Рабочая программа "Проектная деятельность в рамках курса ОБЖ"
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

михайлова лидия павловна
Проектную деятельность можно увязать с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся. Рабочая программа «Проектная деятельность в рамках курса ОБЖ» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Основы без-опасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н.Вангородским.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_ramkah_kursa_obzh_5_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Школа является  одной из ступеней, обеспечивающих вхождения человека в социальный мир, его адаптацию в нём, она должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности.

В эпоху развития индустриального общества каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные опасные и чрезвычайные ситуации (ЧС), на основе прогноза разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложном, полном опасностей мире. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.

В процессе обучения основной упор делается на  формирование у школьников знаний и умений безопасной жизнедеятельности, но при этом  среди умений и навыков безопасной жизнедеятельности необходимо выделять умение проектировать предстоящую деятельность.

Данное умение является обобщенным и может быть использовано в процессе выполнения любой человеческой деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.), в том числе и в ходе выполнения деятельности по предупреждению и выходу из чрезвычайной ситуации, несущей угрозу жизни и здоровью человека.

Проектную деятельность можно увязать с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Статус программы

Рабочая программа «Проектная деятельность в рамках курса ОБЖ»  для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования и на основе авторской программы  «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель),  С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским.

Структура программы

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным  распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Содержание программы выстроено по трем линиям: проектная деятельность, обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи.

Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал учащихся, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивают формирование важнейших компетенций школьников.

Цель программы: 

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
  • усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
  • готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.

     Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить следующие задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
  • освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
  • развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Место курса в учебном плане

В учебном плане основного общего образования МБОУ «Веревская СОШ» в части, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрен курс «Проектная деятельность в рамках учебного курса ОБЖ» - 17 часов в год.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях;

– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

– формирование потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

 умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;

 умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

 умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Предметные результаты:

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Содержание курса

5 класс

Проект «Безопасный дом»

Проект. Проект  от замысла до окончательного оформления. Постановка целей и задач. Планирование. Источники информации и способы работы с ними. Анализ информации. Презентация проекта.

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Характеристика городского и сельского жилища. Особенности жизнеобеспечения современного дома, квартиры (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.

Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.

Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует делать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

Затопление квартиры. Причины затопления и его возможные последствия. Меры по предотвращению затопления. Правила поведения при затоплении жилища.

Электробезопасность. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения электрическим током.

Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по предотвращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила безопасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами; последствия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры профилактики. Действия при первых признаках отравления.

Разрушения дома. Причины и последствия разрушения. Правила безопасного поведения в случае взрыва в квартире.

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Правила безопасного поведения в случае потери ключей.

Тематическое планирование изучения курса

5 класс

№ темы

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Проект

2 ч.

Постановка целей и задач. Планирование. Источники информации и способы работы с ними. Анализ информации. Презентация проекта.

Учатся видеть проблему, целеполагать, планировать. Изучают способы получения информации и виды презентации продукта проекта.

2

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

1 ч.

Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме (квартире) и их причины

Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту

3

Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта)

1 ч.

Государственные, муниципальные (городские) и районные специальные службы обеспечения безопасности. Правила вызова служб безопасности. Понятие о специальном сигнале оповещения «Внимание всем!». Правила поведения населения при оповещении об опасной или чрезвычайной ситуации по специальному сигналу «Внимание всем!»

Учатся различать службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением. Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!»

4

Пожар

5 ч.

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, их последствия. Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире). Правила безопасной эвакуации из задымленного помещения. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Основные причины возгорания телевизора (электроприбора). Правила безопасного поведения при возгорании телевизора (электроприбора). Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими

Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы эвакуации. Моделируют ситуации, требующие знания правил пожарной безопасности. Учатся правильно применять первичные средства пожаротушения

5

Затопление квартиры

1 ч.

Водоснабжение дома (квартиры). Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению

Изучают причины затопления дома (квартиры). Осваивают правила профилактики и порядок действий при затоплении

6

Электробезопасность

1 ч.

Опасность электрических и электронных приборов, используемых в быту. Последствия поражения электрическим током. Меры безопасности при обращении с электроприборами

Изучают и осваивают правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами

7

Опасные вещества и продукты питания

4 ч

Понятие о средствах бытовой химии. Действие препаратов бытовой химии на организм человека. Правила пользования средствами бытовой химии. Опасность лекарственных средств и меры безопасности при их использовании. Бытовой газ и его опасность. Правила пользования бытовым газом. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире. Опасность продуктов питания. Меры по предотвращению пищевых отравлений

Изучают и осваивают правила безопасного обращения со средствами бытовой химии, лекарственными препаратами и газовыми приборами, меры по профилактике пищевых отравлений

8

Разрушения здания

1 ч.

Причины взрывов и обрушений в жилых домах. Правила безопасного поведения при возникновение взрыва в доме (квартире) и обрушении дома

Приобретают знания о причинах взрывов и обрушений домов. Получают навыки безопасного поведения

9

Первая помощь при бытовых травмах

Характеристика повреждений и их причины. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Оказание помощи при разных кровотечениях.

 Учатся различать по характерным признакам повреждения. Осваивают применение установленных правил по оказанию доврачебной помощи. Учатся характеризовать различные травмы. Приобретают навыки оказания первой медицинской помощи.

Учебно-методический комплекс

Для учащихся:

Класс

Автор

Издательство

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс

В.Н.Латчук, В.В.Марков

Москва, «Дрофа»

Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»

В.В.Козлов

Москва «Просвещение»

Для учителя:   Методические пособия

Название пособия

Автор

Издательство

Стандарты второго поколения

Программы образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

Москва «Просвещение»

ФГОС Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности»

В.Н.Латчук, В.В.Марков

Москва

«Дрофа»

«Основы безопасности жизнедеятельности» тестовой контроль

А.Т.Смирнов

Москва «Просвещение»

«Основы безопасности жизнедеятельности» Планируемые результаты. Система заданий 5-9 класс

А.Т.Смирнов

Москва «Просвещение»

«Основы безопасности жизнедеятельности»: методика преподавания, 5 -11классы

В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий

Москва, «ВАКО»

Поурочные разработки по Основам безопасности жизнедеятельности, 5 класс

Л.П.Попова

Москва, «ВАКО»

Тематические игры по ОБЖ

С.В.Титов, Г.И. Шабаева

Москва, ТЦ Сфера

ОБЖ  5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками

Г.П.Попова

Волгоград, «Учитель»

Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ

В.К.Емельянчик, М.Е.Капитонова

С-Пб «Каро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ»

Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирова...

Методическая разработка "Проектная деятельность в рамках курса ОРКСЭ"

В работе представлен материал по разделу: проектная деятельность на уроках ОРКСЭ. Дается пример раздаточного материала к уроку по теме "Дружба"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"

Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....

Статья "Экскурсия как вид проектной деятельности в рамках курса "Гид - переводчик"

Статья "Экскурсия как вид проектной деятельности в рамках курса "Гид-переводчик"...

Занятие по внеурочной деятельности в рамках курса «Финансовая грамотность» «ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ перспектива на будущее или …»

В данной разработке представлено занятятие по теме "Электронные деньги перспектива на будущее или ....".Данную разработку можно использовать на уроках по финансовой грамотности или уроках об...


 

Комментарии

Ячменева Юлия Викторовна

Рабочая программа «Проектная деятельность в рамках курса ОБЖ» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты.
Рабочая программа составлена на высоком профессиональном уровне, прошла апробацию в нашей школе и подтверждена высокими результатами обучающихся. Можно использовать программу во неурочной деятельности.