Статья «Инновации в преподавании русского языка и литературы»
статья по русскому языку

Ефимова Анастасия Анатольевна

 

        На сегодняшний день непосредственной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий. «Как сделать урок интересным? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке успешность каждого ученика?», - каждый учитель задумывался над такими вопросами.

       Сегодня в наше современное время основной целью обучения является не только накопленные учеником знания, но и подготовка школьника к самостоятельной образовательной деятельности, творческой личности, умеющей самостоятельно делать свой выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Статья «Инновации в преподавании русского языка и литературы»

        На сегодняшний день непосредственной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий. «Как сделать урок интересным? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке успешность каждого ученика?», - каждый учитель задумывался над такими вопросами.

       Сегодня в наше современное время основной целью обучения является не только накопленные учеником знания, но и подготовка школьника к самостоятельной образовательной деятельности, творческой личности, умеющей самостоятельно делать свой выбор.

         В чем же особенности «инновационного обучения?» Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – это новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

        Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

       Основными цели инновационного обучения:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- формирование ключевых компетентностей учащихся.

         Данные цели определяют и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

        В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- технология “Метод проектов”;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке;

- информационные технологии.

     Использование этих технологий на своих уроках, дают мне большое преимущество. Учебный процесс становится для учеников интересным, все это повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. И конечно же, повышается качество и прочность полученных знаний. У ребят развиваются не только исследовательские навыки и умения, но и формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

     При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) опорный конспект;

2) групповая дискуссия;

3) синквейн;

4) ключевые термины;

5) прием Кластер

6) дидактические игры (игра слов);

7) лингвистические задачи;

8) исследование текста;

9) работа с тестами;

10) задания поискового характера;

11) нетрадиционные формы домашней и классной работы;

12) метод проектов;

13) Маршрутный лист.

Остановлюсь лишь на некоторых из них.

       Особенно развивающимся представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность.

Для учебных проектов важно:

1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта;

6) осуществить практическое выполнение плана проекта;

7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

       Развивая познавательную активность выбираю нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес учащегося к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Почти все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, а также повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием и смело применяю в своей работе.

      Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо учебной задачи.

      На первом этапе урока происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Целью этого процесса является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, постановка вопросов, на которые ребятам нужно найти ответы.

     На этапе осмысления организуется работа с информацией: обучающиеся читают текст, обдумывают и анализируют полученные факты. осмысление

     На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

     Здесь очень важен результат. Современные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различным мнениям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость от побед.

      Дидактические игры (игра слов), вызывают интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении учащихся в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Все это создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. На своих уроках я использую некоторые из них: задание по типу «Исключи лишнее», «Узнай меня» и многие другие. Очень важно видеть, как создается ситуация успеха, ситуация самостоятельности.

    Довольно часто использую на своих уроках синквейн, как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

   Маршрутный лист- это бланк (разработанный учителем), который позволяет учащемуся подтвердить, оценить свои знания, а учителю проследить готовность ученика и выявить слабые места в обучении данного материала. 

        Огромное значение для раскрытия творческого потенциала учащегося имеют и нетрадиционные формы классного и домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, и самое главное самому найти решение.

     Некоторые из них (типы классного и домашнего задания):

- творческая работа (самостоятельно, отвечая на вопрос, ставят к нему цель, приводят доводы, решения, анализируют, делают вывод, доказывая свою точку зрения)

- лингвистическое исследование текста;

-подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание презентаций по литературным произведениям;

- рисование обложек к литературным произведениям;

- художественное чтение (выразительное), инсценировка художественного произведения;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений (учащийся представляет себя в образе автора, пытается творчески подойти к данной задаче);

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросов к произведению (к правилу) по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц, использование кластера;

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

- письмо по памяти (можно использовать и на уроках русского языка и литературы).

    Такие классные и домашние задания помогают избегать однообразия. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Такие задания активизируют мышление, заставляют учащихся обобщать, систематизировать материал по теме. На своем опыте убедилась: ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, доказывать свою точку зрения, самостоятельно искать выход из проблемной ситуации, формулировать цели и задачи, заполнять маршрутные листы, анализировать свои ответы, одним словом, на уроках ребята занимают активную коммуникативную позицию.

   Как учитель полностью согласна с тем, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его результативным, эффективным, интересным, занимательным, а процесс получения умений и знаний для учащихся – продуктивным и творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...

Доклад "Инновации в преподавании русского языка"

Данный материал представляет собой описание опыта использования инноваций в преподавании русского языка и литературы...

Статья "Методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Статья  об особенностях  методики преподавания  русского языка и литературы в условиях введения ФГОС....

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...