Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»
методическая разработка по обж (6, 7, 8 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа "ЮИД" расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения» | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юные инспектора движения»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 11-13 лет
Пояснительная записка
Актуальность темы.
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и особенно в крупных городах, множится количество дорожно – транспортных происшествий, связанных с гибелью людей. Детский дорожно – транспортный травматизм из года в год остаётся стабильно высоким, опережая все другие виды травматизма. Среди пострадавших каждый седьмой школьного возраста. Чаще всего в числе пострадавших школьников оказываются мальчики. А среди младших школьников мальчики получают травмы различной тяжести в пять раз чаще девочек. Основными причинами ДТП по вине детей являлись: переход проезжей части в не установленном месте, неожиданный выход из-за стоящего транспорта.
Многие из ребят любят удобный, экологически чистый, полезный для здоровья такой вид транспорта, как велосипед. Однако большинство даже не подозревают, что и для велосипедиста существуют правила, которые он обязан соблюдать на дороге наравне с другими транспортными средствами и по своей ответственности за соблюдение правил дорожного движения приравниваются к автомобилисту. Качества культурного водителя сами собой не появляются. Они воспитываются со школьного возраста и служат фундаментом для подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо чётко знать, а самое главное – неуклонно выполнять. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении. Несомненно, знание Правил дорожного движения – залог безопасности на дорогах. Инспектора ГИБДД считают, что этими знаниями необходимо овладеть в школьном возрасте, чтобы максимально обезопасить себя на шумных автомагистралях – как в качестве водителей, так и пешеходов. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно – транспортных происшествий трудно. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно – транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Проблема безопасности детей на улице по-прежнему остаётся одной из самых острых. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улиц и дорог.
Принципы отбора содержания образования.
Принципы воспитания.
Воспитание применительно к сфере дорожного движения – это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.
Принцип воспитания – эта основа действенного решения воспитательных задач.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей детей и подростков и уровня их психического развития.
Принцип взаимодействия «дети - дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребёнка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожного транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
Принцип возрастной безопасности. Стремление ребёнка к самостоятельности следует поощрять, чтобы не тормозить развитие у него волевых качеств. Вместе с тем необходимо воспитывать понимание им возможных опасностей в дорожной среде и формировать привычки, умения, навыки безопасного поведения.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми и подростками правил безопасного и правопослушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления нужен положительный пример взрослых.
Изучение школьниками правил дорожного движения и основ дорожно-транспортной безопасности имеет своей целью сформировать у них следующие специальные навыки безопасного поведения на дороге:
- Навык переключения внимания, необходимый ребёнку и подростку для психологического переключения из сферы полной безопасности в зону опасности (на проезжую часть).
- Навык спокойного и уверенного поведения на улице, помогающий не бояться участников дорожного движения и спокойно совершать движения в соответствии с установленными правилами.
- Навык самоконтроля, необходимый для сдерживания импульсивных порывов (например, желания как можно скорее перебежать улицу).
- Навык предвидения опасности, заключающийся в прогнозировании возникновения и развития опасных ситуаций.
- Навык наблюдения, необходимый для фиксации в сознании действий участников дорожного движения и ситуаций, возникающих на проезжей части.
Цели и задачи.
В основе системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма Правилам дорожного движения является формирование у учащихся специальных знаний умений, практических навыков и привычек безопасного поведения в процессе движения, а также воспитание дисциплинированности и высокой культуры безопасности. Педагогическими основами созданной системы являются:
цель: сохранение жизни и здоровья детей в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды.
Задачи:
- подготовка молодых людей к безопасному участию в дорожном движении;
- развитие познавательных способностей обучающихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;
- обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах;
- воспитание правопослушного поведения в соблюдении правил дорожного движения.
Основными направления функционирования системы обучения безопасному поведению являются:
- Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимательность и наблюдательность; дисциплинированность; умение ориентироваться в дорожной обстановке и прогнозировать её; знание Правил дорожного движения: обязанности пешеходов и пассажиров, правила дорог, дорожные знаки, сигналы регулировщика, светофоров, автомобилей и водителей др.; умение выполнять Правила дорожного движения, рекомендации безопасных действий и т.д.; развитие координации движения и реакции др.).
- Ознакомление и изучение окружающего мира (двор, улица, микрорайон, посёлок, район, город); транспортное средство (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль, электротранспорт, специальный транспорт, применяемый в разных климатических районах и зонах) и его назначение и роль в обществе; особенности автомобилизации общества и тенденции её развития.
- Воспитание дисциплинированности, основанной как на специфических требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Ожидаемые результаты.
- Повышение общего уровня культуры безопасности жизнедеятельности как участника дорожного движения.
- Совершенствование качеств в управлении транспортным средством (велосипедом). Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.
- Активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью.
- Пополнение материально – технической базы в теме: «Безопасности на дорогах».
Учебно - тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практикаа | ||
Раздел 1: Правила дорожного движения | ||||
1 | Определение состава и структуры отряда | 1 | 1 | |
Выбор безопасных маршрутов движения (3) | ||||
1 | Наш путь в школу и новые маршруты | 1 | 1 | |
2 | Выбор безопасного маршрута и его обсуждение. | 1 | 1 | |
3 | Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. Дороги с наиболее интенсивным движением транспорта. | 1 | 1 | |
Термины и определения ПДД (3) | ||||
1 | Кто является участником дорожного движения | 1 | 1 | |
2 | Взаимные обязанности водителя, пешехода и пассажира в дорожном движении. | 1 | 1 | |
3 | Пешеходы и приравненные к ним другие участники движения. | 1 | 1 | |
Транспорт и пешеход. Движение группами и в колонне(3). | ||||
1 | Причины ДТП при передвижении группой | 1 | 1 | |
2 | Правила поведения участников движения в группе и в организованной колонне. | 1 | 1 | |
3 | Обязанности участников движения в колонне (направляющий, замыкающий, дежурные) | 1 | 1 | |
Переход проезжей части в условиях недостаточной видимости (5) | ||||
1 | Влияние погодных условий и времени суток на безопасность перехода проезжей части дороги. | 1 | 1 | |
2 | Световозвращательные элементы (ленты, браслеты) и безопасность | 1 | 1 | |
3 | Опасные ситуации при переходе проезжей части в условиях недостаточной видимости | 1 | 1 | |
4 | Виды травматизма на скользкой дороге. | 1 | 1 | |
5 | Опасность от заноса автотранспорта. | 1 | 1 | |
Транспорт и пассажир. Средства безопасности для пассажира(4) | ||||
1 | Наиболее безопасные места в автомобиле | 1 | 1 | |
2 | Нагрузки на пассажира при ДТП. Подушки безопасности. | 1 | 1 | |
3 | Ремни безопасности | 1 | 1 | |
4 | Применение специального детского удерживающего устройства (детского кресла) для детей до 12 лет. | 1 | 1 | |
Характеристика дорожных знаков (5) | ||||
1 | Дорожные знаки - из истории возникновения знаков | 1 | 1 | — |
2 | Предупреждающие знаки | 1 | 1 | — |
3 | Запрещающие знаки | 1 | 1 ^ | — |
4 | Предписывающие знаки | 1 | 1 | — |
5 | Информационно-указательные знаки | 1 | 1 | — |
Транспорт и пассажир. Правила поведения в общественном транспорте (3) | ||||
1 | Проход и выход из салона общественного транспорта. | 1 | 1 | |
2 | Как избежать конфликтных ситуаций с пассажирами. | 1 | 1 | |
3 | Правила перевозки багажа. Взаимоотношения с водителем. | 1 | 1 | |
Велосипедист – водитель транспортного средства(4) | ||||
1 | Правила для велосипедиста | 1 | 1 | — |
2 | Требования к велосипедисту. Наличие средств безопасности. | 1 | — | 1 |
3 | Движение в группе велосипедистов | 1 | — | 1 |
4 | Техническое средство (велосипед) и требование к ним. | 1 | — | 1 |
Выступление агитбригады юных инспекторов движения | 2 | — | 2 | |
Проверка знаний дорожного движения | 1 | — | 1 | |
Викторина «Как вы знаете правила безопасного поведения на улицах и дорогах» | 1 | — | 1 | |
35 | 20 | 15 |
Учебно - тематический план
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||||
п/п | всего | теория | практика | |||
Раздел 1: Правила дорожного движения | ||||||
1 | Соблюдение ПДД – залог твоей безопасности. | 1 | 1 | |||
2 | История автомобильного транспорта | 1 | 1 | — | ||
Термины и определение ПДД( 3) | ||||||
1 | Характеристика и элементы дорог. | 1 | 1 | |||
2 | Маршрутные транспортные средства | 1 | 1 | |||
3 | Механические и немеханические транспортные средства | 1 | 1 | |||
Обязанности пешеходов (2) | ||||||
1 | Порядок движения для пешеходов | 1 | 1 | |||
2 | Правила пересечения проезжих частей | 1 | 1 | |||
Перекрёстки (3) | ||||||
1 | Виды перекрёстков. | 1 | 1 | |||
2 | Пересечение равнозначных дорог. Регулируемые перекрёстки. | 1 | 1 | |||
3 | Неравнозначные перекрёстки. Перекрёстки с круговым движением. | 1 | 1 | |||
Значение и характеристика разметки (2) | ||||||
1 | Горизонтальная разметка, для кого она предназначена | 1 | 1 | |||
2 | Линии жёлтого цвета. Линии разметки оранжевого цвета | 1 | 1 | |||
Характеристика дорожных знаков(5) | ||||||
1 | Предписывающие знаки | 1 | 1 | ... | ||
2 | Информационно-указательные знаки | 1 | 1 | — | ||
3 | Знаки приоритета | 1 | 1 | — | ||
4 | Знаки сервиса | 1 | 1 | |||
5 | Зависимость зоны действия знака от места его установки. | 1 | 1 | |||
Проезд на железнодорожном транспорте (3) | ||||||
1 | Основные правила безопасности | 1 | 1 | |||
2 | Правила обеспечивающие безопасность при посадке и высадке. | 1 | 1 | |||
3 | Криминогенные ситуации. Как их избежать. | 1 | 1 | |||
Начало движения, маневрирование (2) | ||||||
1 | Сигналы поворота. Правила безопасного перестроения и разворота. | 1 | 1 | |||
2 | Опасности для пешеходов и велосипедистов при выезде и въезде во дворы и на прилегающие территории механических транспортных средств. | 1 | 1 | |||
Правила безопасного обгона (2) | ||||||
1 | Какой маневр считается обгоном. Обгон и безопасность движения | 1 | ||||
2 | Опасности для пешеходов при обгонах. В каких случаях обгон запрещён. | 1 | 1 | |||
Этика и дорожное движение (2) | ||||||
1 | Современный водитель и пешеход. Психофизические требования к участникам движения в современных условиях. | 1 | 1 | |||
2 | Значение дисциплинированности, предупредительности и аккуратности для обеспечения безопасности. | 1 | 1 | |||
Ответственность пешеходов за нарушения ПДД (1) | ||||||
1 | Опасные ситуации, возникающие в результате нарушения ПДД пешеходами. | 1 | 1 | |||
Расположение транспортных средств на проезжей части (3) | ||||||
1 | Определение числа полос движения | 1 | 1 | |||
2 | Особенности движения по дороге с реверсивным движением | 1 | 1 | |||
3 | Правила безопасности в случаях разрешенного выезда на полосу встречного движения | 1 | 1 | |||
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | 2 | 2 | ||||
Пропаганда ПДД (выступление агитбригад для учащихся младших классов)
| 2 | — | 2 | |||
Выпуск газеты «Юный инспектор движения» | 1 | 1 | ||||
35 | 21 | 14 |
Учебно - тематический план
3 год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1: Правила дорожного движения | ||||
Правила безопасности и обязанности для пассажиров (4) | 1 | 1 | ||
1 | Применение средств безопасности в автомобилях, мотоциклах и мопедах | 1 | 1 | |
2 | Правила посадки в транспортные средства общего пользования и высадки. | 1 | 1 | |
3 | Правила пользования легковым транспортным средством. Обеспечение безопасности в случае посадки и высадки со стороны проезжей части | 1 | 1 | |
4 | Запрещения для пассажиров | 1 | 1 | |
Движение по сигналам регулировщика (2) | ||||
1 | Жесты регулировщика, запрещающие движение пешеходов. Применение регулировщиком жезла или диска. | 1 | 1 | |
2 | Движение пешеходов при вытянутых в стороны руках регулировщика. Движение пешеходов при вытянутой вперёд правой руке регулировщика. | 1 | 1 | |
Требования к техническому состоянию транспортных средств (3) | ||||
1 | Государственный технический осмотр | 1 | 1 | |
2 | Требования к техническому состоянию и методы проверки | 1 | 1 | |
3 | Перечень неисправностей, при которых запрещается дальнейшее движение транспортных средств. | 1 | 1 | |
Перевозка людей и грузов (4) | ||||
1 | Транспортные средства для перевозки людей | 1 | 1 | |
2 | Порядок перевозки людей в кузове грузового автомобиля. | 1 | 1 | |
3 | Требования безопасности при перевозке детей | 1 | 1 | |
4 | Обеспечение условий безопасной перевозки пассажиров | 1 | 1 | |
Контроль знаний по П ДД | 4 | 4 | ||
Раздел 2 : Основы медицинских знаний (12) | ||||
1 | Средства оказания медцинской помощи | 1 | 1 | |
2 | Виды ран | 1 | 1 | |
3 | Первая медицинская помощь при общих ранениях | 1 | 1 | |
4 | Первая медицинская помощь при несчастных случаях | 1 | 1 | |
5 | Первая медицинская помощь при повреждении мягких тканей | 1 | 1 | |
6 | Первая помощь при повреждении суставов | 1 | 1 | |
7 | Первая медицинская помощь при повреждении костей | 1 | 1 | |
8 | Виды кровотечений | 1 | 1 | |
9 | Способы остановки кровотечений | 1 | 1 | |
10 | Способы транспортировки пострадавших | 1 | ||
11 | Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания | 1 | 1 | |
12 | Порядок проведения вентиляции легких и непрямого массажа сердца | 1 | 1 | |
1 | Выступление агитбригады юных инспекторов движения | 3 | 3 | |
2 | Проведение соревнований «Безопасное колесо» | 2 | 2 | |
3 | Викторина «Культура безопасного поведения» | 1 | 1 | |
Итого | 35 | 13 | 22 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014 с изменениями, вступившими в силу 15.11.2014) "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
2.Правила дорожного движения российской федерации.Совет министров - правительство российской федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
3. Правила дорожного движения Российской федерации 2014 года с комментариями. 2014. http://avtonauka.ru/pdd
4.Баширова А.Ф. Ещё раз о безопасности детей на дороге: проблемы обучения // Основы безопасности жизнедеятельности.-2012.-№ 1.-С.48 -52.
5.Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
6.В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
7.Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
8.Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна данной программы состоит в том, что она...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...
Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный инспектор движения"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедея...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юные инспектора движения"
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения (ЮИД)» имеет социально-гуманитарную направленность.Программа предназначена для всех желающих изучать правила безопас...