Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"
рабочая программа на тему

Первухина Елена Юрьевна

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2prog_yunyy_dizayner.ot_prostogo_k_slozhnomu2019g.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Кондинского района

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Согласована районным                                                      

экспертным советом                                         

__________________

___________________

___________________

Дата___________

Утверждена

директором

МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» __________И.В. Коркишко

Программа

«Юный дизайнер. От простого к сложному»

Художественное направление

Возраст детей 9-11 лет

срок реализации 1год

                                                             Первухина Е.Ю.

педагог дополнительного   образования                                            Изостудия «Модерн»

                                                             высшая квалификационная категория

г.п. Междуреченский

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                             

Тот, у кого есть талант, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 9-11 лет. Определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный дизайнер. От простого к сложному» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Концепции развития дополнительного образования детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);

-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в эстетической деятельности.

Направленность образовательной программы «Юный дизайнер. От простого к сложному» (далее программы) художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников среднего звена к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники изобразительного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.  В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

 В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Заниматься дизайном можно начинать в самом раннем возрасте. Во всяком случае делать в этой сфере свои первые опыты.

Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.

Педагогическая целесообразность программы нацелена на формирование личности инициативной, самостоятельной, толерантной, способной к успешной социализации. Одной из целевых установок, обеспечивающих эффективную интеграцию ребёнка в общество, является предоставление максимальных возможностей для формирования у него установки на творческую деятельность.

Цель программы

 Формирование художественно-творческих способностей детей, через проектно-художественную деятельность (дизайн), приобщение к изобразительному творчеству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. 

Задачи программы

  Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами;

-   отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

-   осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Дидактические принципы построения и реализации программы, обусловленные единством воспитательное-образовательного пространства:

  • принцип культур сообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
  • принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип эстетизмами предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Отличительные особенности программы:

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Для занятий по программе принимаются все желающие. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).

Возраст обучающихся: от 9 до 11 лет.

Из обучающихся объединения по программе, формируются группы. Группы, смешанные по полу (девочки, мальчики). В программе учитываются возрастные и психологические особенности детей. Количество обучающихся в группе – 10 человек.

Общая продолжительность образовательного процесса составляет 216 час.

Возраст учащихся

Количество учебных часов в неделю

Количество учебных часов в год

9-11

6

216

Периодичность занятий  - 3 раза в неделю по 2 часа

                                         

Форма и режим занятий: 

Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Прогнозируемые результаты программы

Личностные результаты:

 - в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;

 - в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;

- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).  

           Метапредметные результаты:

- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

 - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;

 - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и одногруппников.  

           Предметные результаты:  

         В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих в России и художественных музеях своего региона;

- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражения их в собственной художественной деятельности;

-умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

 - в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием изобразительного искусства и компьютерной графики).  

Планируемые результаты:

учащиеся знакомятся:

- с основными средствами композиции; высота горизонта, точка зрения
контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- с особенностями симметричной и асимметричной композиции;
- с простейшими композиционными, приемами и художественными средствами необходимыми для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- с простейшими закономерностями линейной и воздушной перспективы
светотени, элементарного цветоведения;

- с основами рисования в программе CorelDRAW;

должны уметь: 

- рисовать с натуры, по памяти или представлению отдельные предметы и не сложные натюрморты из 2 - 3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению
карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объём фигуры человека, находящегося в движении;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым
предметом и исправлять ошибки;

- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой
контраст, теплый и холодный колорит;

- создавать стандартные фигуры в CorelDRAW, осуществлять с ними различные действия;

- владеть основными инструментами CorelDRAW;

- создать изображения заданных  сюжетных объектов в программе CorelDRAW;

Учебный план

№п/п

Разделы

II

модуль

1

Вводное занятие

3

2

Мир дизайна

3

3

Материалы и оборудование.

 Инструктаж по ТБ.

3

4

Основы композиции.

50

5

Основы цветоведения.

8

6

Рисунок

40

7

Живопись

40

8

История искусства

6

9

Графический дизайн. (Черчение)

-

10

Графический дизайн. Компьютерная графика

15

11

Дизайн интерьера

10

12

Ландшафтный дизайн

8

13

Архитектура

8

14

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

8

15

Итоговое занятие

8

16

Выставка работ

6

Итого:

216

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практ. работа

Итого

1

Вводное занятие.

1

2

3

2

Мир дизайна

1

2

3

3

Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.

1

2

3

4

Основы композиции.

10

40

50

5

Основы цветоведения

1

7

8

6

Рисунок

5

35

40

7

Живопись

5

35

40

8

История искусства

5

1

6

9

Графический дизайн.

4

11

15

10

Дизайн интерьера

5

5

10

10.1

Из истории интерьеров.

1

1

2

10.2

Цвет в интерьере.

1

1

2

10.3

Элементы интерьера. Объекты декорирования.

1

1

2

10.4

Проект «Комната моей мечты»

2

2

4

11

Ландшафтный дизайн

4

4

8

11.1

Стили в ландшафтном дизайне.

1

1

2

11.2

Элементы ландшафтного дизайна. Объекты декорирования.

1

1

2

11.3

Ландшафтный дизайн по правилам.

1

1

2

11.4

Проект «Мой райский уголок».

1

1

2

12

Архитектура

4

4

8

12.1

Стили в архитектуре

1

1

2

12.2

Элементы экстерьера. Объекты декорирования.

1

1

2

12.3

Этапы проектирования архитектурного сооружения.

1

1

2

12.4

Проект «Я построю дом».

1

1

2

13

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека

4

4

8

13.1

Имидж человека и его составляющие.

1

1

2

13.2

Визаж и дизайн причёсок.

1

1

2

13.3

Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

1

1

2

13.4

Проект «Сценический костюм и макияж»

1

1

2

14

Итоговое занятие

1

5

8

15

Выставка работ

1

5

6

Итого:

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводное занятие.

Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении/

Раздел 2. Мир дизайна.

Дизайн и его место в духовной  и  материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д.

Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.

Материалы, инструменты и оборудование для выполнения учебных и творческих работ.

Техника безопасной работы циркулем, клеем, проволокой, жестью, ножницами.

  Раздел 4. Основы композиции.

Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Главное и второстепенное в изделии. Пропорции. Симметрия и асимметрия. Динамичность формы. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

- Решение композиционных задач. «Мир моего детства», «Дыханье осени»/

Раздел 5. Основы цветоведения.

Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.Соединение цветов с помощью цветового круга.

Раздел 6. Рисунок

Перспектива воздушная и линейная. Рисование простых геометрических тел: куб, призма, цилиндр, конус. Рисование гипсовых розеток.

Раздел 7. Живопись

Изображение натюрмортов в теплой и холодной цветовой гамме.

Зарисовки домашних животных и птиц акварелью. Зарисовки предметов быта.

Раздел 8. История искусства

Первобытное искусство. Искусство Древнего Египта, Древней Греции, древнего Рима.

Искусство эпохи Возрождения. Искусство древнего Востока.

Раздел 9. Графический дизайн.

Графический дизайн и его направления. Графический дизайн как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции. Синтез слова и изображения. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Цветовое решение надписей. Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, аэрограф… Некоторые правила и приёмы работы с инструментами и материалами.

Раздел 10. Дизайн интерьера.

Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приёмы оформления интерьера. Элементы интерьера. Арт-дизайн. «Hand-made». Декупаж. Цвет в интерьере. Роль цвета в интерьере. Влияние цветового решения на человека. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

- Анализ стилей в интерьере.

- Проект «Интерьер сказочного дома». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: интерьер кухни, оформление сцены к школьному празднику…

Раздел 12. Ландшафтный дизайн.

   Краткое содержание. Из истории ландшафтного дизайна. Стили в ландшафтном дизайне. Направления дизайна среды: дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Террасы, дорожки, элементы озеленения. Объекты декорирования. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

- Проект «Сад для сказочного персонажа».

Варианты: садовый участок, пришкольный участок, детская площадка и .т. д.

Раздел 13. Архитектура.

Из истории архитектуры. Объекты декорирования. Декоративное оформление окон, дверей, карнизов, крыши, стен… Лепнина. Колонны.  Анализ стилей в архитектуре. Обзор памятников архитектуры.

- Анализ объектов декорирования.

- Коллективный проект «Дом для сказочного персонажа».

Варианты: школа, дом будущего.

  Раздел 14. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека.

   Имидж человека и его составляющие. Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски, макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Этапы конструирования и моделирования одежды, обуви и аксессуаров. Анализ стилей в одежде.

 Коллективный проект «Имидж сказочного героя».

Раздел 15. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.

- Отбор проектных работ на отчётную выставку.

- Работа с тестом «Мир дизайна».

  Раздел 16. Выставка работ.

Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.

- Оформление выставки.

- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства.

Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.

Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.

Приёмы обучения:

  • демонстрация эффективного опыта;
  • объяснение опыта;
  • ответ на поставленный вопрос.

Методы обучения:

1. По источнику передач и восприятию информации:

а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;

б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, мультимедийных презентаций;

в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;

г) проверка результатов обучения:

  • в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного материала;
  • в практической форме: тестирование, выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.

2. По дидактическим задачам:

а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта педагога;

б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;

в) применяются знания через выполнение проектной работы;

г) творческая деятельность: создание собственных изделий на основе традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.

3. По характеру деятельности:

а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций;

б) репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;

в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);

г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу инженерного проектирования. 

Формы обучения: учебное занятие.

           Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ.

           Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного конструирования, правилах проектирования, правилах построения и чтения конструкторской документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и заключительный инструктаж.

           Теоретическую работу с обучающимися следует ограничить краткими беседами, не более 10-15 минут, и пояснениями по ходу учебного процесса, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике с показом дидактического материала и приёмов работы.

           Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен. Учащийся имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.

Организационные формы:

1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа;

2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;

3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;

4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.

Формируемые умения и навыки учащихся:

  1. Пробы сил в каждом направлении дизайна.
  2. Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
  3. Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений.
  4. Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту.
  5. Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.

Получаемые учащимися знания:

  1. Виды и направления дизайна.
  2. История и развитие дизайна.
  3. Стили в дизайне.
  4. Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами.
  5. Проектная деятельность, проектная документация.
  6. История черчения.
  7. Правила оформления чертежей.
  8. Выполнение комплексных чертежей.
  9. Работа с компьютером. Охрана здоровья.
  10. Компьютерная программа MS Power Point.
  11. Компьютерная программа MS Word.
  12. Особенности оформления презентаций, художественных документов и художественных изображений.

Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются:

  • Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
  • Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности:
  1. входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года);
  2. промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам);
  3. итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения).

(тестовые задания см. в приложении)

  • Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
  • Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими воспитанниками объединения. При этом учитывается:

- возраст воспитанника;

- общественная значимость проектной работы;

- художественная ценность проектной работы;

- качество исполнения проектной работы;

- элементы творчества в работе, самостоятельность.

           Так же в конце учебного года желательно подготовить и провести отчётное

массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором будут представлены презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята будут награждены дипломами, грамотами, благодарностями.

  • Конкурсы, фестивали. Руководителю объединения нужно в начале учебного года познакомиться с планом массовых мероприятий, затем обсудить возможность участия учащихся в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.

Способы оценки результатов учебной деятельности:

  • похвала;
  • награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
  • отбор лучших работ учащихся для представления их в районных, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.

Перечень дидактического материала

  1. Методический фонд объединения (состоит из 550 лучших работ обучающихся).
  2. Иллюстрации – 800 шт.(по темам программы)
  3. Репродукции – 500 шт. (по темам программы)
  4. Тематические таблицы – 32 шт.
  5. Специализированная литература – 80 экз.
  6. Журналы (периодика) – 150 экз. «Юный художник», «Художественный совет»
  7. Тесты, опросники – 43 шт.
  8. Дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна».
  9. Дидактические разработки занятий по арт-терапии.
  10. Дидактические разработки занятий для поступающих в ВУЗы.
  11. Обучающие компьютерные диски по рисованию, дизайну, истории искусства – 22 шт.
  12.  Дидактические и развивающие игры – 15шт.
  13.  Коллекция электронных занятий, выполненных в виде презентаций к занятиям в MS Power Point.

Перечень оборудования и технического материала

  1.  Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков в рамах - 5 шт.
  2.  Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей, выполненные на бумаге – 3 шт.
  3.  Мольберты – 15 шт.
  4.  Столы – 6 шт.
  5.  Стулья – 25 шт.
  6.  Табуреты – 10 шт.
  7.  Багетные рамы – 60 шт.
  8.  Музыкальный центр – 1 шт.
  9.  Компьютеры– 5 шт.
  10.  Аудио, DVD, CD диски с записями.
  11.  Магнитная доска – 1 шт.
  12.  Лампа на крепеже – подсветка – 1 шт.
  13.  Гипсовые геометрические тела – 6 шт.
  14.  Гипсовые розетки – 6 шт.
  15.  Гипсовые части лица – 6 шт.
  16.  Гипсовые головы – 4 шт.
  17.  Муляжи (фрукты, овощи, грибы).
  18.  Гербарий – 3 шт.
  19.  Коллекция жуков, бабочек – 2 шт.
  20.  Ткань для драпировок различная – 35 шт.
  21.  Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16;

гуашь, акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры; акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА; ножницы; кнопки, скрепки.)                              

Список литературы

Для педагога:

  1. Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  2. Волкотруб И. Т. . Художественное конструирование. – Киев: Выща школа. 1989.
  3. Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  4. Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, – М.:«Просвещение», 2000 год
  7. Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 1995.
  8. Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984.
  9. Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
  10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 1998
  11. Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: 1978.
  12. Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  13. Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. Изобразительное искусство и архитектура, 4,1.- сост., С. Т. Исмаилова. – М.: Русская энциклопедия, 1996.
  14. Ячменева В.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
  15.  Для учащихся:
  1. Большаков А. Д. Декор и орнамент в книге. – М.:Книга. 1990.
  2. Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3. Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  4. Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999.
  6. Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 1999.
  7. Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003.
  8. Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  9. Муханова И.Ю, Шитье из лоскутков - быстро и красиво. – М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2002.-160с.
  10. Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век, 2004.
  11. Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айрис-пресс.2006.
  12. Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов. – М: Akademia. 2004.
  13. Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»

Дополнительная  общеобразовательная программа "ЮИД"  расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна  данной программы состоит в том, что она...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный инспектор движения"

       Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедея...

Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»

Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...