рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по обж (6 класс) на тему

Толмачева Людмила Андреевна

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни. В связи с изменением учебного плана и отсутствием уроков ОБЖ в 5-7 классах возникла необходимость компенсации этих знаний на занятиях кружка «Азбука безопасности». Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов  по 2 часа в неделю, в год 68 часов.

Рабочая программа, составлена на основе авторской  Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009. соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004  года), М.:Просвещение, 2009 г.

Рабочая программа имеет цель:

  • Воспитание  ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности.
  • Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
  • Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности

Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_kruzhka_azbuka_bezopasnosti.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе кружка «Азбука безопасности»

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни. В связи с изменением учебного плана и отсутствием уроков ОБЖ в 5-7 классах возникла необходимость компенсации этих знаний на занятиях кружка «Азбука безопасности». Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов  по 2 часа в неделю, в год 68 часов.

Рабочая программа, составлена на основе авторской  Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009. соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004  года), М.:Просвещение, 2009 г.

Рабочая программа имеет цель:

  • Воспитание  ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности.
  • Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
  • Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
  • Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповые и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Формы организации занятий: индивидуальные, парные, групповые.

Формы и методы контроля: текущий, тематический, тестовый контроль; практическая работа, творческая  работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате обучения учащиеся должны  

 знать/понимать:

  • потенциальные опасности природного, социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
  • технику безопасности в быту, при активном отдыхе в природных условиях;
  • лекарственные и ядовитые растения, ягоды и грибы;
  • правила оказания первой медицинской помощи при ожогах, травмах, растяжениях и т.д

          Учащийся  должен уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях, различных травмах;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • различать лекарственные растения

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
  • активного отдыха в природных условиях;
  • оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшим;
  • соблюдения норм здорового образа жизни.

Распределение учебных часов по темам программы.

Название темы, раздела

теория

практика

всего

1

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях в городе

2

4

6

2

Безопасность и защита человека в природных условиях

4

8

12

3

Опасные ситуации социального характера

2

4

6

4

Опасные ситуации техногенного характера

6

12

18

5

Чрезвычайные ситуации природного характера.

2

6

8

6

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

4

14

18

Всего

20

48

68

Календарно - тематическое планирование на 2014-2015 учебный год.

содержание

Кол-во

часов

Вид деятельности

Дата

проведения

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях в городе – 6 ч

1

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Техника безопасности при работе с бытовыми приборами и бытовой химией

2

теория

2

Техника безопасности при работе с бытовыми приборами и бытовой химией

2

Практическое занятие

3

Правила вызова экстренных служб.

2

Практическое занятие

Безопасность и защита человека в природных условиях – 12 ч

1

Ориентирование на местности. Работа с компасом и картой.

1

теория

2

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

2

Практическое занятие

3

Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения.

1

теория

4

Виды снаряжения для пешего, велосипедного, водного, лыжного похода. Правила комплектации и укладки снаряжения.

2

Практическое занятие

5

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Обеспечение личной безопасности на водном, воздушном, железнодорожном  транспорте.

2

теория

6

Определение места для бивака и организация бивачных работ. Виды укрытий, работа на местности.

2

Практическое занятие

7

Изготовление макетов костров  и места для бивака

2

Практическое занятие

Опасные ситуации социального характера - 6 ч

1

Взаимоотношение людей, проживающих в городе и их безопасность

2

теория

2

Правила поведения на улице: общение с незнакомыми людьми

2

Практическое занятие

3

Правила поведения на улице: поведение в толпе при массовых мероприятиях.

2

Практическое занятие

Опасные ситуации техногенного характера – 18 ч

1

Дорожное движение. Безопасность участников дорожного движения – пассажира, пешехода, водителя

2

теория

2

Дорожные знаки и их виды. Разметка дороги.

4

Практическое занятие

3

Пожарная безопасность. Причины  пожаров в быту, в лесу.

2

теория

4

Правила поведения при пожаре и угрозе пожара.

2

Практическое занятие

5

Индивидуальные и коллективные средства защиты при пожаре

2

теория

6

Изготовление марлевой повязки

2

Практическое занятие

7

Противогаз, правила подбора и эксплуатации

2

Практическое занятие

8

Огнетушитель, его виды и предназначение. Правила работы с огнетушителем.

2

Практическое занятие

Чрезвычайные ситуации природного характера – 8 ч

1

Погодные условия и безопасность человека

2

теория

2

Правила поведения на улице при неблагоприятных погодных условиях.

2

Практическое занятие

3

Безопасность на воде. Правила купания. Катание на лодке, гидроцикле, надувных средствах передвижения.

2

Практическое занятие

4

Безопасность на водоемах. Правила само – и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

2

Практическое занятие

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -18 ч

1

Здоровый образ жизни и профилактика переутомления.

2

Практическое занятие

2

Компьютер и его влияние на здоровье.

2

Практическое занятие

3

Влияние социальной, неблагоприятной среды на развитие и здоровье человека.

2

теория

4

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания

2

Практическое занятие

5

Вредные привычки и их профилактика

2

Практическое занятие

6

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

2

теория

7

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах,  носовом кровотечении

2

Практическое занятие

8

Оказание первой медицинской помощи при тепловом  и солнечном ударах и обморожении

2

Практическое занятие

9

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

2

Практическое занятие

Литература:

  1. Алексеев А.А., Питание в туристическом походе
  2. Байда С.Е., Природные, техногенные и биолого-социальные катастрофы, 2013
  3. Большая энциклопедия народной медицины Марковой А.В.
  4. Ефремов С.В., Цаплин В.В., Безопасность в чрезвычайных ситуациях, 2011.
  5. Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим
  6. Крутецкая В.А., Правила здоровья и оказания первой помощи, 2011
  7. Медицинский справочник туриста
  8. Михайлов Л.А., Способы автономного выживания человека в природе, 2008
  9. Профилактика детского транспортного травматизма
  10. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., ОБЖ, 5 класс, 2012.
  11. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., ОБЖ, 6 класс, 2013
  12. . Смирнов А.Т., Хренников Б.О., ОБЖ, 7 класс, 2013
  13. Соколова О.В., Правила поведения в опасных ситуациях, , 2011
  14. Трухачев, Дорожко, Дударь: Сорные, лекарственные и ядовитые растения
  15. Шинкарчук С.А.,Правила пожарной безопасности, 2011
  16. Шорыгина Т.А., Беседы о правилах пожарной безопасности, 2010.
  17. Фролов А.В., Практикум по безопасности жизнедеятельности, 2009

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.pro-obzh.okis.ru/
  2. http://sarapylov-a-e.ucoz.ru/index/moi_publikacii/0-323
  3. http://kuhta.clan.su/tests/
  4. http://nsportal.ru/glebov-aleksandr-aleksandrovich
  5. http://www.school-obz.org/
  6. http://festival.1september.ru/safety/
  7. http://www.scrf.gov.ru
  8. http://www.mvdinform.ru
  9. http://www.emercom.gov.ru
  10. http://www.minzdrav-rf.ru
  11. http://www.ed.gov.ru
  12. http://www.gov.ed.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профе...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном казенном учреждении начал...

Рабочая программа по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» 1 курс, базовый уровень

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» Програ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...