Открытый урок в 5 классе по ОБЖ "Как защитить себя от опасных веществ в быту" с презентацией
методическая разработка по обж (5 класс) на тему

 

Познакомить детей с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

Выработать правила безопасного обращения с опасными веществами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Погосова Ирина Владимировна                                                                    

 преподаватель ОБЖ

                                                                      МБОУ - Первомайская СОШ

                                                               

                                                  Учебный предмет- ОБЖ  5 класс

Вид урока-   изучения нового материала, с первоначальной проверкой знаний.

Место урока в учебном плане – урок из раздела «Как защитить себя от опасных веществ в быту».

 Тема: «Как защитить себя от опасных веществ в быту»

    Цель урока:

- познакомить детей с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

- выработать правила безопасного обращения с опасными веществами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии;

Задачи урока:

Обучающая: расширить знания учащихся об опасных веществах в быту, о возможности отравления лекарствами, недоброкачественными продуктами питания. Сформировать представление о необходимости потребления натуральных продуктов.

Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, диалектическое мышление.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за безопасность не только своей жизни, но и жизни окружающих.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа. дидактический материал, наглядные пособия (зубная паста, флаконы   “Жидкость для мытья посуды”, “Жидкость для чистки ванн”, этикетки стиральных порошков и т.д.)

Ход урока:

I. Организационное начало урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Опрос учащихся по домашнему заданию. Закрепление пройденного материала с использованием кроссворда.

III. Изучение нового материала.

Современный человек в своем жилище постоянно контактирует с множеством различных веществ: кислотами, порошками, ядами, т.е. средствами бытовой химии.

 Сообщение темы и цели урока. Слайд 1 - 2

Сегодня на уроке мы узнаем, в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека, какое отрицательное влияние оказывают на организм человека. (Запись темы урока)

 

 1.Вопрос учащимся: Какие химические вещества, используемые в быту, вы знаете?

Учащиеся отвечают на данный вопрос.

Лекция:

2.По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить па четыре группы: Слайд 3 -8

1.безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика:

2.опасные для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства;

3.огнеопасные. На флаконах и баллончиках с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня». Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми;

4.ядовитые с надписями на упаковках: «Яд!», «Ядовито!». Это в основном химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с насекомыми и грызунами, для защиты растений на больших пространствах, некоторые виды пятновыводителей, топливо для двигателей, метиловый спирт.

Источниками ядовитых летучих органических веществ в нашем быту являются растворители, дезинфицирующие, чистящие средства, краски, клеи, пестициды, применяемые, на дачных участках, всевозможные изделия   из синтетических волокон:  ткани  для   верхней  одежды,  бельевые,  обивочные ткани, ковры, меха, тюль, искусственная кожа.

Из клея, новой мебели, синтетических ковровых покрытий, некоторых текстильных изделий и дезинфицирующих средств могут выделяться пары еще одного очень опасного химического вещества — формальдегида, способного вызвать раковые заболевания.

  Отравление  продуктами питания.   Слайд 9 -11

 Беседа с классом

В каких случаях, по вашему мнению, продукты могут вызвать отравление?

Да, летом, в жару очень быстро портятся почти все продукты, особенно мясомолочные (мясо, колбаса, творог). В них с огромной скоростью размножаются опасные для человека микроорганизмы. Особый колбасный яд может накапливаться не только в колбасе, но и в ветчине, соленой свинине, мясных консервах, причем эти продукты зачастую не имеют плохого запаха и сохраняют “свежий вид”. Поэтому продукты следует употреблять, если только вы уверены в их свежести или после горячей обработки. Хранить их лучше в темном прохладном месте, т.е. где? (В холодильнике). Пищу надо употреблять сразу же после приготовления, а перед следующим употреблением надо либо сильно охладить, либо прокипятить (прожарить, промыть кипятком, в зависимости от вида продукта).

Во влажной, теплой и питательной среде бактерии и микробы быстро размножаются. Обычно бактерии размножаются при температуре 5ºC - 63ºC. Пищевое отравление возникает вследствие употребления продуктов, загрязненных бактериями, бактериальными ядами, вирусами, или ядовитых по своей природе. Пищевые отравления можно условно разделить на две группы: бактериальные (пищевые токсикоинфекции и пищевые интоксикации) и небактериальные (химическими веществами, ядовитыми грибами и травами, ядовитыми рыбами). Антисанитария, несоблюдение правил гигиены при хранении и упаковке продуктов питания - вот самые распространенные причины пищевых отравлений. Симптомы пищевых отправлений чрезвычайно разнообразны: боли в желудке, рвота, тошнота, высокая температура, и даже почечный, печеночный и неврологический синдром.

Как избежать пищевого отравления?

  Причины отравления лекарствами.   Слайд 12 13

Отравления лекарствами – довольно частое явление, и далеко не всегда они являются следствием попытки суицида. Примерно в 60% случаев люди отравляются нечаянно. Например, пожилой человек из-за забывчивости может принять лекарство второй раз. Впрочем, среди пострадавших велико количество и молодых людей. В этих случаях причиной отравления является самолечение. Причем, страдая недостатком времени, будучи постоянно занятыми, они для большей эффективности и скорейшего получения результата выпивают ударные дозы сильнодействующих препаратов.

 Иногда малолетние дети, подражая бабушке, наглотаются разных таблеток, не понимая последствий своего поступка. Некоторые фабрики выпускают приятые на вкус и красивые лекарства. Разноцветные гладкие и блестящие таблетки так и просятся в рот. Но это не конфеты! Если принять даже самое полезное для тебя лекарство в большем, чем предписано врачом, количестве, можно отравиться.

Отравление ртутью.    Слайд 14 - 15

Ртуть опасна. Это аксиома. Попасть в организм она может двумя путями: через пищеварительный тракт или через дыхательные пути. Съесть ртутный шарик вы, конечно, сможете вряд ли. (Исключение – вы маленький ребенок. Но в этом случае нужно вызвать рвоту и срочно звонить в скорую.) А вот вдохнуть пары ртути при наличии разбившегося градусника – запросто. Результат – ртутное отравление, которое долгое время может протекать без каких-либо общих симптомов. Раздражительность, тошнота, похудение.  
Если вы разбили градусник, помните главное – убирать ртуть надо тщательно. И быстро.

Что нужно делать
 
1. Перед сбором ртути наденьте резиновые перчатки: вещество не должно соприкасаться с обнаженными участками кожи.
2. Ограничьте место аварии. Ртуть прилипает к поверхностям и может быть легко разнесена на подошвах по другим участкам помещения.
3. Максимально тщательно соберите ртуть и все разбившиеся части градусника в стеклянную банку с холодной водой, плотно закройте закручивающейся крышкой. Вода нужна для того, чтобы ртуть не испарялась. Банку держите вдали от нагревательных приборов.
4. Мелкие капельки можно собрать с помощью шприца, резиновой груши, двух листов бумаги, лейкопластыря, скотча, мокрой газеты.
5. Банку необходимо передать специалистам службы.
6. Откройте окна и проветрите помещение. Если и остались какие-либо испарения, пусть выветриваются в окно.
7. Место разлива ртути обработайте концентрированным раствором марганцовки или хлорной извести. Это окислит ртуть, чем приведет ее в нелетучее состояние. Если ни того, ни другого в доме не нашлось, можно приготовить горячий мыльно-содовый раствор: 30 граммов соды, 40 граммов тертого мыла на один литр воды.

Что желательно сделать
 
1. Обратиться за помощью или консультацией к дежурному МЧС (по известному с детства телефону 01).
2. Чтобы не пропустить ни одного шарика ртути, можно воспользоваться фонариком или лампой.
3. До того, как наступит возможность отдать банку представителю спецструктуры, можно выставить ее на балкон. При условии, конечно, что за окном прохладнее, чем в помещении. При низких температурах выделение ядовитых паров уменьшается.
4. Пейте больше мочегонной жидкости (чай, кофе, соки), так как ртутные образования выводятся из организма через почки.

Чего делать нельзя
 
1. Нельзя выбрасывать разбившийся термометр в мусоропровод. Испарившиеся там два грамма ртути способны загрязнить шесть тысяч кубометров воздуха.
2. Нельзя подметать ртуть веником: жесткие прутья только размельчат ядовитые шарики в мелкую ртутную пыль.
3. Нельзя собирать ртуть при помощи пылесоса: продуваемый пылесосом воздух облегчает испарение жидкого металла. К тому же, пылесос после этого придется сразу же выбросить.
4. Но, ни в коем случае нельзя создавать сквозняк до того, как вы собрали ртуть, иначе блестящие шарики разлетятся по всей комнате.
5. Нельзя стирать одежду и обувь, контактировавшие с ртутью, в стиральной машине. По возможности – эту одежду лучше выбросить.
6. Нельзя спускать ртуть в канализацию. Она имеет свойство оседать в канализационных трубах. Кстати, извлечь ртуть из канализации – невероятно сложно.

7. Соединения ртути встречаются в различных технических устройствах. Например, в лампах дневного света, батарейках, некоторых красках. Будьте осторожны!

Раздать учащимся  листки «Памятка» с правилами поведения при  соприкосновении с ртутью.

IV. Закрепление материала.

Для закрепления полученных знаний  провести в виде тестирование в бумажном варианте, вопросы по данной теме.

V. Подведение итогов урока

Вывод: Все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин и другие) должны храниться в недоступном для детей месте.

Слайд 16 

Домашнее задание:   Тема 12 – 12.2. стр.54 – 65. Выполнить тест на стр.64- 65

 

ЛИТЕРАТУРА

 1.  С.С.Соловьев, Учебно-методическое пособие (тесты)
      по "Основам безопасности жизнедеятельности", 5-11 классы,
      издание "Дрофа", Москва 2008.
 

  1. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов

     Учебник по ",Основам безопасности жизнедеятельности",
     5 класс, АСТ -Астрель, Москва 2006.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1.  http://www.fakttv.ru/news/2003/03/27/03.html 

   2.  http://images.yandex.ru/yandpage?
    
 &q=2097970616&p=15&ag=ih&rpt=simage&qs=rpt% 3Dimage%26text%
    
3D%25F2%253F%25F2%2522%25F2%252D%2520 

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 

  1.  «Безопасность жизнедеятельности». Корпорация «Диполь». (ЗАО)  НГПУ
  2. «ОБЖ. 5-11 класс. БНП»

                         Физминутка

Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперёд сделать выдох.

 (3 раза)

 Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. (3 раза)

Упражнение 3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (3 раза)

Упражнение 4. Поднять глаза к верху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, (3 раза)

                                               ТЕСТ

1. Что обязательно должно быть на каждом предмете бытовой химии?

  1. красочно оформленный ярлычок;
  1. информационное письмо;
  1. инструкция с описанием порядка и способов применения предмета бытовой химии, а также мер безопасности при его хранении и использовании.

2. Что обязательно должно быть на каждом предмете бытовой химии?

1. красочно оформленный ярлычок;

2. информационное письмо;

3. инструкция с описанием порядка и способов применения предмета бытовой химии, а также мер безопасности при его хранении и использовании;

3. Что может стать причиной отравления человека в квартире?

  1. жирная пища;
  1. бытовой газ;
  1. лекарства при неумеренном употреблении;
  1. разбитый градусник.

4.Где должны храниться в квартире все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин)?

  1. в месте, удобном для всех членов семьи;
  1. хранить, где удобно детям и подросткам;
  1. хранить, где удобно соседям и прохожим;
  1. хранить в недоступном для детей месте.

5.Какие правила необходимо выполнять, чтобы не допустить пищевого отравления?

  1. нельзя собирать, и есть растения, грибы и ягоды, которые неизвестны;
  1. не надо есть продукты, срок действия которых истек и от них идет неприятный запах;
  1. всегда следует мыть руки перед едой и не пользоваться грязной посудой;
  1. после еды следует прополоскать полость рта и почистить зубы.

6.  Вы случайно разбили дома ртутный термометр. Капельки ртути раскатились по полу. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

1.  поиграть шариками ртути;

2.  постараться их собрать веником в совок;

3.  выбросить собранную ртуть в помойное ведро;

4.  ничего не сказать родителям, чтобы не ругали;

5.  сообщить родителям о случившемся;

6.  поместить собранную ртуть в банку с водой.

ПАМЯТКА

Ртуть опасна. Это аксиома. Попасть в организм она может двумя путями: через пищеварительный тракт или через дыхательные пути. Съесть ртутный шарик вы, конечно, сможете вряд ли. А вот вдохнуть пары ртути при наличии разбившегося градусника – запросто. Результат – ртутное отравление, которое долгое время может протекать без каких-либо общих симптомов. Раздражительность, тошнота, похудение.  
Если вы разбили градусник, помните главное – убирать ртуть надо тщательно. И быстро.
Что нужно делать
 1. Перед сбором ртути наденьте резиновые перчатки: вещество не должно соприкасаться с обнаженными участками кожи.
2. Ограничьте место аварии. Ртуть прилипает к поверхностям и может быть легко разнесена на подошвах по другим участкам помещения.
3. Максимально тщательно соберите ртуть и все разбившиеся части градусника в стеклянную банку с холодной водой, плотно закройте закручивающейся крышкой. Вода нужна для того, чтобы ртуть не испарялась. Банку держите вдали от нагревательных приборов.
4. Мелкие капельки можно собрать с помощью шприца, резиновой груши, двух листов бумаги, лейкопластыря, скотча, мокрой газеты.
5. Банку необходимо передать специалистам службы.
6. Откройте окна и проветрите помещение. Если и остались какие-либо испарения, пусть выветриваются в окно.
7. Место разлива ртути обработайте концентрированным раствором марганцовки или хлорной извести. Это окислит ртуть, чем приведет ее в нелетучее состояние. Если ни того, ни другого в доме не нашлось, можно приготовить горячий мыльно-содовый раствор: 30 граммов соды, 40 граммов тертого мыла на один литр воды.
Что желательно сделать
 1. Обратиться за помощью или консультацией к дежурному МЧС (по известному с детства телефону 01).
2. Чтобы не пропустить ни одного шарика ртути, можно воспользоваться фонариком или лампой.
3. До того, как наступит возможность отдать банку представителю спецструктуры, можно выставить ее на балкон. При условии, конечно, что за окном прохладнее, чем в помещении. При низких температурах выделение ядовитых паров уменьшается.
4. Пейте больше мочегонной жидкости (чай, кофе, соки), так как ртутные образования выводятся из организма через почки.
Чего делать нельзя
 1. Нельзя выбрасывать разбившийся термометр в мусоропровод. Испарившиеся там два грамма ртути способны загрязнить шесть тысяч кубометров воздуха.
2. Нельзя подметать ртуть веником: жесткие прутья только размельчат ядовитые шарики в мелкую ртутную пыль.
3. Нельзя собирать ртуть при помощи пылесоса: продуваемый пылесосом воздух облегчает испарение жидкого металла. К тому же, пылесос после этого придется сразу же выбросить.
4. Но, ни в коем случае нельзя создавать сквозняк до того, как вы собрали ртуть, иначе блестящие шарики разлетятся по всей комнате.
5. Нельзя стирать одежду и обувь, контактировавшие с ртутью, в стиральной машине. По возможности – эту одежду лучше выбросить.
6. Нельзя спускать ртуть в канализацию. Она имеет свойство оседать в канализационных трубах. Кстати, извлечь ртуть из канализации – невероятно сложно.

7. Соединения ртути встречаются в различных технических устройствах. Например, в лампах дневного света, батарейках, некоторых красках. Будьте осторожны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях"

Игра "Чтобы выжить". Учащимся предлагаются задания с возможными опасными чрезвычайными ситуациями: "Просьба о помощи", "Тушим сами", "Помоги пострадавшему" и др....

ОТКРЫТЫЙ УРОК–МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. УРОК – МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА» Цели урока: - осознать учащимися необходимость изучения трудового права;- ознакомить их с ролью и значением труда в жизни...

Методическая разработка открытого урока ОБЖ по теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Методическая разработка открытого урока ОБЖпо теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»Пудовкина Елена Александровнапреподаватель-организатор ОБЖМБОУ СОШ № 111 Тема урока: «Средства ...

Урок по обществознанию «Права потребителей: как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях»

laquo;Права потребителей: как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях»...

Презентация "Погибают дети..." к классному часу "Как защитить себя от опасностей в современном мире?"

Презентация посвящена теме трагических случаев, которые могут произойти с детьми и обсуждению того, как избежать трагедий, какова роль взрослых, каким должно быть поведение, внимание детей в современн...

Открытый урок 8 класс по теме: "Здоровье. Держим себя в форме"

План конспект урока английского языка в 8 классе по теме "Здоровье. Держим себя в форме"...

Классный час в 4 классе на тему ; "Как защитить себя от коронавируса".

Все знают, что сейчас мы переживаем очень непростое и тяжелое время.Так сложилось, что и классный час мы проводили дистанционно. Мне очень хотелось, чтобы ребята не болели и вышли из данной ситу...