«Пути развития гражданско-патриотического воспитания.
статья по обж на тему

РЫЧКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Выступление, доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме:  «Пути развития гражданско-патриотического воспитания.

В настоящее время в нашем городе, как и в России в целом наблюдается кризис идентичности: болезненное, противоречие расставание с  прошлыми нормативами и ценностями; трудное и долгое восприятие новых, не совсем чуждых, но и не совсем близких нашей ментальности.

Прежние установки  потеряли практическое значение, новые слишком непривычны; нет даже навыков приспособления к ним. Отсутствие четко определенной обществом национальной идеи; целостных ориентиров в духовно-нравственной, экономической, политической сферах не позволяет задать устойчивый вектор развития государства. Совершенно очевидно что этот вопрос национальной безопасности. Затягивание его решения грозит губительными для страны последствиями. Войны 21 века ведутся не только боевыми действиями, но и информационными методами. Современная Россия – поле как раз для таких сражений.

Когда общество в целом и личность в частности теряет ценностные ориентиры, образуется вакуум, который быстро заполняется технологиями разрушения национального самосознания. К числу их относятся прежде всего: либерально – рыночная доктрина; «массовая культура» с культом насилия, эгоизма, секса, антителектуализма; система давления на общественное мнение; внедрение деструдуктивных  религиозных сект и учений т.д.  Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма  личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то ответной реакцией незащищенной личности становится агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т.п.

В современной ситуации развитие России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание подрастающего поколения, в духе патриотизма ,любви к Отечеству.  

Без подъема гражданского самосознания патриотического потенциала России не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. В реализации гражданского и патриотического воспитания новые концептуальные подходы, прежде всего сознание того, что формирования патриотизма не может занимать второстепенное место.   Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди ,которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.  В работе нашей школы одной из главных задач является: Формирование патриотических ценностей в культуре, экономической, социально-политической, духовной жизни.

Пробуждение у учащихся сознания гордости, стремления  использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении  великой державы;  

Формирование позитивного  отношения к вооруженным силам  Отечества,  готовности к защите Родины;

Расширение  возможностей формирования  личности  гражданина-патриота,  стимулирование ответственности у учащихся за все происходящее,  в том числе и за смысл собственного  существования.

        .

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.          

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Чтобы выполнить поставленные  перед  учащимися  задачи  для этого  в  школе  разработана  программа гражданско-патриотического воспитания,  которая предусматривает формирования патриотизма  на  различных возрастных  этапах становления личности:

Младшие (1-4класс), младший подростковый возраст(5-7классы),средний подростковый возраст(8-9классы), старший подростковый возраст(10-11классы). Я нибуду останавливаться подробно так как каждый из присутствующих имеет представление о чем идет реч.

Я остановлюсь на формировании патриотизма через различные аспекты деятельности школы.

  1. Направление.       Система работы по  гражданско-патриотическому воспитанию в школе.

а)     Изучение исторического и культурного прошлого Родины на уроках

                                                      ОБЖ

б)    Организация и проведение традиционных школьных праздников,

                                                       празднование знаменательных дат.                                                

        в)    Проведение военно-спортивных соревнований.

         г)    Работа клуба  «Патриот».

         д)    Организация работы с призывниками.

2.   Направление.       Система работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках ОБЖ.

                                                 Эмоциональный компонент уроков ОБЖ должен быть направлен на формирование системы целостной ориентации и отношений человека к себе самому, другим людям, природному окружению как совокупности духовных и материальных ценностей.

         3.   Направление.    Система  по  профориентации.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.  Ознакомление с          профессиями военного,  профессиями связанными с противопожарной службой, службой безопасности.

         4.   Направление.     Система работы по формированию здорового образа жизни:

    Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Какие же пути развития в школе?  Нет необходимости останавливаться на положении плане гражданско – патриотического воспитания они имеются в каждой школе, а вот пути реализации у каждой школы конечно разные в силу своей специфики коллектива. Кто – то в работе опирается на творческие коллективы, кто – то на другие объединения и это наверно правильно.

Главное чтобы эта работа проводилась и от реализации задуманного был положительный результат. Я же хотел бы остановиться на 1 направлении, так как если проводить анализ всех это займет много времени.

Как я уже упоминал опорой гражданско – патриотического воспитания в нашей школе и оно значимое и главное является  военно – спортивный клуб «Патриот».

Главной задачей клуба было чтобы он не только числился формально но и был действенным звеном, опорой всех проводимых в школе мероприятий, занятия проводимые в клубе были интересные и выполняли воспитательные, оздоровительные, развивающие задачи.  На сегодня занятия в клубе пользуются большой популярностью. Учащиеся  на занятиях получают навыки по строевой подготовке, огневой подготовке, ориентированию на местности по компасу, физическую подготовки главный акцент конечно на развитие общей выносливости. Уместно кратко рассказать о истории создания клуба. Датой создания клуба «Патриот» является 2008 год.   Главной целью было:  1.  Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. Приведу пример; Очень большой популярностью пользуется акция «История русского оружия» в младших классах.    Члены клуба

обязательно одеваются в военную форму берут макеты АКМ и рассказывают о истории создания АКМ конечно дают потрогать, разобрать, собрать АКМ.

При проведении разных мероприятий например «Смотр песни и строя» в 5 – 7 классах  также организуем показательные выступления по строевой подготовке, рукопашному бою, паркуру и надо отметить что такие выступления оказывают действенное влияние на школьников.

Но без игр и соревнований вся агитация пропаганда сведется на нет. Поэтому участвую во всех соревнованиях проводимых в городе; это ВСИ «Зарница», «Орленок», Спартакиада призывной и допризывной молодежи в вышеперечисленных соревнованиях 5 школа в этом году занимает 1 место.

Если рассматривать количество мероприятий, отчетов по этому вопросу,

Возникает впечатление о благополучии в вопросах гражданско – патриотического воспитания, но это далеко не так. В конце учебного года провел анкетирование среди  11 классов  результаты:

Не желают служить в армии – 65%

Не имеют представления об экономических,

Геополитических, иных национальных интересах

России – 70%.

Пассивны по отношению к процессам, происходящим в стране

           64%.

Личные интересы ставят выше общественных – 28%

Готовы пожертвовать своими интересами – 24%.

Вот итог наших усилий к 11классу. Где пути реализации программ по гражданско – патриотическому воспитанию. Думаю один очень мало уделяем времени и мероприятий младшим школьникам где закладывается основа гражданственности и патриотизма.

 Рычков Н.А. МАОУ «Средняя школа № 5»

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученические исследования по краеведению как один из путей гражданско-патриотического воспитания

   Гражданско-патриотическое воспитание связано с необходимостью научить ребёнка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина ес...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Работа по модели развития гражданско-патриотического воспитания учащихся «Дорога в жизнь»

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются именно в школьные годы...

Мониторинг развития гражданско-патриотических качеств обучающихся

Результаты педагогического мониторинга развития гражданско-патриотических качеств обучающихся...