Формирование мотивации учащихся на сохранение и укрепление здоровья
статья по обж на тему

Калиниченко Наталья Эдуардовна

Описание опыта работы по формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учащихся на сохранение и укрепление здоровья.

Калиниченко Наталья Эдуардовна,

МБОУ лицей г. Лобня Московской обл.

Мы говорим всем «здравствуйте». Что же заложено в этом приветствии? Мои ученики ответили на этот вопрос так: мы желаем друг другу здоровья. А почему даже в приветствии людей заключено пожелание здоровья? Мы пришли к выводу о том, что человек способен преодолеть трудности и совершать новые дела, будучи здоровым, поэтому здоровье является самой главной ценностью.

На сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС на первое место поставлена задача гармоничного развития личности ребенка. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным средством для её реализации становится состояние здоровья школьника.

Какова же связь между сознательным отношением к своему здоровью и гармоничным развитием личности? Наблюдая за учащимися в урочной и внеурочной деятельности, я выявила, что больших успехов и лучших результатов добиваются ребята целеустремлённые, трудолюбивые, ответственные и при этом занимающиеся спортом, правильно питающиеся, соблюдающие режим дня, то есть ведущие здоровый образ жизни. Эти выводы привели меня к необходимости определиться, что же понимается под понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

Я предложила детям поразмышлять над формулой здоровья. Ребята предложили такие варианты: отсутствие болезней + хорошее настроение + поддержка родных; не болеть + улыбаться и не унывать + дружить и помогать людям. В итоге у нас получилась следующая формула здоровья:

  1. Здоровье физическое предполагает отсутствие болезней и хороший иммунитет, адаптация к нагрузке в школе, соответствие возрастной физиологической норме;
  2. Здоровье психическое или душевное – это уверенность в себе, соблюдение дисциплины, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, готовность получать знания, основы нравственного поведения.
  3. Здоровье социальное включает в себя умение строить взаимоотношения в окружении: семья – школа – друзья, противостояние негативному влиянию со стороны, способность ставить перед собой задачи и пути достижения целей, принятие жизненно важных ценностей.

Уже с раннего возраста детей нужно настраивать на здоровый образ жизни. Что для этого делать родителям? Они считают, что надо вместе играть, делать зарядку, кататься на лыжах, научить плавать, подавая личный пример. А в школе? Организовать спортивные мероприятия, посещать различные секции, проводить тематические беседы и занятия практической направленности. В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения.

Для достижения этой задачи, как я считаю, необходимо: во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья – одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному образу жизни в различных ситуациях, например, если ты оказался в толпе, в метро поезд остановился в тоннеле, в квартире пахнет дымом и других. Таким образом, надо разработать эффективные меры по укреплению здоровья учащихся и применять уже имеющиеся.

Первым шагом моей работы как классного руководителя и учителя ОБЖ служит выяснение представлений детей о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки. Ребятами были написаны мини сочинения на тему: «Считаю ли я себя здоровым человеком?» По результатам этих работ был сделан вывод о необходимости формирования у некоторых учащихся новых представлений и установок на здоровье и здоровый образ жизни.

При этом я должна учитывать такие факторы риска, как вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), наследственность, неправильное питание, эмоциональные переживания и стрессы. Ребята поддержали меня в этом вопросе.

Я стараюсь донести до детей значимость здорового образа жизни, составляющими которого являются режим дня и сна, труда и отдыха, правильное питание, закаливание, физическая нагрузка, личная гигиена, используя при этом такие педагогические приёмы, как эстафета мнений, импровизация на тему, ролевая маска, обмен ролей и коррекция поведения, поощрение, личный пример.

Для того чтобы приобщить учащихся к ЗОЖ, надо сформировать мотивационную сферу детей, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, то есть внедрить «моду» на здоровье. Лучше всего в этом вопросе сработал подражательный эффект: ребята стали равняться на тех одноклассников, которые занимаются спортом. Эта направленность в дальнейшем становится доминирующей, определяющей поведение детей, их стремление вести здоровый образ жизни.

Я выделяю следующие шаги по формированию мотивации:

1) вызвать у ребенка чувство неудовлетворенности своими недостатками, увеличить планку его притязаний.

2) помочь ребенку рационально и эмоционально осознать и оценить себя, увидеть положительные и слабые стороны, чтобы развить и усилить лучшие качества, устранить или компенсировать недостатки.

3) показать образцы самовоспитания и саморазвития, внушить то, что каждый человек путем самовоспитания может усилить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.

4) учить ребёнка заниматься самовоспитанием.

Моя работа по формированию мотивации сознательного отношения учащихся к здоровью и пропаганда здорового образа жизни строится через определённую систему занятий и мероприятий:

  1. Работа с документацией и решение организационных вопросов.

Сначала я изучаю состояния здоровья учащихся в классе: знакомлюсь с личными делами учащихся, взаимодействую с медицинской службой, выявляя хронические заболевания учащихся, провожу анкетирование родителей и личные беседы по вопросам, касающимся здоровья. Учитываю в работе рекомендации врачей и родителей. Таким образом, составляю более точную картину о здоровье учащихся.

Согласно плану проводятся диспансеризация и прививки. Я своевременно информирую учащихся об этом, провожу беседы о гигиенической подготовке к медицинскому осмотру. Ставлю в известность родителей детей, которые имеют хронические заболевания. Все прививки выполняются после письменного согласия родителей, что позволяет избежать нежелательных последствий.

Все сведения о группах здоровья, хронических заболеваниях, данные об участии детей в занятиях физической культурой и спортивных секциях учебного заведения и города я обобщаю в сводные таблицы, вношу изменения в них в течение учебного года, наблюдаю при этом положительную динамику.

С учётом пожеланий ребят я составляю график уборки кабинета и организую дежурство в классе, контролирую своевременность и качество уборки. Провожу работу по организации питания учащихся, знакомлю ребят с культурой (правилами поведения в столовой), и основами здорового питания (режим, роль витаминов, разнообразность и сбалансированность пищи).

2. Уроки: физкультура, биология, ОБЖ.

Занятия физкультурой повышают выносливость организма, развивают двигательную активность, способствуют снижению роста заболеваемости. На уроках биологии ребята получают знания об организме человека. Большое значение имеют физкультминутки во время уроков, они служат для снятия мышечного и нервного напряжения, зрительная гимнастика является профилактикой утомления зрения.

В курсе ОБЖ представлены основы медицинских знаний и приёмы оказания первой медицинской помощи. Я уделяю большое внимание практической направленности этих занятий, так как полученные знания, умения и навыки могут пригодиться учащимся дома, на улице, в быту. Обеспечению личной безопасности в повседневной жизни учу ребят, используя конкретные ситуации и примеры. В ходе таких тем, как опасные ситуации природного, социального и техногенного характера даю ребятам следующие знания: о системах оповещения, экстренных службах, правилах поведения и оказания медицинской помощи. При этом ребята должны уметь не поддаваться панике и при необходимости быстро принимать решения и действовать. Хорошие результаты показывают учащиеся в парной работе: в ходе обсуждения вопросов выявляются знания и понимание учащимися материала по конкретной теме, оцениваются умения применения знаний на практике, а также развиваются коммуникативные компетенции учащихся, что является немаловажным для формирования навыков сохранения здоровья, пропаганде ЗОЖ и выработки негативного отношения к вредным привычкам.

3. Дополнительное образование (спортивные секции): лёгкая атлетика, туризм, плавание, баскетбол, волейбол, настольный теннис.

Я провожу работу по вовлечению учащихся в спортивные секции, исходя из интересов и физических возможностей детей. Для этого и использую следующие приёмы:

  • знакомство с биографиями известных спортсменов, что развивает интерес к различным видам спорта,
  • участие в соревнованиях, что способствуют появлению командного духа, сплочённости и взаимовыручки,
  • просмотр и обсуждение разноплановых соревнований (мы болели за нашу сборную олимпийцев и паралимпийцев в Сочи),  
  • посещение спортивных соревнований, различных турниров и дружеских матчей в качестве болельщиков.

4. Внеурочная деятельность: 

  • система классных часов и бесед,
  • исследовательская и проектная деятельность,
  • викторины и КВН,
  • конкурсы агитбригад,
  • недели безопасности,
  • акция «самый здоровый класс»,
  • дни здоровья и туристические слёты,
  • спортивные соревнования и праздники;
  • конкурсы рисунков и плакатов.

Провожу беседы в соответствии с планом воспитательной работы. В начале учебного года считаю важной беседу о профилактике глазных заболеваний, режиме дня и правильной осанке. В сезон простудных заболеваний – беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. Особое значение уделяю профилактике травматизма в школе и вне школы. Провожу беседы о внешнем виде учащихся с девочками, обращая их внимание на то, что обувь на высоком каблуке может привести к нарушению осанки, длинные чёлки – к проблемам со зрением, короткие куртки и лёгкие колготки зимой – к женским заболеваниям. В течение учебного года я провожу инструктажи различной тематики по ПДД, ППБ и ОБЖ, затем ребята расписываются после беседы в специальном журнале.

Большие возможности для приобщения учащихся к здоровому образу жизни представляет внеклассная деятельность. Я стараюсь подобрать такие мероприятия, которые позволят заинтересовать и увлечь ребят. Ребята с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и викторинах, представляют интересные рисунки и плакаты.

Детям очень нравятся туристические слёты, во время которых проходят такие конкурсы, как: конкурс блюд, приготовленных на костре, конкурс туристической песни, конкурс туристических листков и всеми любимая туристическая эстафета с разными заданиями: ориентирование на местности, установка палатки, разведение костра, помощь пострадавшему (медицинский конкурс), прохождение полосы препятствий.

Исследовательская деятельность носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

Мы изучали влияние вредных привычек: курения, алкоголя и наркотиков на организм человека и создавали проекты. В конце этой работы ребята выражали своё личное отношение к этим проблемам. Я хотела бы привести несколько таких высказываний:

Я не курю, потому что считаю что курение – это медленное самоубийство. Курящий человек сам сживает себя со свету, добавляет себе новых болезней. Плюс он вредит своим близким, которые вынуждены вдыхать едкий дым. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают в развитии и росте. Я считаю, что каждому надо задуматься о том, готов ли он жертвовать собой и своими близкими ради сомнительных удовольствий. Удовенко Мария.

Я считаю, что наркотики – это очевидное зло, разрушающее не только нравственность, но и человеческое здоровье. Наркомания – это то, что заполняет образующийся вакуум от ничегонеделания. Это поиски синтетических радостей, продиктованные отсутствием радостей реальных: самосовершенствования, общения и многого другого. Поэтому нормально сориентированный молодой человек никогда не предпочтёт для себя этот убийственный фактор. Я считаю, что единственная возможная альтернатива – это организованный досуг. Лично я свой выбор сделал – предпочитаю занятия спортом! Аргунов Андрей.

Я не понимаю людей, которые употребляют алкоголь. Неужели в жизни так трудно найти радость без этого своеобразного топлива и зарядки настроения, неужели он способен решить проблемы несчастных людей? Алкоголь разрушает семьи, ломает жизни. В последнее время его начинают употреблять всё более юные представители общества. Это ведёт к распаду личности и к проблемам со здоровьем, но они считают, что алкоголь поднимает авторитет в глазах других людей, его употребление якобы делает их «взрослее». Я считаю, что алкоголизм – это страшная болезнь, с которой надо бороться. И требую, чтобы в нашей стране запретили продажу алкогольных напитков несовершеннолетним лицам, иначе наше общество станет деградировать! Модестова Маша.

Эти высказывания позволяют судить о высокой степени сформированного у моих учащихся негативного отношения к вредным привычкам и осознанности их выбора.

5. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни в семье и вовлечение родителей к участию в спортивных и внеклассных мероприятиях.

У нас совместно с учителями физкультуры проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», родители участвуют в туристическом слёте, а в «Весёлых стартах» входят в команду поддержки.

Важнейшую роль в развитии ребенка, укреплении его здоровья и эмоциональном самочувствия играет семья. Здоровый образ жизни закладывается не только в школе, но прежде всего и в семье. Под контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, психологический климат и досуг. Приобщение семей учащихся к здоровому образу жизни, воспитание собственным личным примером имеет большие результаты, нежели просто рассказы, советы, убеждения.

Какие советы я даю родителям?

  • иметь дома спортивный инвентарь,
  • выполнять утреннюю зарядку и закаливающие процедуры,
  • совершать ежедневные пешие прогулки, играть на свежем воздухе,
  • записать ребёнка в спортивную секцию, обучить плаванию,
  • каждому члену семьи стремиться к соблюдению режима дня,
  • кушать больше овощей и фруктов, не питаться фастфудом,
  • участвовать семьёй в соревнованиях и различных спортивных мероприятиях,
  • читать всей семьёй популярную литературу о здоровом образе жизни.

Только совместными усилиями можно достичь успеха. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому человеку, его ценностям и установкам, гармонии внутреннего мира и отношений с окружающими. Не стоит возлагать ответственность на врачей. Наше здоровье в наших собственных руках! Здоровый образ жизни – потребность и обязанность каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"

Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Формирование мотивации по сохранению и укреплению здоровья детей на уроках и во внеурочной деятельности

Одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому чело...

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.

Выступление на МО учителей физической культуры: «Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся»....

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будующего....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Формирование здоровой школьной среды, способствующей реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения, укрепления и развития физического, психологического, социального здоровь...