Технологическая карта урока ОБЖ в 5 классе "Затопление жилища"
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Вологжина Елена Валентиновна

Технологическая карта урока "затопление жилища" составлена к учебнику ОБЖ 5 класс под редакцией Ю.Л. Воробьёва.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  ОБЖ в 5 классе №9

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока:  Затопление жилища

Цель: ознакомить  учащихся  с причинами затопления жилища и их последствиями.

  • развивать умения наблюдать, правильно понимать, анализировать и истолковывать признаки разрушения жилища, прогнозировать последствия
  • воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по недопущению затопления жилища
  • воспитывать осторожность, чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Смогут понять опасные негативные, разрушительные последствия затопления жилища

-  усвоят правила поведения в случаях аварий в жилище и методы их предотвращения

- научатся алгоритму действий при затоплении жилища

Регулятивные УУД:

примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

смогут найти информацию в тексте смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные УУД:

примут участие в определении темы и цели урока.

 Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Ресурсы урока:  учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-х классов под редакцией Ю.Л. Воробьёва- М.: Просвещение, 2013

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

Этап урока (+ время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап. Орг. Момент

 (1 мин.)

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке. Прозвенел сейчас звонок.

                                        Прокричим: «Ура! Урок!»

                                        Наш урок по ОБЖ

                                        Начинается уже.

2 этап.

 Актуализация знаний

 (5-6 мин.)

 Решение ситуации:

Подойдя к двери и вставив ключ в замок, Ленька услышал за ней какое-то непонятное бульканье. Прислушался. Булькает. Открыл дверь, бульканье слышалось громче, в нос ударил противный запах. «Неужели опять лопнула труба отопления и из нее так громко хлещет вода? Только почему такая вонючая? - мысленно рассуждал Ленька. Звуки шли издалека. - В кухне что ли?»

Ленька заторопился. Швырнул на пол портфель с книгами. Щелкнул выключателем. Свет не зажегся. Щелкнул еще раз. Опять не зажегся.

«Фу, черт! - вслух выругался Ленька. - Еще и электропробки забарахлили, все сразу!» Стал впотьмах пробираться на кухню - посмотреть, что там. На кухне бульканье и запах были совершенно явственны.

«Неужели газ? Да нет, - отогнал тут же эту догадку Ленька, - явно булькает вода.

Чиркнул спичку. Мгновенно вспыхнуло пламя, мгновенно и везде сразу: оно было не только на плите и на столе, а даже на стенах и по толке! Кинулся в ванную, ощупью схватил ведро, открыл кран. Когда ведро наполнилось водой, огонь уже хозяйничал и в коридоре - путь на кухню был отрезан. В коридоре, напротив ванной комнаты, было окно, выходившее на крышу соседнего дома. «Надо спасаться через это окно, - решил Ленька, выбить его и...»

В этот момент в прихожей зазвонил телефон. «Господи! Да как же это я про него забыл?» Но огонь и туда не позволял пройти. Плюхнул воду из ведра: шипение, пар.

Но вот пар рассеялся, в это мгновение сквозь притухшее пламя Леня различил проход в прихожую к телефону, а там и дверь на лестницу. Бросился туда. Споткнулся, упал, быстро вскочил, и вот он у телефона. В трубке протяжно гудело, но в дыму и отблесках огня цифры на диске было не различить. С трудом сообразил, где находится ноль и единица. Набрал «01» и тут же заорал:

-Горит кухня!.. Все горит!.. Спокойный голос в трубке переспросил:

  • Где горит? Улица! Номер дома? Квартира?

Когда бросил трубку и кинулся к выходу, опять споткнулся. От ноги отлетел портфель. Открыл дверь и выскочил на лестницу. Вырвавшееся следом пламя чуть было не достало его и здесь.

Ошибки, допущенные Ленькой

  1. Попытался включить электричество, воспользовался спичками.
  2. Не защитил органы дыхания.
  3. Не перекрыл газ.
  4. Стал пытаться тушить газ водой.
  5. Неправильные действия при вызове пожарной охраны.

Открывать и выбивать окна при пожаре нельзя. Кислород способствует увеличению пожара.

Фронтальная работа:

«Вызываю огонь на себя» (Вызываю для ответа троих учащихся)

 - Назовите алгоритм ваших действий при запахе газа?

- Чем опасен газ?

- Чего нельзя делать при утечке газа.

 

слушают  и отвечают на вопросы: На доске написаны задания :

1.Прослушать рассказ

2. Можно ли было избежать пожара?

3. Какие ошибки в своих действиях допустил Ленька

Трое учащихся отвечают у доски, остальные слушают и дополняют.

-Вспомните, какие опасные ситуации могут произойти в жилище?

Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:

 -Дождь польёт, трубу прорвёт

Закипит пучина вод
Все затопит, все зальет
И квартиры и дома

Превратятся в острова
Поплывут меж них людские
Вещи, бочки и дрова.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Итак, записываем в тетрадь тему урока: «Затопление жилища»

 Отвечают

Высказывают свои предположения и пытаются сформулировать тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

3 этап.

Целеполагание

и планирование

(2-3 мин.)

Ребята, подумайте и скажите, какая цель нашего урока?

Цель урока: научиться алгоритму действий при затоплении жилища

Высказывают свои предположения и формулируют цель урока.

4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(20 мин.)

«Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка. Полагаясь на это, мы иногда пренебрегаем правилами безопасности,  и в результате становимся виновниками возникновения опасной ситуации. Давайте подумаем, какие наши действия могут привести к возникновению ОС?

Как вы думаете, в результате чего может произойти затопление квартиры?

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопрос учителя

Отвечают на вопрос

Физкультминутка «Давайте разомнёмся

Для изучения темы урока, давайте рассмотрим, каким способом, в наши квартиры, вода подается и сливается.

Исходя из этого,  подумайте, в первую очередь, где же именно в нашей квартире возможно затопление.

 Места протечек: на кухне, в ванной, в комнате, на чердаке, в подвале.

Причины затопления  жилища: Ребята, помните, что затопление квартиры может быть причиной других бед. Как выдумаете каких?

В результате затопления может быть пожар( от попадания воды на электропроводку может случиться замыкание): разрушение ( в результате повреждения системы газоснабжения может произойти взрыв)

Как же следует поступать в случаях затопления жилища?

  1. Отключи электричество. При сильном затоплении (подтоплении) всего этажа или дома лучше уйти из него, не пользуясь лифтом и взяв с собой необходимые вещи и документы. Залитый «водой дом» может рухнуть.
  2. Постарайся закрыть кран или перекрыть водопровод. Если не можешь это сделать самостоятельно — попроси кого-нибудь из взрослых.
  3. Сообщи о случившемся родителям или соседям, если же их нет дома, то диспетчеру ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК).
  4. Предупреди соседей, проживающих ниже.
  5. Ценные вещи перенеси в шкафы, на сухое место, мебель накрой пленкой, плащами, фанерой.
  6. В местах протечек поставь тазы, банки, кастрюли и ведра.

Чтобы по твоей вине не произошло затопления в квартире, выполняй простые правила. Какие? Прочитайте текст

Встают из-за парт и выполняют разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы

Отвечают на вопросы

Творческая пятиминутка:

Зарисовать алгоритм действий

Читают текст и называют правила на стр.50-51

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(5 мин.)

Вопросы для закрепления знаний:

- Игра — что  нужно предпринять при затоплении?

Отключить — электричество

Перекрыть — кран, запорный вентиль.

Сообщить — соседям, родителям, диспетчеру РЭУ.

Предупредить — соседей снизу.

Перенести — ценные вещи.

Накрыть – мебель.

Поставить — емкость.

Собирать — воду с пола.

При сильном затоплении всего дома - эвакуироваться

Учитель начинает предложение, ученики хором дают ответ

7 этап. Рефлексия и оценивание

(3-5 мин)

Комментирование и выставление оценок.

Какая была цель урока?

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Понравилось или не понравилось сегодня на уроке, что то не поняли, покажите соответствующий смайлик

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод,  какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Показывают свои смайлики

8 этап. Д/задание.

(2 мин)

: § 11, отв. на вопросы  стр. 51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока : Эстетика и экология жилища.

Эргономика отвечает за создание комфортного интерьера, который будет соответствовать особенностям конкретного человека. В этой науке сочетаются знания о психологии, анатомии и другим дисциплинам,...

Технологическая карта урока технологии в 7 классе «Гигиена жилища. Подбор моющих средств для уборки помещения»

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами и содержанием уборки в жилом помещении, бытовыми приборами для уборки и создания микроклимата в помещении; научить школьник...