Урок ОБЖ в 11 классе по теме: "Как стать офицером"
методическая разработка по обж (11 класс) на тему

Семендяев Сергей Викторович

Цель урока:

1.     поддержать интерес у учащихся к образованию в военных вузах,

2.     развивать умения учащихся соотносить свои желания и возможности,

3.     воспитывать чувство патриотизма у учащихся

4.     сформировать представление о морально-волевых, нравственных качествах российского офицера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kak_stat_ofitserom.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Семендяев Сергей Викторович

Урок ОБЖ в 11 классе по теме: "Как стать офицером"

    Автор: Семендяев С.В.  преподаватель-организатор ОБЖ  МБОУ ОСОШ №3

Цель урока:

  1. поддержать интерес у учащихся к образованию в военных вузах,
  2. развивать умения учащихся соотносить свои желания и возможности,
  3. воспитывать чувство патриотизма у учащихся
  4. сформировать представление о морально-волевых, нравственных качествах российского офицера.

Оборудование:

  • доска,
  • плакаты,
  • схемы,
  • выдержки из документов.

План урока:

1. Из истории военно-учебных заведений России.

2. Система военного образования в России.

3. Правила приема в ВВУЗы.

4. Обучение в ВВУЗе и присвоение офицерского звания.

Содержание занятия:

1. Из истории военно -чебных заведений России.

1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве,

1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,

1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,

1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),

1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,

1798 г. – Медико-хирургическая академия,

1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),

1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),

1867 г. – Военно-юридическая академия,

1877 г. – Морская академия

Группы военно-учебных заведений России (до 1917 г.)

Группы военно-учебных заведений Советской России (с 1917 г.)

В 1924 1925 годах проведена военная реформа, в результате которой сложилась новая система военно - учебных заведений:

А) Военные академии.

Б) Военные школы Сухопутных войск и Военно – воздушных сил.

В) Военно-морские училища.

В середине 50 - 60 г.г. ХХ века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). (Свой военный зенитно - ракетный институт есть в нашем городе!) Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

2. Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства Российской Федерации.

3. Правила приема в высшие военно – учебные заведения РФ.

Закон “О военной обязанности и военной службе”:

А) Граждане РФ от 16 до 22 лет

Б) Военнослужащие до 24 лет

В) Имеющие среднее (полное) образование

4. Обучение в ВВУЗах, присвоение офицерского звания.

1) при зачислении в ВВУЗ присваивается воинское звание – курсант;

2) по окончании первого курса (18 лет) заключается контракт (на время учебы и на 5 лет военной службы после окончания;

3) предоставляется ежегодный отпуск – 30 суток и зимний каникулярный отпуск – 14 дней;

4) продолжительность обучения от 3 до 6 лет (бесплатно);

5) распорядок обучения как в ВУЗах гражданского образца;

6) отчисленные из ВВУЗов направляются для прохождения военной службы по призыву.

Успешно окончившие высшее военное учебное заведение получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий, с получением воинского звания лейтенант и диплома гражданского образца!

Подведение итогов урока:

Профессия офицера в российской армии, как и в любой другой, считается в обществе трудной, но почетной. Это связано с тем, что офицер берет на себя ответственность за безопасность своего государства, оберегает его от внешних врагов, а значит он должен не только крепко любить свою Родину, но и ежедневно, ежечасно совершенствовать свое профессиональное мастерство. А это очень трудно.

      Окончание урока: Дается домашнее задание: собрать материал о ратных делах офицеров современной российской армии и написать небольшую творческую работу о роли офицерского корпуса в современной российской армии и их роли в реформе армии.

Урок ОБЖ в 11 классе по теме: "Оружие победы"

 Автор: Семендяев С.В.. преподаватель-организатор ОБЖ  МБОУ ОСОШ №3

Конференция, посвященная Сталинградской битве. Четыре группы участников конференции готовят сообщения о лучших образцах советского оружия, созданного в годы Великой Отечественной войны.

ЦЕЛИ: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, познакомить с создателями советского оружия; формировать позитивную оценку вклада, который внесли в Победу труженики тыла, воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, свою страну, уважительное отношение к людям старшего поколения; пробуждать у детей интерес к военной технике, желание укреплять Вооруженные силы страны, побуждать к изучению военной истории, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Подготовительная работа:

  • распределить задания между группами участников конференции;
  • предложить 2-3 ученикам подготовить слайд-фильм (презентацию) о работе тружеников тыла.

Оборудование: компьютер.

Оформление: фотографии и картинки: танк Т-34, «катюша», винтовка Мосина, Ил-2,  картины боев.

План конференции

  1. Вступительное слово.
  2. Конференция по теме «Оружие Победы».

  1. Оружие пехоты.
  2. «Лучший танк второй мировой».
  3. «Катюша».
  4. « Штурмовики, «небесные тихоходы», истребители.

  1. Форум «Вторая мировая или Великая Отечественная?»
  2. Заключительное слово.
  3. Подведение итогов (рефлексия).

Ход  конференции

I. Вступительное слово

Учитель. Приближается годовщина завершения Сталинградской битвы, именно к этому времени советская военная промышленность стала выпускать в достаточном количестве вооружения и техники нового образца для нанесения сокрушительного удара по врагу. Всего за 4 года в условиях войны были созданы образцы лучшего в мире оружия: винтовки, гранаты, танки, самолеты, артиллерийские установки... Их разрабатывали наши ученые и специалисты, их делали на заводах труженики тыла, в основном женщины, дети. Поистине Великой Отечественной была эта война. По замечанию немецких генералов, русского солдата всегда отличала от западного неприхотливость, выносливость, способность воевать в самых жестоких условиях и при этом невероятная надежность. Эти качества отличали и оружие, которым наши солдаты завоевали Победу.

Сегодняшнюю конференцию мы посвящаем оружию Победы. Лучшее стрелковое оружие, знаменитая «катюша», «летающие танки» штурмовики Ил-2, самый известный танк второй мировой - Т-34 -сообщения об этом легендарном оружии подготовили творческие группы. Я передаю им слово.

(К доске выходит первая группа учеников.)

II. Конференция по теме «Оружие Победы»

1. Оружие пехоты

Ведущий 1. Наша группа подготовила рассказ об оружии пехоты. Я расскажу о винтовке СИ. Мосина. Верой и правдой она служила нашему солдату с 1891 г. до 1960-х гг. почти 60 лет. Эту винтовку называли «трехлинейкой». Она отличалась высокой надежностью и простотой. У других винтовок было 70 и более деталей, а у мосинской всего 42. В обойме помещалось 5 патронов, они могли быть и бронебойными, и зажигательными. Прицельно винтовка била на 2 км. Такая винтовка весила 4 кг, ее длина была 1230 мм. Всего за годы войны винтовок Мосина выпущено 12 млн.

Ведущий 2. Пистолет-пулемет ППШ-41. Это замечательное оружие создал конструктор Георгий Семенович Шпагин: «ППШ-41» означает «пистолет-пулемет Шпагина образца 1941 г.». Шпагинский автомат верой и правдой служил нашим пехотинцам. Разобрать ППШ можно было без отвертки - в нем нет ни одного винтового соединения. Производство этого пистолета-пулемета организовали даже на обычных, не оружейных заводах. Например, на Московском автозаводе им. В.И. Сталина (ЗИС) за годы войны изготовили более миллиона ППШ, а всего их было выпущено почти 6 млн. На всех немецких заводах за это же время собрали автоматов почти в 6 раз меньше. В военных фильмах обычно показывают ППШ с дисковым магазином. В диск входило 70 патронов. С весны 1944 г. начали выпускать более удобные автоматы - с рожковым магазином на 35 патронов. Вести огонь из пистолета-пулемета можно было и одиночными выстрелами и, очередями - до 100 выстрелов в мин с прицельной дальностью 100-200 м. ППШ-41 весил 5 кг.

Ведущий 3. Пистолет ТТ. Разработка пистолетов для Красной Армии началась в конце 20-х гг. Через некоторое время на стрелковом полигоне провели испытания. Были представлены три наших пистолета, сконструированных Коровиным, Прилуцким и Токаревым, и три зарубежных - немецкие «вальтер» и «парабеллум» и американский «браунинг». Лучшим признали пистолет системы Токарева: он оказался самым надежным и компактным. За этим пистолетом закрепилось название «ТТ» - «Тула, Токарев». Наши командиры прошли с ТТ всю войну. Пистолетов Токарева с начала их производства в 1933 г. до середины 50-х выпустили более 1,7 млн. Технические характеристики ТТ: калибр - 7,62 мм, вес с обоймой - 940 г, емкость обоймы - 8 патронов, прицельная дальность стрельбы - 50 м, дальность полета пули - до 1000 м.

       Ведущий 4. Ручные противотанковые гранаты - РПГ. Их разрабатывали конструкторы М.И. Пузырев, М.З. Полеванов, Л.Б. Иоффе, Н.С. Житких. Они пробивали даже 120-миллиметровую броню хваленых «тигров». Весили противотанковые гранаты немало: от 700 г до 1,3 кг. Сильный и натренированный солдат бросал их на 15-20M.

Ручную наступательно-оборонительную гранату РГД-33 изобрел конструктор М.Г. Дьяконов в 1933 г. При метании из укрытия на корпус этой гранаты надевали специальный чехол («рубашку»). Это увеличивало радиус разлета осколков с 25 до 100 м, а радиус их убойного действия - с 5 до 25 м. При взрыве гранаты с «рубашкой» образовывалось до 2400 осколков.

Очень популярной у солдат была ручная осколочная граната Ф-1 конструкции Ф.И. Храмеева. Надежная и удобная, она безотказно взрывалась при падении на твердую поверхность, в грязь, снег или воду. Множество осколков поражали врага в радиусе до 200 м. Каждый пехотинец старался запастись перед боем десятком таких гранат. Весили они, как и РГД, 600 г, но в броске были удобнее и летели на 35-45 м.

Ведущий 5. Ручной пулемет Дегтярева. Есть такое понятие -«живучесть пулемета» . Сделав определенное количество выстрелов, оружие перегревается, теряет меткость и выходит из строя.

Для ручных пулеметов нормальной считалась живучесть в 10 тыс. выстрелов. Такой показатель был, например, у лучшего немецкого «ручника» MG-13. А теперь сравните эту цифру с той, которая записана в «паспорте» нашего ручного пулемета ДП, созданного Василием Алексеевичем Дегтяревым: 75-100 тыс. выстрелов! ДП («Дегтярев пехотный») по своим боевым качествам был лучшим ручным пулеметом во время Второй мировой войны. Вот его технические данные: вес - 11,9 кг, емкость магазина - 47 патронов, практическая скорострельность - 80 выстрелов в мин., прицельная дальность стрельбы - 1500 м. За годы войны заводы выпустили более миллиона этих пулеметов.

Ведущий 6. Снайперские винтовки. Хорошо стрелять должен каждый боец, а самых метких называют снайперами. Слово это пришло к нам из английского языка и означает «меткий стрелок». В Красной Армии снайперов готовили в специальных школах. Там их учили не только умению с первого выстрела попадать в цель, но и искусству маскировки и наблюдения. Оружие снайпера - винтовка с оптическим прицелом. Наши снайперы стреляли из винтовок двух типов. Винтовка образца 1891-1930 гг. заряжалась по одному патрону, прицельно била на 2 км. Другая винтовка - образца 1940 г. - перезаряжалась автоматически. Стрелок не тратил время на перезарядку и мог сосредоточиться на наблюдении за полем боя и поиске цели. В магазин этой винтовки входило 10 патронов. Оптический прицел имел 3,5-кратное увеличение и светосилу, которая давала возможность вести огонь даже в сумерки и при лунном свете. Прицельная дальность винтовки образца 1940 г. - 1500 м, весила она 4,4 кг.

2. «Лучший танк второй мировой»

Ведущий 1. Наша группа расскажет о советских танках. «Лучший танк второй мировой войны» - так называли советский танк Т-34. Этот танк вполне заслуженно называют легендарным. Он был намного сильнее немецких «тигров», «пантер» и «фердинандов». Даже фашистский «идеолог танковой войны», немецкий генерал Гудериан, признал превосходство советских танков. Танк Т-34 был создан конструкторами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Ильича Кошкина в конце 30-х годов. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны. При весе 26 т Т-34 мог развить скорость до 55 км/ч, влезть на горку под углом 30°, проехать без дозаправки горючим 400 км. В танковом экипаже было 4 человека. По врагу они били из мощной 7б,2-мм пушки и двух пулеметов. От вражеских пуль и снарядов танкистов защищала броня толщиной в 45 мм.

Ведущий 2. В 1943 г. на вооружение поступил усовершенствованный Т-34-85. Он весил уже 32 т, броня у него была потолще -90 мм, а пушка посильнее - 85 мм. С расстояния в полкилометра она легко пробивала 138-мм броню (у «тигра» броня была 100 мм, у «пантеры» - 80 мм). Но самое главное - его конструкция была невероятно простой, настолько простой, что позволяла делать самый сложный ремонт в полевых условиях. Конструкторы танка понимали, что ремонтировать его будут не очень грамотные механики, а производить - не слишком квалифицированные рабочие. Поэтому они постарались сделать все основные узлы и агрегаты машины максимально доступными. Это сыграло решающую роль во время войны, когда один танк мог несколько раз вступать в бой - после первого повреждения его тут же ремонтировали и отправляли обратно в битву.

Ведущий 3. При этом конструкционная простота позволила наладить производство «тридцатьчетверок» в невероятных количествах. Незадолго до окружения армии Паулюса под Сталинградом Гитлеру рассказали о том, что русские могут строить до тысячи танков в месяц, но он назвал информаторов лжецами, заявив, что никто не может производить такое количество бронетехники. На самом деле германские аналитики и правда ошибались - советская промышленность в тот момент выпускала ежемесячно по 2200 танков, большая часть которые была именно Т-34. Когда вся эта армада перешла в наступление, ей без труда удалось окружить немецкую армию и предотвратить любые попытки прорыва из Сталинградского котла.

Ведущий 4 (читает). «Советский танк был похож на солдата, рядом с которым он воевал - солдата неприхотливого, выносливого, способного стойко переносить все тяготы войны -долгие изнурительные марши по дорогам и бездорожью, лютую холодную зиму и жаркое раскаленное лето, солдата, способного выдерживать самые сильные удары врага, а потом наносить ему еще более страшные удары, отбрасывая километр за километром на запад. Эти танки воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, штурмовали города, форсировали реки, прорывали оборону. Стальные лавины "тридцатьчетверок" в 1942 г. захлопнули крышку Сталинградского котла, в 1943 г. остановили немецкое наступление под Курском, хлынули, сметая немецкую оборону, в 1944 г. на польские равнины и, наконец, в 1945 г. заполонили улицы Берлина. В те годы, когда сравнивать достоинства различных танков можно было наглядно, почему-то ни у кого не возникало сомнений в том, что этот танк - лучший в мире. И колонна "тридцатьчетверок" на улице немецкой столицы - лучшее тому подтверждение» - так характеризует этот танк военный историк*. За годы войны наши заводы выпустили 52 тыс. танков Т-34 и более 21 тыс. Т-34-85. В некоторых странах эти машины официально остаются на вооружении до сих пор.

Ведущий 5. Но кроме этого танка были еще и другие. Было семейство тяжелых танков ИС-1, ИС-2, ИС-3. Буквы «ИС» расшифровываются так: «Иосиф Сталин». Тяжелый ИС-2 считается самым мощным танком Второй мировой войны. Вот его технические характеристики: боевая масса - 46 т, экипаж - 4 человека, вооружение - 122-миллиметровая пушка и три пулемета калибра 7,62 мм, лобовая броня -100 мм, корпусная - 120 мм, мощность двигателя - 520 лошадиных сил, скорость - 40 км/ч, запас хода - 180 км.

Ведущий 6. А тяжелый танк КВ-1 был назван по первым буквам имени Климента Ворошилова, тогдашнего министра обороны. Это была настоящая крепость на гусеницах. Мощный двигатель в 500 лошадиных сил позволял 47-тонной громадине развивать очень неплохую для тяжелых танков скорость - 35 км/ч. Без дозаправки KB мог пройти 250 км, сметая все на своем пути пушкой (76,2 мм) и тремя пулеметами. От вражеских пуль и снарядов экипаж (5 человек) защищала 95-миллиметровая броня. Вслед за КВ-1 появились КВ-2, КВ-1 С, КВ-85. У каждого из них были свои плюсы. На КВ-2, например, вместо 76,2-миллиметровой пушки поставили мощную 152-миллиметровую гаубицу, снаряды которой вдребезги разносили самые прочные бетонные укрепления. КВ-1 С был на 5 т легче КВ-1 и мог двигаться со скоростью 43 км/ч. Этот танк сыграл важную роль в Сталинградской битве. У КВ-85 была усилена броневая защита - до 100 мм, а 85-миллиметровая пушка этого танка пробивала «лбы» немецких «тигров» с расстояния в 1000 м.

3. «Катюша»

Ведущий 1. Наша группа подготовила рассказ о «катюше». Этот гвардейский реактивный миномет стал самым страшным и грозным оружием Великой Отечественной войны. Первый залп «катюши» сделала батарея под командованием капитана Флерова в 1941 г. под Оршей. Правда, «катюшами» их прозвали не сразу. Их называли БМ-13 («Боевая машина-13») Но кто-то заметил, что на машинах стоит заводская марка в виде буквы «к» - установку выпускали на московском заводе «Компрессор» - вот и родилось имя: «катюша». Да и песня про девушку Катюшу тогда была очень популярной.

Ведущий 2. За один залп БМ-13 выпускала по врагу 16 реактивных снарядов. Каждый снаряд весил 42 кг, и летели они на 8,5 км. Немцы очень хотели раздобыть хотя бы одну «катюшу», но за всю войну это им так и не удалось. А ведь во многих операциях во время войны артподготовку осуществляли полки и даже бригады «катюш», а это более сотни машин, или более трех тысяч снарядов за один залп. Что такое 3 тыс. снарядов, которые перепахивают окопы и укрепления за полминуты, представить себе, наверное, не сможет никто... Ни одна армия в той войне не смогла обеспечить такого огня. Традиционно «катюши» завершали артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Зачастую после нескольких залпов «катюш» пехотинцы входили в опустевший населенный пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления.

Ведущий 3. Представить себе, что значит оказаться под ударом «катюш», сложно. По словам тех, кто пережил такие обстрелы (и немцев, и советских солдат), это было одно из самых страшных впечатлений за всю войну. Звук, который издавали ракеты во время полета, каждый описывает по-разному - скрежет, вой, рев. Как бы то ни было, в сочетании с последующими взрывами, во время которых на несколько секунд на площади в несколько гектаров земля вперемешку с кусками строений, техники, людей взлетала на воздух, это давало сильнейший психологический эффект. Когда солдаты занимали вражеские позиции, то их не встречали огнем не потому, что все были убиты - просто ракетный обстрел сводил с ума выживших.

Ведущий 4. Вот строки из воспоминаний немецкого солдата. «Сегодня в 8 ч. утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий, минометов и «катюш». Я никогда в жизни не испытывал такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение».

Ведущий 5. После войны «катюши» стали устанавливать на постаменты - боевые машины превратились в памятники. История нашей реактивной артиллерии тесно сплетена с именами Циолковского, Королева, Глушко. Но главным конструктором легендарной Катюши считается Андрей Костиков, человек, имя которого навеки вписано е историю Великой Отечественной Войны.

4.  Штурмовики, «небесные тихоходы»,истребители.

Ведущий 1. Наша группа подготовила сообщение об оружии авиации.

Штурмовик Ил-2. «Самолет-солдат», «летающий танк» - так с гордостью называли советские воины штурмовик Ил-2. Сергей Владимирович Ильюшин разрабатывал его с середины 30-х гг. В 1940 г. одноместный самолет был запущен в серийное производство, но к началу войны этих штурмовиков в нашей авиации было мало. Из-за усиленного бронирования корпуса скорость Ил-2 не превышала 415 км/ч, и немецкие истребители легко его догоняли. А стрелка, который бы сидел сзади и отбивал их атаки, не было. Эту ошибку быстро исправили: в 1942 г. появился двухместный Ил-2М с двумя пушками и тремя пулеметами. Штурмовик мог нести также 600 кг бомб и 8 реактивных снарядов. Такого самолета не было ни у одной армии мира. В 1943 г. у на фронт поступили еще более мощные машины - Ил-1 ОМ. Они летали со скоростью 550 км/ч и были вооружены 5 пушками. Для того времени это было супероружие.

Ведущий 2. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «SchwarzTod» - «черная смерть». Одним залпом Ил-2 мог уничтожить несколько вражеских танков: малогабаритные противотанковые бомбы (они весили всего 1,5 кг и в бомбоотсеках «ила» их помещалось 192) пробивали броню толщиной в 70 мм. Сброшенные за один заход с высоты 75-100 м, эти «малышки» уничтожали все объекты на площади 15x70 м - половина футбольного поля! Когда в небе появлялась «черная смерть», экипажи фашистских танков выскакивали из машин и разбегались. Всего за годы войны было выпущено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.

Ведущий 3. Среди военных профессий Великой Отечественной профессия летчика-штурмовика была одной из самых опасных и страшных. Им приходилось работать в самых сложных условиях - над полем боя, на небольшой высоте, где самолет можно сбить даже из винтовки. О том, насколько опасной была эта профессия, можно судить хотя бы следующему факту - в начале войны звание Героя Советского Союза присваивали всего за 30 боевых вылетов. Потом, после 1943 г. этот ценз подняли до 80 полетов. Как правило, в штурмовых авиационных полках, которые начали воевать в 1941 г., к концу войны не оставалось ни одного ветерана - их состав полностью менялся.

Ведущий 4. Дело в том, что в Ил-2 был без преувеличения «летающим танком». Все жизненно важные органы самолета - мотор, система охлаждения, кабина экипажа и топливные баки были укрыты в бронированной «ванне», сделанной из специальной авиационной брони. Эта броня оказалась настолько прочной, что поначалу, пока не были разработаны сверла с алмазным напылением, технологические отверстия в ней приходилось отливать -высверлить их после закалки было невозможно. Это сделало Ил-2 весьма живучим - часто самолеты возвращались на аэродром с огромными дырами в плоскостях, зачастую - без половины хвостового оперения, но с живым экипажем. Многие пилоты погибали не в результате боевых действий - они разбивались из-за того, что летали на слишком малой высоте при плохих погодных условиях. Они, работая на сверхмалых высотах, могли с большей эффективностью уничтожать цели. Известен случай, когда всего два штурмовика уничтожили во время внезапного налета на железнодорожную станцию три немецких эшелона - с топливом, боеприпасами и техникой.

Ведущий 5. Истребитель ЯК-3. В 1943 г. на Восточном фронте появился немецкий истребитель-бомбардировщик «фокке-Вульф-190» (FW-190). Это была очень серьезная машина, одна из лучших в той войне: скорость - 660 км/ч, потолок - 10 500 м, 4 пушки, 2 пулемета. Фашисты надеялись, что «фокке-вульф» поможет им вернуть то превосходство в воздухе, которое они имели в начале войны.

Но уже очень скоро немецкому командованию пришлось разослать своим летчикам приказ: при встрече с новым советским истребителем конструкции Яковлева от боя уклоняться! Самолет, которого так опасались фашисты, - это Як-3, поступивший в наши летные полки весной 1944 г. По скорости и высоте полета он не уступал немецким машинам, но был легче их и в маневренном бою переигрывал вчистую. Когда на территории Советского Союза сформировали французскую эскадрилью «Нормандия», летчиков спросили, на каких истребителях они хотели бы воевать. Опытные пилоты в один голос ответили: «На Як-3!» К маю 1945 г. летчики «Нормандии» сбили почти 300 немецких самолетов, а после Победы вернулись на своих «яках» в освобожденный Париж.

Ведущий 6. Истребитель Л а-5. Лучшим летчиком-истребителем в авиации стран-союзниц, воевавших с фашистской Германией, был трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. На фронт он попал в марте 1943 г. и до мая 1945 г. совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и сбил 62 самолета противника, в т. ч. один реактивный Ме-262. Летал наш ас на истребителе Ла-5 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. В 1940 г. Лавочкин совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым сконструировал истребитель ЛаГГ-3, очень пригодившийся    впервые годы войны. Но эта машина оказалась довольно тяжелой и сложной в управлении. Новый истребитель Ла-5 был создан на основе ЛаГГа, но получился гораздо лучше. Он был легкоуправляемым, развивал скорость до 634 км/ч (у ЛаГГа - 605), мог подняться на высоту 10 750 м (ЛаГГ - на 9600), имел дальность полета 930 км, был вооружен двумя пушками и мог нести до 100 кг бомб. Западные специалисты сравнили самолеты всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, и назвали Ла-5 лучшим фронтовым истребителем. А в специальной инструкции для германских авиачастей отмечалось, что Ла-5 -очень опасный противник, превосходящий в маневренном бою лучшие немецкие истребители «Мессершмитт-109» и «фокке-Вульф-190».

Ведущий 7. «Небесный тихоход» - так называли самолет По-2. Этот самолет был предназначен совсем не для войны. Конструктор Поликарпов создал его в 1928г. На легкой двухместной машине могли тренироваться курсанты летных училищ. До 1944 г. самолет так и назывался: У-2 - «Учебный двухместный». По-2 мог быть санитарным, сельскохозяйственным, почтовым, спортивным самолетом. А в годы войны он стал ночным бомбардировщиком. Скорость у По-2 небольшая - всего 150 км/ч, и неожиданно именно это оказалось его достоинством. Вертолетов тогда не было, и По-2 делал то, что способны делать они. Незаметно, на малой высоте, иногда даже с выключенным мотором, он «подкрадывался» к вражеским позициям и с точностью, недоступной даже самым лучшим бомбардировщикам, сбрасывал бомбы - до 300 кг.

Ведущий 8. Немцы называли По-2 «русс-фанер» (его делали из дерева) и очень боялись. Сбить «небесный тихоход» было трудно: Из-за разницы скоростей истребители проскакивали мимо. А зенитчики привыкли стрелять по самолетам, которые летают высоко, и в неожиданно появляющийся По-2 просто не успевали прицелиться. Наши солдаты придумали для этого самолета ласковое прозвище «кукурузник» - он летал над самой землей, не выше кукурузы. В годы войны По-2 использовали для выполнения различных боевых задач. Он служил не только легким ночным бомбардировщиком, но и разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В летных  училищах подготовку на По-2 прошли почти 100 тысяч курсантов. Всего самолетов По-2 различных вариантов было выпущено 40 тысяч.

III.        Форум «Вторая мировая или Великая Отечественная? »

учитель. Мы послушали рассказы о том оружии, которое помогло нашему народу завоевать Победу в Великой Отечественной войне. В последние годы все чаще стали называть Великую Отечественную Второй мировой. Но те, кто пережил войну, кто воевал, кто трудился в тылу, очень болезненно реагируют на эту замену. Как вы относитесь к такой подмене?

(Дети высказываются.)

Можно ли согласиться с теми, кто заявляет, что СССР победил Гитлера «голыми руками», только числом, а не умением?

(Дети высказываются.)

Россия является одним из лидеров в производстве вооружения. Хорошо ли это или плохо?

(Дети высказываются.)

Как вы относитесь к военным парадам, в которых принимает участие боевая техника?

(Дети высказываются.)

Дети войны - сейчас люди преклонных лет, им часто приходится доказывать, что они тоже имеют отношение к войне. Считаете ли вы, что их правильно приравняли к участникам войны?

Есть ли среди ваших родственников дети войны? Приходилось ли им работать на военных заводах в тылу?

(Дети высказываются.)

IV.        Заключительное слово

Учитель. Оружие Победы - это и танки, и самолеты, и знаменитые «катюши». Создавали это оружие инженеры и ученые. Но воплощали его в металле труженики тыла - а это были, в основном, старики, женщины, дети. Днем и ночью становились они к своим станкам, терпели голод, лишения, жили по принципу: «Все для фронта, все для победы!» И они вносили свой вклад в Победу, каждый день приближали ее, как могли. Именно в этой духовной силе, в единстве народа и заключено- то главное оружие, которое принесло нашей стране Победу. Великая Отечественная война была временем страданий, испытаний, но люди старшего поколения гордятся своей эпохой.

V.        Подведение итогов (рефлексия)

Учитель. Чей рассказ вам запомнился сегодня? Что вам показалось самым удивительным и невероятным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе по "Как не стать жертвой домогательтва и насилия"

В представленной работе рассматриваются вопросы поведения в криминогенной ситуации на улице, способы самозащиты с использованием различных подручных средств....

План - конспект урока в 8 классе по разделу «Попытайся стать успешным человеком».

Цели урока: Познавательный аспект - увеличение объема знаний о православных праздниках.Развивающий аспект  - развитие познавательных и творческих  способностей  учащихся, способности к ...

Урок английского языка в 7 классе по теме "Как стать чемпионом?"

Приведен самоанализ урока английского языка в 7 классе с углубленным изучением английского языка, который проводился в рамках городского семинара учителей английского языка. Сопровождается теоретическ...

Урок английского языка в 7 классе по теме "Как стать чемпионом?"

Приведен самоанализ урока английского языка в 7 классе с углубленным изучением английского языка, который проводился в рамках городского семинара учителей английского языка. Сопровождается теоретическ...

Урок английского языка в 7 классе по теме "Как стать чемпионом?"

Приведен самоанализ урока английского языка в 7 классе с углубленным изучением английского языка, который проводился в рамках городского семинара учителей английского языка. Сопровождается теоретическ...

Технологическая карта урока в 10 классе по теме «Пресса: умение читать, анализировать, дискутировать, представлять резюме статьи»

В современном обществе важнейшими гарантиями его стабильности, эффекивности управления обществом является наличие развитых, демократически организованных средств массовой коммуникации, объективно осве...

План конспект урока обществознания в 8 классе на тему " Как стать личностью"

Обучающиеся знакомятся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказывают влияние природных и социальных условий на формирование личности....