Конспект урока по теме "Военная служба по контракту"
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

На уроке используются технологии обучения: информационно-коммуникационные; игровые; дифференцированные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-uroka_kontraktnaya_sluzhba.docx53.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по теме:

«Военная служба по контракту»

Не полюбивши долга,  нельзя его исполнить.

                                                             И.А. Гончаров.

Цель урока:

  • познакомить студентов с понятием «контрактная служба», условиями ее прохождения, с требованиями, предъявляемыми к гражданам, поступающим на военную службу по контракту;
  • развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение выделять главное, развивать навыки работы с разными источниками; умение вести диалог, чётко формулировать свои мысли;
  • сформировать у студентов уважительное отношение к профессии военного, позитивный настрой по отношению к службе по контракту, желание посвятить свою жизнь  военной профессии.

Тип урока: Объяснительно-поисковый.

Основные  дидактические  методы: Метод междисциплинарного взаимодействия, словесный и наглядный.

Учебно-методический комплекс:

Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко  «Основы  безопасности   и жизнедеятельности»,    Москва,  Академия,  2012 г.

Оборудование: учебники, рабочие тетради,  компьютер,  проектор.

Место проведения: кабинет ОБЖ

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение нового материал.
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1.  Постановка темы и целей урока.

        Тема нашего урока: «Прохождение военной службы по контракту». Многие из вас могут сказать, что этот вопрос их не интересует в принципе, т.к. свой жизненный путь вы собираетесь связать с другими профессиями. Но я надеюсь, что наш урок раскроет перед вами совершенно новые стороны профессии военного, заставит призадуматься – а правильно ли я сделал свой профессиональный выбор? Узнав больше о военной службе по контракту, кто-то из вас, возможно, выберет для себя именно этот путь. Но даже для тех, кто останется верен прежнему своему выбору, урок будет полезен с точки зрения приобретения второй специальности, а также с точки зрения моральной подготовки к выполнению священного долга перед Родиной – несения службы по призыву.

  1. Повторение пройденного материала.

Каждый военнослужащий проходит военную службу в определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание, значит  должен хорошо разбираться в воинских званиях. Поэтому среднему ряду предлагается сейчас вспомнить воинские звания и знаки различия военнослужащих, для этого необходимо разгадать кроссворд. Работать будете попарно в течение 10 минут. С остальными студентами проведем экспресс викторину. Для этого команда первого ряда будет соревноваться с командой третьего ряда. 

 

  1. Изучение нового материала.

Современное развитие армии и флота, совершенствование оружия и боевой техники, сокращение сроков ее освоения военнослужащими, проходящими службу по призыву, вызывают необходимость укомплектования  ряда должностей квалифицированными специалистами из числа солдат, матросов, сержантов и старшин. Такое укомплектование может осуществляться за счет поступления граждан на военную службу по контракту. (слайд № 1)

- О том, что собой представляют армии других стран мы узнаем из сообщения, которое подготовил  …  (сообщение «Армии других стран»).

- Как вы думаете, в чем преимущество профессиональной армии над армией, где солдатские и сержантские должности комплектуются в основном по призыву?

Без сомнения, профессиональная армия, укомплектованная добровольцами, имеет целый ряд преимуществ. Более длительные, чем продолжительность действительной военной службы, сроки контракта способствуют повышению качества профессиональной подготовки личного состава.

Мобильное боевое ядро Российских вооруженных Сил планируется создать в первую очередь из контрактников-профессионалов. К тому же военный выбор уже сам по себе предполагает повышение личной ответственности военнослужащего в пределах его должностного предназначения. 

- В чем же главное отличие военной службы по контракту от службы по призыву?

Военная служба по контракту – это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны РФ, где обязуется проходить военную службу на определенных условиях. 

В контракте закрепляются:

  • добровольность поступления на военную службу;
  • срок в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу;
  • условия контракта.

Условия контракта включают в себя:

  • обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного срока;
  • добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих;
  • право гражданина на соблюдение собственных прав и прав членов его семьи, включая получение установленные льгот, гарантий и компенсаций.

Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы или  исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

- Что же собой представляет современный воин-контрактник? Об этом нам расскажет …..  (сообщение «Что же представляет собой современный воин-контрактник?»)

Существует определенный порядок поступления граждан на военную службу по контракту. Каков он сейчас мы и постараемся это выяснить.

- У вас на столах есть выдержки из закона «О воинской обязанности и военной службе», найдите пожалуйста в них и назовите какие категории граждан имеют право заключить контракт с Министерством Обороны РФ.  

Законом «О воинской обязанности и военной службе» определено, что контракт на прохождение военной службы имеют право заключать:

  • Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
  • военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, окончившие до призыва на военную службу образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3 месяцев;
  • граждане, пребывающие в запасе;
  • граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
  • другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

- Одну треть всех проходящих службу по контракту на сегодняшний день составляют женщины, поэтому сейчас выступит …..  с сообщением о женщинах в нашей армии. (Женщины в нашей армии)

 Первый контракт на прохождение военной службы можно заключать в возрасте от 18 до 40 лет, иностранным гражданам от 18 до 30 лет.

Первый контракт о прохождении военной службы заключается:

  • с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на три года; с иностранным гражданином - на пять лет;
  •  с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, за исключением граждан, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, - на пять лет;
  • с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования по образовательной программе высшего профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания;
  • с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования по образовательной программе среднего профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и три года военной службы после его окончания.
  • с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и поступающим непосредственно после окончания указанного образовательного учреждения на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - на три года или пять лет. 

С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, может быть заключен первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года.

Новый контракт может быть заключен на срок 3, 5 и 10 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих – воинскими частями.

Ролевая игра, участники которой военный комиссар, медработник, кандидат на поступление на военную службу по контракту.

        Преподаватель: Далее на нашем уроке – консультационный раздел, в котором вы можете получить исчерпывающую информацию по вопросам, связанным с правилами, условиями  поступления на военную службу по контракту

На ваши вопросы ответят: военный комиссар и медработник.

Вопрос: Если я решу поступить на военную службу по контракту, каков должен быть порядок  моих действий?

Военный комиссар: Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военкомат, где он состоит на воинском учете или по месту жительства или непосредственно в воинскую часть.

Если этот гражданин является военнослужащим, то он падает рапорт о желании поступить на военную службу по контракту.

Вопрос: Могут ли мне отказать, если я изъявлю желание служить по контракту?

Военный комиссар: Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

  • отсутствие в Вооруженных Силах РФ вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
  • решение аттестационной комиссии воинской части по итогам конкурсного отбора;

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

В случае отказа гражданин имеет право обжаловать данное решение в вышестоящем органе, прокуратуре или суде.

Преподаватель: К желающим заключить первый контракт предъявляется целый ряд требований. Прежде всего граждане должны соответствовать медицинским требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. С этой целью проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору. О которых нам расскажет мед. работник.

Медицинский работник:  Годными к поступлению на военную службу по контракту признаются граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория «А») или годны к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»).

 По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности.

Рекомендуется в первую очередь – 1 категория;

Рекомендуется- вторая категория – 2 категория;

Рекомендуется условно – 3 категория;

Не рекомендуется – 4 категория.

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального отбора к 4 категории профессиональной пригодности.

Общими требованиями, кроме перечисленных выше, является наличие, как минимум, общего среднего образования.

Преподаватель: В Вооруженных силах РФ в настоящее время определен ряд воинских должностей, которые могут комплектоваться солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту. Потребность контрактников особенно велика на должностях, определяющих уровень боеготовности частей и подразделений. Ряд  должностей  по видам вооруженных сил приведен на экране.

- В чем же привлекательность военной службы по контракту?

Все заключившие контракт имеют право на:

  • служебную жилую площадь на первые 5 лет службы, а затем благоустроенное жилье в порядке очереди;
  • ежемесячное денежное довольствие, а также систему дополнительных вознаграждений и выплат за выслугу лет, классность, службу в отдаленных районах и особые условия места службы;
  • бесплатные ежемесячный продовольственный паек, вещевое довольствие, медицинское обслуживание;
  • льготное санаторно-курортное обслуживание, ежегодный отпуск от 30 до 45 суток с бесплатным проездом отпускника и членов семьи в оба конца;
  • возможность выхода на пенсию после 20 лет выслуги;
  • ряд существенных льгот по налоговому обложению, государственному страхованию, проезду железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом.
  1. Закрепление изученного материала.

        Вернёмся к той мысли, с которой мы начинали сегодняшний урок: ваше профессиональное самоопределение. Всем предлагается поучаствовать в экспресс – опросе «Как я отношусь к возможности поступить на военную службу по контракту? Какие вижу в этом «плюсы»? Какие «минусы»?». На маленьких листочках бумаги вы должны написать своё мнение по этому поводу и наклеить на наш большой опросный лист: справа – положительные аргументы, слева – отрицательные. При желании свои комментарии можно озвучить при подведении итога урока.

 Какие основные выводы по теме урока вы можете сделать? (Итог подводят ребята):

  • На сегодняшний день профессия военного – востребована обществом, государством.
  • Профессия военного была и остаётся настоящей мужской профессией. Избравший для себя этот профессиональный путь – человек с высоким чувством долга. Этот человек достоин самого высокого уважения.
  • Государство заботится о своих защитниках, делает профессию военного максимально привлекательной с финансовой точки зрения, предоставляет военным всевозможные льготы.
  • Профессия военного достаточно популярна среди молодёжи.

 (Если обучающиеся не решаются делать выводы самостоятельно, то помогаю наводящими вопросами:

- Востребована ли профессия военного?

- Почему эта профессия  преимущественно мужская?

- Какие льготы имеет военный?)

Возможно, вскоре их ряды сможет пополнить и кто-то из нас.

Преподаватель: Государство всегда нуждалось и всегда будет нуждаться в профессиональных военных. Пока существует государство, будет существовать армия, поэтому профессия военного всегда будет востребована.

Выставление оценок.

6. Рефлексия.

- Я получил на уроке полезную информацию. (ДА или НЕТ)

- На уроке мне было интересно. (ДА или НЕТ)

- Урок не понравился. (ДА или НЕТ)

  1. Домашнее задание.

Найдите в средствах массовой информации или Интернете основные дополнительные права и социальные гарантии, которые предоставляются военнослужащим-контрактникам, и сравните их с правами и социальными гарантиями для военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Кроссворд «Воинские звания и знаки различия военнослужащих»

  1. Знак различия, символ воинской чести военнослужащих, носимый на плечах и указывающий на воинское звание и принадлежность к роду войск.
  1. В ВМФ – старшина 1-й статьи, а в Российской Армии - ……?
  1. В 1631 г. это воинское звание пришло на смену званиям «воевода» и «полковой голова». Теперь это самое высокое звание старшего офицерского состава.
  1. Воинское звание, введённое в России Петром I в 1716 г. Получить его было не просто. С 1940 г. им отмечали лучшего воина, проявившего мужество в бою или достигшего высоких показателей в боевой и политической подготовке.
  1. Это воинское звание имеет второе значение: должностное лицо в роте, отвечающее за правильное несение службы личным составом и порядок в подразделении.
  1. Впервые это звание утверждено Петром I при создании регулярной армии и являлось первым младшим офицерским чином и присваивалось тем, кто назначался знаменосцем.
  1. Сначала так называлась хозяйственная должность помощника командира полка, а потом это слово стало обозначать и воинский чин. Это звание в Советской Армии установлено в 1939 г.
  1. Слово латинского происхождения, означающее «общий», «главный». В Советской Армии это звание было установлено 7 мая 1940 г. взамен существующих тогда званий «комбриг», «комдив», «командарм».
  1. Звание высшего офицерского состава в Военно-Морском Флоте.
  1. Самое низкое воинское звание военнослужащего в Военно-Морском флоте.
  1. Звание, введённое Петром I на заре зарождения русского флота. В переводе на русский язык означает «корабельный человек». Его присваивали гардемаринам, успешно окончившим морской кадетский корпус.
  1. Слово латинского происхождения, означающее – большой, старший. В России это воинское звание появилось в 1711 г. сначала для штаб-офицеров линейных частей. Позднее  стало присваиваться командирам батальонов.
  1. Повседневный и парадный головной убор, цвет околыша и кантов которого отличает рода войск, в котором служит солдат или офицер.
  1. Самый старый головной убор, одна из разновидностей боевых шлемов, предохраняющий голову от мелких осколков, частично от пуль, а также от ударов холодным оружием.

Заполнив кроссворд, узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова

(Ответы по порядку: погон, сержант, полковник, ефрейтор, старшина, прапорщик, подполковник, генерал, адмирал, матрос, мичман, майор, фуражка, каска)

“Экспресс-викторина по основам военной службы”

Командам задаются вопросы по основам военной службы. Та команда, которая первой даст правильный ответ на заданный вопрос, получает 1 звездочку. Побеждает в этом конкурсе команда, которая наберёт наибольшее количество звезд.

Вопросы:

  1. какой основной закон определяет призыв на военную службу? (ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)
  2. Клятва воина на верность Родине? (Военная присяга).
  3. В какие сроки осуществляется осенний призыв граждан на военную службу? (С 1 октября по 31 декабря).
  4. Что понимается под воинской обязанностью?
  5. Окончанием военной службы считается день? (подписания приказа об увольнении с военной службы);
  6. Кто осуществляет призыв на военную службу? (призывная комиссия)
  7. Какое самое высокое звание в ВС РФ? (Маршал РФ).
  8. Для какой цели осуществляется медицинское освидетельствование?
  9. Как называется вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста? (Часовой).
  10. Заключение по результатам освидетельствования категории «А» означает: (годен к военной службе)
  11. С какого момента гражданин приобретает статус военнослужащего?
  12. Место, порученное для охраны и обороны часовому? (Пост).
  13. Сколько времени в течение суток согласно распорядку дня должно отводиться военнослужащим для личных потребностей? (Не менее 2-х часов).
  14. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на одно увольнение в неделю из расположения воинской части. Сколько военнослужащих может быть уволено одновременно из подразделений? (Не более 30 %).
  15. Уклонившимся от исполнения воинской обязанности считается гражданин: (не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины)
  16. Что обозначает категория “Г”, выставленная в заключении о годности гражданина к военной службе? (Временно не годен к военной службе) и т.д.
  17. В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненых и потерпевших кораблекрушение, а также гражданских лиц из зоны боевых действий используется знак?

Раздел V. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)


5. Требования, предусмотренные 
пунктами 3 и 4 настоящей статьи, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется также указанными войсками и органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа военнослужащих осуществляется воинскими частями и органами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

     4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

Определение соответствия граждан, отбираемых внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей и указанных органов.

Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

СООБЩЕНИЯ

Армии других стран

На сегодняшний день только два государства на земле  – Исландия и Коста-Рика не имеют собственных армий. В этих странах существует только полиция, которая выполняет функции пограничных войск. Швейцария, единственная в мире страна, имеет по традиции милиционную армию, отличающуюся от традиционной тем, что она формируется в тот момент, когда возникает необходимость в защите интересов государства. 

Армии на добровольной, контрактной основе в чистом виде имеют следующие страны НАТО: США, Великобритания, Франция, Канада, Люксембург; 2 из 19 нейтральных стран Европы: Ирландия, Мальта; 8 из 23 стран Ближнего Востока и Северной Африки; 19 из 38 африканских стран южнее Сахары; 14 из 26 стран Азии и Австралии; 11 из 26 стран Америки и Карибского бассейна. 

Что же представляет собой современный воин-контрактник?

Сегодня, согласно социологическому исследованию, проведенному Минобороны РФ, среднестатистический военнослужащий-контрактник - это молодой человек 26-32 лет, имеющий среднее специальное образование, выходец из семьи рабочих или житель сельской местности.

70 % из них ранее служили в армии, остальные перешли на контрактную службу со службы по призыву, 57 % до службы работали и имеют профессиональный опыт. Половина – люди семейные, имеющие среднее и среднее специальное образование. Значительная часть (68 %) – работники промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Многие из них принадлежат к малообеспеченным слоям населения. Их прежде всего привлекает стабильная заработная плата, возможность получить через определенной время жилье, установленные законом льготы, бесплатное питание, обмундирование и медицинское обслуживание. Более ранний, чем на «гражданке», выход на пенсию и т.д.

Но определенная часть контрактников – это люди, которых побуждают к военной службе иные нравственные установки: убежденность в высокой социальной значимости выполнения воинского долга, желание испытать свои силы в экстремальных условиях, патриотический настрой.  Важно и то, что во время службы по контракту можно приобрести твердые навыки организаторской и трудовой деятельности, а нередко и дефицитную специальность.

Женщины в нашей армии

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, привело ело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия.

Социально-экономическая ситуация в России стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом частей и подразделений. Кроме того, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, медицинское обслуживание, обмундирование и ежегодный оплачиваемый отпуск, различные социальные гарантии, компенсации и денежные надбавки - все это привлекает женщин в армию.

В Вооруженных силах Российской Федерации на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов проходят службу более 22,5 тысяч военнослужащих-женщин, еще 38,4 тысячи женщин проходят службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

При этом, около 2400 женщин служат в должности офицеров, а старшие офицерские посты занимают более 1000 представительниц прекрасного пола.

Всего в Вооруженных силах насчитывается 30 женщин - полковников, 340  - подполковников, 640 - майоров, 670 - капитанов, 470 - старших лейтенантов, 240 - лейтенантов и 10 - младших лейтенантов, говорится в сообщении.

Офицеры  - женщины проходят службу в основном на должностях медицинских специальностей, в войсках связи, в финансовой службе и в службе военного перевода. Более половины женщин - офицеров имеют военную подготовку. Большинство женщин служат в Сухопутных войсках, ВВС и РВСН.

Около 700 женщин принимали участие в боевых действиях и вооруженных конфликтах. На должностях гражданского персонала в структурах Минобороны трудится более 500 тысяч женщин. 

САМОАНАЛИЗ

урока по теме: «Военная служба по контракту».

        Предложенный мною урок проводился 17.02.2015 года на первом курсе в  кабинете ОБЖ со студентами 15 группы, которые  обучаются по профессии «Машинист  локомотива». В группе числится 27 обучающихся, присутствовало 26 человек. По уровню учебных возможностей студентов можно разделить на:

  • высокий уровень учебных возможностей – 55%;
  • средний уровень – 45%.

        Структура урока ОБЖ соответствует его типу, а именно это урок – объяснительно-поисковый. Цели урока направлены на развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения выделять главное, работать с разными источниками информации; вести диалог, чётко формулировать свои мысли. На уроке я стремился сформировать  у студентов уважительное отношение  к профессии военного, позитивный  настрой  по отношению к службе по контракту, желание  служить в рядах ВС РФ.

        Все этапы урока сопровождались презентацией в программе PowerPoint и  были направлены на выполнение целей урока. На протяжении всего урока я развивал у обучающихся следующие качества личности: умение работать индивидуально и с коллективом, быть ответственным за себя и других, умение видеть главное, анализировать и делать выводы.

        Каждый этап урока распределён по времени. Организационный момент урока прошёл быстро, мной были сформулированы тема и цели урока. При повторении пройденного материала  работа  проходила по рядам: студенты II ряда в парах разгадывали кроссворд, вспоминая воинские звания и знаки различия военнослужащих, студенты I  и III рядов соревновались между собой, отвечая на вопросы викторины.

        При формировании новых понятий и способов действий работа проходила в  виде диалога. На столах у студентов лежали  выдержки из закона «О воинской обязанности и военной службе», при работе с которыми обучающимся было предложено найти и назвать категории граждан, которые имеют право заключить контракт с Министерством Обороны РФ.  Обучающиеся выступили с сообщениями «Армии других стран», «Что же представляет собой современный воин-контрактник?», «Женщины в нашей армии». Была представлена ролевая игра, участники которой военный комиссар, медработник, кандидат на поступление на военную службу по контракту. Затем участники игры отвечали на вопросы студентов.

        При закреплении изученного материала все обучающиеся участвовали в экспресс – опросе «Как я отношусь к возможности поступить на военную службу по контракту? Какие вижу в этом «плюсы»? Какие «минусы»?». На маленьких листочках бумаги студенты  написали своё мнение по этому поводу и наклеили на большой опросный лист: справа – положительные аргументы, слева – отрицательные. Я проанализировал  и озвучил всей группе мнение обучающихся; выставил и прокомментировал оценки за урок.

Во время рефлексии в конце урока студенты отвечали на вопросы:

- Я получил на уроке полезную информацию. (ДА или НЕТ)

- На уроке мне было интересно. (ДА или НЕТ)

- Урок не понравился. (ДА или НЕТ)

Студенты получили домашнее задание: Найти в средствах массовой информации или Интернете основные дополнительные права и социальные гарантии, которые предоставляются военнослужащим-контрактникам, и сравнить их с правами и социальными гарантиями для военнослужащих, проходящих службу по призыву.

        Структура урока была подчинена цели урока и содействовала достижению конечного результата. Каждый предшествующий момент урока был тесно связан с последующим. Все обучающиеся был включены в активную деятельность. На уроке было доброжелательная атмосфера.

        Считаю, что цели урока достигнуты, план реализован, обучающиеся показали хорошие и прочные знания по теме «Военная служба по контракту».

Преподаватель и организатор ОБЖ                                                    П. В. Александров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Военная служба по контракту"

Презентация по теме: "Военная служба по контракту"...

Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту"

Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту"....

Военная служба по контракту

Презентация к уроку ОБЖ в 11м классе по теме "Прохождение военной службы по контракту"...

ОБЖ_11класс_64_1_Особенности военной службы по контракту

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

ОБЖ_11класс_64_2_Особенности военной службы по контракту

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

Группа Т3 Безопасность жизнидеятельности (17.02.2021) Урок по теме: "Прохождение военной службы по контракту."

Тема: "Прохождение военной службы по контракту."Задание1. Изучить материал по теме урока. См.файл2. Написать в рабочей тетради опорный конспект по теме урока....

Конспект фрагмента урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Прохождение военной службы по контракту».

Конспект фрагмента урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Прохождение военной службы по контракту»....