доклад
материал по обж на тему

Гречишкин Василий Николаевич

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Виктимное поведение представляет собой одну из разновидностей пограничных поступков. Речь идет о ситуациях, когда поведение человека как бы провоцирует правонарушение. Основа понятия виктимологии произошло от латинского «victim» - жертва. Это понятие представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий.

К причинам виктимного поведения чаще всего относят предрасположенность личности к тому, чтобы стать жертвой. Часто такое поведение проявляется неосознанно, спонтанно.

В наше время существуют разные варианты классификации поведения жертвы, но до сих пор не была принята единая система классификации. В.С. Минская, рассматривая механизм виктимного поведения, обращает внимание на то, что в большинстве преступлений насильственного характера, поведение жертвы послужило толчком к преступлению. В ходе проведенного ею исследования убийств и нанесения тяжких телесных повреждений, выяснилось, что в большинстве случаев (95%), непосредственно перед происшествием, между жертвой и преступником был конфликт.

Д.В. Ривман полагает, что необходимо классифицировать жертв по возрасту, полу, статусу в обществе, нравственным и психологическим признакам, а также тяжести преступления и степени виновности жертвы.

Люди рискующие оказаться в положении жертвы демонстрируют разные виды виктимного поведения:

  1. Агрессивно вызывающе провоцируют преступника.
  2. Пассивно подчиняются насилию.
  3. Проявляют абсолютное непонимание хитростей преступника, или просто невнимательность.

Психология виктимного поведения жертвы может отражаться в правомерных поступках и в действиях, нарушающих закон, может оказывать минимальное влияние на происходящее преступление, а может сыграть в нем решающую роль.

Наряду с вышеописанной классификацией, Ривман структурировал данное явление, основываясь на степени выраженности качеств человека, которые определяют его личную виктимную принадлежность. В результате были описаны следующие типы виктимного поведения:

  • Универсальный тип - с ярко выраженными индивидуальными чертами, предопределяющими высокий потенциал уязвимости от различных преступлений.
  • Избирательный тип – люди в высокой виктимностью уязвимости по отношению определенным видам преступлений.
  • Ситуативный тип – обладают виктимностью среднего уровня, могут стать жертвой при определенном стечении обстоятельств.
  • Случайный тип – те, кто становятся жертвами случайно.
  • Профессиональный тип – виктимность этих людей определяется их профессиональной деятельностью.

Профилактика виктимного поведения

Ни одно преступление не происходиткроме как будучи частью криминальной системы «преступник - ситуация-жертва». Исходя из этого, профилактика проблемы должна идти через работу со всем тремя упомянутыми элементами. Эффективная профилактика идет через комплексное воздействие на все возможные факторы и с учетом особенностей виктимного поведения. Огромную роль в этом отводится просветительской работе среди населения, информирование о возможных преступлениях, о методиках преступников, об обстоятельствах при которых возникают криминальные ситуации и об эффективных методах выхода из них. Также к профилактическим мерам, относятся мероприятия по повышению нравственности населения, борьбы с аморальным образом жизни. И также важно упомянуть, о важности профилактической работы врачей с людьми, страдающими нервными и психическими заболеваниями.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...