Инновации в преподавании ОБЖ.
статья по обж (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Комиссаров Михаил Иосифович

Предлагаю свое видение в изучении предмета, методы работы с детьми во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_prepodavanii_obzh.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации в преподавании ОБЖ.

Удовлетворение потребностей учащихся  принадлежать к определенной социальной группе и занимать в этой группе определенное место, пользоваться взаимным правом и вниманием окружающих, любить и быть объектом уважения и любви. Социальные потребности делятся на два вида: «для себя» и «других». Социальные потребности «для себя» осознаются субъектом как принадлежащие ему права, тогда как потребности «для других» воспринимаются субъектом как обязанности. Потребности «для себя» и «для других» порождают чувство собственного достоинства, независимость суждений, самостоятельность мысли. Они делают человека доброжелательным, способным к сочувствию и сотрудничеству.  А также потребности в познании окружающего мира и своего места в нем.

Одной из актуальных проблем современного общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Личность человека формируется не только в результате внешних воздействий, но в основном является результатом внутренней работы по саморазвитию. Следовательно, важнейшей задачей современной школы является создание единого образовательно-воспитательного пространства, которое:

- способствует гармоничному, интеллектуальному, духовному, физическому развитию личности учащегося;

- способствует реализации потребностей учащихся в познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности;

- обеспечивает «включение» ученика как представителя той или иной национальной культуры и традиции в общероссийское образовательное пространство и современные мировые цивилизации.

В обучении активно внедряю новые технологии: личностно ориентированное обучение, проектные, здоровьесберегающие, интерактивные технологии, проблемное обучение, обеспечивающие реализацию потребности личности в саморазвитии, самоосуществлении, самоидентификации, самоопределении и самоактуализации, успешность социальной, трудовой и военно-прикладной деятельности.

Свою роль как педагога я вижу в создании разносторонней образовательной среды, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить свою индивидуальность и способности. И учитель при этом не транслятор знаний, а организатор и координатор учебной деятельности.

Воспитание патриотизма  основывается, прежде всего, на формировании у учащихся – граждан России, любви к Родине и готовности к ее защите.  Эта работа складывается их нескольких этапов:

- диагностирование, то есть выявление у учащихся требуемой готовности, планирование и выбор целесообразных средств, методов и порядка ориентационного воздействия на граждан.

- непосредственное и опосредованное воздействие на ориентируемых. В ходе этого периода осуществляется формирование необходимой мотивационной, интеллектуальной, нравственной и волевой готовности к овладению начальными знаниями об обороне государства. Для достижения намеченных целей здесь используются вся совокупность методов обучения и воспитания:

1)        методы, формирующие у граждан ориентационные понятия, суждения, убеждения, оценки (самостоятельное чтение, рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение  звукозаписей и др.);

2)        методы организации познавательной и практической деятельности ориентируемых (поручения, задания, упражнения, приучения, создание специальных ситуаций);

3)        методы стимулирования ориентации граждан на подготовку к военной службе (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);

4)        методы контроля за ходом формирования ориентированности (инспектирование, проверка знаний, умений и навыков, оценка ориентированности).

В центре методов формирование ориентированности граждан на получение начальных знаний об обороне государства является обязательным, не исключаются и методы правового, административного, нравственного принуждения.

- оценка готовности учащихся к получению начальных знаний об обороне государства. Главным критерием при этом выступает успешность получения этих знаний. Оценочные выводы служат основанием для соответствующей коррекции мер ориентирования в ходе самого учебного процесса по обучению основам обороны государства.

Начальные знания об обороне государства, полученные учащимися, становятся той базой, необходимым мотивом, интеллектуальным фактором, ориентирующим граждан на другие виды обязанной и добровольной подготовки к военной службе, к выполнению конституционного долга. Без этих знаний нельзя увидеть роль и место военной службы в обороне страны, осознать значение военно-учетных специальностей и военных профессий, понять необходимость военной службы по призыву и т.д.

Групповые формы работы, используемые мною на уроках, согласованная деятельность учителя и учеников, направленная на развитие самостоятельности, активности, инициативы каждого учащегося при решении вопросов личной безопасности и безопасности окружающих. Групповые формы работы реализуют идеи педагогики сотрудничества. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Групповые формы обучения строятся на полученных ранее знаниях и умениях  и обеспечивают приобретение новых; развивают познавательность, коммуникативность, творческие способности учащихся, побуждают к исследовательской деятельности.

При работе в группе у ребят возникает желание быть лидером, появляется чувство сопереживания, что содействует развитию эмоционально-волевой сферы. В процессе обучения создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.  Наиболее часто используются  дифференцированно-групповые формы обучения (организуются временные или постоянные группы в зависимости от учебных возможностей, обученности учащихся) и парные (организуются группы для освоения нового материала, контроля знаний).

На начальном этапе при вовлечении каждого ученика в активную познавательную групповую деятельность необходимо уделить внимание обучению культуре общения, приучая учащихся взаимодействовать в группе с любым партнером вежливо, работать активно и ответственно и осознавать, что работа в группах - это серьезный совместный познавательный труд.

В качестве примера приведу фрагмент урока ОБЖ в 7 классе по теме «Автономное существование человека в природных условиях», который проводится в виде игры «Потерпевший кораблекрушение». Учащиеся делятся на группы, которым предлагается игровая задача. «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты уничтожена. Яхта медленно тонет. Сигнал бедствия подать не успели. Вы находитесь на расстоянии примерно 1000 миль от земли.

 Пока экипаж спускает на воду надувной спасательный плот с веслами, вы должны взять основные вещи, необходимые потерпевшему кораблекрушение экипажу, в кармане куртки у вас так же есть спички и деньги.

Дан список предметов, которые остались целыми, учащиеся индивидуально и по группам проранжируют предметы по степени важности, находясь по постановке задачи в условиях автономного существования.

Успех усвоения учебного материала учениками всей группы зависит от вклада каждого ученика, от его индивидуальной ответственности. Любой ученик должен совершенствовать собственные достижения, каждый учится в силу своих возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. От учебных усилий каждого ученика зависит успех всей группы.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Воплощению в жизнь концепции помогает туризм.

 

Основной упор я делаю на походы и сплавы. Цели и задачи таких видов туризма различны:

- оздоровительные (прогулки по лесу, реке, в горах);

- экскурсионные (посещения музеев, выставок и т.д.);

- военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы);

- учебно-спортивные (обучение и совершенствование приёмов по преодолению водных, горных и других препятствий, организация бивака, оказание доврачебной помощи);

- природоохранительные (установка кормушек для птиц и зверей, очистка от мусора берегов рек и других мест массовых посещений).

Моя многолетняя туристическая практика выработала несколько несложных правил:

- перед походом должна быть намечена цель, которую надо довести до сведения до всех его участников; если целей несколько, среди них должна быть определена главная.

 

Обычно цель похода для новичков заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристическими навыками. Мы с учениками изучаем район путешествия, что включает  знакомство с литературой (в том числе и художественной), картами, беседы с людьми, бывшими в местах будущего путешествия.  Полезно также воспользоваться отчетами туристов, сделать себе выписки о рельефе, гидрографии, климате, растительности, животном мире, истории, экономики и быте населения.

Начинающим туристам я рекомендую с помощью литературы и карт составить подробное описание намечаемого пути с указанием между объектами, особенностей местности, характеристикой дорог, описанием ориентиров, которые, видны с разных точек. Это даст возможность передвигаться, иногда сверяясь с картой, достаточно уверенно. Изучив район путешествия, мы определяем время, которое потребуется для прохождения намеченного маршрута в зависимости от способа передвижения: на  лыжах, на катамаранах или байдарках, на велосипедах или пешком. Сам способ передвижения зависит от сезона маршрута, по которому предстоит идти.

 В походе идёт распределение обязанностей (выделяется лидер или несколько). Это моя опора.  В то же время нельзя возлагать на лидера (лидеров) задачи, которые могут повлечь нежелательные последствия («дедовщина», потеря авторитета и т.д.).  

Обучение происходит ежеминутно, на протяжении всего похода, от первого собрания и до подведения итогов.

«Делай как я, делай лучше меня!» - этот девиз положен в основу моей деятельности.

И когда при слове «поход» я вижу радость в глазах своих учеников, то меня переполняет гордость за свой труд. Я уверен, что мои ученики вырастут не манкуртами, а патриотами.

           

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Образование не стоит на месте, и от педагога сегодня требуется настоящее искусство, высокое творчество, истинно педагогическое мастерство. Отсюда – настоятельная необходимость постоянной учебы, глубокого осмысления своего, да и чужого, педагогического опыта, творческого роста, ибо нельзя отдавать бесконечно, не приобретая ничего, не пополняя свой духовный и профессиональный багаж. Поэтому большое внимание уделяю повышению педагогического, профессионального мастерства, распространению  накопленного опыта, активно осваиваю новые технологии. Принимаю участие в семинарах, конференциях различного уровня, охотно перенимаю опыт  коллег и делюсь своим, являюсь членом оргкомитета районного тура предметных олимпиад. Регулярно изучаю новинки педагогической, методической литературы.

На протяжении ряда лет являюсь руководителем педагогической практики студентов Татарского государственного гуманитарного-педагогического университета, являюсь членом экспертного совета по проверке аттестации учителей на высшую и первую квалификационную категорию и имею право осуществлять экспертизу профессиональной деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

традиции и инновации в преподавании математики

Текст выступления на районном семинаре учителей математики. В статье обосновывается необходимость введения разноуровневых групп, подводятся первые итоги....

Инновации в преподавании предмета «Технология»

У  значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий, традиционное для нашей школы, гимназическое образование ...

Доклад "Инновации в преподавании русского языка"

Данный материал представляет собой описание опыта использования инноваций в преподавании русского языка и литературы...

Традиции и инновации в преподавании литературы и русского языка

Презентация для учителей русского языка и литературы...

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА.

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА....

Статья «Инновации в преподавании русского языка и литературы»

  На сегодняшний день непосредственной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках ин...

Инновации в преподавании

Роль инновационных материалов в преподавании английского языка...