Урок-путешествие в 6 классе "Спаси себя сам"
методическая разработка по обж (6 класс) на тему

Вологжина Елена Валентиновна

Данный урок очень хорошо подойдёт для обобщения знаний по теме: "Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_meropriyatiya_6_kl.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие в 6 классе «Спаси себя сам»

Цели занятия: 1. Последовательно систематизировать первоначальные знания и умения, необходимые человеку для выживания в экстремальной ситуации природного характера.

2. Учить находить решение в экстремальной ситуации, связанной с природными условиями; развивать мыслительные операции, умения анализировать событие, ситуацию, обстановку и давать им оценку.

3. Воспитывать активность, коммуникабельность, умение работать в группе.

Воспитательно-дидактические средства, методы и приемы занятия:

-     игра;

-     беседа;

-     метод проектной деятельности;

-     создание ситуаций успеха;

-    метод упражнений и тренировок;

-     создание воспитывающих ситуаций на занятии;

-     метод обсуждения и анализа.

Формы работы:

-    групповые

-     индивидуальные;

-     парные.    

Оборудование занятия:

На каждом рабочем столе — карта по легенде. Мультимедийное оснащение занятия:  виды костров, список съедобных растений,  и музыкальное сопровождение. Раздаточный материал (брусочки для изготовления костра, репшнур длиной 1,5 м, пластмассовые бутылки — 3 шт.), в качестве стимулирующего фактора для активизации работы учащихся на занятии подобраны карточки с изображениями предметов по теме вопросов и ответов.

 

Ход занятия

На доске написана тема занятия «СПАСИ СЕБЯ САМ», демонстрируется 1-й слайд мультимедиа, на котором изображена карта оз. Байкал, фотографии лодки.

1. Организационный момент.

Доклад дежурного о готовности класса к занятию. Класс делится на 2 группы. Учитель рассаживает учащихся по командам, раздает фломастеры, бумагу, ручки.    

Введение в тему занятия.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по оз. Байкал, цель которого — систематизировать первоначальные знания и умения, необходимые человеку для выживания в экстремальной ситуации природного характера.

Звучит релаксирующая музыка, появляется 1-й слайд мультимедиа.

Учитель. Представьте, мы плывем на корабле, вокруг вода и плещут волны, над нами проплывают облака, мы на Байкале. Вдруг — беда.

Музыка меняется па «штормовую».

Темнеет небо, набегают тучи,

Злой ветер обрывает паруса.

Корабль наш разбит.

И волны несут нас к незнакомым берегам.

Стихии никакой мы не боимся,

Спасти себя мы можем только сами.

Что можем сделать мы? С чего начать?

2.Беседа.

Учащиеся (с места) рассказывают, что они будут делать в заданной ситуации.

В заключение беседы учитель подводит итог и ставит следующую ситуацию.

Ситуация:

Мы все замерзли и до ниточки промокли.

Нам нужно высушить себя и обогреть.

Огонь издревле — символ жизни.

Искусство разводить костер узнаем мы сейчас.

Взгляните на экран — пред вашим взором сейчас предстанут виды костров.

Демонстрация мультимедиа: появляется 3-й, 4-й слайды с типами костров.

Вы самый главный выберите сами.  И покажите мне его потом.

Учитель под музыкальное сопровождение раздает каждой команде заготовленные комплекты брусков для разведения костра и поясняет задание. Звучит музыка — классика.

3.   Практическая часть (задание выполняется учащимися на фоне музыкального сопровождения).

Задание. Вам необходимо выбрать один вид костра и изобразить его при помощи брусков.

 За выполненное задание в качестве стимулирующего фактора вручается карточка — символ с изображением огня.

Задание.

Вот мы и осмотрелись,

Костер зажгли и отогрелись.

Кто окружает нас?

Какие птицы, животные, друзья или враги?

Я расскажу вам о прекрасной флоре:

Она богата травами, цветами и плодами.

Вот вам продукты, из которых должны вы блюда сотворить.

(Демонстрируется 4-й слайд мультимедиа.)

Меню составьте и все в него включите,

Должно быть необычно все и вкусно,

Питательно к тому же.

На фоне музыки учащиеся выполняют задание.

Учащиеся приступают к выполнению. За выполненное задание командам вручается карточка с изображением рыбы — как символ пищи. Учащимся дается время для расположения карточки на карте.

Ситуация:

Поели вкусно все и сытно,

Уж отдохнуть пришла пора.

Давайте вместе поиграем в  игру «Веревочка» — хорошая игра.

Звучит классическая музыка.

Учитель раздает каждой команде по репшнуру длиной 1,5 м и поясняет задание: все учащиеся должны встать в круг и взяться за веревку. По команде учителя ребята должны из круга сделать треугольник, квадрат, овал. Это психологический прием на выявление лидера в каждой команде.

Учитель. И вот в игре наметились вожди.

У нас их двое, два  юных дара,

Посланных судьбой.

И я вручаю каждому родник,

Чтоб они всегда служили людям.

Вручение карточки с изображением родника — символа жизни.

Ситуация:

"Без "03" и ни туды и ни сюды".
Разберём сейчас друзья
Почему же без "03"
И ни туды и ни сюды


Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из лесов несу цветы с собою.
Всё целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны!

Задание: во время шторма вы получили ранения:1 к. – ожог, 2к.- открытая кровоточащая рана. С помощью лекарственных растений окажите другу помощь (учащиеся выбирают карточки с названием лекарственных растений и объясняют, как они будут оказывать ПМП).  Вручение карточки с изображением ромашки.

Ситуация:

Вы многие испробовали средства.

Но люди, терпящие бедствие,

По волнам почту отправляли,

Рисунками сигналы шифровали.

Вы нарисуйте так свои рисунки,

Чтоб понятно было и доступно,

Что помощь вам нужна.

Под музыкальное сопровождение учитель раздает каждой команде по листку бумаги и пластиковой бутылке.

Напоминает, что, когда учащиеся будут изображать свое послание, не забыть указать ориентиры местонахождения (высокие горы, скалистые ущелья, мыс, последние координаты корабля, стороны света). После выполнения задания, учащиеся передают свое послание соседней команде, а та должна расшифровать, придумав 3 предложения — ответа по рисунку.

За выполненное задание командам вручается карточка с изображением палатки — как символ спокойствия и уюта.

Задание.

Вы подготовили записку «SOS».

Помощь близко, не забыли вас друзья.

На горизонте близится спасение.

Как нам сигнал подать. 

Учитель. Вы знаете сигналы международного кода. Вам нужно из подручных средств выложить сигналы ( по 2 каждая команда) и команда соперников должна отгадать этот сигнал. (Звучит музыка). За выполненное задание командам вручается карточка с изображением лодки — как символ спасения.

Учитель обращает внимание ребят на то, как и каким образом, с применением каких предметов каждая команда обжила свой остров, но главное, чтобы остров сохранил добрую память о вас. Каждая команда придумывает название, оно должно быть не фантастическим, а отражать особенности этого уголка природы, ведь путешествие проходит по оз. Байкал — жемчужине Сибири. Учащимся дается время для обдумывания и написания названия на карте. После выполнения задания команды демонстрируют, как они уютно обустроили бивак своего острова.

Учитель. Настало время возвращаться на базу.

Звучит музыка.

V.Подведение итогов.

Выставление оценок в журнал.

Звучит музыка, появляется 1-й слайд мультимедиа.

Учитель. Итак, чему мы сегодня научились?

Учащиеся отвечают с места.

Вывод:

Вы молодцы, все выполнили четко:

Костры зажгли, нашли себе еду,

Зашифровали почту, все успели.

Теперь не попадете вы в беду.

Багаж велик — полученные знанья

Теперь всегда сумеем применить.

Плоты уже готовы.

Остров, до свиданья!

Наш плот плывет домой по чистому Байкалу.

VI. Рефлексия.

Учитель. Ребята, наше путешествие подошло к концу, настроение у меня от путешествия бодрое, веселое, все остались живы и здоровы. А у вас какое? Отметьте символично на карточках ваше настроение.

К доске  прикрепляются карточки на розы ветров, учащимся необходимо вписать свое мнение.

Задание на дом.

Изготовить два макета костров — один, который был представлен на занятии, другой необходимо найти самостоятельно в энциклопедиях, книгах, туристских журналах или придумать новый, свой тип костра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...