здоровьсберегающие технологии
методическая разработка по обж (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

 Андреев Геннадий Евгеньевич

здоровьесберегающие технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках ОБЖ.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым».

                                Жан Жак Руссо        

Кадр 2.  Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Кадр 3.  Согласно классификации здоровьесберегающих технологий по Н.К. Смирнову, на уроках ОБЖ реализуются технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Кадр 4.  Безопасность является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано, с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях.

Кадр 5.  В России проблема безопасности стоит чрезвычайно актуально также и в связи с особенностями развития страны, проводящей, по сути, революционные преобразования государственной системы. Последнее десятилетие характеризуется такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, существование значительной его части за чертой бедности, непрерывное участие в военных конфликтах, рост преступности, крушение нравственных идеалов, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде и другими.

Кадр 6.  Поэтому вопросы формирования личности безопасного типа выходят на первый план. Эта задача должна стать ключевой при определении стратегии развития системы образования. В ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: личность, родители, государство, общество.

Кадр 7.  Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе.

Кадр 8.  Новые вызовы времени обусловливают необходимость комплексного решения этой важной педагогической проблемы.

Кадр 9.  Итак, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.

Кадр 10.  Принцип безопасности должен занять сегодня место ведущего принципа, поскольку он имеет и методологическое, и прикладное значение:

► с одной стороны (методологическое) - определяет идею, дающую концептуальную основу модели формируемой личности - личности безопасного типа;

► с другой - (прикладное) -  он отвечает за то, чтобы весь учебный процесс был безопасен и не наносил вреда личности.

Как педагог, придерживающийся принципов здоровьесохраняющей педагогики, хочу поделиться опытом применения некоторых приемов и технологий, способствующих укреплению здоровья учащихся.

Кадр 11.  Вся профессиональная деятельность учителя ОБЖ направлена на сохранение жизни и здоровья человека, такова специфика нашего предмета. Мы должны научить жить правильно не только учащихся, но и тех, кто их окружает. Поэтому работу свою веду по трем направлениям:

— работа с учащимися,

— работа с родителями

— работа с коллективом школы.

Эта работа многогранна, и поскольку меня жестко ограничили рамками уроков по ОБЖ и временными рамками, познакомлю только с мизерной частью своей работы.

Кадр 12. 1. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по курсу ОБЖ.

От меня, как от учителя, основной фигуры педагогического процесса, в наибольшей степени зависит,  какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, непосредственно сам процесс обучения.

Главный объект внимания учителя – его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, Кадр 13.  то для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.

Кадр 14. К принципам здоровьесохраняющей педагогики относятся:

●        Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании

●        Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и т.д.  

●        Обеспечение сильной, оперативной и надежной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика; передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку

●        Кадр 15.  Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, наложение правил игры и т.д.)

●        Обеспечение положительного настроя учеников на урок, их психологического погружения в целом в пространство школы на позитивной волне

●        Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности

●        Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без  перегрузки учащихся

●        Кадр 16.  Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся

●        Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими

●        Максимально возможное использование активных методов обучения. Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество

●        Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности

Кадр 17.  Согласно большинству из этих принципов, в тактике работы на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися, им адресованы индивидуальные педагогические приемы и технологии, способствующие улучшению психологической атмосферы, созданию устойчивого положительного эмоционального фона. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки-спектакли, уроки-консультации, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии и уроки-путешествия и др. На своих уроках широко использую возможности видео и компьютерной техники.

Кадр 18.  Очень хороша в деле активизации учебного процесса и снятия эмоционального напряжения презентация. Презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Мною разработаны презентации к урокам по различным темам.

Кадр 19.  При организации учебного процесса считаю, что нужно постараться учесть как можно больше: от обстановки и гигиенических условий до выбора методов, способствующих активизации учащихся на уроке. Систематически и целенаправленно используя достаточно богатый арсенал техник, приемов, методик, рассматриваю весь учебный процесс с позиции «Не навреди здоровью».

Кадр 20.  2. Формирование здорового образа жизни учащихся

 Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа непосредственно осуществляется учителями на уроках  ОБЖ, поскольку один из разделов  этого предмета в каждом классе так и называется - «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Здоровье – главное богатство человека, и здоровье каждого из нас – это проблема каждого из нас. Гражданский долг каждого учителя – привлечение внимания к необходимости и реальной возможности сбережения здоровья в сложных социально-экономических условиях, пропаганда здорового образа жизни, привитие детям элементарных практических навыков оказания первой медицинской помощи.

Кадр 21.  В нашей стране, к сожалению, отсутствует мода на здоровье и очень маленький уровень мотивации на сохранение и укрепление личного здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не чувствует до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. И в первую очередь своим здоровьем человек готов пожертвовать ради красоты.

Кадр 22.  Современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию стойкого противостояния соблазнам, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.

В этом отношении показательно прошло у нас мероприятие «Гимн здоровому образу жизни».

Это мероприятие было задумано как кинолекторий, но переросло в настоящий праздник: ребята не только смотрели поучительные мультфильмы «Если хочешь быть здоров. Смешарики», «Минздрав предупреждает», «Здоровье начинается дома», но и отвечали на вопросы викторины, участвовали в оздоровительных минутках, что важно для преодоления гиподинамии. А в заключение все с удовольствием приняли участие в игре «Да – Нет», в ходе которой ребята выбирали здоровый образ жизни. Мероприятие первоначально предназначался для учащихся 2-4  классов, но оно оказалось интересным и для 5-6 классов.

Кадр 23.  3. Туристические походы.

Как известно, дети с большим удовольствием ходят в походы. Походы позволяют не только активно формировать здоровый образ жизни, но и закрепить, отработать умения по выживанию в условиях автономии в природе, полученные на уроках ОБЖ.

Кадр 24.  4. Воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)

Учитель должен быть внимателен к собственному здоровью, проводить необходимую коррекцию собственного образа жизни, чтобы его слова и призывы, обращенные к школьникам, соответствовали действительности.

Кадр 25.  Если о здоровье учащихся молвят много и пробуют заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно. В этом вина как самого учителя, так и всей государственной системы, многие годы финансирующей образование и здравоохранение по остаточному принципу, превратившей учителя в одну из самых низкооплачиваемых профессиональных групп населения.

Кадр 26.  Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников!»

                  Кадр 27.           «Только полностью здоровый человек

может быть счастливым, а счастье –

величайшая цель в жизни»

       В.А. Сухомлинский

Берегите себя, коллеги и будьте счастливы!

 

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Материал раскрывает цели оздоровительных приёмов на логопедических занятиях....

Использование здоровьсберегающих технологий на уроках биологии

Методическая разработка:«Использование здоровьсберегающих технологий на уроках биологии» с конспектом урока в 6 классе на тему "Корень"...

ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современно...

Здоровьсберегающие технологии на уроках английского языка

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Здоровьсберегающие технологии

Консультация для воспитателей...