Рабочая программа по ОБЖ 7-9 класс ФГОС
методическая разработка по обж (7 класс) на тему

Стрельникова Ирина Николаевна

Данный материал представляет собой рабочую программу  ОБЖ для 7-9 классов по ФГОС, разработанную на основе авторской программы А.Т.Смирнова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 43

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                        решением  педсовета протокол № 1

от  29 августа 2014 года

                                   Председатель педсовета

                                  ______________ Коробкова Е.Б.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    ОБЖ

Уровень образования (класс)         основное общее образование,       7-9   классы

                                

Количество часов  - 102 (1 час в неделю)          

Учитель    Стрельникова Ирина Николаевна

Программа разработана на основе   федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» и авторской программы  «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников,  М.:  «Просвещение», 2011

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.: «Просвещение», 2011.

Рабочая программа по ОБЖ соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и 

общественной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей

семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к

действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность учащихся к нарвственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в

чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного

отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

  1. Общая характеристика курса

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об

их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни

условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного

отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

        Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

        Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

        Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

        Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

        Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

        Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

        Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

        Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

        Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

        Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г № 537);
  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010г № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

  1. Место курса в учебном плане

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой

параллели.

     4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского

общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практике,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и

младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и

необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и

заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать

нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

        Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей

деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,

собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в

учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных

технологий;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального

характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и

при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

        Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости

защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и

защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение

и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,

включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на

основе информации, полученной из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с

учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

5.  Содержание курса

Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоемах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные ситуации для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.

Стратегия государственной антитеррористической политики Российской Федерации до 2020г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошел

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ  жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила ее оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Первая помощь при массовых поражениях

Комплекс простейших мероприятии по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

6. Тематическое планирование:

№ темы

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа по классам

7 кл.

8 кл.

9 кл.

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

28

28

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

16

16

1.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

3

2.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

3

3

3.

Чрезвычайные ситуации метеорологического  происхождения

2

2

4.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

5

5

5.

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

3

3

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

8

2.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения

3

3

3.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического  происхождения

1

1

4.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения

3

3

5.

Защита населения от природных пожаров

1

1

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму

4

4

6.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

4

4

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

6

Раздел IV. Основы здорового образа жизни

3

3

7.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

3

РазделIV. Основы медицинских знаний и оказание первой  помощи

4

3

8.

Первая помощь при неотложных состояниях

4

3

Итого:

35

34

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

23

23

Раздел I. Основы комплексной безопасности

16

16

1.

Пожарная безопасность

3

3

2.

Безопасность на дорогах

3

3

3.

Безопасность на водоемах

3

3

4.

Экология и безопасность

2

2

5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

5

5

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

7

6.

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

4

4

7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

3

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

11

Раздел IV. Основы здорового образа жизни

8

8

8.

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

8

Раздел V. Основы  медицинских  знаний и оказание первой помощи

4

3

9.

Первая  помощь при неотложных состояниях

4

3

Итого:

35

34

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

24

Раздел I. Основы комплексной безопасности

8

8

1.

Национальная безопасность в России в современном мире

4

4

2.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России

4

4

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

7

3.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

3

4.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4

4

Раздел III. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

9

9

5.

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия

2

2

6.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

3

3

7.

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации

2

2

8.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

2

2

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

10

Раздел IV. Основы здорового образа жизни

9

9

9.

Здоровье – условие благополучия человека

3

3

10.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

3

11.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

3

РазделIV. Основы медицинских знаний и оказание первой  помощи

2

1

12.

Оказание первой  помощи

2

1

Итого:

35

34

7. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Государственные стандарты второго поколения.
  2. Рабочие программы. ФГОС. ОБЖ: 5-9 классы, М., «Просвещение», 2011 год. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.
  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2014
  5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2014
  6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 кл.: поурочные разработки /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова.  – М.: Просвещение, 2014
  7. А.Т.Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: планируемые результаты, система заданий /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  1. Планируемые результаты изучения курса ОБЖ

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных,  в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действийи опорным учебным материалом.

        В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в

повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в

природных условиях;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и

государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их

последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;
  • основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении

чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в

практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и

социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры учителей

ОБЖ, физвоспитания, труда

от 27.08.2014  № 1

______________     Губенко И.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

                  __________  Стрельникова И.Н.

 28.08.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа к уч. Виленкина 5 классФГОС

рабочая программа к уч. Виленкина 5 класс ФГОС, 210 часов....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по географии 9 классФГОС Дронов

Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС Дронов...

Рабочая программа по немецкому языку 7 классФГОС

Рабочая программа по немецкому языку в 7 классе по учебнику И,Л, Бим,Л.В. Садомова,составленная по новым требованиям ФГОС ООО.Она  включает 3 пункта: планируемые результаты освоения учебног...

рабочая программа по музыке 7 классФГОС

рабочая программа по музыке 7 классФГОС...

Рабочая программа по географии 9 классФГОС

Рабочая программа по географии 9класс ФГОС Дронов...

Рабочая программа по информатике 7 классФГОС Н. Д. Угринович

Рабочая программа составлена на основе ФГОСС ОО с учетом федеральных и учебных программ по учебным предметам (программы для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ...