Элективный курс «Основы проектно - исследова-тельской деятельности», для обучающихся 5-х классов 17 часов.
элективный курс (5 класс)

Курс метапредметный. Знакомит учащихся с проектно - исследовательской деятельностью, развивает навыки работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_proektno_-_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

   «Утверждаю»                                        «Согласовано на МС»                        

Директор  МАОУ г.Иркутска СОШ №63                     _________________                                                

________________   Г.И. Толстых                                     протокол № _______ от                        

 «_____»____________2020  г.                          «____»_____________2020 г.          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     .

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №63

Основы проектно – исследовательской деятельности.

Программа элективного курса для обучающихся 5  классов.

Составитель: Никитенко Зоя Александровна,

 учитель истории и обществознания,

Филипенко Людмила Павловна,

учитель ИЗО и черчения.

        

Иркутск, 2020

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед человеком новые задачи: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Во все сферы жизни общества плотно входит понятие «проект», которое и предполагает решение этих задач.

В связи с переменами, происходящими в современном обществе и системе образования, приоритетным направлением деятельности учителя становится обеспечение развитие личности учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного усвоения новых знаний и умений. В современном образовательном процессе большое значение придаётся исследовательской и проектной деятельности. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления, исследовательской деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Актуальность курса  состоит в том, что ФГОС  ООО предусматривают формирование итоговой оценки  ученика, как из предметных результатов, так и из метапредметных результатов. Так как образовательная программа школы основного общего образования предусматривает, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является:

- защита итогового индивидуального проекта;

- выступление на школьной или городской  НПК с исследовательской работой.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания областей знаний или видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Исследовательская деятельность учащихся подразумевает решение поставленных исследовательских задач и предполагает наличие принятых в науке этапов – постановку проблем, гипотез, изучение теории, подбор методик исследования, сбор материала, анализ, обобщение, формулировка выводов.

Выполнение индивидуального итогового проекта или исследовательской работы  обязательно для каждого учащегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Таким образом, у учащихся в 5 классе, должно быть  сформировано четкое представление о проектной и исследовательской деятельности.

Цель программы:

Создание условий для овладения учащимися основами проектной и исследовательской деятельности.

  • Сформировать информационную грамотность учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания;
  • Развить личностные качества обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Задачи  программы:

Образовательные задачи:

  1. Формирование у обучающихся способности к организации исследовательской деятельности и метода проектов;
  2. Изучить важнейшие методы научного познания (выдвижение и обоснование замысла, самостоятельная постановка и формулирование задачи проекта, нахождение метода анализа ситуации и т.п.)
  3. Знакомство учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  4. Повышение мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний;
  5. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

  1. Стимулирование интереса обучающихся к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
  3. Формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально-приемлемых форм поведения;
  4. Мотивация учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  5. Воспитание целеустремлённости, настойчивости, ответственности, самоорганизации.

Развивающие задачи:

  1. Развитие интереса к проектной и исследовательской деятельности;
  2. Развитие исследовательских и творческих способностей личности;
  3. Способствовать развитию у учащихся самоопределения и целеполагания;
  4. Развитие навыков организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, другими источниками информации;
  5. Развитие умений описания и обобщения результатов;
  6. Формирование умений публичной защиты работы;
  7. Развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;
  8. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  9. Формирование способности ориентироваться в информационном пространстве;
  10. Формирование навыков анализа и рефлексии;
  11. Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

Особенности программы:

Программа курса направлена на формирование следующих УУД:

Личностные УУД

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
  • действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Регулятивные действия

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  • знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  •  структурирование знаний;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Программа курса рассчитана на учащихся  5 – х классов. Изучение программы может быть как на 17, так  и на 34 часа. Периодичность занятий: 1 часа в неделю в течение полугодия, или 1 час в неделю в течение года.

Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса обучающиеся должны овладеть:

  • знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
  • научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
  • знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
  • методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
  • правилами оформления списка использованной литературы;
  • навыком логического построения системы доказательств;
  • общими правилами успешной презентации, защиты работы;
  • правилами оформления работы;
  • способами хранения информации.

Обучающиеся должны уметь:

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • разделять исследовательскую деятельность на этапы;
  • формулировать и ставить проблему исследования;
  • составлять план исследования;
  • анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
  • выделять объект исследования;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • пользоваться и анализировать литературные источники;
  • делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
  • работать в группе;
  • отстаивать и публично защищать свою точку зрения.

Формы контроля:

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
  • презентации проектов обучающихся;
  • защита исследовательской работы на научно-практической конференции;
  • анкетирование;
  • выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.

Тематическое содержание курса на 34 часа.

Тема 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (2 часа).

 Содержание занятий. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа и др. Знакомство с понятием «учебный проект», этапы проекта, сроки.. Научно-практические конференции.

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (3 часа).

Логика научного исследования. Планирование деятельности. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования.

Тема 3. Виды информации. Методики поиска информации (5 часов).

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Документация архивов и их структура. Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Что такое каталог. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Применение информационных технологий в исследовании.

Практическая работа: Библиотека. Работа с каталогами. Сбор информации по проблеме исследования в сети Интернет.

Тема 4. Методы и методика исследования (3 часа).

Отличие понятий: «метод исследования» и «методики исследования». Наблюдение и эксперимент. Эксперимент как ведущий способ познания. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Представление результатов в  форме отчёта.

Практическая работа: Представление отчёта по результатам проведённого эсперимента.

Тема 5. Оформление работы (5 часов).

Структура проектной и исследовательской работы. Три основных раздела исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления проектной и исследовательской работы.

Практическая работа: Составление плана реферата.

Тема 6. Правила групповой работы (5 часов).

Как работать вместе. Общение в группе. Правила совместной деятельности. Командные роли. Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Способы группового взаимодействия. Групповые проекты.

Тема 7. Подготовка к защите исследовательской работы (8 часов).

Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Публичное выступление. Как научиться выступать публично. Культура выступления.

Практическая работа: Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада. Разработка критериев оценки. Работа в группах.

Тема 8. Защита проектно-исследовательской работы (3 часа).

Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления. Презентация проекта. Защита исследовательской работы. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Практическая работа: мини-конференция - подготовка и защита проектно-исследовательских работ.

Тематическое содержание курса на 17 часов.

Тема 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (2 часа).

 Содержание занятий. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа и др. Знакомство с понятием «учебный проект», этапы проекта, сроки. Научно-практические конференции.

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (2 часа).

Логика научного исследования. Планирование деятельности. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования.

Тема 3. Виды информации. Методики поиска информации (3 часа).

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Документация архивов и их структура. Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Что такое каталог. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Применение информационных технологий в исследовании.

Практическая работа: Библиотека. Работа с каталогами. Сбор информации по проблеме исследования в сети Интернет.

Тема 4. Методы и методика исследования (3 часа).

Отличие понятий: «метод исследования» и «методики исследования». Наблюдение и эксперимент. Эксперимент как ведущий способ познания. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Представление результатов в  форме отчёта.

Практическая работа: Представление отчёта по результатам проведённого эсперимента.

Тема 5. Оформление работы (3 часа).

Структура проектной и исследовательской работы. Три основных раздела исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления проектной и исследовательской работы. Практическая работа: Составление плана реферата.

Тема 6. Подготовка к защите исследовательской работы (2 часа).

Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Публичное выступление. Как научиться выступать публично. Культура выступления.

Практическая работа: Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада. Разработка критериев оценки. Работа в группах.

Тема 8. Защита проектно-исследовательской работы ( 2 часа).

Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления. Презентация проекта. Защита исследовательской работы. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Практическая работа: мини-конференция - подготовка и защита проектно-исследовательских работ.

Список литературы

  1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
  2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
  3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 
  4. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  7. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
  8. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  9. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
  10. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
  11. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
  12. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
  13. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
  14. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
  15. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
  16. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.
  17. Ресурсы Интернета:


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8- 10 класс

Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. В курсе «Основы проектно-исследовательская деятельность» используются технология ис...

Элективный курс "Основы проектно-исследовательской деятельности"

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности", 9 класс

Целью программы "Основы проектной деятельности" является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности посредством метода проек...

Рабочая программа по учебному курсу "Основы проектной и исследовательской деятельности" 7-8 кл.

    Программа  элективного  курса  является  авторской  и   ориентирована на  обучающихся 7-8х классов. Данный курс направлен на формирование...

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности"

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности" с учащимися 6 класса является продолжением данного курса в 5 классе....