ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»
материал по обж на тему

Нанушева Елена Владимировна

Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т.к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nezavisimost_ot_vrednyh_privychek.docx45.67 КБ
Файл nezavisimost_ot_vrednyh_privychek.docx45.67 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

№ 53 Выборгского района»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора по воспитательной                                 Директор СПб ГБ СУСО Центра №53

работе ______________С.С.Юдина                               _____________________О.В.Галкина

«________»________________2015                               «_______»___________________2015

ПЛАН

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

20.003.2015 года

Цель проведения – приобщение учащихся к здоровому образу жизни

Участники -  воспитанники, воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктора по физическому воспитанию.

        

     Тематика подобного мероприятия  обширна – от борьбы с наркоманией, курением, алкоголизмом, до борьбы со стрессами, плохим настроением, а также с  ленью, завистью, соперничеством, за чистоту речи и прочее. Как вы видите, мы охватываем все три аспекта профилактики: укрепляем физическое, психологическое и духовное здоровье воспитанников. Обычно ограничиваются проведением мероприятий, направленных на сохранение и укрепление только физического компонента здоровья, недооценивая остальные два аспекта. Однако эта триада неразрывна, потому что как мы понимаем: «В здоровом теле – здоровый дух», и важно работать с ценностями воспитанников.

     Главное, что объединяет все эти мероприятия – построение профилактической работы на позитивных примерах, а не на одном негативе. Таким образом, с воспитанниками мы говорим не столько о том, что делать плохо, сколько о том, как нужно делать, как делать правильно. Это наша принципиальная позиция.

     Другим важным элементом построения  Дня Независимости от вредных привычек является создание  условий для проявления воспитанниками собственной активности, чтобы сделать каждого не только зрителем, но и активным участником.

     В копилке форм работы следующие:

  • Книжная выставка - обзор «К здоровью с книгой»;
  • Первенство по настольному теннису «Спорт – это жизнь, радость, здоровье»;
  • Викторина «Кодекс здоровья»;
  • Анкетирование воспитанников, с целью выявления вредных привычек;
  • Конкурс плакатов и рисунков «Вредным привычкам скажем - нет!»;
  • Акция «Меняю сигарету на конфету»;
  • Беседа – презентация «Жизнь прекрасна – не губите ее»;
  • «Живая газета»;
  • Шоу-Акция «Мы выбираем здоровье»;
  • Игровая программа «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»  
  • создание презентации, конкурс слоганов за ЗОЖ, взгляд на проблему вредных привычек глазами людей разных профессий,
  • презентация «Наркомании – нет!» (основная цель презентации – показать ребятам, как надо жить правильно, какую радость жизни может потерять человек, приобщившийся к наркотикам),
  • лекция «Наркомания в мире»
  • Тренинги для старших воспитанников «Скажи НЕТ! вредной привычке»        
  • Тренинговое занятие "Пагубные пристрастия"
  • социологический опрос, и др.  

     Таким образом, мы можем сделать  этот день интересным и разнообразным.

     В конце Дня независимости можно попросить каждого опустить листы с названиями их вредных привычек в урну, после чего провести их показательное сожжение.

     Для поощрения заранее готовятся  грамоты. Грамоты распределяются - за активную пропаганду ЗОЖ, за участие в  профилактике наркомании среди молодёжи.

     Данные формы работы востребованы воспитанниками, так как позволяет им быть активными субъектами профилактики, а не пассивными слушателями, что увеличивает эффективность профилактической работы в Центре на 100%.

Мероприятие

Группа

Место проведения

Ответственные

1

Книжная выставка - обзор «К здоровью с книгой»

1-9

библиотека

Савельева В.К.

Бутовская В.Г.

2

Викторина «В гостях у Мойдодыра»

1-2

группа 1

Бутовская В.Г.

воспитатели

3

Анкетирование воспитанников, с целью выявления вредных привычек

5-9

по группам

Зибзибадзе М.Г. Нанушева Е.В. воспитатели

4

Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни»

1-4

творческий центр

Звигельская Л.Г.

Данилова О.В.

5

Конкурс плакатов «Вредным привычкам скажем - нет!»

5-9

6

Беседа – презентация «Жизнь прекрасна – не губите ее»

5-9

гостинная

Юдина С.С.

Нанушева Е.В.

7

Конкурс «Эрудит»

3-4

по группам

воспитатели

8

Первенство по настольному теннису «Спорт – это жизнь, радость, здоровье»;

1-9

тренажерный зал

Сурина Ю.А.

9

Подведение итогов, награждение

1-9

гостинная

Юдина С.С.

10

Заключительная акция «Уничтожение вредных привычек»

1-9

двор

Юдина С.С.

Нанушева Е.В.

Зам.директора        __________________________ Е.В.Нанушева

10.03.2015        

Приложение

Материалы к «Дню Независимости»

  1. Викторина «В гостях у Мойдодыра»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • продолжение формирования представлений о здоровом образе жизни.

Интеграция с образовательными областями

Социализация

Формирование первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни

Физическая культура

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей

Чтение художественной литературы

На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Познание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

Мы отправимся в гости к Мойдодыру. Только Мойдодыр не любит грязных и неряшливых ребят. Чтобы попасть в гости к Мойдодыру, нам нужно будет вспомнить  все предметы личной гигиены, а так же вспомнить как ими пользоваться. Вы будете работать в парах и группах. Чтобы все задания выполнять правильно, нужно внимательно меня слушать.

А кто знает, почему его зовут - Мойдодыр?

В старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр всю грязь так, что человек светился. Значит, Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены.

Первый друг Мойдодыра – это… отгадайте кто?

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (Зубная щетка)

Вроде ёжика на вид, но не просит пищи

По одежде пробежит, она станет чище … (щётка)

А кто знает, как правильно надо чистить зубы?

А сейчас, если я скажу неверное утверждение, то хлопок:

  • Можно грызть зубами грецкие орехи.
  • Надо полоскать зубы после еды.
  • Не надо чистить зубы 2 раза в день.
  • Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
  • Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
  • Не надо менять зубную щётку.
  • Надо есть много конфет.        

Постоянно нужно есть, для зубов, для ваших,

Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.

Если мой совет хороший

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Говорила маме Люба: Я не буду чистить зубы

И теперь у нашей Любы, дырка в каждом, каждом зубе,

Каков будет ваш совет?

Молодчина Люба? (нет!)

Блеск зубам чтобы придать, нужно крем сапожный взять

Выдавить полтюбика, и почистить зубики

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Ох, неловкая Людмила, на пол щётку уронила

С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает,

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда? (нет!)

Зубы вы почистили и идете спать

Захватите булочку сладкую в кровать

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Чтобы зубы укреплять

Полезно гвозди пожевать

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Второй друг Мойдодыра…отгадайте загадку!

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.          

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Гладко, душисто, моет чисто

нужно, чтоб у каждого было что, ребята … (мыло)

Я несу в себе водицу, нам водица пригодится

Можно мыться без хлопот, если есть …(водопровод)

У вас на парте  таблички с надписями   последовательности мытья рук,  составьте  алгоритм.  Нужно расставить  таблички по порядку.

  • Я мою руки
  • Сильно намочите руки.
  • Возьмите мыло.
  • Намыливайте руки с обеих сторон.
  • Намыливайте руки между пальцами.
  • Полощите руки чистой водой.

Третий друг Мойдодыра…это кто?

Два кольца, два конца,

По середине гвоздик. ( ножницы)

А для чего нам нужны ножницы?

Игровое задание: обстриги ногти.

(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.

Угадайте следующего друга Мойдодыра -

Лег в карман и караулит

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос. (Носовой платок)

Для чего он нужен?

Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.

Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? (ответы детей)

Целых 25 зубков, для кудрей и хохолков

И под каждым под зубком, лягут волосы рядком …(расческа)

Что это?

Зачем нужна расчёска?

Так и человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит не красиво.

Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!

Отгадайте загадку

Мудрец в нем видит мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

А обезьяна – обезьяну. (Зеркало)

Для чего  нам нужно зеркало?

Правильно, зеркало нам нужно, чтобы следить за своим внешним видом.

А как можно назвать все эти предметы?

Все  эти предметы называются предметами личной гигиены!

Ребята, а зачем нам вообще все эти предметы нужны? Они нужны нам, чтобы ухаживать за собой. Мы должны выглядеть красиво, опрятно.

Быть здоровыми, хотят И взрослые и дети,

Как здоровье сохранить?

Что надо для этого делать?

ответы детей: - соблюдать режим дня!

- правильно питаться!

- ухаживать за собой, быть чистым и аккуратным, соблюдать правила личной гигиены, заниматься физкультурой и спортом, хорошо учиться, быть добрым, послушным.

с грязью надо быть осторожным! А почему?

Послушайте загадки – кто это?

1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Это доктор …. Айболит

2. Любит он детей послушных

Говорит: «Дружите с мылом»

Мойте руки каждый раз

Если грязных он заметит,

Будет мыть он их до дыр.

Это вам известен дети,

Это, это …… Мойдодыр.

 Подведение итогов, награждение победителей.

  1. Конкурс «Эрудит»

Из предложенных букв составить наибольшее количество слов, связанных со здоровьем, предметами гигиены, спортом

Ч  Ж  К  О  М  С  У  Б  Р  Я  Л  Ы  А

мыло

  1. Анкетирование к целью выявления вредных привычек

1.  «Твое отношение к вредным привычкам» (нужное отметь галочкой)

I. Отношение к курению

1. Куришь ли ты?

Да, сейчас курю,

Курю, но хочу бросить,

Не курю,

Не пробовал.

2. Как твои родители относятся к курению?

Сами курят,

Курит один из родителей,

Запрещают, категорически против,

Безразлично.

3. Как ты относишься к ребятам, которые курят?

Завидую,

Осуждаю,

Безразлично.

4. С какого возраста, по твоему, человеку можно курить?

С 5 лет,

После достижения совершеннолетия,

Как все друзья, так и я,

Лучше вообще не курить.

II. Отношение к алкоголю

5. Употребляешь ли ты алкоголь?

Употребляю,

Не употребляю,

6. Как твои родители относятся к употреблению алкоголя?

Приветствуют, употребляют сами,

Запрещают, категорически против,

Безразлично.

7. Как ты относишься к ребятам, которые употребляют алкоголь?

Завидую, они такие взрослые,

Осуждаю, они портят свое здоровье,

Безразлично.

8. С какого возраста, по твоему, человеку можно употреблять алкоголь?

Когда захочется

Как все друзья, так и я,

Лучше вообще не употреблять.

III. Отношение к токсическим веществам

9. Нюхаешь ли ты токсические вещества (клей, аэрозоли)?

Да,

Нет,

Не считаю нужным пробовать.

10. Как твои родители относятся к употреблению токсических веществ?

Приветствуют,

Категорически против,

Безразлично.

11. Как ты относишься к ребятам, которые нюхают токсические вещества?

Восхищаюсь,

Осуждаю,

Безразлично.

IV. Отношение к наркотикам

12. Употребляешь ли ты наркотики?

Употребляю,

Не употребляю,

Не считаю нужным пробовать.

13. Как твои родители относятся к употреблению наркотиков?

Приветствуют,

Категорически против,

Безразлично.

14. Как ты относишься к ребятам, которые употребляют наркотики?

Восхищаюсь,

Осуждаю,

Безразлично.

15. Если бы ты употреблял наркотики, ты бы предлагал другим попробовать?

Обязательно предлагал,

Не предлагал бы.

V. Отношение к компьютерной зависимости

16. С какой целью ты используют компьютер?

Для учебы,

Для игры,

Читаю и смотрю все подряд.

17. Как твои родители относятся к твоей работе на компьютере?

Приветствуют, разрешают пользоваться неограниченное количество времени,

Приветствуют, но всегда контролируют время,

Категорически против,

Они не знают, что я сижу за компьютером,

Им все равно.

18. Готов ли ты променять игру с друзьями на игру в компьютер?

Конечно, виртуальные игры интереснее,

Нет, мне с друзьями интереснее.

  1. Беседа-презентация «Жизнь прекрасна – не губите ее» (Профилактика вредных привычек)

     В настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности, преступности и количества детей, подверженных вредным привычкам.

     Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Наиболее активно поднимают ее люди, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Дети младшего дошкольного возраста и подростки представляют собой группу повышенного риска.

     Вредными считаются те привычки, которые мешают человеку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность. Иметь их – это значит всегда идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, преодолевая множество преград и делая усилия над собой. В человеческом багаже немало вредных привычек, но среди них есть пристрастия особые: пагубная тяга к алкоголю, курению, токсическим веществам, наркотикам.

     Особое внимание специалистов привлекает проблема злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Это объясняется ее особой актуальностью – распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.

     Сравнительный анализ показателей наркологичекой заболеваемости детей и населения в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди детей был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемость токсикоманией – в 8 раз. Дети злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11, 4 раза чаще, чем взрослые.

     Происходит неуклонное «омоложение» детей, имеющих вредные привычки. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.

     Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появления компьютера, Интернета, мобильного телефона появились «новые» вредные привычки – интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр), телемания.

     В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении проблемы вредных привычек. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.

     Основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Добиться таких результатов возможно только при проведение профилактики вредных привычек среди детей и их родителей. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться!

Вредные привычка пагубно влияют на организм ребенка

     Алкоголизм - это вредная и страшная привычка. Привыкание к алкоголю происходит незаметно как для пьющего, так и для окружающего, и заканчивается хроническим алкоголизмом, создающим в семье тяжелый психологический климат, который оказывает непоправимое отрицательное влияние на детей, их воспитание и здоровье. Особенно недопустимо привлекать и приучать детей и подростков к алкоголизму. Привыкание детского организма к алкоголю происходит быстро.

     Алкоголь - яд для организма. Отсюда головные боли, рвота. Но если человек вовремя не сможет остановиться, то наступает привыкание. Привычка переходит в болезнь, при которой организму алкоголь уже про­сто необходим. Большой урон наносит алкоголь в любой сфере нашей жизни. Этот страшный урон начинается со здоровья. Вернее, с нездоровья человеческого организма. Страдает деятельность всех внутренних органов (гипертония, болезни сердца, язва, цирроз печени и т. д.). Сначала страдает желудок (разрастание клеток слизистой, затем атрофия, ведущая к алкогольному гастриту и язве желудка). Печень, постоянно нейтрализующая алкоголь, постепенно разрушается. Часть клеток гибнет, вместо них появляется соединительная и жировая ткань. Затем гепатит и усыхание - цирроз (боли в правом подреберье, тяжесть, снижение аппетита, тошнота после еды, отрыжка, а по утрам рвота слизью). Одна треть людей, принимающих алкоголь систематически, страдают циррозом печени. Клетки детской печени особенно чувствительны. Спазм сосудов сердца и мозга - таков результат приема алкоголя (пьющие умирают в 20 раз чаще). Из-за перерождения сердечной мышцы - сердцебиение, слабость, одышка. Результат поражения сосудов - склероз. При употреблении большого количества пива - дистрофия сердечной мышцы или «бычье» сердце.

     Алкоголь влияет отрицательно и на половые железы. Снижается выработка половых гормонов, что приводит к преждевременному старению и нарушениям половой функции.

     Организм, получающий с раннего возраста алкогольные дозы, не может вырасти здоровым.

     Курение табака приравнивают к наркоманиям. Благодаря никотину (веществу, которое обладает специфическим действием на вегетативную нервную систему) человек испытывает своеобразное эйфорическое состояние.

     Курение отрицательно влияет: на нервную систему; мозговое вещество надпочечников; артериальное давление; дыхательный центр; привратник желудка (вызывает спазм, нарушается секреция желудочного сока); ритм сердечных сокращений.

     Из всех веществ табачного дыма 30 особенно вредны (бензопирены, которыми богат табак, провоцируют перерождение тканей, возникновение опухолей). При курении особенно страдает сердечно­сосудистая система (может возникнуть спазм коронарных сосудов, а длительный спазм ведет к инфаркту). Подвержены изменениям и другие сосуды (развивается атеросклероз). Нарушение питания подкожных сосудов ведет к преждевременному старению и желтой коже лица. Воспаляется также слизистая оболочка трахеи и бронхов. Образуется застой слизи в легких, что приводит к постоянному каш­лю. Иммунитет у курильщиков ослаблен. 80% курящих страдают одной из форм заболевания легких. По статистике до 4 млн человек в мире умирает ежегодно от табака.

     Так как у подростков легкие еще не сформированы, они осо­бенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются процесс запоминания и внимание. Нарушаются работоспособность, зрение, слух, обоняние.

     Личный пример старших и так называемое пассивное курение вовлекают детей в это пагубное пристрастие. Некурящие вдыхают 50% дыма во время курения другими людьми. В результате получается, что из 10 выкуренных в помещении сигарет одна приходится на пассивного курильщика. А нахождение в течение часа в накуренном помещении приравнивается к 4 выкуренным сигаретам. «Пассивные курильщики» страдают от головной боли, головокружений, аллергии. И особенно опасно, если этими «пассивными курильщиками», являются дети. Они чаще утомляются, их сердцебиение учащается; работоспособность резко понижается. Причиной курения является и желание продемонстрировать взрослость и независимость.

     Токсикомания - это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические лекарственные вещества, которые вызывают привыкание и зависимость. К токсическим веществам относятся летучие вещества наркотического действия (бензин, клей, химические растворители). В большинстве случаев при токсикомании отмечаются те же явления наркотической зависимости, но степень выраженности их меньше, хотя они также приводят к нарушению физического и психического здоровья. Токсикомания характерна для детей с 9 до 16 лет. Большинство из них вылечивается, но имеет заболевания, меньшинство – становится алкоголиками и наркоманами.

     Токсикомания приводит к разным осложнениям в организме - токсическое поражение печени, гибель клеток головного мозга и энцефалопатии, частые пневмании, язвы на слизистых оболочках рта и дыхательных путей, постоянный насморк, носовые кровотечения, мочекаменная болезнь.

Наркомания – это тяжелейшее заболевание, приводящее к серьезным расстройствам здоровья, инвалидности, распаду личности и смерти в молодом возрасте.

     Прием наркотика становится более регулярным. Пропадает депрессия, улучшается настроение. Но все это только на время. А хочется подольше побыть в состоянии эйфории. Да и организм уже начал настраиваться на регулярное наркотическое опьянение. Для него это становится нормой. Так человек попадает в зависимость.

     Одни наркотики считаются более сильными, другие - менее. Но беда заключается в том, что, начав с них, человек чаще всего жаждет все новых ощущений и переходит к более сильным нарко­тикам. А это приводит к гибели более 34 тысяч человек в России ежегодно. Наркотическая зависимость может наступить уже через 3-7 дней приема. А если это длится в течение 20 дней, то в большинстве случаев наступает 100%-ная зависимость. Жизнь наркоманов коротка - 3-5 лет, не более. А смертность среди юных наркоманов увеличилась за последние годы в 42 раза. Ведь появляются новые наркотики со все усиливающимся эффектом. Например, силобицин, который готовят из грибов-галлюциногенов. Действие 1 г этого нар­котика приравнивается к 10 г героина.

      На первой стадии заболевания возникает стойкая психическая зависимость, появляется психический дискомфорт. На второй стадии происходит поражение головного мозга, возникают психические изменения, которые характеризуются деградацией личности, падением работоспособности, сужением круга интересов.

     По мере развития болезни наступает время, когда нервная система не способна выполнять свои функции без наркотика.

     Человечество не может оставаться на месте. Прогресс, движение вперед - это норма его жизни. Человеку не уйти ни от нового, ни от появляющихся в связи с этим проблем. Новые компьютерные технологии не могли не оказать влияния на людей, на их успехи, здоровье, психику. Сначала шел процесс адаптации. Затем компьютер стал предметом повседневного пользования.

     Если компьютер используется в полезных целях - хорошо. А если он лишает человека нормального живого общения? Если вторгается в сферу здоровья и оказывает на него отрицательное воздействие? Возникает компьютерная зависимость. Зависимость от игр для компью­теров и мобильных телефонов велика. Родители всего мира бьют тревогу.     Игромания (психическая зависимость от компьютерных и других видов игр) все больше вторгается с сферу физического и психического здоровья человека. Тревожность и агрессивность, тяга к получению энергетической «подпитки», прильнув к монитору характеризуют игромана.

     От чрезмерного увлечения компьютером падает зрение, дети становятся вялыми, малоподвижними или, наоборот, впадают в депрессию. Отрицательно это сказывается и на формировании растущего, еще не окрепшего организма. Последствия связаны даже с проблемами в половой сфере.

     Компьютерная зависимость - это болезнь. Каждый родитель должен прежде всего знать симптомы компьютерной зависимости.

     Дети проводят за компьютером большую часть своего свободного времени. Некоторые из них доводят это время до 6-10 часов в сутки.

     Уход от друзей реальных к виртуальным - это тоже один из признаков зависимости.

      Когда родители все-таки замечают, что игра становится для ребенка смыслом и содержанием его жизни, они налагают запрет на чрезмерное увлечение. Если в подобной ситуации ребенок не просто расстроен, а очень тревожен и даже агрессивен, то из этого следует, что его уже коснулась проблема компьютерной зависимости.

     Могут начаться обман, пропуски школы, потеря интереса к ранее любимым занятиям, постоянное требование денег на покупку новых игр или дополнительную не предусмотренную семейным бюджетом, оплату Интернета - все для того, чтобы посидеть лишний раз за компьютером, коснуться своего мнимого могущества в виртуальном мире.

     Иногда, в процессе игры, ребята настолько начинают отождествлять себя с виртуальными героями, что начинают всерьез беседовать с ними и даже с самими собой.

      Если ребенка игра захватывает до такой степени, что он, бывший чистюля, уже не обращает внимания на свой внешний вид и личную гигиену, а порой забывает даже поесть, знайте, что это тоже тревожный симптом.

     Если для улучшения настроения ребенок использует видеоигры, то болезнь уже рядом.

     Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т.к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.



Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

№ 53 Выборгского района»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора по воспитательной                                 Директор СПб ГБ СУСО Центра №53

работе ______________С.С.Юдина                               _____________________О.В.Галкина

«________»________________2015                               «_______»___________________2015

ПЛАН

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

20.003.2015 года

Цель проведения – приобщение учащихся к здоровому образу жизни

Участники -  воспитанники, воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктора по физическому воспитанию.

        

     Тематика подобного мероприятия  обширна – от борьбы с наркоманией, курением, алкоголизмом, до борьбы со стрессами, плохим настроением, а также с  ленью, завистью, соперничеством, за чистоту речи и прочее. Как вы видите, мы охватываем все три аспекта профилактики: укрепляем физическое, психологическое и духовное здоровье воспитанников. Обычно ограничиваются проведением мероприятий, направленных на сохранение и укрепление только физического компонента здоровья, недооценивая остальные два аспекта. Однако эта триада неразрывна, потому что как мы понимаем: «В здоровом теле – здоровый дух», и важно работать с ценностями воспитанников.

     Главное, что объединяет все эти мероприятия – построение профилактической работы на позитивных примерах, а не на одном негативе. Таким образом, с воспитанниками мы говорим не столько о том, что делать плохо, сколько о том, как нужно делать, как делать правильно. Это наша принципиальная позиция.

     Другим важным элементом построения  Дня Независимости от вредных привычек является создание  условий для проявления воспитанниками собственной активности, чтобы сделать каждого не только зрителем, но и активным участником.

     В копилке форм работы следующие:

  • Книжная выставка - обзор «К здоровью с книгой»;
  • Первенство по настольному теннису «Спорт – это жизнь, радость, здоровье»;
  • Викторина «Кодекс здоровья»;
  • Анкетирование воспитанников, с целью выявления вредных привычек;
  • Конкурс плакатов и рисунков «Вредным привычкам скажем - нет!»;
  • Акция «Меняю сигарету на конфету»;
  • Беседа – презентация «Жизнь прекрасна – не губите ее»;
  • «Живая газета»;
  • Шоу-Акция «Мы выбираем здоровье»;
  • Игровая программа «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»  
  • создание презентации, конкурс слоганов за ЗОЖ, взгляд на проблему вредных привычек глазами людей разных профессий,
  • презентация «Наркомании – нет!» (основная цель презентации – показать ребятам, как надо жить правильно, какую радость жизни может потерять человек, приобщившийся к наркотикам),
  • лекция «Наркомания в мире»
  • Тренинги для старших воспитанников «Скажи НЕТ! вредной привычке»        
  • Тренинговое занятие "Пагубные пристрастия"
  • социологический опрос, и др.  

     Таким образом, мы можем сделать  этот день интересным и разнообразным.

     В конце Дня независимости можно попросить каждого опустить листы с названиями их вредных привычек в урну, после чего провести их показательное сожжение.

     Для поощрения заранее готовятся  грамоты. Грамоты распределяются - за активную пропаганду ЗОЖ, за участие в  профилактике наркомании среди молодёжи.

     Данные формы работы востребованы воспитанниками, так как позволяет им быть активными субъектами профилактики, а не пассивными слушателями, что увеличивает эффективность профилактической работы в Центре на 100%.

Мероприятие

Группа

Место проведения

Ответственные

1

Книжная выставка - обзор «К здоровью с книгой»

1-9

библиотека

Савельева В.К.

Бутовская В.Г.

2

Викторина «В гостях у Мойдодыра»

1-2

группа 1

Бутовская В.Г.

воспитатели

3

Анкетирование воспитанников, с целью выявления вредных привычек

5-9

по группам

Зибзибадзе М.Г. Нанушева Е.В. воспитатели

4

Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни»

1-4

творческий центр

Звигельская Л.Г.

Данилова О.В.

5

Конкурс плакатов «Вредным привычкам скажем - нет!»

5-9

6

Беседа – презентация «Жизнь прекрасна – не губите ее»

5-9

гостинная

Юдина С.С.

Нанушева Е.В.

7

Конкурс «Эрудит»

3-4

по группам

воспитатели

8

Первенство по настольному теннису «Спорт – это жизнь, радость, здоровье»;

1-9

тренажерный зал

Сурина Ю.А.

9

Подведение итогов, награждение

1-9

гостинная

Юдина С.С.

10

Заключительная акция «Уничтожение вредных привычек»

1-9

двор

Юдина С.С.

Нанушева Е.В.

Зам.директора        __________________________ Е.В.Нанушева

10.03.2015        

Приложение

Материалы к «Дню Независимости»

  1. Викторина «В гостях у Мойдодыра»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • продолжение формирования представлений о здоровом образе жизни.

Интеграция с образовательными областями

Социализация

Формирование первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни

Физическая культура

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей

Чтение художественной литературы

На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Познание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

Мы отправимся в гости к Мойдодыру. Только Мойдодыр не любит грязных и неряшливых ребят. Чтобы попасть в гости к Мойдодыру, нам нужно будет вспомнить  все предметы личной гигиены, а так же вспомнить как ими пользоваться. Вы будете работать в парах и группах. Чтобы все задания выполнять правильно, нужно внимательно меня слушать.

А кто знает, почему его зовут - Мойдодыр?

В старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр всю грязь так, что человек светился. Значит, Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены.

Первый друг Мойдодыра – это… отгадайте кто?

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (Зубная щетка)

Вроде ёжика на вид, но не просит пищи

По одежде пробежит, она станет чище … (щётка)

А кто знает, как правильно надо чистить зубы?

А сейчас, если я скажу неверное утверждение, то хлопок:

  • Можно грызть зубами грецкие орехи.
  • Надо полоскать зубы после еды.
  • Не надо чистить зубы 2 раза в день.
  • Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
  • Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
  • Не надо менять зубную щётку.
  • Надо есть много конфет.        

Постоянно нужно есть, для зубов, для ваших,

Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.

Если мой совет хороший

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Говорила маме Люба: Я не буду чистить зубы

И теперь у нашей Любы, дырка в каждом, каждом зубе,

Каков будет ваш совет?

Молодчина Люба? (нет!)

Блеск зубам чтобы придать, нужно крем сапожный взять

Выдавить полтюбика, и почистить зубики

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Ох, неловкая Людмила, на пол щётку уронила

С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает,

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда? (нет!)

Зубы вы почистили и идете спать

Захватите булочку сладкую в кровать

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Чтобы зубы укреплять

Полезно гвозди пожевать

Это правильный совет?

(нет, нет, нет)

Второй друг Мойдодыра…отгадайте загадку!

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.          

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Гладко, душисто, моет чисто

нужно, чтоб у каждого было что, ребята … (мыло)

Я несу в себе водицу, нам водица пригодится

Можно мыться без хлопот, если есть …(водопровод)

У вас на парте  таблички с надписями   последовательности мытья рук,  составьте  алгоритм.  Нужно расставить  таблички по порядку.

  • Я мою руки
  • Сильно намочите руки.
  • Возьмите мыло.
  • Намыливайте руки с обеих сторон.
  • Намыливайте руки между пальцами.
  • Полощите руки чистой водой.

Третий друг Мойдодыра…это кто?

Два кольца, два конца,

По середине гвоздик. ( ножницы)

А для чего нам нужны ножницы?

Игровое задание: обстриги ногти.

(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.

Угадайте следующего друга Мойдодыра -

Лег в карман и караулит

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос. (Носовой платок)

Для чего он нужен?

Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.

Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? (ответы детей)

Целых 25 зубков, для кудрей и хохолков

И под каждым под зубком, лягут волосы рядком …(расческа)

Что это?

Зачем нужна расчёска?

Так и человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит не красиво.

Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!

Отгадайте загадку

Мудрец в нем видит мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

А обезьяна – обезьяну. (Зеркало)

Для чего  нам нужно зеркало?

Правильно, зеркало нам нужно, чтобы следить за своим внешним видом.

А как можно назвать все эти предметы?

Все  эти предметы называются предметами личной гигиены!

Ребята, а зачем нам вообще все эти предметы нужны? Они нужны нам, чтобы ухаживать за собой. Мы должны выглядеть красиво, опрятно.

Быть здоровыми, хотят И взрослые и дети,

Как здоровье сохранить?

Что надо для этого делать?

ответы детей: - соблюдать режим дня!

- правильно питаться!

- ухаживать за собой, быть чистым и аккуратным, соблюдать правила личной гигиены, заниматься физкультурой и спортом, хорошо учиться, быть добрым, послушным.

с грязью надо быть осторожным! А почему?

Послушайте загадки – кто это?

1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Это доктор …. Айболит

2. Любит он детей послушных

Говорит: «Дружите с мылом»

Мойте руки каждый раз

Если грязных он заметит,

Будет мыть он их до дыр.

Это вам известен дети,

Это, это …… Мойдодыр.

 Подведение итогов, награждение победителей.

  1. Конкурс «Эрудит»

Из предложенных букв составить наибольшее количество слов, связанных со здоровьем, предметами гигиены, спортом

Ч  Ж  К  О  М  С  У  Б  Р  Я  Л  Ы  А

мыло

  1. Анкетирование к целью выявления вредных привычек

1.  «Твое отношение к вредным привычкам» (нужное отметь галочкой)

I. Отношение к курению

1. Куришь ли ты?

Да, сейчас курю,

Курю, но хочу бросить,

Не курю,

Не пробовал.

2. Как твои родители относятся к курению?

Сами курят,

Курит один из родителей,

Запрещают, категорически против,

Безразлично.

3. Как ты относишься к ребятам, которые курят?

Завидую,

Осуждаю,

Безразлично.

4. С какого возраста, по твоему, человеку можно курить?

С 5 лет,

После достижения совершеннолетия,

Как все друзья, так и я,

Лучше вообще не курить.

II. Отношение к алкоголю

5. Употребляешь ли ты алкоголь?

Употребляю,

Не употребляю,

6. Как твои родители относятся к употреблению алкоголя?

Приветствуют, употребляют сами,

Запрещают, категорически против,

Безразлично.

7. Как ты относишься к ребятам, которые употребляют алкоголь?

Завидую, они такие взрослые,

Осуждаю, они портят свое здоровье,

Безразлично.

8. С какого возраста, по твоему, человеку можно употреблять алкоголь?

Когда захочется

Как все друзья, так и я,

Лучше вообще не употреблять.

III. Отношение к токсическим веществам

9. Нюхаешь ли ты токсические вещества (клей, аэрозоли)?

Да,

Нет,

Не считаю нужным пробовать.

10. Как твои родители относятся к употреблению токсических веществ?

Приветствуют,

Категорически против,

Безразлично.

11. Как ты относишься к ребятам, которые нюхают токсические вещества?

Восхищаюсь,

Осуждаю,

Безразлично.

IV. Отношение к наркотикам

12. Употребляешь ли ты наркотики?

Употребляю,

Не употребляю,

Не считаю нужным пробовать.

13. Как твои родители относятся к употреблению наркотиков?

Приветствуют,

Категорически против,

Безразлично.

14. Как ты относишься к ребятам, которые употребляют наркотики?

Восхищаюсь,

Осуждаю,

Безразлично.

15. Если бы ты употреблял наркотики, ты бы предлагал другим попробовать?

Обязательно предлагал,

Не предлагал бы.

V. Отношение к компьютерной зависимости

16. С какой целью ты используют компьютер?

Для учебы,

Для игры,

Читаю и смотрю все подряд.

17. Как твои родители относятся к твоей работе на компьютере?

Приветствуют, разрешают пользоваться неограниченное количество времени,

Приветствуют, но всегда контролируют время,

Категорически против,

Они не знают, что я сижу за компьютером,

Им все равно.

18. Готов ли ты променять игру с друзьями на игру в компьютер?

Конечно, виртуальные игры интереснее,

Нет, мне с друзьями интереснее.

  1. Беседа-презентация «Жизнь прекрасна – не губите ее» (Профилактика вредных привычек)

     В настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности, преступности и количества детей, подверженных вредным привычкам.

     Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Наиболее активно поднимают ее люди, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Дети младшего дошкольного возраста и подростки представляют собой группу повышенного риска.

     Вредными считаются те привычки, которые мешают человеку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность. Иметь их – это значит всегда идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, преодолевая множество преград и делая усилия над собой. В человеческом багаже немало вредных привычек, но среди них есть пристрастия особые: пагубная тяга к алкоголю, курению, токсическим веществам, наркотикам.

     Особое внимание специалистов привлекает проблема злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Это объясняется ее особой актуальностью – распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.

     Сравнительный анализ показателей наркологичекой заболеваемости детей и населения в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди детей был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемость токсикоманией – в 8 раз. Дети злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11, 4 раза чаще, чем взрослые.

     Происходит неуклонное «омоложение» детей, имеющих вредные привычки. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.

     Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появления компьютера, Интернета, мобильного телефона появились «новые» вредные привычки – интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр), телемания.

     В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении проблемы вредных привычек. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.

     Основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Добиться таких результатов возможно только при проведение профилактики вредных привычек среди детей и их родителей. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться!

Вредные привычка пагубно влияют на организм ребенка

     Алкоголизм - это вредная и страшная привычка. Привыкание к алкоголю происходит незаметно как для пьющего, так и для окружающего, и заканчивается хроническим алкоголизмом, создающим в семье тяжелый психологический климат, который оказывает непоправимое отрицательное влияние на детей, их воспитание и здоровье. Особенно недопустимо привлекать и приучать детей и подростков к алкоголизму. Привыкание детского организма к алкоголю происходит быстро.

     Алкоголь - яд для организма. Отсюда головные боли, рвота. Но если человек вовремя не сможет остановиться, то наступает привыкание. Привычка переходит в болезнь, при которой организму алкоголь уже про­сто необходим. Большой урон наносит алкоголь в любой сфере нашей жизни. Этот страшный урон начинается со здоровья. Вернее, с нездоровья человеческого организма. Страдает деятельность всех внутренних органов (гипертония, болезни сердца, язва, цирроз печени и т. д.). Сначала страдает желудок (разрастание клеток слизистой, затем атрофия, ведущая к алкогольному гастриту и язве желудка). Печень, постоянно нейтрализующая алкоголь, постепенно разрушается. Часть клеток гибнет, вместо них появляется соединительная и жировая ткань. Затем гепатит и усыхание - цирроз (боли в правом подреберье, тяжесть, снижение аппетита, тошнота после еды, отрыжка, а по утрам рвота слизью). Одна треть людей, принимающих алкоголь систематически, страдают циррозом печени. Клетки детской печени особенно чувствительны. Спазм сосудов сердца и мозга - таков результат приема алкоголя (пьющие умирают в 20 раз чаще). Из-за перерождения сердечной мышцы - сердцебиение, слабость, одышка. Результат поражения сосудов - склероз. При употреблении большого количества пива - дистрофия сердечной мышцы или «бычье» сердце.

     Алкоголь влияет отрицательно и на половые железы. Снижается выработка половых гормонов, что приводит к преждевременному старению и нарушениям половой функции.

     Организм, получающий с раннего возраста алкогольные дозы, не может вырасти здоровым.

     Курение табака приравнивают к наркоманиям. Благодаря никотину (веществу, которое обладает специфическим действием на вегетативную нервную систему) человек испытывает своеобразное эйфорическое состояние.

     Курение отрицательно влияет: на нервную систему; мозговое вещество надпочечников; артериальное давление; дыхательный центр; привратник желудка (вызывает спазм, нарушается секреция желудочного сока); ритм сердечных сокращений.

     Из всех веществ табачного дыма 30 особенно вредны (бензопирены, которыми богат табак, провоцируют перерождение тканей, возникновение опухолей). При курении особенно страдает сердечно­сосудистая система (может возникнуть спазм коронарных сосудов, а длительный спазм ведет к инфаркту). Подвержены изменениям и другие сосуды (развивается атеросклероз). Нарушение питания подкожных сосудов ведет к преждевременному старению и желтой коже лица. Воспаляется также слизистая оболочка трахеи и бронхов. Образуется застой слизи в легких, что приводит к постоянному каш­лю. Иммунитет у курильщиков ослаблен. 80% курящих страдают одной из форм заболевания легких. По статистике до 4 млн человек в мире умирает ежегодно от табака.

     Так как у подростков легкие еще не сформированы, они осо­бенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются процесс запоминания и внимание. Нарушаются работоспособность, зрение, слух, обоняние.

     Личный пример старших и так называемое пассивное курение вовлекают детей в это пагубное пристрастие. Некурящие вдыхают 50% дыма во время курения другими людьми. В результате получается, что из 10 выкуренных в помещении сигарет одна приходится на пассивного курильщика. А нахождение в течение часа в накуренном помещении приравнивается к 4 выкуренным сигаретам. «Пассивные курильщики» страдают от головной боли, головокружений, аллергии. И особенно опасно, если этими «пассивными курильщиками», являются дети. Они чаще утомляются, их сердцебиение учащается; работоспособность резко понижается. Причиной курения является и желание продемонстрировать взрослость и независимость.

     Токсикомания - это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические лекарственные вещества, которые вызывают привыкание и зависимость. К токсическим веществам относятся летучие вещества наркотического действия (бензин, клей, химические растворители). В большинстве случаев при токсикомании отмечаются те же явления наркотической зависимости, но степень выраженности их меньше, хотя они также приводят к нарушению физического и психического здоровья. Токсикомания характерна для детей с 9 до 16 лет. Большинство из них вылечивается, но имеет заболевания, меньшинство – становится алкоголиками и наркоманами.

     Токсикомания приводит к разным осложнениям в организме - токсическое поражение печени, гибель клеток головного мозга и энцефалопатии, частые пневмании, язвы на слизистых оболочках рта и дыхательных путей, постоянный насморк, носовые кровотечения, мочекаменная болезнь.

Наркомания – это тяжелейшее заболевание, приводящее к серьезным расстройствам здоровья, инвалидности, распаду личности и смерти в молодом возрасте.

     Прием наркотика становится более регулярным. Пропадает депрессия, улучшается настроение. Но все это только на время. А хочется подольше побыть в состоянии эйфории. Да и организм уже начал настраиваться на регулярное наркотическое опьянение. Для него это становится нормой. Так человек попадает в зависимость.

     Одни наркотики считаются более сильными, другие - менее. Но беда заключается в том, что, начав с них, человек чаще всего жаждет все новых ощущений и переходит к более сильным нарко­тикам. А это приводит к гибели более 34 тысяч человек в России ежегодно. Наркотическая зависимость может наступить уже через 3-7 дней приема. А если это длится в течение 20 дней, то в большинстве случаев наступает 100%-ная зависимость. Жизнь наркоманов коротка - 3-5 лет, не более. А смертность среди юных наркоманов увеличилась за последние годы в 42 раза. Ведь появляются новые наркотики со все усиливающимся эффектом. Например, силобицин, который готовят из грибов-галлюциногенов. Действие 1 г этого нар­котика приравнивается к 10 г героина.

      На первой стадии заболевания возникает стойкая психическая зависимость, появляется психический дискомфорт. На второй стадии происходит поражение головного мозга, возникают психические изменения, которые характеризуются деградацией личности, падением работоспособности, сужением круга интересов.

     По мере развития болезни наступает время, когда нервная система не способна выполнять свои функции без наркотика.

     Человечество не может оставаться на месте. Прогресс, движение вперед - это норма его жизни. Человеку не уйти ни от нового, ни от появляющихся в связи с этим проблем. Новые компьютерные технологии не могли не оказать влияния на людей, на их успехи, здоровье, психику. Сначала шел процесс адаптации. Затем компьютер стал предметом повседневного пользования.

     Если компьютер используется в полезных целях - хорошо. А если он лишает человека нормального живого общения? Если вторгается в сферу здоровья и оказывает на него отрицательное воздействие? Возникает компьютерная зависимость. Зависимость от игр для компью­теров и мобильных телефонов велика. Родители всего мира бьют тревогу.     Игромания (психическая зависимость от компьютерных и других видов игр) все больше вторгается с сферу физического и психического здоровья человека. Тревожность и агрессивность, тяга к получению энергетической «подпитки», прильнув к монитору характеризуют игромана.

     От чрезмерного увлечения компьютером падает зрение, дети становятся вялыми, малоподвижними или, наоборот, впадают в депрессию. Отрицательно это сказывается и на формировании растущего, еще не окрепшего организма. Последствия связаны даже с проблемами в половой сфере.

     Компьютерная зависимость - это болезнь. Каждый родитель должен прежде всего знать симптомы компьютерной зависимости.

     Дети проводят за компьютером большую часть своего свободного времени. Некоторые из них доводят это время до 6-10 часов в сутки.

     Уход от друзей реальных к виртуальным - это тоже один из признаков зависимости.

      Когда родители все-таки замечают, что игра становится для ребенка смыслом и содержанием его жизни, они налагают запрет на чрезмерное увлечение. Если в подобной ситуации ребенок не просто расстроен, а очень тревожен и даже агрессивен, то из этого следует, что его уже коснулась проблема компьютерной зависимости.

     Могут начаться обман, пропуски школы, потеря интереса к ранее любимым занятиям, постоянное требование денег на покупку новых игр или дополнительную не предусмотренную семейным бюджетом, оплату Интернета - все для того, чтобы посидеть лишний раз за компьютером, коснуться своего мнимого могущества в виртуальном мире.

     Иногда, в процессе игры, ребята настолько начинают отождествлять себя с виртуальными героями, что начинают всерьез беседовать с ними и даже с самими собой.

      Если ребенка игра захватывает до такой степени, что он, бывший чистюля, уже не обращает внимания на свой внешний вид и личную гигиену, а порой забывает даже поесть, знайте, что это тоже тревожный симптом.

     Если для улучшения настроения ребенок использует видеоигры, то болезнь уже рядом.

     Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т.к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.