедеятельности, как "физические атрибуты защиты" (28,7% экспериментальной выборки), "собственность" (26,3%), "положение в обществе " (17,5%). Таким компонентам, как "семья", "дом", "круг общения", "здоровье" и т. п., уделялось намного меньше внимания.

     Понятно, что установленные особенности представлений студентов о безопасности жизнедеятельности не адекватны сложившимся реалиям безопасности и безотлагательно требуют определенной коррекции.

       Однако выживание и здоровье ребенка возможны лишь при условии сформированности у него культуры безопасности.

      Эффективное же воспитание культуры безопасности возможно лишь при организации соответствующего учебно-воспитательного процесса, предполагающего целенаправленную подготовку студентов к профилактике и преодолению воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

     Подводя итог, на основе анализа складывающейся ситуации в России, оценки характера опасностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и общественного бытия можно сделать вывод, что задачей минимума воспитания и обучения в колледже  должно стать формирование личности безопасного типа. Это должно стать ключевым звеном гуманитаризации воспитания и обучения и стержнем концепции курса ОБЖ в сфере образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных ...

Доклад на тему "Воспитание любви к природе на уроках русского языка"

Воспитывать у учащихся любовь к природе, гуманных качеств личности, сделать школьников активными участниками охраны природы, посеять в их сознании зерна хозяйственности. Дети – будущее нашей Род...

Доклад на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и краеведения"

Уроки истории и краеведения призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловечес...

Доклад на тему: « Воспитание уважения к национальным традициям и культуре России»

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что одним из основных направлений в работе любого детского объединения является патриотическое воспитание.  Не составляет исключение и наша школа. Ведь цел...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему "Воспитание нравственности у студентов на уроках немецкого языка"

Воспитание у студентов чувства благотворительности и милосердия....

Методическая статья на тему: "Воспитание человека через обучение на уроках словесности".

Данная статья поможет педагогам разобраться в том, как можно воспитывать  ,обучая  на уроках словесности, какие акценты расставить для достижения той или иной цели....

Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"

Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...