Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ»
материал на тему

Елисеева  Анастасия Васильевна

Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирование навыка интерпретации легенды, жития, этической нормы. Движущаяся озвученная картинка — кинокадр — непосредственно создает готовые зрительно-словесные образы, передает события в экранном действии. Это дает возможность развитию у школьников навыков анализа, сравнения, сопоставления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и во внеурочной деятельности в рамках курса

 «Основы религиозных культур и светской этики»

Елисеева  Анастасия Васильевна

 учитель истории и обществознания,

I квалификационной категории.

Тел. 89225460617

Эл. адрес n.a.s.t.a88@mail.ru

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа»

2016

Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирование навыка интерпретации легенды, жития, этической нормы. Движущаяся озвученная картинка — кинокадр — непосредственно создает готовые зрительно-словесные образы, передает события в экранном действии. Это дает возможность развитию у школьников навыков анализа, сравнения, сопоставления.

Просмотр фрагмента фильма (на уроке или дома) в учебных целях предполагает решение комплекса задач:

  • обогащение впечатлений о явлении;
  • развитие образного мышления;
  • формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом;
  • соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения;
  • формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером;
  • развитие речи учащихся;
  • формирование эстетического вкуса.

Если в основе постановки фильма лежит художественной произведение, религиозная литература, то при работе с фрагментом фильма следует учить понимать общее и различное в двух видах искусства, обращать внимание учащихся на специфические кинематографические приёмы, на потери и приобретения при экранизации. В основе сопоставительного анализа кинотекста и литературного источника лежат:

  • приемы монтажа, свойственные природе обоих видов искусства;
  • знакомство с художественными принципами кинематографа;
  • умение использовать приемы анализа и синтеза с целью интерпретации  обоих источников (литературный текст и экранизация);
  • опора на принципы «медленного чтения»;
  • использование знаний и умений, полученных при изучении  литературы для самостоятельной оценки произведений кинематографического искусства.

Наиболее актуальными можно назвать следующие ракурсы анализа экранизации:

  • символические детали, выделенные режиссером;
  • логика подбора типажей на ту или иную роль;
  • актерская интерпретация характера (манера произнесения реплик и монологов, мимика, жест, паузы и др.)
  • разработка мизансцен;
  • работа режиссера по созданию у зрителя определенного настроения (звуковой фон, световое и цветовое решение и другие приемы).

Попутно следует обратить внимание на костюмы, принципы монтажа («монтажные формулы и фразы»); работу оператора (логика выбора сверхкрупного, крупного, среднего, общего, дальнего, поясного  плана, панорамных съемок), особенности отражения времени и пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные мультипликационные фильмы на уроках информатики

в статье написано зачем нужно исползовать на уроках учебные мультипликационные фильмы....

«Использование DVD фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»

Целью работы является установление связи между использованием DVD фильмов и развитием социо-культурной и речевой компетентности....

Методические аспекты интеграции литературы и истории на уроках, во внеурочной деятельности и в краеведческой работе.

Тезисы доклада на региональной научно-практической конференции "Педагогические достижения победителей ПНПО - потенциал развития новой школы Подмосковья"  включают  в себя четыре  основн...

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

Организация работы с одаренными детьми в условиях современного урока и внеурочной деятельности

В статье уделено внимание определению одаренности детей, представлены некоторые виды деятельности на уроке и на внеурочных занятиях...

Использование развивающих советских и современных мультипликационных фильмов на уроках литературы:методическаяч разработка

В методической разработке подробно расписана роль современных и советских мультипликационных фильмов на уроках литературы с целью духовно-нравственного воспитания подростков. Приведен пример разработк...

Исследовательская работа по теме: ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА СОЗНАНИЕ И РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель данной работы: выявить  характер влияния мультфильмов на культуру речи школьников младших классов....