Проведение учебных сборов с учащимися 10-х классов. По разделу Программы ОБЖ «Основы военной службы"
учебно-методический материал по обж (10 класс) на тему

Мусатов Виктор Петрович
Данное методическая разработка предлагает организацию и проведение учебных сборов обучающихся юношей 10 классов по разделу программы ОБЖ "Основы военной службы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voennye_sbory.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации муниципального
образования «Новоспасский район»
Муниципальное образовательное учреждение
Красносельская средняя общеобразовательная школа

АВТОРСКАЯ РАБОТА
по теме: «Проведение учебных сборов
с учащимися 1 0-х классов.
По разделу Программы ОБЖ
«Основы военной службы».

Выполнил:
Преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ Красносельской средней
общеобразовательной школы
Мусатов Виктор Петрович

Красносельск, 2012 г.

Содержание.

1. Введение 3 - 4
II. Основная часть
2.1. Основные цели И задачи сборов 5
2.2. Время сборов И место сборов 5 - 6
2.3. Штатно-должностное расписание 6 - 7
2.4. Структура сборов. Обязанности должностных лиц 7 - 11
2.5. Распределение ответственности за подготовку И 12 - 14
проведение сборов
2.6. Методические рекомендации 14 - 15
2.7. Распорядок ДНЯ 16
2.8. Примерная экипировка юнармейца 17 - 18
2.9. Ход проведения сборов 19 - 23
2.10. Элементы службы войск. Организация несения 23 - 24
службы внутреннего наряда.
III Заключение 25
IV Литература 26
V Приложение
5.1. Права и обязанности юнармейца. 27
5.2. Положение по определению оценок учащимся 10-х 28 - 29
классов общеобразовательных школ и гимназий по
результатам учебных сборов

I. Введение.

Результаты многочисленных социологических исследований
свидетельствуют о том, что большая часть молодежи не обладает
ответственностью перед обществом за выполнение важнейших гражданских
обязанностей. Одной из них, как известно, является выполнение воинского
долга B рядах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и
органов.
Изучение начального периода военной службы призванных B армию и
на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие
трудности, сталкиваются с серьезными проблемами B новом для них качестве военнослужащих срочной службы. Среди основных причин этого во-первых, слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; во-вторых отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности; в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в
специфических условиях военной службы; в-четвертых, отсутствие
элементарных навыков, необходимых для военной службы; в-пятых, слабое
физическое развитие. Что же нужно сделать, чтобы значительно улучшить V
дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, поднять ее на
качественно более высокий уровень?
Прежде всего надо перестроить сознание призывника, сформировать
необходимые установки на предстоящую службу, вызвать интерес,
стремление, безусловно положительное отношение к ней.
В настоящее время все еще господствует определенный стереотип,
который характеризуется существенным отрывом работы допризывной
молодежи от важных в практическом отношении сторон воинской жизни и
деятельности.
Использование их в воспитательных целях способствовало бы
становлению будущих воинов еще до момента призыва в ряды Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований и органов. Лекции, беседы
патриотического содержания, встречи с ветеранами Великой Отечественной
войны, участниками боевых действий B вооруженных конфликтах, походы поместам воинской славы и многое другое конечно необходимо. Однако
определяющего значения в формировании всесторонней готовности
молодого человека к воинской службе они не имеют, так как во всей этой
работе они играют лишь второстепенную роль. Рассчитывать же необходимо
на самое активное И деятельное участие каждого призывника в комплексе,
единой системе взаимосвязанных мероприятий. Как показывает опыт работы
с подростками и юношами, одной из наиболее эффективных форм их
подготовки к защите Отечества является оборонно-спортивный
оздоровительный лагерь (ОСОЛ).

ll. Основная часть.

2.1. Основные цели и задачи сборов (ОСОЛ).

Основные цели И задачи сборов (ОСОЛ).

о Ознакомить учащихся с жизнью И бытом военнослужащих B воинских
частях.

0 Дать учащимся первоначальные знания И навыки в исполнении
обязанностей военной службы B объеме Программы начальной военной
подготовки для молодого пополнения частей.

0 Привить учащимся первоначальные практические навыки при
действиях в бою B составе отделения, взвода.

о Воспитывать у учащихся чувство личной ответственности и понимания
необходимости защиты суверенитета и территориальной целостности
государства.

о Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма
как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Кроме выше сказанного военно-полевые сборы или Оборонно-
спортивный оздоровительный лагерь призваны выполнить, и направлены на
то, что в таком лагере общественно-полезная трудовая деятельность
органически соединена c условиями жизни И деятельности, аналогичными
тем, которые проводятся и существуют B армии.

Все занятия проводятся B полевых условиях, достаточно напряженно, в
игровой форме, с активным привлечением военнослужащих или воинов
запаса.

2.2. Время сборов и место сборов.

В соответствии с требованиями Федерального Закона «О воинской
обязанности И военной службе» учебные сборы проводятся с гражданами,

обучающимися B образовательных учреждениях среднего и средне-
профессионального образования и на учебных пунктах.

Продолжительность сборов - 5 - 7 дней (40 учебных часов). В ходе
сборов должны быть изучены вопросы размещение и быт военнослужащих,
суточный нарЯД, организация караульной службы, строевая, огневая,
тактическая и физическая подготовка. Конкретные сроки устанавливаются
органами управления субъектов Российской Федерации по согласованию с
военными комиссариатами.

Время проведения сборов ДЛЯ обучаемых на учебных пунктах
определяется B зависимости от сроков окончания обучения решением
местных органов исполнительной власти по согласованию с военными
комиссариатами.

В зависимости от местных условий учебных занятий могут быть
организованы:

о путем сбора вблизи дислокации воинской части или путем
отдельных однодневных выездов (выходов) учащихся в
воинскую часть;

0 там, где нет воинской части, занятия организуются при
образовательных учреждениях РОСТО И других общественных
объединений или меТОДом сбора в оборонно-спортивных
оздоровительных лагерях.

2.3. Штатно-должностное расписание (на 100 человек юнармейцев)

Подбор руководящего и обслуживающего персонала ‘ОСОЛ
осуществляется Районным Отделом Образования, региональным комитетом
РСМ и согласовывается с Советом учредителей. В штат ОСОЛ входят:

1. Начальник лагеря - 1

2. Заместитель по образовательно-воспитательной работе - 1

‘3. Командир роты-1

4. Командир взвода - 3

5. Заместитель пом. взвода (курсант ВУ, сержант) - 3

6. Инструкторы по физической культуре и плаванию - 2

7. Заместитель начальника по медицинской части - 1

8. Заместитель начальника по хозяйственной части - 1

9. Шеф повар - 1

10.Повар - 1

1 1.Сторож - пожарный - 1

12.Водитель дежурной машины - 1

13.Бухгалтер - 1

14.Работник РОВД (милиционер) - 1

Начальник лагеря, его заместители и командиры взводов набираются
из числа специалистов, имеющих педагогическое, гуманитарное и
специальное образование, общевойсковую или военно-техническую
подготовку и опыт работы с подростками. Для проведения отдельных
занятий могут привлекаться офицеры, сержанты И солдаты воинских частей
и курсанты военных учебных заведений.

2.4. Структура сборов. Обязанности должностных лиц.

2.4.1. Для организованного проведения сборов создаются управление
сборов и учебные роты. КаЖДая рота состоит из управления и 3-5 учебных
взводов по 20-25 учащихся.

На управление сборов возлагаются организация, руководство И
материальное обеспечение занятий и учащихся. В его состав назначаются:

0 начальник сборов из числа военнослужащих районного военного
комиссариата B должности заместителя военного комиссара или
начальника сцена;

0 заместитель начальника сборов - начальник центра образования

i ОБЖ (председатель методического объединения ОБЖ района);
его учет; обеспечивает сохранность имущества, полученного для проведения
занятий, организует и руководит внутренней службой на сборах.

Заместитель начальника сборов (pombz) по воспитательной работе
несет ответственность за организацию и ведение патриотического
воспитания учащихся, их дисциплину и морально-психологическое
состояние. OH разрабатывает план патриотической работы, участвует в
разработке плана спортивных мероприятий и отвечает за их выполнение,
ведет патриотическую и культурно-просветительскую работу среди
учащихся, заботится о их здоровье и питании, изучает нужды и запросы
учащихся и принимает меры по их удовлетворению.

Заместитель начальника сборов по тылу отвечает за материальное
обеспечение сборов и охрану окружающей среды. OH организует питание и
обеспечение учащихся необходимым количеством питьевой воды,
медицинское обеспечение; оборудует на территории лагерного сбора
мужские и женские туалеты, умывальники из расчета один кран (сосок) на 5-
7 человек; получает и выдает в подразделения (взводы) для экипировки
учащихся полевую форму одежды (комбинезоны, головные уборы), средства
индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, предусмотренное
планом подготовки и проведения сборов; обеспечивает сохранность и ведет
учет материальных средств. После окончания сборов в установленном
порядке сдает полученное во временное пользование имущество и другие
материальные средства, отчитывается за израсходованные продукты питания.

Командир роты отвечает за здоровье учащихся, их воспитание,
дисциплину, морально-психологическое состояние и выполнение
установленного распорядка дня. OH ведет учет посещаемости учащимися
занятий, оказывает помощь командирам взводов, изучает морально-
психологические качества учащихся роты, проверяет усвоение ими
программы обучения, контролирует занятия, проводимые во взводах,
правильность ведения ‘ журналов учета успеваемости, соблюдения
o заместитель начальника сборов по воспитательной работе
сотрудник комитета по делам молодежи района;

0 начальник штаба сборов - заместитель начальника центра
образования ОБЖ (преподаватель-организатор ОБЖ школы);
его учет; обеспечивает сохранность имущества, полученного для проведения
занятий, организует и руководит внутренней службой на сборах.

Заместитель начальника сборов (pombz) по воспитательной работе
несет ответственность за организацию и ведение патриотического
воспитания учащихся, их дисциплину и морально-психологическое
состояние. OH разрабатывает план патриотической работы, участвует в
разработке плана спортивных мероприятий и отвечает за их выполнение,
ведет патриотическую и культурно-просветительскую работу среди
учащихся, заботится о их здоровье и питании, изучает нужды и запросы
учащихся и принимает меры по их удовлетворению.

Заместитель начальника сборов по тылу отвечает за материальное
обеспечение сборов и охрану окружающей среды. OH организует питание и
обеспечение учащихся необходимым количеством питьевой воды,
медицинское обеспечение; оборудует на территории лагерного сбора
мужские и женские туалеты, умывальники из расчета один кран (сосок) на 5-
7 человек; получает и выдает в подразделения (взводы) для экипировки
учащихся полевую форму одежды (комбинезоны, головные уборы), средства
индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, предусмотренное
планом подготовки и проведения сборов; обеспечивает сохранность и ведет
учет материальных средств. После окончания сборов в установленном
порядке сдает полученное во временное пользование имущество и другие
материальные средства, отчитывается за израсходованные продукты питания.

Командир роты отвечает за здоровье учащихся, их воспитание,
дисциплину, морально-психологическое состояние и выполнение
установленного распорядка дня. OH ведет учет посещаемости учащимися
занятий, оказывает помощь командирам взводов, изучает морально-
психологические качества учащихся роты, проверяет усвоение ими
программы обучения, контролирует занятия, проводимые во взводах,
правильность ведения ‘ журналов учета успеваемости, соблюдения


с заместитель начальника сборов по тылу - работник военного
комиссариата (комитета РОСТО).

Управление роты создается для непосредственного руководства
учащимися во время нахождения их на сборах. Оно состоит из командира
роты, назначаемого из числа преподавателей-организаторов ОБЖ и его
заместителя по воспитательной работе. Заместителем командира роты по
воспитательной работе может быть сотрудник районного комитета по делам
молодежи или преподаватель-организатор ОБЖ.

Взвод состоит из управления взвода И трех отделений по 6-8 человек
каждое. В управление взвода входит командир взвода и его заместитель (по
возможности). На должность командира взвода назначается преподаватель-
организатор ОБЖ, заместителя командира взвода - военнослужащий
войсковой части (военно-учебного заведения), командира отделения
наиболее подготовленный юноша, способный управлять отделением.

2.4.2. Обязанности должностных лиц сборов.

Начальник учебных сборов руководит подготовкой и проведением
сборов. Он отвечает за своевременную разработку планирующих
документов, материальное обеспечение сборов и подготовку должностных
лиц к их проведению, согласование вопросов организации и порядка
проведения сборов, взаимодействие военного комиссариата, центра
образования ОБЖ (методического объединения ОБЖ района) с
организациями, учреждениями, войсковыми частями (военно-учебными
заведениями), привлекаемыми к подготовке и проведению сборов;
организацию и состояние учебной и воспитательной работы, дисциплину,
морально-психологическое состояние участников сборов; Организацию
питания; обеспечение питьевой водой и медицинское обеспечение;

хозяйственную и финансовую деятельность; соблюдение распорядка дня,
трудовоГо закон0дательства; сохранность И правильное использование
учебно-материальной базы; состояние здоровья учащихся; соблюдение мер
безопасности; пожарную безопасность и поддержание общественного
порядка на территории сборов.

Заместитель начальника сборов осуществляет непосредственное
руководство разработкой планирующих документов, подготовку
должностных лиц к учебным сборам, взаимодействие центра образования
ОБЖ (методического объединения ОБЖ района) с отделом образования
района, военным комиссариатом, войсковой частью (военно-учебным
заведением), другими организациями и учреждениями, привлекаемыми к
подготовке и проведению сборов. Он отвечает за своевременную разработку
и согласование плана проведения сборов, подготовку должностных лиц к
проведению сборов, соблюдение распорядка дня, трудового
законодательства, сохранность, состояние и правильное использование
учебно-материальной базы, сохранность здоровья учащихся и их
безопасность при нахождении на сборах, пожарную безопасность. Оставаясь
за начальника сборов, выполняет его обязанности.

Начальник штаба сборов разрабатывает план подготовки и проведения
сборов, организационно-методические указания, расписание занятий,
организационно-штатную структуру с указанием должностных лиц,
инструкции по технике безопасности, распорядок дня; определяет порядок
использования учебно-материальной базы; организует и проводит
инструкторско-меТОДические занятия с преподавателями-организаторами
ОБЖ и другими лицами, привлекаемыми к проведению занятий; доводит до
исполнителей необходимую информацию, контролирует вьшолнение
учебной программы, расписания занятий и правильность ведения журналов
учета успеваемости; организует необходимое обеспечение учебного
процесса, составляет заявки’на получение необходимого имущеСтва и ведет

2.5. Распределение ответственности за подготовку и проведение
сборов.

2.5.1. Глава администрации района организует И контролирует
подготовку И проведение сборов, согласовывает деятельность районного
отдела образования, военного комиссариата, войсковой части (военно-
учебного заведения), центра образования ОБЖ (методического объединения
ОБЖ района), других организаций И учреждений по ПОДготовке и
проведению сборов; назначает должностных лиц сборов, утверждает
организационно-методические указания, план ПОДГОТОВКИ И проведения
сборов И другие документы; выделяет необходимые средства для
обеспечения учащихся бесплатным питанием, оборудования района
проведения сборов и учебных мест, приобретения недостающего имущества;
контролирует целевое расходование денежных средств, обеспечение сборов
санитарной машиной с экипажем для оказания медицинской помощи
учащимся, постом милиции для поддержания порядка И безопасности
участников сборов, спасателями на воде с плавсредствами; выделяет
необходимое количество автотранспорта для перевозки учащихся,
определяет порядок и размер оплаты труда лицам, привлекаемым для
обеспечения сборов.

2.5.2. Районный отдел образования принимает участие в разработке
плана подготовки и проведения сборов, организационно-методических
указаний И назначении должностных лиц сборов; определяет место и сроки
проведения сборов; обеспечивает участие на сборах всех школ района;
контролирует посещаемость учащимися сборов И проводимые на них
занятия, целевое использование денежных И материальных средств;
изыскивает средства И оплачивает труд преподавателей-организаторов обж,
привлекаемых на сборы.

2.5.3. Районный военный комиссариат руководит подготовкой и
проведением сборов, назначает руководителя сборов и его заместителя по
тылу; принимает участие В разработке плана сборов, организационно-
методических указаний, других документов и назначении должностных лиц
сборов; определяет войсковую часть (военно-учебное заведение) для участия
B подготовке и проведении сборов; согласовывает с командованием части
(военно-учебного заведения) порядок проведения занятий по огневой
подготовке, уставам и преодолению полосы препятствий, выделения
военнослужащих для назначения на должности заместителей командиров
взводов, проведения занятий, обеспечения учащихся бесплатным питанием
при нахождении их в расположении войсковой части (военно-учебного
заведения), в учебном центре и на войсковом стрельбище, полевой формой
одежды (комбинезонами, головными уборами), снаряжением. Стальными
шлемами на период выполнения учебных стрельб, средствами
индивидуальной защиты, боеприпасами, имитационными средствами и
другим имуществом; принимает участие в военно-патриотическом
воспитании учащихся; обобщает результаты сборов и докладывает их главе
администрации района и областному военному комиссару.

2.5.4. Войсковая часть (военно-учебное заведение) организует и
проводит на своей базе занятия по уставам, преодолению полосы
препятствий, огневой подготовке с выполнением начального упражнения из
автомата; выделяет необходимое количество военнослужащих для
назначения на должности заместителей командиров взводов и проведения
занятий, имитационных средств индивидуальной защиты, боеприпасов;
принимает участие в военно-патриотическом воспитании учащихся,
обеспечивает их бесплатным питанием при проведении с ними занятий B
пункте дислокации, на войсковом стрельбище и B учебном центре, полевой
формой одежды (комбинезонами, головными уборами), снаряжением и
стальными шлемами согласно заявке районного военного комиссариата.

2.5.5 Школа (гимназия) выделяет для проведения сборов 40 часов на
каждый класс за счет вариативной части базового учебного плана.
Обеспечивает прибытие юношей 10-х классов во главе с преподавателем-
организатором ОБЖ на учебные сборы B указанные сроки И контролирует их
посещаемость, выполняет требования, изложенные B организационно-
методических указаниях.

2.6. Методические рекомендации.

2.6.1. Сборы проводятся по 4О-часовой программе из расчета 8 учебных
часов в день при продолжительности учебного часа 40-45 минут. К
проведению занятий привлекаются начальник центра образования, его
заместители, преподаватели-организаторы ОБЖ, военнослужащие войсковой
части (военно-учебного заведения), участвующей B проведении сборов. На
каждом занятии преподаватели-организаторы И другие лица, назначенные
для их проведения, должны добиваться реализации целей сборов И
руководствоваться обязательным минимумом уровня подготовки учащихся,
определенным настоящей программой.

2.6.2. Обязательный минимум уровня подготовки учащихся по
предметам обучения на сборах.

По тактической подготовке: знать обязанности солдата в бою, уметь
передвигаться на поле боя различными способами, действовать B
наступлении, выбирать место для стрельбы и наблюдения, отрывать
одиночный окон и маскировать его.

По огневой подготовке: знать меры безопасности при обращении с
оружием и выполнении учебных стрельб из автомата; уметь изготавливаться
для стрельбы лежа и прицеливаться; получить практику B неполной разборке
и сборке после неполной разборки автомата, выполнении начального
упражнения стрельб из стрелкового оружия, метании ручных осколочных
гранат; ознакомиться с назначением и общим устройством, техническими
характеристиками автомата И ручных осколочных гранат.
По радиационной, химической H биологической защите (РХБЗ): уметь
действовать B средствах защиты на зараженной местности, проводить
специальную обработку, выполнять нормативы N9 1,3,4,6.

По общевоинским уставам ВС РФ: знать общие обязанности
военнослужащих, распределением времени и повседневным порядком,
организацией суточного наряда H караульной службы.

По строевой подготовке: знать обязанности военнослужащих перед
построением и B строю, уметь отдавать воинское приветствие без оружия на
месте и B движении, подходить к начальнику И отходить от него. Действовать
B составе отделения и взвода.

По физической подготовке: уметь выполнять комплексы упражнений
физической зарядки, получить практику B преодолении полосы препятствий,
совершении марш-броска на 4-5 км по пересеченной местности, ведении
борьбы с противником B рукопашном бою.

По медицинской подготовке: получить практику B оказании само- H
взаимопомощи при ранениях B бою, выносе раненых с поля боя и доставке их
на медицинский пост роты.

2.6.3. По результатам сборов учащимся выставляются общие оценки.
При отсутствии юноши на сборах без уважительной причины ему
выставляется общая неудовлетворительная оценка.

От сборов юноши освобождаются только в исключительных случаях на
основании заключения клинико-экспертной комиссии амбулаторно-
поликлинического учреждения, B котором они наблюдались, и решения

педагогического совета школы (гимназии).

Годовая оценка по ОБЖ за 10 класс юношам выставляется на
основании итоговой оценки, полученной B центре образования ОБЖ (школе,
гимназии), И общей оценки за усвоение программы сборов.

2.7. Распорядок дня.
РаспорЯДок дня:
6.50 Подъем
7.00 Подъем личного состава
7.10 - 7.50 Физическая зарядка
8.00 - 8.30 Заправка постелей, утренний туалет
8.40 - 9.00 Завтрак
9.10 - 9.20 Развод на занятия
9.30 - 10.20 1 час занятий
10.30 - 11.20 2 час занятий
11.30 - 12.30 3 час занятий
12.40 - 13.30 4 час занятий
13.40- 14.10 Обед
14.10 - 15.00 Личное время
15.00 - 16.00 5 час занятий
16.00 - 16.20 Полдник
16.30 - 19.00 Спортивно-массовая работа
19.00 - 19.30 Ужин
19.40 - 22.20 Личное время
22.20 - 22.45 Вечерняя проверка
23.00 Отбой

2.8. Примерная экипировка юнармейца и литература по
дисциплинам обучения.

Примерная экипировка.
1. Головной убор (кепка, берет) - 1 шт
2. Камуфляжная форма- 1 шт
3. Крассовки, кеды, полусапоги - 1 пара
4. Поясной ремень - 1 шт
5. Защитная майка - 1 шт.
6. Рюкзак- 1 шт.
7. Мыло туалетное - 1 HIT.
8. Зубная паста - 1 шт.
9. Полотенце - 2 шт.
10.Носовой платок - 2 шт.
11.Носки - 4 шт.
12.Набор ниток, иголок - 1 к-т
1З.Ручка писчая fl 1 шт.
14.М - саперная лопата - 1 шт.
15.Противогаз и средства защиты - 1 шт
16.Фляга (Для воды) - 1 шт.
17.Топографическая карта - 1 шт.
18.Компас - 1 шт.
19.Карандаш - 1 шт
20.Линейка - 1 шт.
21.Крем сапожный. Щетка - 1 шт.
22.Макет автомата - 1 шт.
23.Комплект нижнего белья - 2 шт.
Литература.
1. Конституция РФ;
2. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной
службе»;
3. Общевоинские уставы ВС РФ;
4. Боевой Устав Сухопутных войск, г. 111.;
5. Наставление по инженерной подготовке;
6. Защита войск от OMH;
7. Курс стрельб из стрелкового оружия;
8. Наставления по физической подготовке;
9. Сборник нормативов для сухопутных войск ВС РФ;
10.Журнал «ОБЖ» 1 - 12 за 1998 - 1999 гг.
11.Журнал «Военные знания», 1 - 12 за 1998 - 1999 гг.;
12.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 - 11 кл.
А.Т. Смирнов;
13.Учебник «Начальной военной подготовки» Ю.А. Науменко, 1985
г.;
14.Программа по курсу ОБЖ 10 - 11 кл. А. Смирнов, 1999 г.

2.9. Ход проведения сборов (ОСОЛ).
Расписание занятий
1. Занятия проводятся повзводно командирами взводов (ЗКВ), кроме
общих занятий по всем дисциплинам.
2. Командир роты указывает тему, время, место, методику отработки
элементов.
3. Учебно-патриотическое занятие проводит командир роты с
командирами взводов B 16.30 - 19.00.
4. 3KB проводит спортивно-массовые мероприятия (согласно плана).
5. В личное время оптимально! показ видио-худ.фильмов на военную
тематику.
Первый день.
1. Прием личного состава, знакомство с руководством сборов.
2. Распределение по взводам (начальник)
3. Размещение по помещениям (нач. сборов, командир роты).
4. Заправка кроватей (ком. взвода, ЗКВ).
5. Организация мест несения службы нарядом с документацией.
6. Составление книги вечерней проверки (командир роты).
7. Составление документации для несения службы нарЯДом:
-книга приема-сдачи дежурств;
книга качества приготовленной пищи;
книга записи больных и др. согласно Устава (начальник сборов)
8. Проведение инструктажа по правилам поведения на территории
учебного лагеря и мерам безопасности (под росписи).
9. Знакомство с территорией лагеря.
10.Строевая подготовка.
а) Построение B составе роты во взводные походные колонны;
б) построение в составе роты B 2-х шереножный строй;
в) движение в колонну по три B составе взводов;

г) изучение песни при движении в составе взвода.

11. Обучение юнармейцев поведению в столовой при приеме пищи.

12. Обучение юнармейцев поведению в расположении взводов.

13. Обучение юнармейцев поведению при проведении вечерней проверки.

14. Спортивно-массовая работа.

Сдача норм по физподготовке.
V бег на 100 м;
V подтягивание на перекладине;
V плавание;
прыжки в длину;
метание гранат на дальность.
Второй день.

1. Открытие сборов. Подъем Государственного флага РФ.

2. Уставы ВС РФ проводит ком. роты B составе роты + военная присяга,
военнослужащие и взаимоотношения между ними, подчиненные И
начальники, внутренний порЯДок B подразделении, права и обязанности
военнослужащих, обязанности солдата перед построением и в строю
2 часа.

3. Строевая подготовка, проводит командир взвода.

Строевой шаг, выход из строя

ПОДХОД и отход от начальника - 1 час.

4. Военная топография: проводят командиры взвода.

топографические знаки;

топографическая карта;

ориентирование (определение частей света по компасу и по природным

признакам).

Бремя - 1 час.
5. Огневая подготовка. Проводит начальник сборов.
Стрельба по мишеням с винтовки ИЖ-38 - время: 1 час.
Спортивно-массовые мероприятия - первенство по волейболу среди взводов
и футболу.

Третий день.

1. Огневая подготовка. Проводят командиры взводов
изготовка для стрельбы лежа с автомата;
меры безопасности при обращении с оружием - 1 час.

2. Физическая подготовка. Проводит инструктор физкультуры:
рукопашный бой, боевые стойки, блоки руками, удары ногами, болевые
точки. Время - 1 час.
3. Военно-медицинская помощь. Проводит: зам. начальника по
медицинской части.
индивидуальный пакет, наложение повязок на части тела;
наложение шин на конечности;
переноска раненых с помощью штатных и подручных средств.
Время - 3 часа.
Спортивно-массовые мероприятия. Первенство по волейболу, футболу среди
взводов.
Четвертый день.

1. Огневая подготовка. Проводит: начальник сборов, ком. взвоцов.
Устройство автомата, неполная разборка, сборка автомата, изготовка для
стрельбы лежа с автомата;
стрельба с винтовки ИЖ - 38 по мишеням. Время - 3 часа.

2. Военно-инженерная поцготовка. Проводит: ком. взводов.
Основы и способы маскировки на местности. Время - 2 часа.
Пятый день.

1. Строевая подготовка. Проводят: командиры взводов.
Повороты на месте И в движении. Время - 1 час.

2. Военная топография. Проводят: командиры взводов.
ориентирование на местности по топографической карте с помощью
компаса. Время - 1 час.

3. Физическая подготовка. Пров0дят: инструктор физкультуры

рукопашный бой - 1 час.

4. ЗОМП проводят: командиры взводов.
Одевание средств защиты.
Укрытие от вспышки ядерного взрыва.
Время - 2 часа.
Спортивно-массовые мероприятия. Первенство по баскетболу по взводам.

Шестой день.

1. Боевая готовность. Проводит начальник сборов.
Действие личного состава по сигналу «Сбор». Совершение маршброска с
полной экипировкой (макет автомата, вещ мешок (рюкзак), противогаз).
Время - 3 часа (проводится до подъема).

2. Уставы ВС РФ.
Дисциплинарный Устав «Поощрения и взыскания налагаемые на в/сл.
Порядок объявления взысканий и поощрений». Время - 1 час.

3. ЗОМП. Проводит ком. роты.
Ядерное, химическое и бактериологическое оружие. V Приборы
радиационной и химической разведки.
Время - 2 часа.

4. Физическая подготовка. Проводит инструктор по физкультуре.
Рукопашный бой. Время - 1 час.
Спортивно-массовые мероприятия. Первенство среди взводов по плаванию.

Седьмой день.

1. Сдача зачетов по дисциплинам, сдача нормативов по физической
подготовке. Проводят: начальник сборов, командиры взводов, инструктор по
физической подготовке.

Время - 3 часа.

2. Подготовка к проведению строевого смотра в составе роты.

Время - 2 часа.

Спортивно-массовые мероприятия.

Проведение строевого смотра в составе роты.

Закрытие сборов:

а) подведение итогов сборов;

6) награждение победителей соревнований;

в) праздничный концерт художественной самодеятельности.
Восьмой день.

1. Выход л/с роты B район стрельб. Проводит: начальник сборов,
командиры взводов.

Выполнение начального упражнения из боевого оружия. Время - 5
часов.

2. Закрытие сборов.

Спуск Государственного флага РФ.

Отправка команд.

2.10. Элементы службы войск. Организация несения службы
внутреннего наряда.

Дежурный по части назначается из числа командиров взводов, ЗКВ.

документация дежурного по части оформляется начальником

i сборов;
V KOMHaTa дежурного по части выбирается B центре учебного
лагеря, обязанности выполняются согласно особенностям сборов
приемлемо с ст. уставов;

V oco6oe внимание уделяется контролю качества приготовления
пищи, а также поддержания нарядом чистоты на территории
лагеря;

V B точное время контролирует и координирует работу
сотрудников милиции и дежурного пожарного;

V отдых осуществляется B комнате дежурного по части с 8.00 до
12.00;

V B случае происшествий немедленно докладывают начальнику
сборов.

ПЛАН
работы дежурного по части.

1. Развод суточного наряда 18.00 - 18.15
2. Контроль за качеством приготовления пищи 18.20 - 18.40
3. Прием докладов о приеме-сдаче дежурств по службам 18.40 - 18.50
4. Доклад начальнику сборов 0 приеме-сдаче дежурств 18.55
5. Присутствие на приеме пищи 19.00
6. Проверка несения службы нарядом 21.00
7. Присутствие на вечерней проверке 22.30
8. Прием докладов от дежурных по взводам
9. Проверка несения службы суточным методом, нарядом

милиции, нарядом пожарной службы - периодически не

реже 2 раза в темное время суток
10. Контроль за подъемом суточного наряда 5.00 - 6.30
11. Контроль за подъемом командиров взводов, поваров 6.30
12. Контроль за подъемом л/с 7.00
13. HpOBepKa проведения физической зарядки 7.10
14. Контроль за качеством приготовления пищи.

Ill. Заключение.

Основной вывод, который можно сделать по работе на учебных сборах
или Оборонно-спортивном оздоровительном лагере, заключается в
следующем. ОСОЛ, как важнейшая форма военно-патриотического
воспитания является наиболее эффективной системой подготовки
допризывной молодежи к военной службе.

Однако использование этой формы является в современных условиях
недостаточными. Требуется очень большая работа как на местах, так и B
соответствующих министерствах, ведомствах, общественных объединениях,
ветеранских организациях, чтобы значительно большая часть детей,
подростков и юношей получила возможность овладеть основами военной
службы в условиях, приближенных к ней, соприкоснуться с героикой и
буднями ратного военного труда, сделать первые шаги в становлении
защитников Отечества.

IV. Литература.

1. Бельский В.М., Шумейко H.B. Пятидневные сборы юношами 10-х
классов общеобразовательных школ: Методическое пособие. - Ульяновск:
У1/ШКПРО, 2002. - 40 с.

2. Лутовинов В. «ОСОЛ - режим погружения в армию» // ОБЖ, N911;
1999. - 31 - 33 с.

3. О концепции национальной безопасности и ее значении для развития
курса ОБЖ // Журнал ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) N97,
2000 г.

4. Основы безопасности жизнедеятельности. МеТОДическое пособие.
М.‚ 1993.

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министра
образования Российской Федерации от 03 мая 2001 г. N9 203/1936.
«Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям B области обороны и подготовки по основам военной
службы».

6. Примерное положение оборонно-спортивном лагере для
молодежи//ОБЖ‚ N9 5; 1999 - 22 - 23 с.

7. Программа курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений.

8. Смирнов А.Т. «Пятидневные учебные сборы»// ОБЖ, N9 8; 1999. - 56
62 с.

9. Смирнов А.Тю «Учебник ОБЖ». 9 - 11 классы, АСТ, 1996

V. Приложения.
5.1. Права И обязанности юнармейца.

о Обсуждать И высказывать свое отношение по любому вопросу жизни и
работы оборонно-спортивного оздоровительного лагеря.

о Избирать И быть избранным во все руководящие органы И актив.

о Принимать активное участие в мероприятиях проводимых в ОТДелении,
взводе, роте.

Юнармеец обязан твердо знать И добросовестно выполнять свои

обязанности:

0 выполнять требования командиров, поддерживать внутренний
распорядок лагеря, быть подтянутым, вежливым, опрятным,
добросовестно готовиться к проводимым мероприятиям, проявлять
активность в труде, на занятиях И учениях;

o постоянно повышать свой общеобразовательный уровень, развивать
физические и волевые качества, военно-прикладные навыки И умения;

о помогать товарищам словом И делом, удерживать их от недостойных
поступков, не совершать их самому;

о беречь государственное И общественное имущество;

0 при нахождении вне лагеря вести себя с достоинством И честью, не
допускать нарушений общественного порядка.
5.2. Положение по определению оценок учащимся 10-х классов
общеобразовательных школ и гимназий по результатам учебных сборов.

По результатам успеваемости на сборах учащимся выставляются
итоговые оценки по предметам обучения (тактической, огневой, строевой,
физической И медицинской подготовкам, радиационной, химической зщите)
и общая оценка за сборы.

Итоговая оценка по предметам обучения определяется:

0 «отлично» - если 50 процентов и более текущих оценок отличные, а
остальные хорошие;

с «хорошо» - если 50 процентов и более текущих оценок отличные И
хорошие, а остальные удовлетворительные;

о «удовлетворительно» - если более 50 процентов текущих оценок
удовлетворительные, а остальные хорошие И отличные, ИЛИ если
одна из текущих оценок неудовлетворительная;

о «неудовлетворительно» - если две и более текущих оценок
неудовлетворительные.

Общая оценка за сборы определяется:

0 «отлично» - если 50 процентов и более итоговых оценок по
предметам обучения отличные, а остальные хорошие при
примерном поведении;

с «хорошо» - если 50 процентов И более итоговых оценок по
предметам обучения отличные И хорошие, а остальные
удовлетворительные при удовлетворительном поведении;

о «удовлетворительно» - если более 50 процентов итоговых оценок
по предметам обучения удовлетворительные, а остальные хорошие
и отличные или одна из них неудовлетворительная при
удовлетворительном поведении. ПрИ неудовлетворительном

поведении общая оценка «удовлетворительно» ставится только

тогда, когда итоговые оценки по всем предметам обучения
положительные.

о «неудовлетворительно» - если две и более итоговых оценок по
предметам обучения неудовлетворительные при
удовлетворительном поведении или когда итоговая оценка по
одному предмету обучения неудовлетворительная при
неудовлетворительном поведении.

Оценка поведения учащихся на сборах определяется:

с «примерное» - юноша выполняет свои обязанности, установленный
на сборах распорядок дня, требования командиров, начальников и
руководителей занятий, соблюдает технику безопасности;

0 «удовлетворительное» - юноша в основном выполняет свои
обязанности, установленный на сборах распорядок дня, требования
командиров, начальников и руководителей занятий, не допускает
нарушения техники безопасности;

с «неудовлетворительное» - юноша грубо нарушает дисциплину и
технику безопасности: оказывает неповиновение командирам,
начальникам и руководителям занятий, употребляет спиртные
напитки и наркотические средства, систематически опаздывает на
занятия и сборы (более трех раз), самовольно уходит с занятий,
отсутствует на занятиях без уважительной причины, курение на
территории сборов, употребляет нецензурные слова, имеет случаи
рукоприкладства и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспекты для проведения 5 дневных учебных сборов по разделу "Основы военной службы"

Тематика и план-конспекты занятий по прогрмме 5 дневных учебных сборов с юношами 10 классов....

Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов с юношами 10-х классов общеобразовательного учреждения

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и...

Методическая разработка практического занятия по тактической подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по тактической подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же порядок, особенности и условия отработки норматива....

Методическая разработка практического занятия по строевой подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по строевой подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же особенности одиночной строевой подготовки....

Методическая разработка практического занятия по военно-медицинской подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по военно-медицинской подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же учебные материалы по теме....

Учебный план проведения учебных сборов с обучающимися 10-х классов

Учебно-тематический план проведения учебных сборов с обучающимися 10-х классов Новичихинского района  Алтайского края,  по реализации  программы среднего общего образования по учеб...

Тестовое задание для учащихся 5-6 классов по разделу программы "Лёгкая атлетика"

Тест по лёгкой атлетике включает в себя 15 вопросов с выбором одного или нескольких праивльных вариантов ответа.Представленную разработку можно использовать в качестве:- домашнего задания;- задания, н...