Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Чельцов Алексей Михайлович

Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_10_klass.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛАДУШКИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ О.В. Купцова

Протокол № ______

от «_____»_______2015 г.

«Утверждено»

Педагогическим советом

___________ протокол №__

Приказом  № ______

от «____» ______2015г

Директор школы

_________ И.А. Кацевич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

__________________ОБЖ _______________________

(название учебного курса, для изучения которого написана программа)

___________________________10 класс _________________________________

(указание параллели, на которой используется программа)

_________________________Чельцов Алексей Михайлович__________________

(сведения об авторе (фимилия, имя, отчество разработчика программы (одного или нескольких),

________учитель истории и ОБЖ ____________

(должность, квалификационная категория)

г. Ладушкин

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего общего образования, в соответствии с образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом директора от 31.08.2015г. №86/6

 Учебники – Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности . 10 кл. –М. : Просвещение, 2010

Примерная программа разработана в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) и является логическим продолжением программы курса "Окружающий мир" для учащихся 1-4 классов и курса ОБЖ для учащихся 8 классов.

        В курсе ОБЖ для 10 классов продолжается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности  военной службе" письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно патриотическое воспитание) старшеклассников.

       В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "0б обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения  территории от чрезвычайных ситуаций природного  техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43  "О федеральной целевой программе "Создание  развитие Российской системы предупреждения  действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

    Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

              воспитание  ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Преподавание курса ОБЖ в 10 классах проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. 

Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Примерное количество часов самостоятельной работы учащихся

Дата

уроки

обобщающие

1

2

3

4

5

6

7

1

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

6

5

1

2

Тема 2. Гражданская оборона

7

6

1

3

Тема 3. Основы медицинских знаний  и профилактика инфекционных заболеваний

2

1

1

4

Тема 4. Здоровый образ жизни и его составляющие

4

3

1

5

Тема 5. Виды ВС РФ

4

3

1

6

Тема 6. Боевые традиции Вооруженных сил России

7

6

   1

7

Тема 7. Основы военной службы.

5

4

   1


Наименование разделов и тем:

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Дата проведения

План

Факт

     1

           2

      3

       4

       5

         6

      7

       8

  9

      10

      11

     1

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (6ч.)

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования

       1

Изучение нового материала

Ориентирование на местности, правила выживания

Уметь работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

Движение по азимуту

   2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

Комбинированный

Терроризм угроза обществу. История терроризма

Уметь работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятий

Устный  и письменный опрос

Телефонный терроризм

3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Комбинированный

УК РФ основные статьи.  Виды наказаний.

Знать основные положения урока. Уметь анализи-ровать, делать выводы, выделять главное, работать с учебником, отвечать на вопросы

Опрос, письмен-ные задания

Состав преступления.

4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

1

Комбинированный

Понятие ЧС. Землетрясение, наводнение, ураган

Знать основные положения урока, делать выводы, выделять главное, работать с источником, отвечать на вопросы

Опрос, письмен-ные задания

Защита от химической опасности

5

. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи

1

Комбинированный

Режимы функционирования РСЧС. Органы управления ГОиЧС

Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы.

Опрос, письмен-ные задания

Законы о деятельности ГОиЧС.

6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1

Комбинированный

Конституция РФ, федеральные законы.

Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

ФЗ «О воинской обязанности граждан»

7

Гражданская оборона (7 ч.)

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

1

Комбинированный

Система ПВО, Понятие гражданской обороны

Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Управление гражданской обороной

8

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

Комбинированный

Ядерное, химическое, бактериологическое оружие

Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Обычные средства поражения

9

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1

Комбинированный

Оповещения, сигналы об опасности

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Ответственность за организацию ГО.

10

. Организация  инженерной защиты.

1

Комбинированный

Коллективные и индивидуальные средства защиты.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Противорадиационные укрытия.

11

Средства индивидуальной защиты.

1

Комбинированный

Состав и назначение средств индивидуальной защиты

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Самостоятельное изготовление простейших средств защиты

12

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

1

Комбинированный

Ликвидация последствий ЧС. Разведка ЧС. Санитарная обработка людей. Эвакуация.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Действия на пунктах эвакуации.

13

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

1

Комбинированный

Подготовка школьников по вопросам ГО. Эвакуация при ЧС.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Оказание психологической помощи

14

Основы медицинских знаний  и профилактика инфекционных заболеваний ( 2ч.)

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

Комбинированный

Критерии оценки здоровья.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Опрос, письмен-ные задания

Функции и показатели здоровья

15

Основные инфекционные заболевания, их профилактика

1

Комбинированный

Эпидемии. Инфекционные заболевания. Способы заражения

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Факторы риска. Иммунитет

16

. Здоровый образ жизни и его составляющие (4 ч.)

Основные составляющие здорового образа жизни

1

Комбинированный

Культура питания.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Опрос, письмен-ные задания

Рациональное питание.

17

. Биологические ритмы

1

Комбинированный

Основные ритмы жизнедеятельности. Профилактика утомления.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Опрос, письмен-ные задания

Показатели самоконтроля.

18

Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека

1

Комбинированный

Культура движения. Закаливание организма.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Типы закаливаний

19

Вредные привычки, их влияние на здоровье

1

Комбинированный

Виды привычек и вредных зависимостей

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Помощь при отравлениях.

20

Виды ВС РФ ( 4 ч.)

История создания Вооруженных Сил России

1

Комбинированный

С чего начинается Родина. Понятие «Родина». Угрозы национальной безопастности.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Национальные интересы России.

21

Организационная структура Вооруженных Сил России

1

Комбинированный

История создания вооруженных сил России. Российские ВС на современном этапе.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Реформирование армии и флота.

22

. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России,

1

Комбинированный

Структура управления ВС РФ. Виды и рода войск.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Опрос, письмен-ные задания

Комплектование войск

23

Другие войска, их состав и предназначение. Обобщающий урок по теме ВС

1

Комбинированный

Вспомогательные роды войск ВС РФ.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Опрос, письмен-ные задания

Комплектование войск

24

Боевые традиции Вооруженных сил России (7 ч)

Патриотизм и верность воинскому долгу –  качества защитника Отечества

1

Комбинированный

Что такое патриотизм. Верность долгу.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Опрос, письмен-ные задания

Традиции патриотизма.

25

Памяти поколений – дни воинской славы России.

1

Комбинированный

Дни российской воинской славы.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Другие знаменательные события военной истории

26

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

Комбинированный

Воинский коллектив.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

Традиции отмечать дни воинской славы.

27

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

1

Комбинированный

Воинская честь. Боевые знамена.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  опрос

История знамен

28

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

Комбинированный

История государственных наград

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Ритуалы награждения

29

Медали России.

1

Комбинированный

История государственных наград

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Ритуалы награждения

30

. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Комбинированный

Присяга и другие ритуалы.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Ритуалы родов войск

31

Основы военной службы (4 ч.)

Основы подготовки гражданина к военной службе.

1

Комбинированный

Организация сборов призывников.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Размещение и быт военнослужащих

32

Начальная военная подготовка в войсках.

1

Комбинированный

Суточный наряд. Караульная служба.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Обязанности караульных

33

Строевая подготовка.

1

Комбинированный

Виды команд. Автомат Калашникова.

Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Устный  и письменный опрос

Стрельба из автомата Калашникова.

34

. Закрепление темы «Строевая подготовка»

1

Комбинированный

Практическое занятие

35

Резервный урок

1

Итого

35


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ,  УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

    В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах

Ученик должен знать:

  потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни,  их возможные последствия и правила личной безопасности;  правила  личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;  соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;  состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации.   средства массового поражения и их поражающие факторы;

Ученик должен уметь:

   предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;  

    Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и  в повседневной жизни для:

    – обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    — оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

    — выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

    - пользоваться индивидуальными средствами защиты;

   -  выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении 

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие            

вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.  

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Используемая литература.

1. Конституция Российской Федерации.

2.Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.

4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.

5. Вестник военной информации. Агентство "Военинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". - 1998. - №1-12.

6. На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М : Русь РКБ, 1998

7. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России" - Москва 1997.

8. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни" Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор А.Смирнов )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...