Безопасность в быту
план-конспект урока по обж (8, 10, 11 класс) на тему

Хетагуров Элизбар Арутинович

План урока для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Пожарная безопасность в школе»

Цели:

1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;

2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в  условиях пожара;

3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.

Оборудование: 1.презентация; 2.компьютер; 3.проектор; 4.экран; 5.прогивогаз; 6.бинты; 7.шина.

                                                               Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело (слайд 2)

II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.

В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.

III.Основная часть урока.

1.Исторический экскурс.

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан (слайд 3)

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира (слайды 4,5)

Огонь -  враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление  восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной  пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его (слайд 6)

2.Законы Российской Федерации.

Так что же такое пожар? (слайд 7)

18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ (слайды 8,9)

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

3.Правила пожарной безопасности в школе.

Чтобы у нас в школе не случилось вот так (слайд 10), необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять определённые действия.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В  ШКОЛЕ Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы (слайды 11, 12).

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.

По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы (слайд 13)

Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто  в школе проводятся  учебные эвакуации (слайды 15, 16). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:  

 - главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;  

 - если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;  

 - если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;

 - на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди (слайд 14)

Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара (слайды 17-22).

4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.

 В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты (слайд 23).

Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.

При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.

5.Практическая часть – надевание противогаза.

Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.

6. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.

Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:

Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.

Успокоить пострадавшего и окружающих.

Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.

Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение.

На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку (слайд 24).

При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.

При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.

При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

7.Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая помощь.

Консультация медицинского работника.

8. Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.

Консультация медицинского работника.

IV.Подведение итогов.

Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю всем удачи. Спасибо за внимание! (слайд 26)



Предварительный просмотр:

 

Тема урока:   Вредные привычки, и их влияние на здоровье.

                      Профилактика вредных привычек.

Цели урока (на языке наблюдаемых действий учащихся):

  • Определить какой вред здоровью наносят табак, алкоголь и наркотики
  • Выработать негативное отношение к табакокурению, алкоголизму и наркомании
  • Прийти к осознанию ответственности  за собственную жизнь, а также  жизнь и здоровье окружающих.

Цели урока (на языке ключевых компетенций)

  • Формировать ключевые компетенции отечественного образования: ценностно-смысловые, личностные, самосовершенствования, информационные, учебно-познавательные, общекультурные.
  • Воспитать психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Достигнуть цели можно через решение основных задач:

  • Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
  • Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).
  • Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: острого эксперимента, групповой дискуссии, дебатов, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.
  • Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.
  • Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

Форма урока: комбинированный урок с использованием современных подходов и технологий:

  • деятельностный подход;
  • проектная технология;
  • исследовательская технология;
  • ИКТ;
  • рефлексивный подход.

Методы и приемы:

1. словесные  методы: беседа, слово учителя, дебаты;

2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;

3. наблюдение;

4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся (острый эксперимент, дебаты);

5. практический метод;

6. создание ситуации успеха.

Оборудование и материалы:

  • раздаточный материал для острого эксперимента;
  • мультимедийная установка.
  • опережающее задание – социологическое исследование «Здоровье молодых», презентация на тему: «Мы выбираем здоровье!».

Ход урока

I  Введение в урок. (1+2 мин.)

Учитель. Все готовы? Я хочу предложить информацию к размышлению

Видеоролик  социальной рекламы «Задумайся» (1 мин.)

Учитель. Посмотрев видеоролик, вы можете сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Определить тему, цели урока?

Ответы учеников.

Учитель. Тема урока «Вредные привычки, и их влияние на здоровье.                    Профилактика вредных привычек».

Учитель. Сегодняшний урок позволит сформировать такие компетенции, как ценностно-смысловую, личностную, информационную, учебно-познавательную, общекультурную, метопредметную (это связь ОБЖ с другими предметами) с их помощью вы определите негативное влияние табака, алкоголя, наркотиков на организм человека, на формирование здорового общества, будете учиться говорить «Нет!» вредным привычкам.

Учитель. О влиянии на организм человека курения и алкоголя, наркотиков вы говорили не только на уроках ОБЖ, но и на уроках биологии, химии). Говорить можно много, но как сказал  римский философ (обратимся к философии) Лу́ций А́нней Сенека: «Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди». Предлагаю вам с помощью эксперимента (исследовательского вида деятельности) определить влияние вредных привычек на здоровье человека.

III. Острый эксперимент.    (10 мин)

Учитель. Объявляю острый эксперимент. Работа в группах (3 группы учащихся):


1группа работает и проводит эксперимент по теме «Курение», в процессе работы учащиеся должны ответить на проблемные вопросы: 

  1. Как влияет курение на физическое состояние подростка?
  2. Как влияет курение на психо-эмоциональное состояние подростка?


Памятка. 

  1. Оборудование: клизма (выполняет роль легких), стеклянная трубка (выполняет роль дыхательных путей), вата (выполняет роль фильтра), сигарета, спички.
  2. Проведите эксперимент.


Описание эксперимента:

  1. Поместите в трубку ватный тампон 
  2. Соедините клизму со стеклянной трубкой
  3. С другой стороны трубки вставьте сигарету
  4. При помощи спичек подожгите сигарету
  5. Нажимая на клизму, выкурите сигарету
  6. Пронаблюдайте за изменением в стеклянной трубке
  7. Сделайте вывод.

3. Проанализируйте эксперимент и сделайте вывод.

1. Опишите свои наблюдения.

2. Опишите состояние, выкурившего сигарету подростка?

2группа  работает и проводит эксперимент по теме «Алкоголизм», в процессе работы учащиеся должны ответить на проблемные вопросы: 

  1. Как влияет алкоголизм на физическое состояние школьника?
  2. Как влияет алкоголизм на психо-эмоциональное состояние школьника?


Памятка.

  1. Оборудование: стеклянный прозрачный стакан, печень, пинцет, водка. 
  2. Проведите эксперимент.


Описание эксперимента:

  1. В стеклянный стакан при помощи пинцета поместите кусочек печени
  2. Налейте на печень, так чтобы она была полностью в жидкости, водку.
  3. Пронаблюдайте что происходит?
  4. Сделайте соответствующий вывод.


3. Проанализируйте эксперимент и сделайте вывод.

  1. Опишите ваши наблюдения.
  2. Опишите состояние человека в алкогольном опьянении.


3 группа    - эксперты-аналитики.

 Задача. Скорректировать результаты групп. Рассказать о собственном социальном исследовании. Резюмировать.

          После проведения экспериментов дается поочередно слово каждой группе. Группы поочередно рассказывают проведение эксперимента и делают соответствующие выводы, что они наблюдали в процессе, отвечают на поставленные проблемные вопросы, эксперты-аналитики корректируют результаты групп и рассказывают, используя заранее подготовленную презентацию, о собственном социальном исследовании.

Учитель. Эксперты-аналитики резюмируйте. И расскажите о собственном социальном исследовании.

Учитель. Мы поговорили о вреде алкоголя и табакокурения. А что еще является социальным злом?

Ответы учеников.

IV. Законодательство в области наркотиков и подростков (3+3 мин.)

Учитель. Наркомания – болезнь, которой заражаются сознательно. Попробовав один раз, дорога в прекрасное будущее обрывается.

Видеоролик о последствиях приема наркотиков.

Учитель. Давайте вспомним из обществознания, что вы знаете о политике государства по профилактике вредных привычек?

Ответы учеников.

Учитель. Слышали ли вы о том, что  05. 12. 2013 года вступил в силу Федеральный закон Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Это значит, что школьников будут проверять на употребление наркотиков.

Тестирование на наркотические вещества проводят по слюне. Результаты готовы сразу: одна полоска - чисто, две - значит употреблял. Что именно и как долго, станет известно через неделю, когда подозрительные тесты проверят в лаборатории. Тогда тому, кто попался, как минимум, не избежать разговора с родителями.

Учитель. Как вы относитесь к принятию этого закона?

Ответы учеников.

Учитель. Общество и государство борется с этими негативными явлениями. В продолжении этого предлагаю вам провести элементы дебатов.

 V. Дебаты по теме «Муравьиный урок»    (15 мин.)

Учитель. Тема дебатов  «Муравьиный урок». Напоминаю, что эта технология предполагает разные позиции «Да» и «Нет»

Очень хорошей иллюстрацией убийственного действия алкоголя может служить пример из мира животных. Он взят из книги знаменитого зоолога Г.Шовена «От пчелы до гориллы». Оказывается, муравьи тоже могут стать алкоголиками, если в их муравейнике поселятся жучки-ломехузы. Муравьи их кормят и даже позволяют поедать собственный расплод. И все почему? Личинки этих жуков выделяют жидкость, которая для муравьев является наркотиком. Муравьи жадно слизывают эту жидкость, постепенно привыкая к яду. Через некоторое время они уже перестают выполнять свои трудовые обязанности и даже теряют способность передвигаться, а из личинок выходят муравьи-уроды. Вскоре гнездо вырождается и исчезает, жучки-ломехузы отправляются искать себе новую кормушку.

Учитель. Можно ли считать эту историю иллюстрацией к проблемам нашего общества?

Прошу отвечать «да» или «нет». (Ответы учеников)

Кто не определился?

Итак, мнения разделились. У нас есть группа «Да» и группа «Нет». Предлагаю провести дебаты. Оценивать результаты дебатов будут те, кто еще не определился - группа экспертов.

Учитель. Напоминаю вопрос. Можно ли считать историю из мира животных иллюстрацией к проблеме алкоголизма? Постарайтесь  в течение 5 минут выдвинуть по 3 аргумента в защиту своей позиции. (Ученики обсуждают)

Учитель. Обсуждение закончилось. Слушаем аргументы группы «Да» (ученики приводят аргументы)

Учитель. Теперь слушаем, что скажет группа «Нет» (ученики приводят аргументы)

Учитель. Даю еще 3 минут на то, чтобы найти контраргументы, которые могут опровергнуть точку зрения соперников. (Ученики обсуждают)

Учитель. Обсуждение закончилось. Свои контр аргументы выдвигает группа «Нет», затем группа «Да». (От каждой группы выступает только один человек).

Учитель. И в заключение – слово представителям групп: изменилась ли их позиция под влиянием аргументов соперников?

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

Да, только в качестве жучков выступают алкогольные напитки или те, кто их производит

Но человек может не обращать на них внимание, у него для этого есть разум.

Да, алкоголики тоже перестают заботиться о своем потомстве.

Алкоголик может излечиться, в нем может проснуться совесть.

Да, у алкоголиков тоже рождаются неполноценные дети, которые не могут работать на благо общества.

Но могут родиться и совершенно нормальные дети, они могут попасть в детдом, а потом еще и о своих непутевых родителях позаботятся!

Примерные аргументы группы «Нет»

Примерные контраргументы группы «Да»

Нет, человек более сложное существо, он может сознательно прекратить употребление алкоголя

Это случается очень редко

         

Люди столетиями пьют, и общество не развалилось, как муравейник

Но оно движется к этому, просто по муравьиному времени развал произошел быстрее.

Нет, человек может регулировать потребление алкоголя, соблюдать меру.

Соблюдение меры только немножко отдалит развязку, все равно происходит отравление алкоголем.

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

Пример с муравейником показателен для человеческого общества, но действительно, у человека есть разум и он может вовремя остановиться.

У человека действительно силен разум, но не всегда он им руководствуется. Поэтому пример из жизни животных нужно принимать во внимание.

Учитель. Дебаты закончились. Что скажет группа экспертов? Мнение, какой группы было более убедительным? (Эксперты высказываются)

Учитель. Выразите свою позицию относительно вредных привычек.

Вывод. Общество осознает пагубное влияние вредных привычек и с ними, а муравьи живут инстинктами.

VI. Умей сказать «Нет» (3 мин.)

Учитель. Во время дебатов вы показали умение отстаивать свою точку зрения, позицию. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от употребления алкоголя, наркотиков, курения. Большинство людей начали употреблять выше перечисленное под влиянием других.

Вопрос. Почему они поддались уговорам?

Ответы учеников. (Боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками.)

Учитель. Приведите примеры уговоров.

Учитель.  Как вы будете противостоять уговорам?

Примеры уговоров:

Примеры отказов

  • Ну что, слабо? Боишься?
  • Да, я боюсь за свое здоровье!
  • Пей! Или ты у нас маменькин сынок!
  • Да, я маменькин сынок!
  • Выпей! Ты уже не маленький!
  • Да, я еще маленький!
  • Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!
  • Да, я дурак!

Учитель. Самый лучший способ избежать таких провокаций – не ходить туда, где предлагают покурить, выпить, попробовать наркотики.

VII . Закрепление (1 мин.)

Учитель.  Поменялось ли ваше отношение к вредным привычкам?

Сумеете ли вы сказать «Нет!» вредным привычкам!

Учитель.  На кануне какого события проходит сегодняшний урок?

Ответы учеников.

Учитель. Правильно, завтра 07.02. 2014 – открытие зимней олимпиады в Сочи, а сегодня начало акции «Мы выбираем здоровье!», итоги которой проведем на Гимназиаде. Приглашаю волонтеров начать акцию.

Акция «Мы выбираем здоровье!»  

Презентация здорового образа жизни гимназистов, подготовленная учениками.

VIII. Домашнее задание  (1 мин.)

Для проведения акции «Мы выбираем здоровье!» каждой группе нужно придумать и оформить пословицы, лозунги о здоровом образе жизни, рекламу – это из урока экономики: прорекламируйте здоровый образ жизни, вспомните, как вы это делали в 5 классе.

IX. Саморефлексия (2 мин.)

Учитель: Урок подходит к концу, время подводить итоги.

Вопрос. Как вы считаете, мы достигли цели урока?

               Какие выводы вы для себя сделали?

Вопрос. С помощью, каких технологий нам это удалось?

Различные образовательные технологии:

Проблемная технология

Природосообразная технология

Проектная технология

Технология дифференцированного обучения

Исследовательская технология

Ролевая технология

Здоровьесберегающая технология

Игровая технология

Технология развивающего обучения

Технология дебатов

Тестовая технология

Информационно коммуникативные технологии

Технология поддержки и сотрудничества

Игровая технология

Работали вы очень активно. Оценки за работу на  уроке (оценки, тем, кто делал задание на опережение, активно работал на уроке)


Учитель. Перед тем, как покинуть класс, сыграйте в биатлон (зимний вид спорта) подойдите к мишени и сделайте свой «выстрел» маркером, дайте оценку:

1) теме урока;

2) работе учителя

3) своей работе;

4) работе своей группы;

5) разным видам деятельности.

Чем более вы удовлетворены, тем ближе к центру вы ставите точку.

А я с вами прощаюсь. Теперь вам есть над, чем задуматься и, может что-то изменить в своей жизни.

Берегите себя!

Если осталось время!!!        

Мультфильм 1 мин.

Не путайте жизнь с игрой. Вернуться в начало не получится.




Предварительный просмотр:

ТЕМА:ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ

Цель: рассмотреть правила безопасного отдыха на водоёмах.

Ход уроков

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Почему при загорании телевизора нужно сначала его обесточить?
  2. Что необходимо сделать, если вы почувствовали запах дыма в подъезде вашего дома?
  3. Что необходимо сделать, если у вас в квартире вспыхнула новогодняя ёлка?
  4. Какие существуют правила безопасного поведения при возникновении пожара в общественном месте?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

В настоящее время водоёмы всё шире используются человеком не только для нужд экономики, но и для активного отдыха на природе, закаливания организма и совершенствования своего физического развития.

Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоёмах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.

Безопасный отдых на водоёмах

Летом в жаркую погоду лучший отдых – на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено!», не следует нарушать этот запрет, как бы ни было велико желание искупаться.

Запомните!

Главное правило безопасного отдыха человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.

Если вы решили искупаться в незнакомом водоёме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она неспокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

После того как выбрано подходящее место, следует наметить предел, за который нежелательно заплывать. В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь сюда могло принесли корягу или кто-то мог что-то сбросить в воду.

Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоёма (море, река, озеро, пруд) и места купания (пляж, бассейн, незнакомый водоём) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.

Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 18-19 0С, температура воздуха должна быть 20-25 0С.

Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, от влажности воздуха и силы ветра. Наиболее благоприятные условия купания – ясная, безветренная погода.

Наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:

  • при температуре воды 18 0С – 6-8 мин;
  • при температуре воды 20 0С – 10-12 мин;
  • при температуре воды 24 0С – 15-20 мин.

Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, может произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто служат причиной несчастных случаев.

Если судорогой свело руки или ноги, нужно сохранять спокойствие и продолжать плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки надо быстро с силой сжать кисть в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону и разжать кулак. При судороге в икроножной мышце необходимо, согнувшись, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть её к себе. При судороге мышц бедра нужно ухватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъём) и, согнув её в колене, потянуть назад к спине. Следует помнить, что работа сведённой судорогой мышцей ускоряет исчезновение судорог.

Если продолжительное время чувствуется озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать.

Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечёт за собой остановку дыхания.

При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться как можно скорее доплыть до берега. Надо уметь отдыхать на воде. Лучшим отдыхом будет положение лёжа на спине, при котором, действуя лёгкими надавливающими на воду движениями ладоней рук и работой ног, можно поддерживать себя на поверхности воды, чтобы восполнить силы для продолжения плавания.

Бывает так, что вода попадает в органы дыхания. Чтобы избавиться от неё, нужно немедленно остановиться, понять голову как можно выше над водой и сильно откашляться. Если при этом, стоя в воде, энергично работать руками и ногами (давить на воду сверху вниз), то можно ещё выше поднять голову, что поможет лучше откашляться.

Если вас захватило течением и понесло в незнакомое место, нельзя поддаваться панике. Сохраняя хладнокровие, не надо плыть против течения, иначе можно выбиться из сил. Лучше плыть по течению вниз, постепенно под небольшим углом приближаясь к берегу.

Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде. Они затягивают купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть.

Попав в водоворот, нужно набрать побольше воздуха в лёгкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

В водоёмах с большим количеством водорослей надо стараться плыть у самой поверхности воды, не задевая растений. Если всё же руки или ноги спутываются стеблями водорослей, то нельзя делать резких движений и рывков, иначе петли растений ещё туже затянутся. Лучше лечь на спину и постараться мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если и это не поможет, то нужно, подтянув ноги, осторожно освободиться от растений руками.

Плавая при волнении водной поверхности, надо внимательно следить за тем, чтобы вдох происходил в промежутки между волнами. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на крутую волну и скатываться с неё. Если же волна с гребнем (стеной), то лучше нырять через волну немного ниже его.

Внимание!

Очень опасно прыгать головой в воду с пристаней, а также с плотов и других плавучих средств!

Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т. п.

Нырять можно только там, где для этого имеется достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.

Нельзя заплывать за ограничительные знаки, так как они показывают акваторию с проверенным дном, определённой глубиной. Там гарантировано отсутствие водоворотов и т. д. Не надо плавать далеко от берега или переплывать водоём на спор. Доказать своё умение плавать можно, проплыв несколько раз одну и ту же дистанцию вблизи берега.

Это должен знать каждый

  • Категорически запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.
  • Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения. Если судно идёт против течения реки, то плывущего может затянуть под него.
  • Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически. Надувные камеры, матрацы очень лёгкие, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Стоит отвлечься на несколько минут – и берег оказывается вне пределов досягаемости. Запомните: надувной матрац предназначен для отдыха на берегу, а не для плавания! Матрац может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удаётся обнаружить своевременно: из него может выйти воздух и он потеряет плавучесть.
  • Особой осторожности требует купание с маской, трубкой и ластами. Нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега, и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы штатные или добровольные спасатели вовремя могли прийти на помощь.

Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность.

Шалости не должны переходить известных границ.

Некоторые ребята порой могут подшутить над товарищем: хватать за ноги в то время, когда тот плывёт, окунуть его с головой, держать под водой и т. п. Подобные шутки могут привести к трагическим последствиям.

Проводить игры следует на небольшой глубине.

Во время игр на воде ни в коем случае нельзя подавать ложные сигналы бедствия, например: «Я тону, на помощь!» Это нервирует окружающих, отвлекает от работы дежурных спасательных постов, которые обязаны в каждом подобном случае спешить на помощь. Имитация несчастного случая может привести к тому, что окружающие, привыкшие к ложным сигналам, не придут на помощь тому, кто по-настоящему будет захлёбываться и тонуть.

Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить ему на помощь.

Нельзя оставлять у воды младших братьев и сестёр. Они нечаянно могут оступиться и упасть в водоём, захлебнуться волной или попасть в яму.

  1. Выводы.

  1. На водоёмах необходимо соблюдать общепринятые меры безопасности.
  2. Соблюдение мер предосторожности – главное условие безопасности на воде.
  3. При купании нужно быть дисциплинированным, не допускать шалостей.
  4. Купаться нужно в воде допустимой температуры.

  1. Вопросы.

  1. Во всех ли водоёмах можно купаться?
  2. Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в незнакомом водоёме?
  3. Близ каких сооружений запрещено купание?
  4. Какие меры безопасности следует соблюдать на замёрзших водоёмах? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прочитать раздел «Дополнительные материалы».

  1. Задание.

  1. С учётом наличия и состояния водоёмов в регионе вашего проживания продумайте и подготовьте сообщение на тему «Личные правила безопасного отдыха на водоёмах».

  1. Дополнительные материалы к §3.

Безопасность на замёрзших водоёмах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лёд.

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей – не менее 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен чистый, прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;
  • на участках, запорошённых снегом, лёд тонкий и некрепкий;
  • в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Если вы провалились под лёд:

  • не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда;
  • постарайтесь опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);
  • осторожно вытащите на лёд одну ногу, затем другую;
  • постарайтесь выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);
  • на твёрдом льду встаньте и постарайтесь как можно быстрее добраться до жилья.

Если на ваших глазах провалился на льду человек, немедленно крикните, что идёте на помощь. Приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше, если вы можете положить под себя лыжи, доску, фанеру, т. е. увеличить площадь опоры, и ползти на них. К самому краю подползать нельзя, иначе в воде окажутся уже двое.

Надо вспомнить один из законов школы выживания: у каждого предмета, кроме качеств, для которых он создан, есть множество других – в том числе и свойства инструмента защиты.

Ремни и шарфы, любая доска или жердь, санки, лыжи помогут спасти человека. Бросать связанные ремни или шарфы, доски надо за 3-4 м до полыньи. Подползать к самой полынье недопустимо.

Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лёд и ползком выбираться из опасной зоны. Затем его надо укрыть от ветра, как можно быстрее доставить в тёплое место, растереть, переодеть в сухое и напоить чаем.

(По материалам специалиста в области ОБЖ А. В. Гостюшина)

  1. Окончание урока.

  1. Домашнее задание. Подготовить к пересказу §3 «Обеспечение личной безопасности на водоёмах»; выполнить задание (рубрика «Задание», с. 22).
  2. Выставление и комментирование оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "знание правил дорожной безопасности-- наука быть живым"

Классный час по теме «Знание правил дорожной безопасности– наука быть живым» проведен в 8 классе. Целью классного часа является воспитание гражданина, умеющего выполнять правила безопасного для себя и...

ОБЖ_11класс_4.1_Личная безопасность в быту

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

ОБЖ_11класс_4.2_Личная безопасность в быту

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

Памятка соблюдения правил противопожарной безопасности в быту

В памятке перечислены  необходимые действия в чрезвычайных ситуациях, связанных с огнем и газом....

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.Выбор конкретной дидактической и...

Консультация для родителей "Безопасность в быту"

Консультация для родителей по "Безопасности в быту"...

ПАМЯТКА-ИНСТРУКЦИЯ для граждан по соблюдению требований пожарной безопасности в быту

ПАМЯТКА-ИНСТРУКЦИЯдля граждан по соблюдению требований пожарной безопасности в быту...