Методическая разработка раздела образовательной программы "Основы обороны государства"
учебно-методический материал по обж на тему

Тарлыков Александр Николаевич

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                      Медянская средняя школа

                      Пильнинского района, Нижегородской области.

 

 

  Методическая разработка

 

раздела образовательной программы по ОБЖ

          «Основы обороны государства»  

                               в 10 классе.

 

                                                               Автор разработки: А.Н.Тарлыков

                                                             Преподаватель – организатор ОБЖ            

 

 

 

 

 

                                             с. Медяна 2013год  

 

                                                                1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_kategoriyu.docx82.83 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                      Медянская средняя школа

                      Пильнинского района, Нижегородской области.

  Методическая разработка

раздела образовательной программы по ОБЖ

          «Основы обороны государства»  

                               в 10 классе.

                                                               Автор разработки: А.Н.Тарлыков

                                                             Преподаватель – организатор ОБЖ            

                                             с. Медяна 2013год  

                                                                1

                               

   

                                                                                                                                                      2

  1. Пояснительная записка

         

Патриотизм – это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Мы живём в тревожном мире глобализации, когда разные страны ведут борьбу любыми методами за сырьё, энергоносители и рынки сбыта. Цивилизация развивается, появляются новые технологии, и жизнь не становится безопаснее.

      Россия в настоящее время переживает один из сложнейших исторических периодов, когда самой большой опасностью, подстерегающей наше общество, является разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о человеческой жизни. Они живут в виртуальном мире, где жизнь воспринимается как компьютерная игра, где можно «умирать» и «убивать» бесконечно, потому что там даётся «вторая жизнь», но в реальном мире этого не происходит. Служение Родине, патриотизм, к сожалению, утрачивают свой смысл. Люди стремятся жить там, где им выгодно с материальной точки зрения.

   Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам, которые нужно формировать в подрастающем поколении и в привычных формах нравственного поведения, мотивы которого обусловлены силой действия сопутствующих ситуации чувств. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – переживание – осмысление ситуации и мотивов – выбор и принятие решения – стимул – поступок. Смысл воспитания у детей нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Для защитника отечества присутствие нравственных норм является необходимостью, ибо только человек глубоко любящий свою Родину, высоконравственный человек, способен к самопожертвованию ради своего Отечества. На уроках ОБЖ в 10 классе разбираются понятия патриотизма, изучаются дни воинской славы России, боевые традиции Вооружённых Сил.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.                                                                                                    3

   К сожалению, в конце XX века патриотическое воспитание практически сошло на «нет», этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие государственной базовой идеологии, разрушение накопленного опыта и в целом системы.

   На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают учёные исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я.Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего он остаётся невостребованным.  Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.

   Для методической разработки был выбран раздел III «Основы обороны государства» комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией                                                                    

  А.Т.Смирнова. В данной программе учтены требования федеральных государственных  стандартов общего образования.

    Я считаю выбранную тему очень важной и актуальной потому, что Родина – это всё то, что нас окружает, что создавали наши предки, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.                                                                        

   Наша Родина – это и русский язык, объединяющий всех нас в едином доме народов. Родина – это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука   это вся наша российская духовная культура. Понятие Родина включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определённые границы и географические особенности, населяющие её народы, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

   Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны, прежде всего патриот своего государства.                                                                                    4

      Практическая значимость: Материалы, содержащиеся в разработке, могут использоваться в деятельности учителей ОБЖ общеобразовательных школ при изучении раздела «Основы обороны государства», в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, формированию социально – активной жизненной позиции.

                                                               

                                                                                                                                                 5

                                                         

  1. Цели и задачи раздела

Цель:

 --- Формирование личности, беззаветно преданной своему Отечеству. На основании высоких морально – нравственных качеств, способной встать на защиту своей Родины. Личности, для которой патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

--- Описать современные методы, приёмы, подходы, используемые в учебно-воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через урочную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ.

Задачи:

  1. Образовательные:

--- Выявление и закрепление знаний по ранее изученным в разделе темам;

--- Расширение известных знаний по основам воинской службы;

---Формирование будущего воина – защитника;

--- Обоснование задач и принципов патриотического воспитания;

  1.   Развивающие:

--- Развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности, в том числе самостоятельной;

--- Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;

--- Развитие познавательного интереса к изучению тем раздела и составлению презентации к ним;

--- Развитие умения анализировать, планировать личное поведение с учётом реальной ситуации и личных возможностей;

--- Моторики пальцев рук;

--- Развитие внимательности, наблюдательности, волевых качеств личности.

  1.   Воспитательные:

--- Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету;

--- Воспитание стремления быть гражданином своей Родины;

--- Воспитание уважительного отношения к старшему поколению – защитникам Родины;

--- Воспитание нравственных качеств личности;

--- Воспитание уважительного отношения к жизни человека;

--- Формирование умений и навыков самоконтроля;

--- Воспитание коммуникабельности и социальной активности.

                                                                                                                                                          6

                                                                 

     3.Психолого-педагогическое обоснование

   10 класс – это учащиеся 15-16 лет. Старший подростковый возраст. Ребята хотят уже казаться взрослыми, хотя в них ещё переплетаются черты детства и черты юношества. В этом возрасте они максималисты и в то же время ещё дети. Как полувзрослый,  он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребёнок , он ещё ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности.

     В этом возрасте поступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъём, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. Умение серьёзно подходить к обдумыванию своих действий и поступков развить недостаточно. Необходимо сформировать ответственное отношение к своим поступкам, воспитать силу воли, способность сопротивления стрессам.

   В восприятии предмета у подростка большую роль играет первое впечатление. Восприятие его более содержательно, последовательно, планомерно. Мышление в значительной мере носит конкретно-образный характер. Подростки начинают понимать сущность изучаемого предмета и явления, причинно-следственные связи. При усвоении знаний ученик стремится опереться на наглядный материал. Поэтому огромное значение имеет применение на уроках плакатов, учебных кинофильмов, а также практические занятия в военно-патриотическом клубе при освоении программы клуба.

   С возрастом всё большее значение приобретает практическая деятельность. Поэтому программа предполагает  выполнение наблюдений, умозаключений, выводов. Это резко увеличивает привлекательность предмета, способствует развитию самостоятельного мышления и лучшему запоминанию изучаемого материала. Актуальными для изучения становятся вопросы, связанные с местом ученика в этом мире, его роль в развитии своей Родины, её защиты и патриотизма.

   В последнее время слово «патриотизм» вновь обретает своё высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников образования и культуры, учёных, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.                          7

                           4.  Ожидаемые результаты

   Обучающиеся будут знать:

--- Как и где найти нужную информацию по нужной тематике, как с ней работать, как   систематизировать полученные знания;

--- Историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации;

--- Организационную структуру Вооружённых Сил;

--- Функции и основные задачи Вооружённых Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны;

--- Боевые традиции Вооружённых Сил России;

--- Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации;

--- Повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;

--- Обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса;

Обучающиеся будут уметь:

--- Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;

--- Находить, обрабатывать и систематизировать информацию;

--- Создавать мультимедиа презентацию своей работы;

--- Оценивать сложившуюся ситуацию в стране и мире с точки зрения воина-патриота;

--- Активно действовать в соответствии с условиями сложившейся ситуации, личными возможностями и морально-духовными принципами, прогнозировать последствия;

--- Анализировать, планировать личное поведение;

--- Ориентироваться в международной обстановке и ставить перед собой цели.

                                                                                                                                                                  8

                            5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы   образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

   Принципом отбора содержания и организации учебного материала является принцип единства теории и практики, принцип деятельностного подхода к изучению ОБЖ. В центре внимания оказывается не только формирование комплекса знаний, но и формирование у учащихся комплекса практических умений для использования в жизнедеятельности. Для этой цели я пользуюсь различными образовательными технологиями.

   Традиционная классно-урочная (объяснительно-иллюстративная) технология, в основе которой лежат процессы информирования, просвещения школьников, организации действий по алгоритму при формировании общеучебных и специальных умений и навыков.

   Личностно-ориентированные технологии:

  • Технология полного усвоения знаний (Дж.Кэролл, Б.Блум, М.В.Кларин и др.);
  • Технология разноуровневого обучения (по К.К.Платонову);
  • Технология коллективного взаимообучения (А.Г.Равин и др.).                               Предполагают создание педагогических условий, в которых образовательный процесс адресно ориентирован, организуется с учётом индивидуальных и личностных особенностей учащихся, ориентируется на формирование учебной деятельности, повышения самостоятельности учащегося.

    Технология полного усвоения знаний основана на общей установке: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебного процесса, ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие) – «запомнил, воспроизвёл, узнал». Ученик демонстрирует применение полученной информации в проверяющихся условиях и новой ситуации.

   Технологии разноуровневого обучения в качестве теоретического обоснования использует теорию структуры личности, предполагает дифференцированное обучение с целью выполнения заданий по силам и продвижение каждого ученика вперёд. Школьники подразделяются на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на следующих уровнях:

                               --- Минимальный (государственный стандарт);

                               --- Базовый;                                                                                                                    9

                               --- Вариативный (творческий).

   Технология коллективного взаимообучения выступает как вид парной работы учащихся, когда ученик становится то «учителем», то обучающимся.

   Тестовая технология находит широкое применение при контроле знаний, умений и навыков, позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционными контрольными работами, дающие представление о достижениях учащихся на определённом этапе обучения. Поэтому они могут носить тематический характер (проверка изученной темы), промежуточный, итоговый.

   Технология сотрудничества (Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко) основана на особом доверии учителя и учеников друг к другу.

   Имитационная технология обучения (обучающие игры) подразумевает создание обучающих проблемных ситуаций, непосредственное эмоциональное «вживание» в обстановку.

   Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучение базируется на программных продуктах самого широкого назначения: текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций, электронные издания.

   Здоровьесберегающие образовательные технологии (нормированность домашнего задания, эмоциональные разрядки на уроке, вариативность заданий и возможность осуществить  их выбор и т.д.) представляет собой функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение и укрепление их здоровья. Целью ЗСТ должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

   При изучении раздела «Основы обороны государства» я использую следующие формы организации работы на уроке: самостоятельную, фронтальную, индивидуальную, работу в парах, группах, по вариантам. Чаще всего используется сочетание этих форм, так как на разных этапах урока они дают оптимальный результат.

   Используемые методы обучения:

  • Словестные (рассказ, беседаЮ объяснение, устный опрос, сообщения по определённой теме);                                                                                                                 10
  • Наглядные (работа с учебником, демонстрации таблиц и плакатов, презентации, фильмы)
  • Практические (записи в тетрадях, отработка практических навыков).

Выбор приёмов и методов зависит от конкретной темы, уровня обученности учащихся.

   

     

                                                                             

                         

                                                                                                                                                                       11

                                6.Система работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию.

   Патриотическое воспитание через урочную деятельность:

   Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых понятием «патриот». Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках, и, в конечном счёте, оказаться победителем ,как злой стихии, так и врага. Добиваться этого, призвана, в частности, учебная дисциплина ОБЖ в 10-11 классах общеобразовательной школы.   В программе курса ОБЖ в 10 классе предусмотрен раздел «Основы обороны государства», в процессе изучения которого дети знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах:

                     --- Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества;

                     --- Памяти поколений – Дни воинской Славы;

                     --- Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и соединений;

                     --- Государственные символы Российской Федерации;

                     --- Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою.

      На данных уроках учителю помогают видеозаписи телепрограммы «Служу России», учебные диски. Слова и объяснения учителя подкрепляются наглядным изображением, лучше воздействуют на сознание школьников, вызывают эстетическое наслаждение, а следовательно, остаются в памяти и в сердце ребёнка.

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                            12

     Тема «Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества» изучается не только по учебнику. Учителю помогают просмотр патриотических фильмов,, письма бывших школьников из армии. Организуются экскурсии в воинские части области и в военный институт.

      В целях интеграции процесса патриотического воспитания используется технология комбинированных уроков. Широкие возможности содержит в себе объединение тем ОБЖ с историей. Интеграция исторических материалов возможна при изучении тем:

  • История создания ВС РФ;
  • Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитников Отечества;          
  • Памяти поколений – Дни воинской славы.

   Патриотические чувства детей воспитываются на примере подвигов Героев Советского Союза И.Н.Кожедуба, А.И.Покрышкина, Г.К.Жукова, через знакомство с биографией М.И.Кутузова, и других известных людей, прославлявших Россию.

   Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы. Это методы преимущественно обучающего свойства, а также непосредственно воспитательного характера.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.

   Проявления патриотизма самые разные. Патриотизм как чувство может иметь своим результатом социальную активность личности. Патриотизм как сознание может реализовываться в речах, лозунгах, которые, однако, не всегда стимулируют людей к общественно полезной деятельности на благо Отечества. Патриотизм как деятельность наиболее желателен, так как выступает системообразующей силой в деле консолидации общества в кризисные периоды. Именно поэтому мы можем говорить об оптимальном результате тогда, когда патриотизм проявляется в социальной практике через конкретные действия. Для того чтобы стать гражданином, патриотом, не обязательно быть героем, суперменом, достаточно сочувствовать и сопереживать судьбам Отечества, любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Но любовь и преданность без дел мертвы, то есть силу патриотизма можно оценить по делам. И реализовать практическое выполнение помогают военно-патриотические клубы, в рамках программы которых и заключены все практические направления патриотического воспитания.                                        В Медянской школе создан  военно-патриотический клуб «Патриот», в состав которого входят как юноши, так и девушки. На основании программы, устава клуба ведётся учёба и воспитание подрастающего поколения. Клуб участвует в различных соревнованиях, семинарах, экскурсиях в воинские части.

 

                                                                                                                                               13

                                                                                                                                             

                            7.Система деятельности

1.Познавательная деятельность:

   При изучении раздела учащиеся продолжают развивать своё мышление , овладевают понятиями, учатся делать выводы, высказывать суждения, используя следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

2.Преобразующая деятельность:

   Используемые вопросы и ситуационные задачи позволяют применить учащимся знания в области защиты Отечества, используя алгоритм действий или найти свой способ решения проблемы, действуя в изменённой ситуации.

3.Общенаучная деятельность:

   Формы учебной деятельности необходимо отбирать с учётом способностей учащихся. При этом развивается культура навыков общения «учитель-ученик», «ученик-ученик»: диалог, дискуссия, умение слушать, задавать вопросы, умение представить и отстаивать свою точку зрения.

4.Саморегулирующая деятельность:

   Учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели, каждый решает для себя, насколько им усвоен материал, и как ему удалось: «решил сам», «догадался», «помог товарищ или учитель».

                                                                                                                                                          14

                                                                                                                                                                         

                                    8. Контроль и коррекция знаний по теме.

   Контроль и оценка качества подготовки учащихся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функции обучения, воспитания, психологической подготовки.

   В педагогической практике при изучении данной темы я применяю следующие виды контроля:

  • Предварительная проверка – определяет наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся по важнейшим элементам предшествующей темы;
  • Текущая проверка – проводится для выявления качества усвоения материала, как правило, в ходе урока;
  • Контрольная проверка – имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание темы или раздела.

Формы контроля следующие:

  • Вопросы для текущего контроля знаний – часть вопросов задаётся с целью проверки знаний, определений, приёмов, правил, требующих принятия правильного решения, для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов;
  • Тестирование текущее и итоговое – привычный метод обучения, активная и увлекательная форма проверки и самопроверки;
  • Фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль.

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации состояния учебного процесса.

      При изучении темы у учащихся могут возникнуть затруднения при решении ситуационных задач, поэтому по результатам контроля провожу коррекцию знаний, прибегая к помощи наиболее подготовленных учеников. Кроме того можно настроить учащихся на самостоятельную корректировку знаний, используя конспекты и справочные материалы.

                                                                                                                                                                         15

                                            9. Поурочное планирование.

                                      Раздел III «Основы обороны государства».

             Глава 5 «Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего

                                                                  Отечества».

                                                                  Урок № 1.

                                                                 Тема урока:

                 История создания Вооружённых Сил Российской Федерации.      

                                 Организационная структура Вооружённых Сил.                      

                           Тип урока

Урок изучения нового материала.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Будут знать историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации и их организационную структуру, виды ВС, рода войск, историю их создания и предназначение.

Формы организации учебной деятельности.

Объяснение учителя, работа с плакатами, парная работа.

Методы обучения.

Фронтальный, парная работа, презентация.

Формы контроля.

Взаимоконтроль.

Практическая часть.

Тестирование.

Источники информации.

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год.

Домашнее задание.

Подготовить доклад об одном из выдающихся полководцев (флотоводцев) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

                                                                                                                                                      16

                                        РазделIII «Основы обороны государства»

         Глава 5 «Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего

                                                                     Отечества»

                                                                        Урок№2.

 Тема урока: Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Тип урока.

Комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Будут знать функции и основные задачи  современных Вооружённых Сил. Определят их роль в обеспечении национальной безопасности страны.

Формы организации учебной деятельности.

Групповая, фронтальная.

Методы обучения.

Словесный, наглядный (презентация().

Формы контроля.

Самоконтроль, оценка учителя.

Практическая часть.

Фронтальный опрос.

Источники информации.

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год., параграф 5.3

Домашнее задание.

Составить таблицу этапов формирования современных ВС на основе прочитанного материала.

                                       РазделIII  «Основы обороны государства»

       Глава 5. «Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего

                                                                       Отечества»

                                                                        Урок № 3.

                           Тема урока: Другие войска, их состав и предназначение

Тип урока.

Комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся узнают о наличии других войск, их структуре, роде боевой деятельности. Учатся различать рода войск по знакам различия.

Формы организации учебной деятельности.

Фронтальная беседа. Самостоятельная работа.

Методы обучения.

Наглядный (демонстрация слайдов), частично-поисковый.

Формы контроля.

Взаимоконтроль, самопроверка.

Практическая часть.

Определение рода войск по знакам различия.

Источники информации.

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год.,параграф 5.4.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение на одну из тем: «Предназначение внутренних войск МВД», Войска гражданской обороны и их предназначение»

                                        РазделIII «Основы обороны государства»

                            Глава 6 «Боевые традиции Вооружённых Сил России»

                                                                        Урок№1.

 Тема урока: Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Тип урока.

Комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Будут иметь чёткое представление что такое патриотизм и верность воинскому долгу.

Формы организации учебной деятельности.

Объяснение учителя, парная работа.

Методы обучения

Фронтальный, парная работа, презентация.

Формы контроля.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Практическая часть.

Тестирование.

Источники информации

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год, параграф 6.1.

Домашнее задание.        

Подготовить сообщение на тему «Основные качества, присущие российскому воину – защитнику Отечества»

                                        РазделIII «Основы обороны государства»

                            Глава 6 «Боевые традиции Вооружённых Сил России»

                                                                        Урок№2.

                           Тема урока: Памяти поколений – дни воинской славы.

Тип урока.

Интегрированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Будут знать героические страницы истории нашего Отечества, наиболее выдающиеся события, которые вошли в календарь Воинской Славы России.

Формы организации учебной деятельности.

Объяснение учителя, парная работа.

Методы обучения

Фронтальный, использование видеофильма.

Формы контроля.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Практическая часть.

Викторина.

Источники информации

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год, параграф 6.2.

Домашнее задание.        

Подготовить сообщение на тему: «Значение знания истории подвигов российского народа при защите своего Отечества для проведения патриотического воспитания»

                                        РазделIII «Основы обороны государства»

                            Глава 6 «Боевые традиции Вооружённых Сил России»

                                                                        Урок№3.                                                                     Тема урока: Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений .

Тип урока.

Комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Будут знать значение дружбы и войскового товарищества при выполнении воинского долга

Формы организации учебной деятельности.

Объяснение учителя, парная работа.

Методы обучения

Фронтальный, парная работа, использование презентации и видеофильма.

Формы контроля.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Практическая часть.

Тестирование.

Источники информации

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год, параграф 6.3.

Домашнее задание.        

С использованием военно-исторической литературы подготовить сообщение на тему: «Дружба и войсковое товарищество – боевая традиция Российской Армии и Флота» (на примере 2-3 конкретных эпизодов из истории войн).

                                        РазделIII «Основы обороны государства»

                                               Глава 7 «Символы воинской чести»

                                                                        Урок№1.                                                                     Тема урока: Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

Тип урока.

Комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Будут знать основные положения о Боевом Знамени как символе чести, доблести и славы.

Формы организации учебной деятельности.

Объяснение учителя, парная работа.

Методы обучения

Фронтальный, презентация.

Формы контроля.

Взаимоконтроль, тестирование.

Практическая часть.

Тестирование.

Источники информации

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год, параграф 7.1.

Домашнее задание.        

Подготовить сообщение на тему «Место нахождения Боевого Знамени части. Вынос Боевого Знамени к части».

                                        РазделIII «Основы обороны государства»

                                               Глава 7 «Символы воинской чести»

                                                                        Урок№2.                                                                     Тема урока: Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Тип урока.

Комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Понятие ордена. Будут знать почётные награды за воинские отличия.

Формы организации учебной деятельности.

Объяснение учителя, парная работа.

Методы обучения

Фронтальный, парная работа, использование презентации.

Формы контроля.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая часть.

Тестирование.

Источники информации

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год, параграф 7.2

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы к параграфу 7.2.

                                        РазделIII «Основы обороны государства»

                                               Глава 7 «Символы воинской чести»

                                                                        Урок№3.                                                                                                  Тема урока: Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.

Тип урока.

Комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Что такое Ритуал. Будут знать какие ритуалы присутствуют в повседневной жизни воинских подразделений.

Формы организации учебной деятельности.                    

Объяснение учителя, парная работа.

Методы обучения

Фронтальный, парная работа, презентация.

Формы контроля.

Взаимоконтроль.

Практическая часть.

Тестирование.

Источники информации

Учебник ОБЖ 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, Москва «Просвещение» 2009год, параграф 7.3

Домашнее задание.

Сообщение «Каким уставом определены порядок (церемониал) приведения к Военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вручения личного вооружения и военной техники и порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку»

                                                                                           

                                                                                                                                                    21

                             10. Проект урока.

   

                          Этих дней не смолкнет слава!

 

«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь

жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости.

Но кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет.

На том стояла и стоять будет  земля русская».

А.Невский

Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России.

Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живопись, кино).

Средства обучения:  

  1. Наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию- плакаты, стенды, схемы, стенгазеты.
  2. Видеофильмы и DVD- диски по тематике патриотического  обучения (перечень прилагается).
  3. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.
  4. Подборка-выставка художественной, мемуарной и методической литературы по теме урока.
  5. Выставка рефератов учащихся по тематике урока, боевых листков, посвященных защитникам Отечества.

Цель занятия:

  1. Дать учащимся знания о героических страницах истории нашего Отечества; вспомнить наиболее выдающиеся события военной истории, которые вошли в календарь Воинской славы России (Победные дни).
  2. Воспитывать у обучаемых патриотизм, гражданственность, любовь к родному краю, гордость за свою страну, готовность к её защите.

  3.   Развивать у учащихся умение анализировать, оценивать    изучаемый  материал; способствовать формированию уважительного отношения к ветеранам войны и военной службы.

                                                                                                                                                   22

Актуальность темы определяется тем, что ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, самоотверженность, стойкость и героизм – сегодня важнейшее направление в обучении и героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения XXI века.

Методы и приемы преподавания:

  • рассказ в  сочетании с обсуждением, опросом;
  • демонстрация видеофильмов, анимации;
  • выставка работ учащихся  (плакатов, стенгазет, рефератов);  
  • чтение отрывков из произведений классиков.

Проверка знаний ( 2 - 3 минуты ).

Тема предыдущего урока:  Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества.

 Задать вопросы учащимся:  

  1. Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина. (Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
  2. Что такое воинский долг? К чему он обязывает воина ? (Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.

 

  Изучение нового материала ( 30 минут ).

Вопросы темы:

1. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России.

2. Увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской  славы России.

3.  Ростов-на-Дону – город воинской славы.

 Основные моменты:

  • Дни воинской славы России.                                                                      23
  • Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995г.
  • Организация проведения победных дней.
  • Формы и методы увековечения памяти Российских воинов.
  • Отрывки из произведений классиков литературы.
  • Историческая хроника дней воинской славы.
  1. Дни воинской славы России- дни славных побед , сыгравшие решающую роль в истории России.

Вступительная часть.  

 У нашего народа славные боевые традиции. Они должны стать одной из составляющих нашей российской государственности, важным элементом воспитания молодежи. Ибо русское государство складывалось в борьбе с внешней опасностью. С древнейших времен оно вело длительные войны с кочевыми народами, с немецко-шведскими крестоносцами, с польско-шведскими интервентами. И в дальнейшем иноземцы не оставляли в покое Россию.

 Наш народ вынес основную тяжесть разгрома фашистской Германии в годы второй мировой. В испытаниях зарождались и вырабатывались в защитниках Отечества высокий патриотизм и профессионализм, стойкость и выносливость, воспитывались чувства товарищества и взаимовыручки.

Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны, и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Законодатели посчитали, и это справедливо, что дни воинской славы должны охватить все наиболее яркие победы русского оружия начиная с 1242 года - с разгрома воинами князя Александра Невского немецких рыцарей на Чудском озере.

Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» подписан

Президентом РФ 13 марта 1995г. В список праздников вошли 16 из наиболее выдающихся событий военной истории России и Советского Союза.

В Федеральном законе  «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что:

  • во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства,
  • днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны ,и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Рассмотрим  календарь воинской славы России (смотри приложение 1).

(показываются слайды из авторской разработки- электронного приложения к уроку «Дни воинской славы России»; фрагменты кинохроники «Великая Отечественная война 1941 -1945гг»..                                                                              24

Турнир: Дни воинской славы России в литературе , истории и МХК. (смотри приложение 4).  Учащиеся должны показать свои знания о днях воинской славы и героических страницах по литературе, истории России, МХК; увидеть взаимосвязь знаний, полученных в процессе изучения этих учебных предметов.

По литературе учащиеся получают отрывок из стихотворения (рассказа, повести, романа). Они должны узнать автора произведения и историческое событие (день воинской славы России), которому посвящен отрывок.

По истории учащиеся получают крылатое выражение или завет  полководца и должны объяснить: кому оно принадлежит, какому историческому событию или дню воинской славы России соответствует?

По МХК: учащиеся смотрят на слайде картины художников по теме урока и называют событие, изображенное на картине и автора полотна.

  1. Увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской  славы России.

Основными формами увековечения памяти российских воинов,  отличившихся в сражения, являются:

  • Создание и сохранение мемориальных музеев, музеев боевой славы, комнат и уголков боевой славы;
  • Установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов;
  • Организация выставок, посвященных дням воинской славы России, прославленным защитникам Отечества;
  • Сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов.
  • Публикация в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России.
  • Присвоение имен национальных героев ,отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицам и площадям, воинским частям, кораблям и судам.  

Могут осуществляться и другие мероприятия по увековечиванию памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, в том числе связанных с днями воинской славы России.

Какие мероприятия проводятся в нашей школе в дни воинской славы России?                                                                                                                          25

  • Проводятся научно-практические конференции с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны или ветеранов военной службы.
  • Проводятся конкурсы стенных газет, боевых листков, плакатов, посвященных героическим дням и защитникам Отечества.
  • Организуется выставка плакатов – «Уголок боевой славы».
  • В школе проводятся «Уроки мужества» с приглашением ветеранов ВОВ и курсантов Ростовского военного института РВ.
  • Оформлен стенд – календарь «Дни воинской славы России».
  • На уроках ОБЖ в кабинете  в эти дни демонстрируются видеофильмы из кинохроники о ВОВ и другие патриотические фильмы.

  1.  Города воинской славы.
  • Фронтальный опрос уащихся.
  • Вопрос учащимся: в каких произведениях русских и советских писателей очень ярко и образно отображены дни воинской славы России? (см. приложение 3).
  • Вопрос учащимся: какие вы знаете пословицы и поговорки о защите Отечества, воинской славе, героизме? (см. приложение 4).

  4. Заключительная часть урока. Закрепление знаний ( 3- 5 минут ).

    Задать вопросы учащимся:

  1. В каком году и каким актом установлены дни воинской славы России ?
  2. В честь каких основных событий Великой Отечественной войны  1941- 1945 гг. установлены победные дни России?
  3. Какие формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, вы можете назвать?
  4. Какие памятники прославленным полководцам и российским воинам установлены в России.

 Оценка знаний и активности учащихся.   Объявление и информация .

    

Что подготовить к следующему уроку ?

 Выбрать одно из вышеперечисленных заданий:

  1. Опишите одну из побед нашей армии, объявленную днем воинской славы России ( реферат, сообщение или творческая работа с применением компьютерных технологий).                                               26
  2. Подберите пример из художественной или мемуарной литературы, иллюстрирующий один из победных дней, (стихотворение, отрывок, воспоминание…).

 

Итог урока: (военно-исторический компонент).

  1. Ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества  на жертвы, лишения, самоотверженность, стойкость, героизм.
  2. Понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитания чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявившийся в годы суровых испытаний.
  3.  Воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа, его готовности во все времена отстоять свободу и независимость Отечества.

Литература, методические пособия

  1. ОБЖ. Учебник для 10 класса, автор А. Смирнов и др. «Просвещение», 2004-2011гг.
  2. История русской армии. А.А.Керсновский, 4 тома, Москва, «Голос», 1992г.
  3. Верность воинскому долгу, Библиотека журнала «Военные знания», Москва, 1998- 2008г.
  4. Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995г., № 11.
  5. Книга будущих командиров. А.Митяев, Москва, Молодая гвардия, 1974г.
  6. Энциклопедия для детей. История России. Том 5, части 1,2,3 Москва, «Аванта +», 1995- 1997г.
  7. А.В.Суворов . «Наука побеждать». Военное издательство, 1946г.
  8. Бессмертные героев имена. Очерки о воинах, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в сражениях на Дону.  Ростовское издательство , 1978г.
  9. С.Н.Сергев-Ценский. Витязи морей. Исторические очерки, рассказы, новеллы, статьи. Воениздат, 1985г.
  10.  А.С.Пушкин. Стихотворения, поэмы. Москва, 1974г.

                                                                 

 

                                                                                                                               27                                                                            

Видеофильмы, CD-ROM диски:

  1. Видеофильм. Кинохроника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  2. Энциклопедия истории России. 862-1917г. «Интерактивный мир».
  3. Россия на рубеже тысячелетия. Образовательная коллекция.
  4. От Кремля до рейхстага. Познавательная коллекция.

                                    Приложения

Приложение 1.

27 января

День воинской славы России – снятие Ленинградской блокады. Установлен в честь снятия блокады города Ленинграда (1944 год).  Из истории:  Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей ВОВ , шла с 10 июля 1941г. по 9 августа 1944г.  Советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда сковали крупные силы германской армии и всю финскую.  Ленинградцы показали всему миру образцы стойкости, выдержки и патриотизма. Во время блокады погибло около 1млн. жителей, в том числе более  600 тысяч – от голода.

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). Из истории: Сталинградская битва началась 17 июля 1942г. и закончилась 2 февраля 1943г. Это самое крупное сражение  второй мировой войны. В ходе операции были разгромлены 22 дивизии и 160 отдельных частей противника. В плену оказались 91 тысяча человек, в том числе более 2500 офицеров и 24 генерала во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом.  Победа под Сталинградом  ознаменовала коренной перелом в ВОВ и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей второй мировой войны.

23 февраля

День защитников Отечества.                                                       Дата 23 февраля выбрана в честь победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году.                        Из истории:23 февраля 1918г. молодая  абочее-Крестьянская Красная Армия приостановила продвижение немецких войск под Псковом и Нарвой. Этот день в ознаменование выступления российского народа на защиту Отечества отмечается как всенародный праздник. 

18 апреля

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (1242).                         Из истории:  Ледовое побоище – сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242г. между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими рыцарями-крестоносцами, завершившееся полным разгромом захватчиков. Этот одно из выдающихся сражений средневековья. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев и на многие годы обезопасила западные границы Руси. Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.                               

9 мая

День Победы.   Из истории:  1418 дней и ночей советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров и сокрушили их. Народ отстоял свободу и независимость своего Отечества, спас от фашистского порабощения мировую цивилизацию. Именно нашей стране и ее Вооруженным Силам принадлежала решающая роль в победоносном исходе второй мировой войны. 8 мая 1945г. гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала. 9 мая – самый светлый праздник всего российского народа, неувядаемый день нашей немеркнущей воинской славы.

10 июля

День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709г.).           Из истории: 27 июня (8 июля) 1709г. на берегу реки Ворсклы, близ Полтавы, русские полки нанесли сокрушительный удар прославленной шведской армии. Враг потерял более 9 тыс. человек убитыми, 19 тыс. человек пленными, в том числе весь генералитет. Русские потеряли 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Карл 12-й с небольшой охраной бежал в Турцию, его непобедимая слава была развеяна. Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны 1700-1721гг. и поставила Россию в ряд великих европейских держав.

9 августа

День первой в истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714г.). Из истории:  Морское сражение у мыса Гангут – славная страница истории русского флота. Это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Авангард русского галерного флота под командованием Петра1 разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н.Эреншельда и захватил 10 вражеских кораблей. Петр 1 , произведенный в вице-адмиралы, назвал эту победу «второй Полтавой».   

23 августа

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.). Из истории: Курская битва продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943г. По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных.12 июля произошло крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой, которое окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитадель». В сражении с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины.  За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов – участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в ВОВ.

8 сентября

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.). Из истории: Бородинская битва была одной из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тыс. человек и 580 орудий. У Кутузова было более 120 тыс. человек и 620 орудий. Сражение началось 26 августа 1812г. (7 сентября по новому стилю) и окончилось к концу дня.   Вот как оценивал Бородинское сражение Кутузов в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего жизнью за свое Отечество».

11 сентября

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790г.).         Из истории:  В русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра.  11 сентября 1790г эскадра  под командованием Ушакова напала на стоявшую на якоре турецкую эскадру.   Открывая огонь, Ушаков спешил сблизиться с противником.  «Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела – и в картечь!»  - таков был его обычный прием, приводивший врага в замешательство.  В итоге -  7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством.  Потери турок превысили  2тыс. человек,  у русских- 21 человек погиб и 25 было ранено.  Победа у Тендры обеспечила прочное господство русского флота Черном море.  Ф.Ф.Ушакова в России прозвали  «Морской  Суворов».

21 сентября

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380г.). Из истории:  Куликовская битва  русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарским войском под началом Мамая произошло  8 сентября 1380 г. Войско Мамая было полностью разгромлено.   Битва на Куликовом  поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.  Князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской. 

4 ноября

День народного единства. Празднуется в память о дне освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.). Этот праздник в России отмечается c 2005 года.  16 декабря 2004г.  Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России), введя новый праздник  День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов,  продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

7 ноября

День проведения военного парада на Красной площади в Москве в 1941 году.

1 декабря

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).        Из истории :  Синопское морское сражение произошло 18 ноября (1 декабря) 1853 г. между русской и турецкой эскадрами  в Синопской бухте во время Крымской войны (1853- 1856). Это было последнее крупное сражение парусных кораблей и первое, в котором использовались орудия, стрелявшие разрывными снарядами. 30 ноября 1853 г. эскадра адмирала П.С.Нахимова ( 6 линейных кораблей и 2 фрегата) нанесла упреждающий удар по противнику, неожиданно напав на турецкий флот, состоящий из 16 кораблей. Цвет турецкого флота был сожжен, береговые батареи уничтожены. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля. Блестящая победа русского флота лишила турок господства на Черном море, не позволила им высадить войска на побережье Кавказа.

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.).     Из истории:  Битва за Москву в ВОВ началась 30 сентября 1941 г.     Гитлер бросил на захват Москвы самые лучшие дивизии. Во главе обороны Москвы 10 октября 1941 г. был поставлен Г.К.Жуков. В результате героических действий советских войск группа немецких армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне. А в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту, которое завершилось в начале января 1942 г.  Враг был отброшен от стен Москвы на 100- 250 км.  В ходе боев советские войска разгромили 38 немецких дивизий, в том числе 15 танковых.  Битва под Москвой явилась началом коренного перелома в ВОВ, имела крупное международное значение и способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.

24 декабря

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 г.). Из истории:  Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787- 1791 гг. имело взятие Измаила _  цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров и считалась неприступной.  В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал фельдмаршал Г.А.Потемкин поручил взятие неприступной крепости А.В.Суворову.  Началась усиленная подготовка к штурму.  24 декабря 1790 г. русские войска начали штурм крепости. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося  9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят.  Примечательно: Измаил был взят армией, уступающей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства.

9 декабря

День героев Отечества.

Новая памятная дата - День героев Отечества - установлена в 2007 году, после того как президент РФ Владимир Путин внес изменения в закон " О днях воинской славы и памятных датах России". До 1917 года в этот день (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. Именно 9 декабря в 1769 году Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость. Статус высшей военной награды РФ был возвращен ордену в 2000 году.
9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.

                                                                                                                                                                                        31                                                                                                                         

Приложение 2.

Победные дни России

в произведениях русских и советских писателей.

  1. Л.Н.Толстой.  «Война и мир».
  2. А.С.Пушкин.    Поэма «Полтава».
  3. М.Ю.Лермонтов.  Стихотворение «Бородино».
  4. С.Н.Сергеев-Ценский. «Витязи морей». Исторические очерки, рассказы, новеллы. Военное издательство, 1985г.
  5. В.Розовский.  «Поле Куликово» , «Эхо Непрядвы», исторические романы, Воениздат, 1989г.
  6. Л.Раковский .  «Генералиссимус Суворов», «Адмирал Ушаков», исторические романы. Лениздат, 1987г.
  7. Михаил Алексеев, «Солдаты», Воениздат, роман, 1973г.
  8. Юрий Бондарев.  «Горячий снег», Воениздат, 1999г.
  9. Константин Симонов. «Живые и мертвые», роман-трилогия, Москва, 1990г.
  10. Иван Стаднюк.  «Война» , Воениздат, 1980г.
  11. Роберт Рождественский.  «За того парня», стихи , поэмы. Москва, Воениздат, 1986г.

Приложение 3.

За край свой насмерть стой  (пословицы и поговорки о воинской славе, героизме).

Кто храбро врага бьет, о том слава не умрет (русская)

Славу свою добывай в бою (русская).

Огонь гаснет,  слава нет (осетинская).

Человек смертен, а слава бессмертна (тувинская).

Дым Отечества светлее чужого огня (литовская).

Не жаль нам жизни, а жаль Отчизны (русская).

Кто Отчизну любит, тот врага рубит (русская).

У Ленинграда раздавили гада (русская).

Сражайся смело за правое дело (русская).

Три вещи славят солдата: рана, победа, награда (русская).

За родной край и жизнь отдай  (украинская).                                                                                

За родной край голову отдай  (белорусская)

Не теряй отвагу, назад ни шагу  (русская).                                                                                               32

Мужественно биться – победы добиться  (русская).

Если ты мужчина, отличись мужеством (осетинская)

С чем нагрянули, с тем и отпрянули  (русская).

До Москвы - на танках, от Москвы – на санках (украинская)

Кто за меч возьмется, тот от меча и погибнет (карельская)

Человек смертен, доблесть бессмертна (тувинская).

Доблесть не покупают, а добывают (русская).

Герои рождаются на поле брани (чувашская).

Героя рождает битва (башкирская).

За народное дело бейся смело (карельская).

Сам погибай, а товарища выручай (А.В.Суворов).

Деды врагов бивали и нам наказали (русская).

Бой - святое дело: иди на врага смело  (русская).

Приложение 4.

Литература и история.

  1. Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! О славный миг!

Еще напор и враг бежит…

 (А.С.Пушкин. Полтавская битва).

  1. Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.                                                                                                                                

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…                                                                                                        33

  (М.Ю.Лермонтов. Бородино.)

  1. «Мы русские, с нами бог! Готовься в войне к миру, а в мире к войне.

Военные добродетели суть: отважность для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала». (А.В.Суворов. «Наука побеждать».)

  1. «Кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет.» (А.Невский)
  2. «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить на землю.»

      (Прусский король Фридрих II, когда в 1760г .русские войска овладели Берлином.)

  1. «Не множеством побеждают!». (Петр I. 1714г. Гангут.).
  2. «Каждый из вас есть спаситель Отечества!»  (М.И.Кутузов. Бородино.)
  3.  «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». (политрук Клочков, 1941г.)
  4. «Нет героев от рожденья, они рождаются в боях». (А.Твардовский).
  5. «Клянусь честью ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории моих предков.» (А.С.Пушкин).

                                                                                     

                                                                                                                                     Приложение 5

                                                                                                                           

Тест №1.Боевые традиции Вооруженных Сил. Патриотизм и верность воинскому долгу - важнейшие качества защитника Отечества.

1.Дополните фразу: «Гражданин РФ, проходящий службу в рядах Вооруженных Сил РФ, является _________». (1 балл)

2.Назовите основные функции военнослужащего. (2 балла)

3.Составьте фразу из фрагментов (ответы представьте последовательностью букв, например : д, а ..потом запишите эту фразу в опросный лист или в свою рабочую тетрадь):

а) служащие своему народу при защите Российской __________;

б) Отечество предполагает верность военнослужащего Военной _______;

в) перенесение трудностей военной службы;

г) выполнение обязанностей военнослужащего по защите;

д) __________ Федерации, выполнение воинского долга, стойкое ___              

 е) присяге, беззаветное мужественное, не щадящее ни себя, ни своей жизни; (5 баллов)

4. Дополните фразу: «Для успешного выполнения своего предназначения военнослужащий должен быть ___________ своей Родины ». (1 балл)

5. Назовите основные составные части понятия «Патриотизм ». (4 балла)

6. Дополните фразу: «Географическое место расположение страны, в которой родился конкретный человек, социальная и духовная среда, в которой он вырос, называется _________ или _________. (2 балла)                                                                                                                                                                                34

7. Важным качеством любого гражданина, в том числе и военнослужащего, является _________ перед Родиной. (1 балл)

8.Дополните фразу: «Нравственно- правовые нормы поведения военнослужащего, связанные с защитой Отечества, называются ____ (1 балл)

10.Назовите основные обязанности, которые налагают выполнение воинского долга на военнослужащего в мирное время. (4 балла)

Тест №2. Важнейшие дни воинской славы России.

1. Назовите дату победы русских воинов в Ледовом побоище и полководца этого сражения. (2 балла)

2. Назовите дату победы над татаро-монгольскими войсками на Куликовском поле и полководца. (2 балла)

3. Назовите дату освобождения Москвы от польских интервентов во время Смутного времени и руководителей этого освобождения. (2 балла)

4. Назовите дату Полтавского сражения и полководца. (2 балла)

5. Назовите дату Бородинского сражения, положившего начало разгрому французской армии. (2 балла)

6. Назовите дату победы Красной Армии над войсками кайзеровской Германии и укажите, какой праздник отмечается в этот день в настоящее время в России. (2 балла)

7. Назовите дату разгрома над немецко-фашистской Германией под Сталинградом. (1 балл)

8. Назовите дату Победы советского народа в Великой Отечественной войне. (1 балл)

9. Назовите имена выдающихся российских полководцев 18века……(3 балла)

10. Назовите имена выдающихся российских полководцев 19 века….(2 балла)

Критерии оценки знаний по тесту №1 и тесту №2:

Оценка «отлично»: 20-22 балла и 18-19 (тест №2)

Оценка «хорошо»: 19-15 баллов и 18-14 (тест №2)

Оценка «удовлетворительно»: 14-12 баллов.

Оценка «неудовлетворительно»: менее 11 баллов.

                                                                                                                                                                                           35

Правильные ответы                                                                                                                                                      

ТЕСТ №1.

1.______ военнослужащим;

2. Защитник Отечества, поэтому он готовит себя к осуществлению защиты и при необходимости осуществляет ее.

3. г, б, е, а, д, в.

4. ___ патриотизм.

5. Любовь к Родине, своему народу, гордость за успехи и победы народа и горечь за неудачи и поражения.

6. ___ Родиной, Отечеством.

7. ___ долг.

8. ___ долгом.

9. ___ воинским долгом.

10. Глубокое сознание личной ответственности каждого гражданина за защиту Родины; мастерское владение оружием и военной техникой; постоянное совершенствование морально- психологических и боевых качеств.

ТЕСТ №2

1. 5 апреля 1242 г.; Александр Невский.

2. 8 сентября 1380 г.; Дмитрий Донской.

3. 26 октября 1612 г.; Минин и Пожарский.

4. 10 июля 1709 г.; Петр Великий.

5. 7 сентября 1812 г.; генерал-фельдмаршал Кутузов.

6. 23 февраля 1918 г.; день Защитника Отечества.

7. 2 февраля 1943 г.

8. 9 мая 1945 г.

9. Петр Великий; А.В.Суворов, адмирал Ф.Ф.Ушаков.

10. М.И.Кутузов; адмирал П.С.Нахимов.

                                                                                                                                                                                    36

Тест №3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

1. Дополните фразу: «Государственная военная организация, составляющая основу обороноспособности РФ, называется _______. (1 балл)

2. Назовите основные функции ВС РФ. (4 балла)

3. Назовите основные документы, составляющие правовую основу деятельности ВС РФ. (4 балла)

4. Назовите основные составные части ВС РФ.

5. Перечислите название войск и формирований, которые обозначаются понятием « Другие войска РФ». (7 баллов)

6. Укажите, кого включает в себя личный состав ВС РФ. (2 балла)

7. Назовите пути комплектования ВС РФ. (3 балла)

8. Назовите должностное лицо в РФ, осуществляющее руководство ВС. (1 балл)

9. Укажите, кем является Президент РФ в ВС РФ. (1 балл)

10. Назовите должностное лицо, которое имеет право объявлять в стране военное положение.(1 балл)

11. Назовите должностное лицо, которое управляет ВС РФ. (1 балл)

12.Назовите структуры, через которые реализуется управление деятельностью ВС РФ. (2 балла)

13. Составьте фразу из фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например: г, а), потом запишите эту фразу в опросный лист или в рабочую тетрадь:

а) ___агрессии со стороны других государств ___;

б) ___национальные интересы РФ в области ___;

в) ___ общества и государства от военной ___;

г) ___обороны заключается в обеспечении безопасности личности. (3 балла)

14. Дополните фразу: «Анализ международной обстановки, сложившейся в последнее десятилетие показывает, что ____ крупномасштабной агрессии против России в ближайшем будущем практически ____. (2 балла)

15. Приведите примеры, иллюстрирующие важность наличия у РФ мощных ВС (не менее 5). (5 баллов)

16. Объясните, почему на современном этапе исторического развития России необходимо проведение военной реформы? (2 балла)

17. Назовите основные задачи ВС РФ на современном этапе развития Российского государства. (3 балла)

18. Дополните фразу: «Создание высокооснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания ВС является _____ их реформы. (1 балл)

19. Назовите приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности России. (3 балла)

20. Назовите виды сил, которые необходимо иметь для обеспечения реальной безопасности Российского государства на современном этапе исторического развития. (4 балла)

Критерии оценки:

Оценка «отлично»: 50-45.

Оценка «хорошо»: 44-30.

Оценка «удовлетворительно»: 29-25.

Оценка «неудовлетворительно»: менее 25.

Правильные ответы

1.___ ВС РФ.

2. - отражение внешней агрессии; - защита целостности и неприкосновенности суверенитета и территории РФ.

3. Выполнение задач в соответствии с международными договорами РФ.

4. Конституция РФ (1993г.), законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и воинской службе» (1998 г.), нормативные и правовые акты РФ в области обороны.

5. Центральные органы военного управления, объединения (военные округа, флотилии, флоты, армии, корпуса), соединения (дивизии, бригады), воинские части и организации, входящие в виды и рода войск, в тыл ВС. А также другие войска, важнейшие формирования и органы.

6. Пограничные войска; Внутренние войска МВД; ЖД войска; Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ: Войска ГО, военные формирования министерства и ведомства, органы безопасности и внешней разведки.

7. Военнослужащие и лица гражданского персонала.

8. Призыв граждан на срочную военную службу и добровольное поступление граждан по контракту.

9. Президент РФ.

10. Главнокомандующий ВС РФ.

11. Министр обороны РФ.

12. Министерство обороны, Генеральный штаб.

13. б, в, г, а.                                                                                                                                                                 38

14. __________ угроза (возможность) __________ отсутствует.

15. Силовое соперничество других государств. Реальные или потенциальные войны вблизи границ РФ. Угроза международного терроризма. Распространение ядерного и другого видов оружия массового поражения. Сохранение или создание мощных вооруженных сил в государственных, территория, которая находится вблизи границ РФ.

16. Изменение социально-политической обстановки в России, а вследствие этого и международной обстановки, что изменило цели и задачи в обороне государства.

17. Обеспечение ядерного сдерживания. Обеспечение защиты страны в мирное время от воздушно – космического нападения. Осуществление миротворческой деятельности.

18._____________ основной целью __________

19. Поддержание комплекса стратегических вооружений на уровне, обеспечивающим безопасность. Создание нового поколения высокоточных систем управления войском и оружием. Создание новых мобильных безъядерных средств. Повышение индивидуального оснащения военнослужащих средствами поражения, защиты, связи и экипировки.

20. Силы ядерного сдерживания. Силы неядерного сдерживания. Мобильные силы. Средства информации. Противодействие противнику.

После изучения раздела программы «Основы обороны государства» и проведения  мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, учащиеся прошли тестирование по тестам, предложенным выше. Учащиеся показали результаты намного выше, значительно уменьшилось количество учащихся, негативно воспринимающих необходимость службы в ВС РФ.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                       

Мониторинг  тестирования учащихся 10 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по физике в 7 классе "Двавление твердых тел, жидкостей и газов"...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Цели и задачи раздела.3.     Психолого- педагогическое объяснение специфики восприятия и ...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...