Элективный курс "Основы проектно-исследовательской деятельности"
рабочая программа (10 класс) на тему

Маслова Елена Васильевна

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» вводится для целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10-х классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

Курс, в основу которого положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение готовых знаний позволит сделать обучение более интересным, и соответственно получить более высокие результаты.

Цель данного курса - способствовать целостному освоению основных теоретических, технологических, креативных и аксиологических позиций культуры исследовательской деятельности учащихся.

Данный курс решает следующие задачи:

  • знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;

  • формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;

  • формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_proektno-issledovatelskoy_leyatelnosti_10_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 118 «ШКОЛА МУДРОСТИ» ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ гимназии № 118

Приказ от __________№ _______

_________________Т.С. Балашова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Основы проектно-исследовательской деятельности»

среднее общее образование 10  класс_

количество часов  - 35  часов

учитель            Маслова Елена Васильевна

                                   

Пояснительная записка

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.         Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности»  вводится для  целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10-х классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности  направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

 Курс, в основу которого положен собственный  исследовательский поиск, а не усвоение готовых знаний позволит сделать обучение более интересным, и соответственно получить более высокие результаты.

 Цель данного курса - способствовать целостному освоению основных теоретических, технологических, креативных и аксиологических позиций культуры исследовательской деятельности учащихся.

Данный курс решает следующие задачи:

  • знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
  • формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
  • формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.

        Данный курс должен помочь овладеть школьникам способами коллективной и индивидуальной деятельности, стать фактором формирования творческого и самостоятельного мышления.

        Методы проведения определяются целями и задачами данного курса. Таким образом:

- учащиеся овладевают научными понятиями, необходимыми для проведения исследования;

- учащиеся овладевают умениями выделять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, правильно и грамотно формулировать свои мысли;

- учащиеся накапливают опыт самостоятельной работы с научной литературой и источниками;

- учащиеся приобретают навык управления процессом собственного исследования, самостоятельного поиска и анализа ситуаций, оригинального решения проблемы, защите результатов исследования;

  • в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа позволяет реализовать следующие подходы:

  • компетентностный;  
  • личностно-ориентированный;
  • деятельностный.
  • Требования к уровню подготовки учащихся:
  • По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
  • знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
  • научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
  • знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
  • методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
  • правилами оформления списка использованной литературы;
  • навыком логического построения системы доказательств;
  • общими правилами успешной презентации, защиты работы;
  • правилами оформления работы;
  • способами хранения информации.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • разделять исследовательскую деятельность на этапы;
  • формулировать и ставить проблему исследования;
  • составлять план исследования;
  • анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
  • выделять объект исследования;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • пользоваться и анализировать литературные источники;
  • делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
  • работать в группе;
  • отстаивать и публично защищать свою точку зрения.

Критерии и показатели усвоения материала:

В ходе освоения программы курса  целенаправленно формируются универсальные учебные действия (прил.1)

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Курс рассчитан на 35 часов.

Формы контроля: 

  • диагностика исследовательских умений обучающихся (прил. 2)
  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
  • презентации проектов обучающихся;
  • научно-практические конференции;
  • анкетирование;
  • выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.

Электронные и технические средства обучения:

  • Учебный мультимедиа комплекс:
  1. компьютер,
  2. документ камера,
  3. интерактивная доска
  • Компьтерный класс
  • Электронная библиотека
  • Локальная связь.

Ожидаемый результат:

Учащийся знает:

  • ценностно-нормативный характер, отражающий понимание смысла исследовательской деятельности («знаю зачем»);
  • знания декларативного характера, отражающие владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования («знаю что»)
  • знания процедурного характера, отражающие представления о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем («знаю как»)

Учащийся имеет навыки:  

  • планировать исследования;
  • организовать исследования;
  • контролировать исследования;
  • регулировать исследования;
  • анализировать исследования;
  • работать в библиотеке;
  • находить  информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
  • ставить цели и задачи исследования;
  • подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

  • работы с различными информационными ресурсами
  • анализа и конспектирования литературы
  • постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
  • определения целей и задач исследования
  • самостоятельной организации исследовательской деятельности
  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
  • публичной защиты результатов собственного исследования

Методическое обеспечение курса: занятия по элективному курсу «Основы учебного исследования» предполагают сочетание двух основных форм работы (лекционную и семинарскую) и использование материалов книги – Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2011.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

 Основы исследовательской деятельности.

22 ч.

2.

 Основы проектной деятельности.

2 ч.

3.

 Планирование и реализация проекта.

11 ч.

Итого:

35 ч.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

урока

дата

ТЕМА

 Основы исследовательской деятельности

1-2

Введение. Основные понятия  исследовательской деятельности. Общее и частное в исследовании

3-4

Что такое реферат и как его написать. Практическая работа

5-6

Методика работы с текстом. Практическая работа

7-8

Как правильно создать презентацию? Практическая работа

9-10

Методы исследовательской деятельности.

11-13

Основные шаги исследования

14-15

Эксперимент и исследование

16-19

Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите.

20-21

Тезисы и рецензия. Практическая работа

22-23

Защита исследовательских работ

 Основы проектной деятельности

24

Введение. Основные понятия проектной деятельности.

25

Теоретические основы проектирования.

 Планирование и реализация проекта

26

Структура и этапы проекта.

27

Определение темы, цели и основных задач. Планирование проектной работы (в «малых» группах).

28-32

Реализация проектов.

33-35

Защита проектов и оценка результатов. Подведение итогов курса.


Приложение 1

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.


Приложение 2

Диагностика исследовательских умений учащихся

Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

1

Умение сформировать тему.

Исходя из проблемы, может сформулировать тему.

Недостаточно верная (точная) формулировка темы.

Не может сформулировать тему.

2

Умение обосновать актуальность.

Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность.

Недостаточно полно представлена актуальность темы.

Выдвигает несущественные варианты.

3

Умение грамотно обосновать научный аппарат.

Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает,

Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата.

Не умеют выделить и обосновать научный аппарат.

4

 Новизна. Практическая значимость.

Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается.

Выполняет частично.

Не справляется с данным заданием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие  для учащихся старших классов»М: 5 за знания, 2009. - 304с.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
  3. Новожилова М.М. Как корректно провести исследование,  от замысла к открытию М: 5 за знания, 2011. - 216 с.
  4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  5. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  7. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
  8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  9. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
  10. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8- 10 класс

Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. В курсе «Основы проектно-исследовательская деятельность» используются технология ис...

программа элективного курса по английскому языку проектно- исследовательская деятельность

В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, значительно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия. В свете эт...