Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»
методическая разработка по обж (6, 7, 8 класс) на тему

Светлана Владимировна Ермилова

Дополнительная  общеобразовательная программа "ЮИД"  расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юные инспектора движения»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 11-13  лет

Пояснительная записка

Актуальность темы.

   Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на  дорогах и особенно в крупных городах, множится количество дорожно – транспортных происшествий, связанных с гибелью людей. Детский дорожно – транспортный травматизм из года в год остаётся стабильно высоким, опережая все другие виды травматизма. Среди пострадавших каждый седьмой школьного возраста. Чаще всего в числе пострадавших школьников оказываются мальчики. А среди младших школьников мальчики получают травмы различной тяжести в пять раз чаще девочек.  Основными причинами ДТП по вине детей являлись: переход проезжей части в не установленном месте, неожиданный выход из-за стоящего транспорта.

   Многие из ребят любят удобный, экологически чистый, полезный для здоровья такой вид транспорта, как велосипед. Однако большинство даже не подозревают, что и для велосипедиста существуют правила, которые он обязан соблюдать на дороге наравне с другими транспортными средствами и по своей ответственности за соблюдение правил дорожного движения приравниваются к автомобилисту. Качества культурного водителя сами собой не появляются. Они воспитываются со школьного возраста и служат фундаментом для подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

  Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.

   Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо чётко знать, а самое главное – неуклонно выполнять. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении. Несомненно, знание Правил дорожного движения – залог безопасности на дорогах. Инспектора ГИБДД считают, что этими знаниями необходимо овладеть в школьном возрасте, чтобы максимально обезопасить себя на шумных автомагистралях – как в качестве водителей, так и пешеходов. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно – транспортных происшествий трудно. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно – транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Проблема безопасности детей на улице по-прежнему остаётся одной из самых острых. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улиц и дорог.

   

Принципы отбора содержания образования.

Принципы воспитания.

    Воспитание применительно к сфере дорожного движения – это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

    Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.

   Принцип воспитания – эта основа действенного решения воспитательных задач.

   Принцип индивидуального и дифференцированного подхода  предполагает учёт личностных, возрастных особенностей детей и подростков и уровня их психического развития.

  Принцип взаимодействия «дети - дорожная  среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребёнка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

 Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожного транспортного происшествия.  Обучающиеся должны знать какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.

  Принцип возрастной безопасности. Стремление ребёнка к самостоятельности следует поощрять, чтобы не тормозить развитие у него волевых качеств. Вместе с тем необходимо воспитывать понимание им возможных опасностей в дорожной среде и формировать привычки, умения, навыки безопасного поведения.

  Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.

  Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми и подростками правил безопасного и правопослушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления нужен положительный пример взрослых.  

   Изучение школьниками правил дорожного движения и основ дорожно-транспортной безопасности имеет своей целью сформировать у них следующие специальные навыки безопасного поведения на дороге:

  1. Навык переключения внимания, необходимый ребёнку и подростку для психологического переключения из сферы полной безопасности в зону опасности (на проезжую часть).
  2. Навык спокойного и уверенного поведения на улице, помогающий не бояться участников дорожного движения и спокойно совершать движения в соответствии с установленными правилами.
  3. Навык самоконтроля, необходимый для сдерживания импульсивных порывов (например, желания как можно скорее перебежать улицу).
  4. Навык предвидения опасности, заключающийся в прогнозировании возникновения и развития опасных ситуаций.
  5. Навык наблюдения, необходимый для фиксации в сознании действий участников дорожного движения и ситуаций, возникающих на проезжей части.

Цели и задачи.

  В основе системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма Правилам дорожного движения является формирование у учащихся специальных знаний умений, практических навыков и привычек безопасного поведения в процессе движения, а также воспитание дисциплинированности и высокой культуры безопасности. Педагогическими основами созданной системы являются:

          цель: сохранение жизни и здоровья детей в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды.

Задачи:

  • подготовка молодых людей к безопасному участию в дорожном движении;
  • развитие познавательных способностей обучающихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;
  • обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • воспитание правопослушного поведения  в соблюдении правил дорожного движения.

Основными направления функционирования системы обучения безопасному поведению являются:

  1. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимательность и наблюдательность; дисциплинированность; умение ориентироваться в дорожной обстановке и прогнозировать её; знание Правил дорожного движения: обязанности пешеходов и пассажиров, правила дорог, дорожные знаки, сигналы регулировщика, светофоров, автомобилей и водителей др.; умение выполнять Правила дорожного движения, рекомендации безопасных действий и т.д.; развитие координации движения и реакции др.).
  2. Ознакомление и изучение окружающего мира (двор, улица, микрорайон, посёлок, район, город); транспортное средство (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль, электротранспорт, специальный транспорт, применяемый в разных климатических районах и зонах) и его назначение и роль в обществе; особенности автомобилизации общества и тенденции её развития.
  3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на специфических требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение общего уровня культуры безопасности жизнедеятельности как участника дорожного движения.
  2. Совершенствование качеств в управлении транспортным средством (велосипедом). Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.
  3. Активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью.
  4. Пополнение материально – технической базы в теме: «Безопасности на дорогах».

Учебно - тематический план

1 год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практикаа

Раздел 1: Правила дорожного движения

1

Определение состава и структуры отряда

1

1

Выбор безопасных маршрутов движения (3)

1

Наш путь в школу и новые маршруты

1

1

2

Выбор безопасного маршрута и его обсуждение.

1

1

3

Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. Дороги с наиболее интенсивным движением транспорта.

1

1

Термины и определения ПДД (3)

1

Кто является участником дорожного движения

1

1

2

Взаимные обязанности водителя, пешехода и пассажира в дорожном движении.

1

1

3

Пешеходы и приравненные к ним другие участники движения.

1

1

Транспорт и пешеход. Движение группами и в колонне(3).

1

Причины ДТП при передвижении группой

1

1

2

Правила поведения участников движения в группе и в организованной колонне.

1

1

3

Обязанности участников движения в колонне (направляющий, замыкающий, дежурные)

1

1

Переход проезжей части в условиях недостаточной видимости (5)

1

Влияние погодных условий и времени суток на безопасность перехода проезжей части дороги.

1

1

2

Световозвращательные элементы (ленты, браслеты) и безопасность

1

1

3

Опасные ситуации при переходе проезжей части в условиях недостаточной видимости

1

1

4

Виды травматизма на скользкой дороге.

1

1

5

Опасность от заноса автотранспорта.

1

1

Транспорт и пассажир. Средства безопасности для пассажира(4)

1

Наиболее безопасные места в автомобиле

1

1

2

Нагрузки на пассажира при ДТП. Подушки безопасности.

1

1

3

Ремни безопасности

1

1

4

Применение специального детского удерживающего устройства (детского кресла) для детей до 12 лет.

1

1

Характеристика дорожных знаков (5)

1

Дорожные знаки - из истории возникновения знаков

1

1

2

Предупреждающие знаки

1

1

3

Запрещающие знаки

1

1 ^

4

Предписывающие знаки

1

1

5

Информационно-указательные знаки

1

1

Транспорт и пассажир. Правила поведения в общественном транспорте (3)

1

Проход и выход из салона общественного транспорта.

1

1

2

Как избежать конфликтных ситуаций с пассажирами.

1

1

3

Правила перевозки багажа. Взаимоотношения с водителем.

1

1

Велосипедист – водитель транспортного средства(4)

1

Правила для велосипедиста

1

1

2

Требования к велосипедисту. Наличие средств безопасности.

1

1

3

Движение в группе велосипедистов

1

1

4

Техническое средство (велосипед) и требование к ним.

1

1

Выступление агитбригады юных инспекторов движения

2

2

Проверка знаний дорожного движения

1

1

Викторина «Как вы знаете правила безопасного поведения на улицах и дорогах»

1

1

35

20

15

Учебно - тематический план

2 год обучения

Название темы

Количество часов

п/п

всего

теория

практика

Раздел 1: Правила дорожного движения

1

Соблюдение ПДД – залог твоей безопасности.

1

1

2

История автомобильного транспорта

1

1

Термины и определение ПДД( 3)

1

Характеристика  и элементы дорог.

1

1

2

Маршрутные транспортные средства

1

1

3

Механические и немеханические транспортные средства

1

1

Обязанности пешеходов (2)

1

Порядок движения для пешеходов

1

1

2

Правила пересечения проезжих частей

1

1

Перекрёстки (3)

1

Виды перекрёстков.

1

1

2

Пересечение равнозначных дорог. Регулируемые перекрёстки.

1

1

3

Неравнозначные перекрёстки. Перекрёстки с круговым движением.

1

1

Значение и характеристика разметки (2)

1

Горизонтальная разметка, для кого она предназначена

1

1

2

Линии жёлтого цвета. Линии разметки оранжевого цвета

1

1

Характеристика дорожных знаков(5)

1

Предписывающие знаки

1

1

...

2

Информационно-указательные знаки

1

1

  3

Знаки приоритета

1

1

  4

Знаки сервиса

1

1

  5

Зависимость зоны действия знака от места его установки.

1

1

Проезд на железнодорожном транспорте (3)

  1

Основные правила безопасности

1

1

  2

Правила обеспечивающие безопасность при посадке и высадке.

1

1

  3

Криминогенные ситуации. Как их избежать.

1

1

Начало движения, маневрирование (2)

  1

Сигналы поворота. Правила безопасного перестроения и разворота.

1

1

  2

Опасности для пешеходов и велосипедистов при выезде и въезде во дворы и на прилегающие территории механических транспортных средств.

1

1

Правила безопасного обгона (2)

1

Какой маневр считается обгоном. Обгон и безопасность движения

1

2

Опасности для пешеходов при обгонах. В каких случаях обгон запрещён.

1

1

Этика и дорожное движение (2)

1

Современный водитель и пешеход. Психофизические требования к участникам движения в современных условиях.

1

1

2

Значение дисциплинированности, предупредительности и аккуратности для обеспечения безопасности.

1

1

Ответственность пешеходов за нарушения ПДД (1)

1

Опасные ситуации, возникающие в результате нарушения ПДД пешеходами.

1

1

Расположение транспортных средств на проезжей части (3)

1

Определение числа полос движения

1

1

2

Особенности движения по дороге с реверсивным движением

1

1

3

Правила безопасности в случаях разрешенного выезда на полосу встречного движения

1

1

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

2

2

Пропаганда ПДД (выступление агитбригад для учащихся младших классов)

         

2

2

Выпуск газеты «Юный инспектор движения»

1

1

35

21

14

Учебно - тематический план

3 год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел 1: Правила дорожного движения

Правила безопасности и обязанности для пассажиров (4)

1

1

1

Применение средств безопасности в автомобилях, мотоциклах и мопедах

1

1

2

Правила посадки в транспортные средства общего пользования и высадки.

1

1

3

Правила пользования легковым транспортным средством. Обеспечение безопасности в случае посадки и высадки со стороны проезжей части

1

1

4

Запрещения для пассажиров

1

1

Движение по сигналам регулировщика (2)

1

Жесты регулировщика, запрещающие движение пешеходов. Применение регулировщиком жезла или диска.

1

1

2

Движение пешеходов при вытянутых в стороны руках регулировщика. Движение пешеходов при вытянутой вперёд правой руке регулировщика.

1

1

Требования к техническому состоянию транспортных средств (3)

1

Государственный технический осмотр

1

1

2

Требования к техническому состоянию и методы проверки

1

1

3

Перечень неисправностей, при которых запрещается дальнейшее движение транспортных средств.

1

1

Перевозка людей и грузов (4)

1

Транспортные средства для перевозки людей

1

1

2

Порядок перевозки людей в кузове грузового автомобиля.

1

1

3

Требования безопасности при перевозке детей

1

1

4

Обеспечение условий безопасной перевозки пассажиров

1

1

Контроль знаний по П ДД

4

4

Раздел 2 : Основы медицинских знаний (12)

1

Средства оказания медцинской помощи

1

1

2

Виды ран

1

1

3

Первая медицинская помощь при общих ранениях

1

1

4

Первая медицинская помощь при несчастных случаях

1

1

5

Первая медицинская помощь при повреждении мягких тканей

1

1

6

Первая помощь при повреждении суставов

1

1

7

Первая медицинская помощь при повреждении костей

1

1

8

Виды кровотечений

1

1

9

Способы остановки кровотечений

1

1

10

Способы транспортировки пострадавших

1

11

Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания

1

1

12

Порядок проведения вентиляции легких и непрямого массажа сердца

1

1

1

Выступление агитбригады юных инспекторов движения

3

3

2

Проведение соревнований «Безопасное колесо»

2

2

3

Викторина «Культура безопасного поведения»

1

1

Итого

35

13

22


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014 с изменениями, вступившими в силу 15.11.2014) "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

2.Правила дорожного движения российской федерации.Совет министров - правительство российской федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

3. Правила дорожного движения Российской федерации 2014 года с комментариями. 2014. http://avtonauka.ru/pdd

4.Баширова А.Ф. Ещё раз о безопасности детей на дороге: проблемы обучения // Основы безопасности жизнедеятельности.-2012.-№ 1.-С.48 -52.


5.Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

6.В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

7.Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

8.Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с. 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна  данной программы состоит в том, что она...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный инспектор движения"

       Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедея...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юные инспектора движения"

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения (ЮИД)» имеет социально-гуманитарную направленность.Программа предназначена для всех желающих изучать правила безопас...