"Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10 классов"
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности содержит в себе: титульный лист, пояснительную записку, тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение и предназначена в помощь и сопровождение  учителей ОБЖ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты-Мансийска

«Рассмотрено»

на  заседании  МО

учителей ОБЖ

№1 от « 2 » сентября 2014г.

Руководитель ШМО

Кривощёкова О.В.

«Согласовано»

на заседании

методического совета

№1 от « 3 » сентября 2014 г.

Руководитель

методсовета

Зуйкова Г. И

«Утверждено»

Приказ № 235

от « 4 » сентября 2014 г.

Директор школы

Лобанов А.Н.

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

на 2014-2015 учебный год

Ф.И.О. учителя Кокотеев  Владислав  Алексеевич

Классы  10«А» (профильный)

количество часов в год – 35

количество часов в неделю – 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

     Рабочая  программа по ОБЖ для обучающихся 10 класса  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального  Закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Приказа  Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" № 253 от 31.03.2014г.

3. Приказа  Министерства образования Российской Федерации от 09. 03. 2004г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

4. Приказа  Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004г. № 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования".

5. Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы  №2.

           Программа предназначена для изучения учащимися 10 класса и закрепления знаний, умений и навыков, в области безопасности жизнедеятельности с учётом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Учебная программа "Экология и безопасность жизнедеятельности" интегрируется в учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Интегрированный предмет "Экология и безопасность жизнедеятельности" направлен на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни старшеклассников, гуманистических ценностей, мышления безопасного типа, экологического мышления, опыта экологически сообразной безопасной деятельности в учебных, учебно-проектных  и социально-проектных ситуациях.

       Содержание интегрированного курса отражает систематизированное научное знание об экологических связях в системе "человек - общество-природа", их противоречиях, закономерностях, теориях и моделях развития; о культуре безопасности в современном мире; психологии личности безопасного типа; способах оказания первой помощи пострадавшим; сохранении эмоциональной устойчивости в критических ситуациях; экологических проблемах здоровья; профилактике вредных привычек; безопасности и экологии труда; обеспечение личной, общественной и государственной безопасности в условиях глобализации современных рисков  и роста их непредсказуемости.  

       В курсе ОБЖ для 10 класса завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности  к военной службе" письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14. 07.1998 г.  №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы", он органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества.

      Предлагаемая рабочая программа рассчитана на изучение курса в 10 классе, в течение 35 часов учебного времени в год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.

       В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получат сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков. Программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10 класса на базе пожарной части МЧС России в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется четыре дня (32 часа учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "0б обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения  территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

      Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • воспитание  ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Методы   и   формы   обучения:

      Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные  (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Виды и формы контроля:

      Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса

Содержание учебной программы ОБЖ для 10 класса.

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, в экстремальных ситуациях. Личность в социальной и природной среде. Безопасность развития современной цивилизации (интеграция курса экология и безопасность  жизнедеятельности) (13 часов).

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. (6 часов)

       Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

  Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Умение предвидеть возникновение и развитие опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экологического, техногенного и социального характера. Анализ их признаков и информации о них из разных источников. Принятие решений о выборе адекватной стратегии и способов действий для минимизации возможных негативных последствий. Правовые основы и функции государства по противодействию терроризму, экстремизму и другим противоправным действиям.  

       РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

         Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".  Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об обороне","О гражданской обороне" и др.)  Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны (7 часов).

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.  Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.

Раздел II. Основы медицинских знаний. Основы здорового и безопасного образа жизни. Безопасность и экология труда  (интеграция курса экология и безопасность жизнедеятельности) (6 часов).

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 часа).

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества. Выявление и оценка экологических рисков для здоровья и безопасности человека для принятия взвешенного решения о направленности действий. Биологические, психологические, социальные резервы здоровья и возможности их целенаправленного развития.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.  Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции.  Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4. Основы здорового и безопасного образа жизни. Безопасность и экология труда  (4 часа).

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Здоровый и безопасный образ жизни с учётом экологической обстановки в месте проживания, своих индивидуальных особенностей.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

      Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

    Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

Раздел III. Основы военной службы. Служение Отечеству (интеграция курса экология и безопасность  жизнедеятельности) - (16 часов).

5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества. (4 часа)

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. Обобщение представления о военной доктрине РФ, военных реформах, их особенностях в современной России, правовых основах защиты государства.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести (3 часа).

  Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.  Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

7. Символы воинской чести (3 часа).

   Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.  История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

 8. Основы военной службы  - (6 часов).

Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. Учебные сборы на базе воинских частей. Расписание и распорядок дня во время учебных сборов.

Размещение военнослужащих  Правила безопасности во время работы с оружием и при работе на военной технике. Условия размещения военнослужащих. Обслуживание и уборка помещений в расположении военной части. Распорядок дня военнослужащих. Состав суточного наряда, обязанности дежурного и дневального по роте. Подготовка группы личного состава  к суточному наряду.

Понятия караул, гарнизонный, корабельный караул; пост военнослужащего. Обязанности и неприкосновенность часового.

 Строевая подготовка. Практическое занятие во время 4-х дневных учебных сборов на базе пожарной части МЧС России. Основные понятия - строй, шеренга, фронт, фланг, линия машин. Интервал, дистанция, ряд, колонна, направляющий, замыкающий. Разновидности строя и перестроение. Виды строевых стоек. Строевой шаг. Воинское приветствие.  

Огневая подготовка. Практическое занятие во время 4-х дневных учебных сборов на базе учебного стрелкового тира "Долина Ручьёв". Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата. Порядок неполной разборки-сборки автомата Калашникова. Уход за автоматом, его хранение и сбережение.

Тактическая подготовка. Практическое занятие во время 4-х дневных учебных сборов на базе пожарной части МЧС России, на песчаном карьере. Современный общевойсковой бой и его характеристика. Обязанности солдата в бою.

Календарно-тематический план для 10 класса по ОБЖ.

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

I

Раздел. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

13

1

Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

6

6

2

Тема 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

 

7

5

2

II

Раздел 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

3

Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

2

2

4

Тема 4. Основы здорового образа жизни.

4

4

III

Раздел 3. Основы военной службы

16

5

Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

4

4

6

Тема 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

3

3

7

Тема 7. Символы воинской чести.

3

3

8

 Тема 8. Основы военной службы. 

6

3

3

Итого:

35

30

5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ,  УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

    В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе

Ученик должен знать:

  потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни,  их возможные последствия и правила личной безопасности;  правила  личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;  соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;  состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации.   средства массового поражения и их поражающие факторы;

Ученик должен уметь:

   предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и  в повседневной жизни для:

    – обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    — оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

    — выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

    - пользоваться индивидуальными средствами защиты;  

   -  выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении

 

Циклограмма тематического контроля

Виды контроля

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Административные контрольные  работы

Контрольные работы

Практические работы

+  +

+  +  +

Устный фронтальный опрос

+  +  

+  +

+  +

+  +  +  +

Графические работы

Проверочные работы

+

+

+

+

Самостоятельная письменная  работа

+

+  

+

+  +  

Выполнение индивидуальных заданий

+  +   +   +

Решение ситуационных задач

+  +  +  +

+

Изложения

Библиотечные уроки

Зачеты

Семинарские занятия

Уроки внеклассного чтения

Проверка техники чтения

Словарный диктант

Тестирование

+

Экскурсия

Уроки развития речи

Заучивание стихотворений  наизусть

Нормативы физической подготовленности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по основам безопасности жизнедеятельности 10  класс

№ п/п

Тема урока и её краткое содержание

Кол-во

часов

№ урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Вид контроля

Дом

зада

ние

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях - 13 часов.

1.

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения - 6 часов.

1.1

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.

1

1

Изучение нового материала

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть  способы ориентирования на местности.

Лекция-беседа

§ 1.1 (учебник)

5.

09

5.

09

1.2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

2

Комбинированный

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале.

Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера.

Решение ситуационных задач

§ 1.2 (учебник)

12.09

12.09

1.3

Уголовная ответствен

ность несовершеннолетних

1

3

Комбинированный

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Вред или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Правовые основы и функции государства по противодействию терроризму, экстремизму и другим противоправным действиям.  

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни

Решение ситуационных задач

§ 1.3 (учебник)

19.09

19.09

1.4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

1

4

Комбинированный

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Умение предвидеть возникновение и развитие опасных и чрезвычайных ситуаций

Знать опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания на практике.

Решение ситуацион

ных задач

Составить памя

тку

26.09

26.09

1.5

 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи

1

5

Комбинированный

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Принятие решений о выборе адекватной стратегии при ЧС и способов действий для минимизации возможных негативных последствий.

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Решение ситуационных задач

§ 1.5 (учебник)

3.

10

3.

10

1.6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности населения

1

6

Комбинированный

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободу  человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера».

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Индивидуальный опрос

§ 1.6 (учебник)

10.10

10.10

2.

Глава 2.  Гражданская оборона - 7 часов.

2.1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

1

7

Комбинированный

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления   и органы управления гражданской обороной.

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности.

Самостоятельная письменная работа

§ 2.1 (учебник)

17.10

17.10

2.2

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

8

Комбинированный

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Индивидуальный опрос

§ 2.2 (учебник)

24.10

24.10

2.3

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1

9

Комбинированный

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях

Проверочная работа

§ 2.3 (учебник)

31.10

31.10

2.4

Организация  инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

1

10

Комбинированный

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты.

Письменная работа

§ 2.4 (учебник)

14.11

14.11

2.5

Средства индивидуальной защиты

1

11

Урок  комплексного применения ЗУН учащимися

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной  защиты.

Практическая работа

§ 2.5 (учебник)

21.11

21.11

2.6

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

1

12

Комбинированный

Предназначение аварийно-спасательных и других  неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

Уметь использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

§ 2.6 (учебник)

28.11

28.11

2.7

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

1

13

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.  Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»

Практическаяработа

§ 2.7 (учебник)

5.

12

5.

12

Раздел  2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни- 6 часов.

3.

Глава 3.   Основы медицинских знаний  и профилактика инфекционных заболеваний - 2 часа.

3.1

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

14

Комбинированный

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества. Выявление и оценка экологических рисков для здоровья и безопасности человека для принятия взвешенного решения о направленности действий.

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета.

 

Индивидуальный опрос

§ 3.1 (учебник)

12.12

12.12

3.2

Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

1

15

Комбинированный

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Биологические, психологические, социальные резервы здоровья и возможности их целенаправленного развития.

Знать об основных принципах классификации инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний

Проверочная работа

§ 3.2 (учебник)

19.12

19.12

4.

Глава 4. Основы здорового образа жизни - 4 часа.

4.1

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

16

Комбинированный

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, формирования духовных качеств. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека. Здоровый и безопасный образ жизни с учётом экологической обстановки в месте проживания, своих индивидуальных особенностей.

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Индивидуальный опрос

§ 4.1 (учебник)

26.12

26.12

4.2

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

1

17

Комбинированный

Основные понятия о биологических ритмах организма.

Знать основные составляющие здорового образа жизни.  Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Индивидуальный опрос

§ 4.2 (учебник).

16.

01

16.

01

4.3

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

18

Комбинированный

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Письменная работа

§ 4.3 (учебник)

23.01

23.01

4.4

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1

19

Комбинированный

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя  на здоровье  и поведение человека, работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркомания и токсикомания.

Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Индивидуальный опрос

§ 4.4 (учебник).

30.01

30.01

Раздел  3. Основы военной службы - 16 часов.

5.

Глава 5. Вооружённые силы Российской Федерации - 4 часа.

5.1

История создания Вооруженных Сил России.

1

20

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв. Военная реформа  Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в. Обобщение представления о военной доктрине РФ, военных реформах, их особенностях в современной России, правовых основах защиты государства.

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Индивидуальный опрос

§ 5.1 (учебник)

6.

02

6.

02

5.2

Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооружённых Сил, рода войск.

1

21

Комбинированный

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.  Ракетные войска. Сухопутные войска.

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 5.2 (учебник)

13.02

13.02

5.3

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

1

22

Комбинированный

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.

Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.

Индивидуальный опрос

§ 5.3 (учебник)

20.02

20.02

5.4

Другие войска, их состав и предназначение.

1

23

Комбинированный

 

 

 

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны,  их состав и предназначение.

Знать состав и предназначение ВС РФ. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе.

Индивидуальный опрос

§ 5.4 (учебник)

27.02

27.02

6.

Глава 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России - 3 часа.

6.1

Патриотизм и верность воинскому долгу –  качества защитника Отечества.

1

24

Комбинированный

Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему  Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Воинский долг.

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные  знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

Проверочная письменная работа

§ 6.1 (учебник)

6.

03

6.

03

6.2

Памяти поколений – дни воинской славы России.

1

25

Урок применения ЗУН учащи

мися

Дни воинской славы – Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Письменная работа

§ 6.2 (учебник)

13.

03

13.

03

6.3

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

26

Комбинированный

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные  знания  для развития в себе духовных и физических качеств.

Проверочная работа

§ 6.3 (учебник)

20.03

20.03

7.

Глава 7. Символы Воинской чести - 3  часа.

7.1

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

1

27

Комбинированный

Боевое Знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части.

Иметь представление о символах воинской чести.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Тестирование на

20 мин.

§ 7.1 (учебник)

3.

04

3.

04

7.2

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

28

Урок применения ЗУН учащимися

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза,

Герой Российской Федерации

Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Выполнение индивидуальных заданий

§ 7.2 (учебник)

10.04

10.04

7.3

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

29

Комбинированный

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов  военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Иметь представление о ритуалах ВС РФ.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Выполнение индивидуальных заданий

§ 7.3 (учебник)

17.

04

17.

04

8.

Глава 8. Основы военной службы  - 6 часов.

8.1

Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.

1

30

Комбинированный

Учебные сборы на базе воинских частей. Расписание и распорядок дня во время учебных сборов. Размещение военнослужащих  Правила безопасности во время работы с оружием и при работе на военной технике.

Знать организацию начальной военной подготовки в войсках, её предназначение и содержание.

Выполнение индивидуальных заданий

§ 8.1 (учебник)

24.04

24.04

8.2

Размещение и быт военнослужащих.  Суточный наряд, обязанности суточного наряда.

1

31

Урок комплексного применения ЗУН учащи

мися

Условия размещения военнослужащих. Обслуживание и уборка помещений в расположении военной части. Распорядок дня военнослужащих. Состав суточного наряда, обязанности дежурного и дневального по роте. Подготовка группы личного состава  к суточному наряду.

Знать правила размещения военнослужащих по призыву, основные элементы распорядка дня, мероприятия проводимые в воинской части по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих; обязанности лиц суточного наряда.

Выполнение индивидуальных заданий

§ 8.2, 8.3 (учебник)

8.3

Организация караульной службы, обязанности часового.

1

32

Урок применения ЗУН учащи

мися

Понятия караул, гарнизонный, корабельный караул; пост военнослужащего. Обязанности и неприкосновенность часового.

Знать организацию караульной службы, обязанности часового, случаи применения оружия часовым.

Проверочная работа

§ 8.4 (учебник)

8.4

Строевая подготовка. Практическое занятие во время 4-х дневных учебных сборов на базе пожарной части МЧС России.

1

33

Урок комплексного применения ЗУН учащи

мися

Основные понятия - строй, шеренга, фронт, фланг, линия машин. Интервал, дистанция, ряд, колонна, направляющий, замыкающий. Разновидности строя и перестроение. Виды строевых стоек. Строевой шаг. Воинское приветствие.  

Знать основные строевые приёмы и уметь правильно выполнять на практике строевые команды.

Практическая  работа

§ 8.5 (учебник)

8.5

Огневая подготовка.

Практическое занятие во время 4-х дневных учебных сборов на базе учебного стрелкового тира "Долина Ручьёв".

1

34

Урок комплексного применения ЗУН учащи

мися

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата. Порядок неполной разборки-сборки автомата Калашникова. Уход за автоматом, его хранение и сбережение.

Знать предназначение и основные свойства автомата Калашникова, порядок разборки - сборки, правила стрельбы и хранение, сбережение автомата. Уметь применять полученные знания и умения на практике.

Практическая работа

§ 8.6 (учебник)

8.6

Тактическая подготовка.

Практическое занятие во время 4-х дневных учебных сборов на базе пожарной части МЧС России, на песчаном карьере.

1

35

Урок комплексного применения ЗУН учащи

мися

Современный общевойсковой бой и его характеристика. Обязанности солдата в бою.

Знать характеристику современного боя, обязанности солдата в бою, способы передвижения, приёмы и правила стрельбы.

Практическая  работа

§ 8.7 (учебник)

Информационно-методическое обеспечение

Автор (ы)

Название

Издательство

Гриф министерства

Год издания

1.

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

Основы безопасности жизнедеятельности - комплексная программа для 5-11 классов.

М.: Просвещение

Рекомендовано Министерством образования РФ

2010

2.

Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный.

«Экология безопасность жизнедеятельности». Примерная программа интегрированного учебного предмета.

М.: Центр «Образование и экология»

Рекомендовано Министерством образования РФ

2014

3.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение

Рекомендовано Министерством образования РФ

2004

4.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение

Допущено Министерством образования РФ

2003

 1. Основная часть

2. Дополнительная часть

Автор (ы)

Название

Издательство

Гриф министерства

Год издания

1.

Тупикин Е.И., Смирнов А.Т.

Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей.

М.: Дрофа

Рекомендовано Министерством образования РФ

2007

2.

Смирнов А.Т. , Васнев В.А.

Основы военной службы: учебное пособие

М.:  Дрофа

Допущено Министерством образования РФ

2004

3.

Арсеньев Е.Н.

Работоспособность и здоровье человека на Севере.

Мурманск: «Валеос»

Допущено Министерством образования РФ

1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...