Интегрированные уроки естественнонаучного цикла в образовательном процессe и требования ФГОС ООО.
статья по обж на тему

Жарехина Татьяна Александровна

Статья будет полезна учителям  использующим на своих уроках  приемы интегрированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные  уроки естественнонаучного цикла в образовательном  процесс и требования ФГОС ООО.

Наша школа, как и многие образовательные  учреждения  к внедрению ФГОС ООО готовилась несколько лет. Уже более четырех лет назад, обсуждая требования новых образовательных стандартов на заседании Методического совета школы, мы решили сделать ставку на концентрированное обучение, опробовать и внедрить со временем в образовательный процесс новые технологии «проектная деятельность», «погружения». Общеизвестно, что переходным этапом к этой технологии является активное использование в обучении интегрированных уроков.

В течение четырех лет мы  с коллегами попробовали разные виды интеграции и пришли к выводу о том, что, несмотря на давнее использование интегрированных уроков в обучении, именно они помогают решать по-новому задачи, которые ставит перед педагогами ФГОС ООО. Интеграция современна уже тем, что согласно классификации тенденций образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», а это одно из самых важных требований реализации ФГОС ООО. Кроме того, в ходе совместной работы и многократных обсуждений результатов «погружений» с коллегами мы пришли к выводу о том, что положительный результат использования в образовательном процессе нашей школы интегрированных уроков в полной мере обеспечивает выполнение  важных требований ФГОС ООО к преподаванию естественнонаучных предметов в современных условиях. На таких уроках, как показали результаты анализа рефлексии обучающихся и комплексного анализа самих уроков, действительно происходит:

овладение  научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.  В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Например, в практике нашей школы учителями, входящими в состав методического объединения учителей естественнонаучного цикла, были проведены интегрированные уроки биологии и других предметов по следующим темам:

  1. Сохранение и превращение энергии в природе. 10 класс. Физика – химия - биология.
  2. Плоды и семена. 6 класс. География – математика - русский язык - биология.
  3. Здоровая семья – здоровые дети. 10 класс. ОБЖ - физическая культура - биология.
  4. Пищеварение в желудке, гигиена питания. 8 класс. ОБЖ – биология.

Практика показала, что интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Одна из задач, наиболее актуальная, на наш взгляд, сегодня – это повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит, интересно). В одно из первых «погружений», когда интегрированные уроки проводились во всех параллелях основной общей школы, мы проводили подробную рефлексию учащихся (анкета содержала несколько неоконченных фраз: «Я узнал…,  Я научился…, Я понял, что могу…, Мне понравилось…, Я приобрёл (опыт, знания, умения)…, Мне захотелось»…) и получили следующие результаты:  Мне понравилось

«Что у нас был открытый урок».

«Как учительница биологии показывала фрукты и их внутреннее строение».

«Отгадывать загадки». (9 человек)

«Узнавать пословицы и поговорки» (4 человека)

«Как нам показывали кино на биологии про растения и животных»

«Что на географии мы изучали строение земли, а я это всё хорошо знаю»

«Решать задачи со смешанными числами по математике» (2 человека)

«Изучать полезные ископаемые»

«Изучать координаты, плоды с семенами, решать новые задачи с дробями и примеры»

«На уроке биологии смотреть и слушать, что показывает и говорит Лариса Васильевна» и т. д.

Мне захотелось

«Узнать больше, чем знаю»

«Узнать про вулканы, гейзеры»

«Всё, что я узнал, рассказать своей младшей сестре»

«Больше узнать о плодах и семенах»

«Больше узнать по теме минералы»

«Ещё таких дней»

«Изучать биологию»

«Так учиться каждый день»

«Стать биологом» и т. д.

Очевидно, что большинство учащихся не только с удовольствием провели этот день в школе, но и были мотивированы на более серьёзное изучение того или иного предмета.

Не секрет, что современные учителя отмечают одно негативное следствие из предметной дифференциации, которая, с одной стороны,  облегчает процесс познания, но, с другой, сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Другими словами, создаётся впечатление, что знания учащихся заключены в отдельные файлы, информация закрыта для использования на других предметах. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин. Именно эту проблему, на наш взгляд, решают интегрированные уроки как самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе, так как эта форма организации учебного процесса позволяет рассматривать  понятия, которые используются в разных предметных областях, и показать межпредметные связи, формируя универсальные учебные действия при решении разнообразных задач.

Организация целенаправленной работы детей с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д., - осуществляется  благодаря тому, что весь учебный день или его существенную часть учителя продумывают совместно. Это позволяет избежать однообразия в организации деятельности обучающихся на уроке, а также стирается  обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителей на совместный поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребенка.

Было бы не совсем честно сказать, что интегрированные уроки – это идеальная форма организации образовательного процесса в современной школе. На мой взгляд, у интегрированных уроков есть только один минус – это большие временные затраты. Это связано с тем, что, во-первых, важно продумывать методику проведения урока, что требует дополнительных временных затрат. Разработка урока подчас длится несколько месяцев, потому что меняется концепция погружения, тщательно отбираются технологии, способствующие не только формированию УУД, но и развивающие критическое мышление учащихся. Во-вторых, структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. И наконец, успех интегрированного урока зависит и от того, насколько педагоги готовы к подключению современных способов организации урока и изучения учебного материала, я имею в виду материально-техническую оснащённость классов и ИКТ-компетентность педагогов.

Однако преимущества интегрированных уроков перевешивают его недостатки. В чём же преимущества интегрированных уроков?

  • Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности.
  • На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни.
  • Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни.
  • На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
  • Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка.
  • Другой, непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся по естественнонаучным предметам в свете требований ФГОС ООО

Стендовый доклад, выполненный в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" Дувановой Т.В....

«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»

В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?»...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Формирование УУД через интеграцию предметов естественнонаучного цикла в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

Характеристика особенностей преподавания предметов естественнонаучного цикла  в школе с углубленным изучением языка. Методическая разработка интегрированного урока химии и физики  "Научный п...

Статья "Опыт внедрения интегрированных уроков естественнонаучного цикла в образовательный процесс и требования ФГОС ООО"

Статья будет интересна всем учителям биологии, ОБЖ, физики, химии, внедряющим ФГОС ООО....

Метапредметные компетенции учителя естественнонаучного цикла как требования ФГОС

Установленные ФГОС новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Учитель сегодня должен стать конструктором новых...

Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС

В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспо...