Программа летней практики "Юнный спасатель"для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Томаженков Сергей Николаевич

Программа «Юный спасатель» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) в период летней практики и включает в себя  лекционные и групповые занятия, экскурсии, практические занятия, соревнования и спортивные игры.

Обучающиеся 5-9 класса объединяются в группы по 8-12 человек   (отряд) на основе добровольного объединения в Дружину Юных Спасателей (ДЮС) образовательного учреждения.

Цель программы:

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, совершенствовать работу по нравственному воспитанию обучающихся, основываясь на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, и  воспитывать ответственное отношение к вопросам личной и коллективной безопасности.

Основные задачи программы:

1. Совершенствование воспитательной работы, организация досуга подростков.

2. Обучение практическим навыкам оказанию само- и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации.

3. Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты.

4.  Совершенствование физической подготовки и приобщение  обучающихся к здоровому образу жизни.

5.  Привлечение обучающихся к вопросам личной и коллективной безопасности, формирование гражданского сознания и ответственности.

6.  Проведение различных тренировок в форме практических занятий и  соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях.

Прогнозируемые результаты:

- знание требований основ безопасности в общеобразовательных учреждениях, в быту и повседневной жизни, при нахождении в лесу

и сельской местности

-   знание  возможных причин и последствий чрезвычайных ситуаций

и способов их предотвращения,  

- знание обучающимися правовых основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, вовлечение их в социально значимую деятельность;

-   умение действовать при возникновение пожара в различных условиях обстановки и пользоваться первичными средствами пожаротушения

-   умение пользоваться средствами спасения и оказывать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях

-   умение действовать в составе команды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф

Обучение проводиться во внеурочное время. Форма проведения занятий -  лекции, групповые занятия, просмотры учебных фильмов, экскурсии,

в сочетании с практическими занятиями, тренировками и соревнованиями.

      При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средстваи пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, средства оказания первой помощи, противопожарный инвентарьи спасательное снаряжение, средства индивидуальной защиты), необходимые для лучшего восприятия программы обучения.

      Как дополнение к практическим занятиям организуются экскурсиив   подразделения МЧС, выезд на пожарно-тактические учения и профилактические мероприятия по охране лесов от пожаров, соревнования по различным прикладным видам деятельности - медицинской подготовке, технике автономного выживания в природной среде и т.п..

      Кроме того, для воспитания смелости и уверенности в своих силах, ловкости и физической выносливости для всех участников программы обязательно занятие пожарно-прикладным спортом, с участием в соревнованиях различного уровня и получением спортивно-квалификационных разрядов.

        К занятиям целесообразно привлекать сотрудников различных служб МЧС, медицинского пункта образовательного учреждения, ветеранов спасательных подразделений, инструкторов и спортсменов –разрядников по прикладным видам спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа Юнный спасатель101.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник (директор) Тверского суворовского военного училища

                             

                                                                                                 А.Зубков

                «    »   _________ 201__ года

ПРОГРАММА  ЛЕТНЕЙ  ПРАКТИКИ

« Школа юного спасателя »

для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов

 

                                   Составил: Томаженков С.Н.,

                                           преподаватель-организатор ОБЖ

высшей квалификационной категории                                                                                            

                                             

                                                             

                                                             Тверь

                                                              2011

 Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью

в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни  и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде

и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

          Организация работы по подготовке детей и подростков к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, социальных и военных конфликтов, автономного существования, а также формирование активной и позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения, является одной из наиболее важных проблем отечественного образования.

Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде,                в криминогенных ситуациях и т. д.

В подростковой среде наблюдаются проявления социального равнодушия и высокий уровень преступности. Изменить сложившуюся ситуацию проведением какой-либо одной воспитательной кампании невозможно, только постоянное и систематическое применение воспитательных и образовательных средств  в профилактической работе                    с подрастающим поколением может обеспечить определенный успех.

Программа «Юный спасатель» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) в период летней практики и включает в себя  лекционные и групповые занятия, экскурсии, практические занятия, соревнования и спортивные игры. Реализация этих мероприятий требует программно-целевого подхода.

Цель программы:

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, совершенствовать работу по нравственному воспитанию обучающихся, основываясь на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, и  воспитывать ответственное отношение к вопросам личной и коллективной безопасности.

Основные задачи программы:

1. Совершенствование воспитательной работы, организация досуга подростков.

2. Обучение практическим навыкам оказанию само- и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации.

3. Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты.

4.  Совершенствование физической подготовки и приобщение  обучающихся к здоровому образу жизни.

5.  Привлечение обучающихся к вопросам личной и коллективной безопасности, формирование гражданского сознания и ответственности.

6.  Проведение различных тренировок в форме практических занятий и  соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях.

       

Прогнозируемые результаты:

- знание требований основ безопасности в общеобразовательных учреждениях, в быту и повседневной жизни, при нахождении в лесу

и сельской местности

-   знание  возможных причин и последствий чрезвычайных ситуаций

и способов их предотвращения,  

- знание обучающимися правовых основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, вовлечение их в социально значимую деятельность;

-   умение действовать при возникновение пожара в различных условиях обстановки и пользоваться первичными средствами пожаротушения

-   умение пользоваться средствами спасения и оказывать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях

-   умение действовать в составе команды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф

      Обучение проводиться во внеурочное время. Форма проведения занятий -  лекции, групповые занятия, просмотры учебных фильмов, экскурсии,

в сочетании с практическими занятиями, тренировками и соревнованиями.

      При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства

и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, средства оказания первой помощи, противопожарный инвентарь

и спасательное снаряжение, средства индивидуальной защиты), необходимые для лучшего восприятия программы обучения.

      Как дополнение к практическим занятиям организуются экскурсии

в   подразделения МЧС, выезд на пожарно-тактические учения и профилактические мероприятия по охране лесов от пожаров, соревнования по различным прикладным видам деятельности - медицинской подготовке, технике автономного выживания в природной среде и т.п..

      Кроме того, для воспитания смелости и уверенности в своих силах, ловкости и физической выносливости для всех участников программы обязательно занятие пожарно-прикладным спортом, с участием в соревнованиях различного уровня и получением спортивно-квалификационных разрядов.

       Итоговое занятие проводится в форме тактико-специальных учений

с привлечением пожарных расчётов от подразделений и дружины юных  спасателей образовательного учреждения. В качестве посредников и судий могут привлекаться педагоги, классные руководители и сотрудники  различных служб МЧС.    

                Характеристика участников образовательного процесса.

       В реализации программы принимают участие  преподаватели основ безопасности жизнедеятельности  и педагоги дополнительного образования.

        К занятиям целесообразно привлекать сотрудников различных служб МЧС, медицинского пункта образовательного учреждения, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД-ОВД, ветеранов спасательных подразделений, инструкторов и спортсменов –разрядников по прикладным видам спорта.

        Обучающиеся 5-9 класса объединяются в группы по 8-12 человек   (отряд) на основе добровольного объединения в Дружину Юных Спасателей (ДЮС) образовательного учреждения.

Тематическое планирование

  для обучающихся 5-9 класса

Наименование темы

Количество часов

п/п

Теория

Практика

Всего

Специальная подготовка.

7

3

10

1

Человек и окружающая среда. Стихийные явления и бедствия.

1

1

2

История борьбы с бедствиями и стихиями.

1

1

3

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

1

1

4

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории района, области, края (региона проживания).

1

1

5

Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера.

1

1

2

6

Правила поведения при возникновении стихийных бедствий природного характера.

1

1

2

7

Правила поведения при возникновении стихийных бедствий техногенного характера.

1

1

2

Противопожарная подготовка.

3

3

6

8

Причины возникновения пожаров и их последствия.

1

1

9

Общие требования пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.

1

1

10

Первичные средства пожаротушения. Знаки пожарной безопасности

1

1

2

11

Лесные пожары и их тушение.

1

1

2

12

Действия при возникновении пожара.

1

1

2

Медицинская подготовка

2

4

6

13

Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.  

1

1

14

Средства оказания первой медицинской помощи спасателя.

1

1

15

Первая медицинская помощь при ушибах и переломах.

1

1

16

Первая медицинская помощь

при  кровотечениях.  

1

1

17

Первая медицинская помощь

при ожогах и отморожениях.

1

1

18

Способы транспортировки пострадавших.

1

1

Основы выживания в природных условиях

5

3

8

19

Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды.

1

1

19

Оказание помощи людям при чрезвычайных ситуациях в условиях природной среды.

1

1

20

Ориентирование на местности. Движение по азимуту.

1

1

2

21

Устройство временных жилищ и стоянок.

1

1

2

22

Добывание воды, огня и пищи при автономном пребывании в природных условиях.

1

1

2

Техническое оснащение противопожарных и аварийно-спасательных формирований МЧС

4

2

6

23

Основы безопасного ведения спасательных работ.

1

1

24

Обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности.

1

1

25

Технические средства пожаротушения.

1

1

2

26

Спасательное снаряжение и способы его применения.  

1

1

2

Использование средств индивидуальной защиты

3

3

6

27

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

1

1

2

28

Средства индивидуальной защиты кожи.

1

1

2

29

Использование средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.

1

1

2

Пожарно-прикладной спорт

6

6

30

Учебно-тренировочные занятия: подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни.

2

2

31

Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80-метровой полосы с препятствиями.

2

2

32

Соревнования по пожарному двоеборью.

2

2

ИТОГО

48

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  

для обучающихся 5 - 9 класса

 

  1. Человек и окружающая среда. Стихийные явления и бедствия.

Лекция, беседа, работа со справочной литературой.

  1. История борьбы с бедствиями и стихиями.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов.

  1. Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. 

Посещение Центра управления ГУ МЧС города, района, области (региона), встреча-беседа с сотрудниками спасательных подразделений.

  1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории города, района, области (региона).

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Выступление Представителя штаба ГО и ЧС по Тверской области.

  1. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие с использованием игровых элементов.

  1. Правила поведения при возникновении стихийных бедствий природного характера.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие с использованием игровых элементов.

  1. Правила поведения при возникновении стихийных бедствий техногенного характера.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие с использованием игровых элементов.

  1. Причины возникновения пожаров и их последствия.

Встреча -беседа с сотрудниками противопожарной службы города.

  1. Общие требования пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов.

  1. Первичные средства пожаротушения. Знаки пожарной безопасности.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов.  

Практическое занятие с использованием игровых элементов.

  1. Лесные пожары и их тушение.

Совместное выполнение профилактических мероприятий с сотрудниками пожарной охраны и лесничества района, области.

  1. Действия при возникновении пожара.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие по отработке действий при пожаре в квартире, на даче, в общественном месте (кинотеатре, торговом центре, гостинице) с использованием игровых элементов.

  1. Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.  

Лекция, беседа с работниками медицинского пункта училища.

  1. Средства оказания первой медицинской помощи спасателя.

     Лекция, беседа с работниками медицинского пункта училища.

  1. Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах и переломах.

Практическое занятие по оказанию помощи при переломах.

  1. Первая медицинская помощь при кровотечении. Наложение повязок.

Практическое занятие по оказанию помощи при различных кровотечениях.

  1. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.

Практическое занятие по оказанию помощи при различных ожогах и обморожениях.

  1.  Способы транспортировки пострадавших.

Практическое занятие по  транспортировке пострадавших.

  1. Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды.

Практическое занятие по подготовке и  использованию и снаряжения  для выживания.

  1. Оказание помощи людям при чрезвычайных ситуациях в условиях природной среды.

Практическое занятие по поиску и спасению людей, пострадавших в стихийных бедствиях.

  1. Ориентирование на местности. Движение по азимуту.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие по отработке способов ориентирования на местности, пользованию картой и компасом.

  1. Устройство временных жилищ и стоянок.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие по устройству временных жилищ, разбивке бивака и соблюдению требований безопасности в природной среде.

  1. Добывание воды, огня и пищи при автономном пребывании в природных условиях.

     Лекция, беседа, просмотр видеофильмов.  Практическое занятие по устройству временных жилищ, разбивке    

      бивака и соблюдению требований безопасности в природной среде.

  1. Основы безопасного ведения спасательных работ.

Лекция, встреча -беседа с сотрудниками  аварийно-спасательных подразделений.

  1. Обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие по пользованию приборами радиационной, химической и биологической разведки и индивидуальными дозиметрами.

  1. Спасательное снаряжение и способы его применения.

Посещение отряда спасателей ГУ МЧС по Тверской области. Практическое занятие по использованию спасательного снаряжения.

  1. Противорадиационные убежища. Простейшие укрытия.

     Посещение противорадиационного убежища  училища.        

  1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие по использованию противогазов, респираторов, изготовлению ватно-марлевых повязок.

  1. Средства индивидуальной защиты кожи.

Лекция, беседа, просмотр видеофильмов. Практическое занятие по использованию штатных и нештатных средств защиты.

  1. Использование средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.

 Соревнования по действиям в средствах защиты в очаге поражения и по спасению пострадавших.

  1. Учебно-тренировочные занятия: подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни.

 Практическое занятие.

  1. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80-метровой полосы с препятствиями. 

 Практическое занятие.

  1. Соревнования по пожарному двоеборью. 

Участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 -9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Смирнов  А.Т., Хренников Б.О; - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
  2. Игровые занятия в курсе «ОБЖ». 5-9 кл.: А.А.Михайлов – М.: Дрофа, 2004. (Библиотека учителя)
  3. ОБЖ. 5-9 класы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с    

 картинками / авт-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие.    

Латчук В.Н., Марков В.В.- М.: «Дрофа», 2006.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...

КТП по русскому языку к программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова 11 класс 102 часа (3 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование включает в себя материал 11 класса, усиленный уроками по подготовке к экзамену и НРЭО....

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) 6-9 классы 105 часа в год, 3 часа в неделю

Рабочая программа по английскому языку(базовый уровень)6-9 классы105 часа в год, 3 часа в неделю...

Программа обучения правилам ПБ обучающихся 1-11 классов (классные часы)

Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...

Элективный курс по обществознанию «Права и обязанности несовершеннолетних», для обучающихся 7-х классов, 34 часа

Курс направлен на формирование правовой культуры учащихся, расширяет знания учащихся по различным отраслям права....

Элективный курс «Основы проектно - исследова-тельской деятельности», для обучающихся 5-х классов 17 часов.

Курс метапредметный. Знакомит учащихся с проектно - исследовательской деятельностью, развивает навыки работы над проектом....