ОСТОРОЖНО-ОГОНЬ!
план-конспект по обж на тему

Писанова Лариса Анатольевна

Пополнить знания детей о правилах пожарной безо­пасности; научить правильным действиям в случае возникновения пожара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл осторожно-огонь!418.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОСТОРОЖНО-ОГОНЬ!

Цели: пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности; научить правильным действиям в случае возникновения пожара.

Оборудование:

 выставка книг С. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житкова «Пожар в море»

■ Накануне провести экскурсию в пожарную часть

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Актуализация знаний

        - Все вы, вероятно, не раз видели, как проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете.

        И тем не менее количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? (Выслушиваются ответы детей.)

        - Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей. Послушайте, что рассказала одна российская школьница, Карпова Екатерина, ученица 4 класса.

(Рассказ может зачитать педагог или одна из девочек.)

II. Рассказ девочки

        Дело было весной. Мне было 7 лет. День подходил к концу, в домах напротив зажигали свет. Огоньки весело поблескивали в сумерках. Мне было немного скучно. Кошка тихо дремала в кресле, она не хотела играть, мама была в ванной комнате.

        И от тоски и тишины я решила порисовать. Нарисую сейчас что-нибудь и время быстрее пройдет, подумала я, да и мама скоро освободится. Я разложила карандаши и бумагу и принялась рисовать. За своим занятием я не слышала, как мама выходила на кухню.

        Через некоторое время я услышала, как на кухне зашумел чайник. Я сказала маме, а она попросила меня аккуратно снять чайник с огня. Подойдя к плите, я аккуратно сняла чайник, а газовую горелку не выключила. Огонь весело поблескивал своими язычками, а у меня в руке был рисунок, тот лист, на котором я рисовала.

Не знаю, что со мной случилось в тот момент, я не помню, не понимаю, как я могла поднести свой лист к огню. Ведь я хорошо знала, что этого делать нельзя, да и мама много раз говорила об опасности, которая может возникнуть из-за игры с огнем. Но так или иначе лист с моим рисунком загорелся у меня в руке. Я с ужасом наблюдала за пламенем, которое мгновенно вырастало у меня на глазах. Руке стало нестерпимо горячо, глаза наполнились слезами, а от ужаса и страха я не могла кричать. Слезы душили меня, а пламя подбиралось к руке.

Я бросила лист на пол и громко закричала. На мой крик выбежала из ванной комнаты мама. Она быстро схватила графин с холодной водой и вылила ее на пол. Пламя зашипело и потухло. Я

стояла и шмыгала

носом, пряча за спиной левую руку. Плакать и кричать не могла, потому что сильно испугалась. Все длилось несколько секунд, а мне показалось, что прошла целая вечность. От волнения мама молчала и вытирала пол, а я неподвижно стояла. И только через несколько минут из моих глаз полились крупные, как горошины, слезы. Мама взяла меня на руки и прижала к себе. А я на всю жизнь запомнила тот страх и ужас, который испытала в тот момент. И знаю, что теперь я никогда не сделаю такой глупости, которая могла бы оказаться трагической, если бы не было рядом мамы.

-И сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения по
жара, о том, что нужно делать, если пожар все же произошел.

III. Разминка

- Для начала произведем разминку. Я буду задавать вопросы,
а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я,
это все мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу,

И квартиру от огня? (Это я, это я, это все мои друзья.)

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром? (Это я, это я, это все мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел. (Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто помочь другому рад?

Кто пример для всех ребят? (Это я, это я, это все мои друзья.)

вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

IV. Из истории огня

- Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его.
Он играл исключительно важную роль - согревал в холод,
помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зве
рей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь,
потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только
бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смыс
ле слова. Однако часто огонь становился страшным врагом,
разрушал буквально все на своем пути, наносил огромный
ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь
вырывался из-под контроля и повиновения человека, превра
щался в пожар.

V. Эстафета

- А сейчас прервем наш рассказ о пользе и вреде огня. Предла
гаю провести веселую эстафету «Юный пожарный». Каждый
участник команды проходит определенный этап, передавая
друг другу эстафетную палочку.

1-й этап. Провести за веревочку детскую машинку, на которой стоит стакан с водой.

2-й этап. С завязанными глазами пройти по лабиринту из стульев и найти выход из «задымленного помещения».

(Подведение итогов.)

VI.        Знакомство с новым материалом

В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются также другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины их возникновения.


VII. Физкультминутка

        - Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». (Педагог держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару в сторону детей. Несовершеннолетний, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.)

Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Беспощадный злой... (пожар).

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар... (в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил... (утюг)!

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над... (газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички... (зажигал)!

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег... (костер)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег... (траву)!

Кто бросал в огонь при этом

Всевозможные... (предметы)?

Помни каждый гражданин

Этот номер... (01).

        Дым увидел - не зевай

И пожарных... (вызывай)

                 - Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками. Кроме того, бывает, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.

        VIII. Сказка «Как человек женил Огонь на Воде».

        Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. А все его отговаривают:

«Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Зачем тебе холодная

Вода, бездетная семья?»

                Горевал Огонь, да встретился с толковым мастеровым человеком, Иваном его звали. «Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю», - сказал так мастеровой человек и стал терем строить. Построил терем и велел свадьбу играть, гостей созывать.

        Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. А с невестиной стороны - старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка - Ясноглазая Роса.

Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. Много ли, мало ли прошло времени, только родился у Воды и Огня сын-богатырь. Горяч, как родимый батюшка Огонь, а влажен и важен как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния быстр.

                Хорошее имя дали сыну-богатырю - Пар. На телегу сядет Пар-богатырь, телега его силой сама покатится, да еще сто других телег поездом повезет. На корабль ступит Пар-чародей - убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подает, корабельщиков своим теплом греет. На завод пожалует, где сто человек работали, - одного хватает. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит - народу помогает, мать, отца радует.

        И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Год от года растет сила их сына-богатыря, и слава о мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

        - И теперь, ребята, знают все: человек без огня не живет.

При огне, как при солнце, светло, При огне и зимою тепло. Посмотрите, ребята, вокруг, Нам огонь - и помощник, и друг!

        -Давайте мы с вами сейчас и вспомним, как огонь помогает
нам в нашей повседневной жизни.

(Ответы ребят.)

                

   

    IX. Из истории возникновения пожарной охраны в России

     - А теперь обратимся к истории возникновения пожарной ох
раны в России.

  Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Темного. Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью.

В 1493 г. после пожара в Кремле началась каменная застройка Москвы. Иван III приказал в радиусе ста десяти саженей от кремлевских стен снести все деревянные строения. В 1560 г. Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой.

В 1803 г. царь Александр I издал указ о формировании в Петербурге пожарной команды. На вооружении команды находились ручные насосы. Но телефонов тогда не было. Единственную возможность обнаружить, что где-то что-то горит, давали каланчи (вышки). С них дежурный мог заметить пожар по зареву.

X.        Подвижные игры

Ребятам предлагается выяснить, кто из них самый быстрый, сильный и сообразительный с помощью игры «Рекорды Гиннесса».

Самый меткий. От линии на расстоянии десяти шагов ставится ведро. Участнику выдается 10—15 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Победитель тот, кто забросит наибольшее количество шишек в ведро.

Самый шустрый. Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на квадратики и в конверте выдаются участникам. Нужно собрать их на скорость.

Самый смышленый. Участнику выдается конверт, в котором содержатся карточки со словами: «песок», «одеяло», «вода», «огнетушитель». Судья дает задание участнику: «Вы увидели тлеющие угли. У вас в конверте есть набор средств тушения. Ваши действия?» Участник должен на слова «тлеющие угли» положить карточки со словами, обозначающими средства тушения. (Например: «угли» -«вода», «песок», «огнетушитель».)

    XI.Конкурс сказочников

        -Вы должны придумать конец сказки «Спичка-невеличка
и большой пожар». «Жила-была Спичка, Спичка-невелич
ка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами
в маленьком домике - спичечном коробке. У всех сестричек
были коричневые одинаковые головки, в которых таилась
волшебная сила. Если потереть головой о черный бочок до
мика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь
огонь нужен людям. Однажды мама пятилетнего Димы ушла
из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спря
тать...»

(Дети придумывают концовку сказки.)

- Немалый ущерб нашему государству и населению приносят
пожары. Пожар - явление крайне опасное, жестокое, враж
дебное всему живому. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожаются ценности, исчисляемые миллиардами рублей. Вот послушайте еще одну сказку. Жил-был Пожар Пожарыч, страшный и жестокий злодей. Когда он хотел есть, выходил на охоту. И если кто-то забывал выключить утюг или курил в постели, Пожар Пожарыч был тут как тут. Он врывался в дом и съедал все на своем пути. Много бед приносил он городу, постоянно горевали и плакали люди. Долго приходилось бороться пожарным, прежде чем огонь отступал.

Но вот однажды собрались они все вместе и стали думать, как навсегда прогнать Пожарыча из родного города. И придумали самое простое: запомнить самим и рассказать всем остальным, что нужно никогда не играть со спичками, осторожно обращаться с электрическими приборами, не оставлять непотушенные сигареты, и много других правил осторожности. И как только все стали соблюдать эти правила, Пожар Пожарыч умер от голода.

 XII. Викторина «Самый эрудированный»

  1. По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01.)
  1. Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (Нельзя (если только это не единственная возможность выбраться из помещения), через разбитые стекла в помещение будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)
  2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может произойти взрыв газа, если при включении будет высечена искра.)
  3. В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в сторону улицы, чтобы не создавать в дверях давку при большом скоплении людей.)
  1. Почему нельзя бросать в огонь баллончики из-под аэрозолей -дезодоранта, лака для волос, взбитых сливок и др.? (Аэрозольные упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)
  2. Как человеку потушить горящую на нем самом одежду? (Остановиться, упасть и кататься, сбивая племя.)
  3. Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода - проводник электрического тока. Это опасно для жизни.)
  4. Где можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в доме дым - держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть помещение.)

9.        Можно ли тушить пожар огнем? (Можно, встречным огнем
тушат лесные пожары.)

Подведение итогов викторины.

XIII. Итог занятия

- Молодцы, ребята, вы все хорошо потрудились. А вам понравилось занятие?

http://www.muromraion.ru/files/image/21/05-10-2015+11-10-25.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для использования в работе классного руководителя Осторожно! Огонь!

классный час в 5 классе по профилактике пожарной безопасности...

Классный час "Осторожно огонь!"

Цели:  1.Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.              2. Развивать внимание, аккуратность, организованн...

Классный час в 5 классе: "Осторожно! Огонь!"

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожа­ров, правилами пожарной безопасности. Примечание: Презентация поделена на 2 части в связи с большим форматом....

Агитбригада "Осторожно, Огонь!"

Пропаганда и обучение учащихся правилам пожарной безопасности в образовательном учреждении и дома....

"Осторожно - огонь!"

Агитбригада....

Внеклассное мероприятие по ОБЖ в 5 классе "Осторожно, огонь"

Данное мероприятие можно использовать как на уроках ОБЖ (после изучения тем "Пожары в жилище"), так и на внеклассных мероприятиях в 4-5 классах. В разработке использованы стихи,  загадки, песни, ...

Осторожно - огонь!

Нам без доброго огня Обойтись нельзя и дня.     Всем огонь хороший нужен,   И за то ему почет....