Курс предпрофильной подготовки «Спасатель»
рабочая программа по обж (9 класс) на тему

Курс предпрофильной подготовки «Спасатель» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, ориентированных на получение на базе среднего (полного) образования специальностей экстремальных профессий.  Содержание программы отражает основные виды деятельности, составляющие основу труда спасателя, пожарного. Учащиеся познакомятся с опытом наиболее успешных представителей данной сферы профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_spasatel.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 25 городского округа Тольятти

                                                           

                                                            Утверждаю:        

Директор школы:______     Решетова В.Г

                                                 

Программа

курса предпрофильной подготовки                                            

«Спасатель»

                                                                               

                                                                         Автор:        Киселёва Татьяна Владимировна,

                                                                                          преподаватель ОБЖ 1 категории

                                                                                     МОУ средней школы №25 г.о.Тольятти

                                                                                               

Тольятти- 2011

Пояснительная записка

Основной целью курсов по выбору является помощь в процессе самоопределения учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности после получения среднего профессионального образования.

Пред профильная подготовка позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и осознанность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Программа предназначена для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях.

Программа данного курса по выбору имеет профориентационную направленность и знакомит учащихся с основными видами деятельности: управление, человек – человек, Человек – окружающая среда.

Современный рынок труда характеризуется расширением сфер профессиональной деятельности, которое влечёт за собой ежегодное появление свыше 500 новых профессий и специальностей. Именно таковой является профессия спасатель.

 Данная программа позволяет:

                   - дать учащимся общее представление о профессиях, связанных с экстремальными   ситуациями,

                    - сформировать представление о действиях в разных ситуациях чрезвычайного   характера на основе опыта переживания модельных (игровых) ситуаций,

                     - Помочь учащимся в самооценке пригодности к различным экстремальным профессиям через выполнение упражнений, требующих соответственных навыков.

Данная программа предполагает работу преподавателя с учащимися в группе с количеством 20 человек. Программа рассчитана на 12 академических часов, из них 7 практических занятий.

Цель курса:

формирование целостных представлений о социальной значимости и основных направлениях деятельности экстремальных профессий,

 знакомство с экстремальными профессиями и их классификацией;

знакомство с особенностями медицины катастроф, обучение основным приёмам оказания первой медицинской помощи;

знакомство учащихся с алгоритмом составления формулы будущей профессии.

Задачами курса являются:

  • предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к экстремальным профессиям;
  • расширить знания учащихся о мире экстремальных профессий, требованиях профессии к личности и путях профессиональной подготовки;
  • познакомить учащихся с основными сферами деятельности спасателя, пожарного;
  • дать информацию о возможностях трудоустройства выпускника и продолжения обучения в   ВУЗе;
  • продемонстрировать и дать возможность учащимся выполнить в ходе практического занятия некоторые профессиональные умения по оказанию первой медицинской помощи.

В содержание курса включены следующие виды знаний:

  • социальная значимость и основные направления деятельности экстремальных профессий,
  •  психофизиологические, правовые, этические и нравственные нормы, предъявляемые к профессии;

В процессе реализации содержания программы используются различные методы и приемы:

  • экскурсия в пожарную часть№157
  • презентация специальностей, по которым ведется обучение;
  • лекция;
  • просмотр учебных видеоматериалов;
  • практическая работа по выполнению специальных заданий
  • использование элементов деловой игры при отработке практических умений. Составление плана действий МЧС (по подразделениям)

В результате обучения, учащиеся будут:

  • знать: 

- социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;

- Экстремальные специальности, по которым ведется обучение на базе среднего (полного) образования;

- специфику труда, условия работы спасателя и востребованность его на рынке труда;

- психофизиологические, правовые, этические и нравственные нормы, предъявляемые к профессии;

- возможности трудоустройства выпускника и продолжения обучения в ВУЗе;

  • понимать:

- важность обоснованного выбора профессии с учетом своих наклонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;

  • уметь:

- выполнять начальные профессиональные умения, касающиеся практической деятельности спасателя;

- применять полученные умения при оказании первой медицинской помощи;

Контроль освоения курса проводится при подведении итогов в форме устного опроса и анкетирования.

Предполагаемые формы контроля и оценки результатов освоения курса.

Устный опрос,

Анкетирование «Мои ожидания от изучаемого курса»,

 «Что мне дал курс «Спасатель»?

 Результаты контроля будут свидетельствовать:

- об уровне знаний, учащихся о специфике профессиональной деятельности спасателя;

- об изменении исходного уровня информированности для самоопределения относительно выбора специальности.

Планируемые результаты реализации программы:

Выполнив учебные цели программы курса, учащиеся

- получат представление об основах профессиональной само презентации, о современных экстремальных профессиях;

- познакомятся с организацией и планированием поисковых мероприятий в различных условиях;

-научатся основным приёмам оказания первой медицинской помощи.

Специфика курса состоит в том, что организация практических занятий, на которых учащиеся занимаются моделированием профессиональной деятельности и отработкой практических действий, предусматривает ограничение количества учащихся в группе не более 20 человек.

Учебно-тематический план

Тема, разделы

Кол-во часов

Формы контроля

всего

В том числе на практическую деятельность

Тема 1. Введение

Экстремальные профессии, их классификация. Необходимость этих профессий в современных условиях. Особенности этих профессии, психологические основы.

МЧС России: структура, организация, сфера деятельности.

Экскурсия в подразделение МЧС.

2

  1. экскурсия

Анкетирование

 «Мои ожидания от изучаемого курса»,

                 Тема 2.Медицина катастроф.

Особенности медицины катастроф. Основные приёмы оказания первой медицинской помощи. Действия подразделения медицины катастроф в условиях наводнения, лесного пожара, катастрофы техногенного характера.

Беседа с врачом травматологом.

2

Практическое занятие

Деловая игра: Оказание первой медицинской помощи

1

                                                                                       Тема 3. Поисковые мероприятия

Организация и планирование поисковых мероприятий в различных условиях. Приёмы ориентирования на местности по карте и без неё.

Деловая игра: Поиск в лесной местности по заданным условиям.

2

1

Деловая игра

   Тема 4.Организация спасательных и поисково-спасательных мероприятий.

Типичные действия в условиях ситуации чрезвычайного характера: пожар, обнаружение взрывного устройства, техногенная катастрофа (на предприятиях, в жилых кварталах, на воде), наводнение, землетрясение. Угроза террористического акта.

2

Поведение людей в ЧС и меры по эвакуации

1

1

Экскурсия в пожарную часть

2

Деловая игра: Составление плана действий МЧС (по подразделениям)

В экстремальной ситуации по заданным условиям

1

1

Деловая игра

Анкетирование

«Что мне дал курс «Спасатель»?

Итого:

12

7

Программа курса

«Спасатель»

Тема 1.

Введение.

Экстремальные профессии, их классификация. Необходимость этих профессий в современных условиях. Особенности этих профессии, психологические основы.

МЧС России: структура, организация, сфера деятельности.

Экскурсия в подразделение МЧС.

Тема 2.

Медицина катастроф.

Особенности медицины катастроф. Основные приёмы оказания первой медицинской помощи. Действия подразделения медицины катастроф в условиях наводнения, лесного пожара, катастрофы техногенного характера.

Беседа с врачом травматологом.

Деловая игра: Оказание первой медицинской помощи

Тема 3.

Поисковые мероприятия

Организация и планирование поисковых мероприятий в различных условиях. Приёмы ориентирования на местности по карте и без.

Деловая игра: Поиск в лесной местности по заданным условиям.

Тема 4.

Организация спасательных и поисково-спасательных мероприятий.

Типичные действия в условиях ситуации чрезвычайного характера: пожар, обнаружение взрывного устройства, техногенная катастрофа (на предприятиях, в жилых кварталах, на воде), наводнение, землетрясение. Угроза террористического акта.

Информационное обеспечение

  • Перечень видеоматериалов:

- презентация по теме курса

- презентация ЧС в Тольятти;

- видеофильм «Профессия – опасна и трудна»

- видеофильм «Спасатели».

- видеофильм «Закрытые повреждения. Кровотечения. Первая помощь»;

  • Перечень необходимого оборудования и инструментария:

- транспортные лестничные шины;

- резиновые кровоостанавливающие жгуты;

- перевязочный материал (бинты);

- компас;

-Форма одежды спасателя,

-карта местности.

Список литературы для преподавателя:

                       1. Бубнов В. Г., Бубнова Н. В.

                        Атлас добровольного спасателя. Первая медицинская помощь на месте   происшествия. Учебное пособие

2.Буянов В.М. Первая медицинская помощь Учебное пособие. М.: «Медицина», 2000 г.-102-110 с

3.Вандышев А.Р. Медицина катастроф. М Учебное пособие. Феникс, Ростов-на-Дону, 2002г

                  4. Гофштейн А. И.                     Спутник спасателя. Том 1. Начальная подготовка

                   5 .. Неклюдов   А. Н                 Спасатель    Цифровая аудиокнига (2009)

                    Интернет-ресурсы:

                 http://ru.wikipedia.org/wiki/,

                  http://samturspas.ru/node/,

                 http://www.jobsmarket.ru/,

                 http://extremum.spb.ru,

                  http://www.stm.ru.

Информация об авторе программы:

Название программы

Программа курса пред профильной подготовки «Спасатель»

Фамилия

Киселёва

Имя

Татьяна

Отчество

Владимировна

Место работы

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 25                                                                                                                                                                          

Должность

Преподаватель ОБЖ 1 категории

Контактный телефон

Раб.40-50-90; дом.40-45-59

E-mail

TatKicel@mail.ru

Аннотация

Наименование программы:          «Спасатель»

Автор программы:         Киселёва Татьяна Владимировна

Наименование учреждения        МОУ средняя школа №25 г.о. Тольятти

Курс предпрофильной подготовки «Спасатель» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, ориентированных на получение на базе среднего (полного) образования специальностей экстремальных профессий.  Содержание программы отражает основные виды деятельности, составляющие основу труда спасателя, пожарного. Учащиеся познакомятся с опытом наиболее успешных представителей данной сферы профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»

Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является  межпредметным  и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии

Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...