Конспект урока "Кровотечения. Первая медицинская помощь"
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 1
Правила личной гигиены и здоровье
Цель: вспомнить и расширить знания о правилах личной гигиены, связь гигиены и физической культуры
Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя.
У древнегреческого бога врачевания Асклепия было два сына — Махаон и Подарилий и дочь Гигиея. О сыновьях известно немного — они были врачами ахейского войска в Троянской войне. А вот дочь, точнее, ее имя, стало основой термина, который означает одно из фундаментальных понятий современной культуры. Нормальная жизнь человека в любом населенном пункте, а особенно в крупном городе, станет короткой и невыносимой, если не соблюдать нормы гигиены. Гигиена — основа санитарии, а следовательно, безопасности человека. Понятие гигиены очень широкое, но начинается она с малого — с гигиены отдельного человека, т.е. личной гигиены.
Вопросы для активизации знаний.
- Что такое личная гигиена и какова ее структура?
- Меняются ли правила личной гигиены с изменением возраста человека?
- Какое правило личной гигиены вы считаете главным?
- В чем состоит великое гигиеническое изобретение русского народа?
- Какие правила по гигиене одежды и жилища вы знаете?
- Каким образом гигиена связана с физической культурой?
Лекция-беседа.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Включает общие гигиенические правила для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физической культурой, сбалансированное питание, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся также гигиенические требования к содержанию тела, к белью, одежде, жилищу, приготовлению пищи.
Гигиена — это наука о сохранении и укреплении здоровья людей. Ее главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранения его здоровья j и долголетия.
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.
Рациональный режим в течение дня создает оптимальное условия для деятельности человека и восстановления сил организма. В основе его лежит правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности. Неуклонное соблюдение режима дня помогает воспитывать организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине. Но для многих людей различны условия жизни, труда и быта, и невозможно рекомендовать единый суточный режим для всех. Однако основные положения его должны соблюдаться при любых обстоятельствах. В суточный режим должно входить прежде всего: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование учебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное питание; достаточный по времени полноценный сон.
Основные правила организации суточного режима:
- подъем в одно и то же время;
- выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур;
- прием пищи в одно и то же время, не менее трех раз в день (лучше 4—5 раз в день);
- прием пищи за 2 часа до тренировки и сна;
- самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же время;
- не реже 3—5 раз в неделю по 1,5—2 ч занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;
- выполнение в паузах учебной деятельности (3—5 мин) физических упражнений;
- ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и других физических упражнений (1,5 —2 ч);
- полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и то же время.
Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и активной умственной и физической работоспособности. Систематическое "недосыпание и бессонница вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8—9 ч. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличивать.
Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Наилучшее время для сна с 22—23 до 6 —7 часов. Тишина и покой — непременные условия здорового сна. При стойких и длительных нарушениях сна следует обращаться к врачу. Без его советов нельзя пользоваться различными снотворными средствами. Недопустимо бороться с бессонницей с помощью алкогольных напитков: после их употребления наступает наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.
Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.
Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теп-лорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1 см2 поверхности тела приходится около 100 болевых, 12—15 холодовых, 1—2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление.
Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.
Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4—5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук требует особого внимания, т.к. на нее могут попасть патогенные микробы и яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и перед едой необходимо мыть руки с мылом.
Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря или мозольной жидкости. При ушибах и ссадинах руки и ноги следует лечить. При большой ударной нагрузке следует использовать губки и другие мягкие прокладки из синтетических материалов.
Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо синтетические моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем. При появлении перхоти жирные волосы 1—2 раза в месяц можно мыть лечебными шампунями.
Систематический уход за полостью рта и зубами — одно из обязательных гигиенических требований. Больные зубы, например, со следами кариеса, способствуют проникновению болезнетворных микроорганизмов в организм. Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2—3 мин тщательно чистить зубы пастой, как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот, и только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать зубного врача для профилактического осмотра.
Важную роль в личной гигиене играет баня. Правильное использование бани обеспечивает хороший уход за телом, способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата и ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы. Баня оказывает также определенный закаливающий эффект.
Гигиена одежды и обуви. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.
Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимой на улице используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т. п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.
Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания. Применяемые в настоящее время различные кожзаменители по своим гигиеническим качествам приближаются к ней, но неравнозначны. Резиновая обувь и обувь на резиновой подошве обладает одним существенным недостатком: не пропуская воздуха, она вызывает потливость. Важна так называемая «внутренняя обувь» — носки, гольфы. Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда должны быть чистыми, эластичными и мягкими. В теплое время года следует носить обувь, обеспечивающую хороший воздухообмен: туфли, имеющие прорези и отверстия или верх из матерчатой ткани. Во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной и прочной обувью. Необходимо, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими, в противном случае могут возникнуть потертости, а при низкой температуре воздуха — и обморожения. Для занятий зимой рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быт чуть больше обычного, что дает возможность использовать теплу» стельку, а при необходимости две пары носков.
Общая гигиена. Компьютерные технологии проникли во все сферы нашей жизни. С раннего возраста дети начинают общаться с компьютером. Компьютерная техника стала неотъемлемым атрибутом учебного процесса.
По выражению американского микробиолога Чарльза Дебра, микробное загрязнение компьютерной техники превышает в 400 (!) раз загрязненность унитаза. Это подтверждают результаты проведенных исследований в 2003—2004 гг.
В Ногинском районе было выявлено 177 человек, заболевших энтеробиозом. Это составляет 75,9 на 100 тыс. населения. А за 6 месяцев 2006 г. — 72 человека (31,19 на 100 тыс. населения). По Электростали за 2005 г. — 424 человека больных энтеробиозом (289,55 на 100 тыс. населения). За 6 месяцев 2006 г. — 193 человека, или 131,8 на 100 тыс. населения. (Из ежедневной электронной газеты Hi-Tech Werd.ru (редакционная статья).)
Этот факт вполне объясним загруженностью и постоянной сменой учащихся в компьютерных классах.
Основная профилактическая мера предупреждения заражения при работе с компьютером — контроль за соблюдением правил личной гигиены. Компьютерная оргтехника подлежит обязательной систематической обработке.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
- Дайте определение личной гигиене.
- Какие составные части включает в себя личная гигиена?
- Кратко охарактеризуйте гигиену тела, гигиену одежды, гигиену жилища.
- Что вы можете рассказать о личной гигиене при пользовании компьютером?
- В чем состоит специфика гигиены подростка?
- Какие гигиенические требования предъявляются к организации самостоятельных занятий спортом?
Домашнее задание.
1. Подчеркните понятия, относящиеся к личной гигиене:
- закаливание;
- рациональный режим труда и отдыха;
- посещение бани;
- утренний туалет;
- уборка квартиры;
- выбор одежды по сезону;
- стрижка и бритье.
2. Постройте график ежедневных гигиенических мероприятий, которые необходимо совершать подростку вашего возраста и пола.
Примерный график гигиенических мероприятий юноши — учащегося 11-го класса:
- утренний туалет (душ, чистка зубов, бритье, если юноша бреется, уход за кожей лица после бритья, уход за волосами);
- мытье рук перед едой;
- чистка одежды после школьных занятий;
- душ после вечерних занятий спортом;
- вечерний туалет (умывание и мытье ног перед сном, уход за кожей стоп, вечерний уход за волосами, интимная гигиена).
3. Из предложенной одежды и обуви подбери себе костюм для занятий спортом (спортивные игры) на воздухе при условиях: температура + 15 °С, ветер 2—4 м/с, сухо:
- спортивные брюки из синтетической ткани;
- спортивные трусы (шорты);
- футболка хлопчатобумажная;
- куртка из влаго- и воздухонепроницаемой ткани;
- спортивный свитер;
- майка спортивная;
- носки шерстяные;
- носки хлопчатобумажные;
- кроссовки утепленные;
- кроссовки легкие, с воздухопроницаемыми вставками;
- шапка спортивная шерстяная.
- В чем состоит специфика гигиены подростка?
- Какие гигиенические требования предъявляются к организации самостоятельных занятий спортом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-107302-1349691362.jpg)
Конспект открытого занятия по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь» Практикум.
Занятие проводится для учебных групп 1 года обучения по программе " Юный спасатель"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376169-1388958198.jpg)
Конспект Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Кровотечения. Способы остановки кровотечений. 5 класс
В ходе данного урока рассматривается значение оказания первой медицинской помощи пострадавшему в первые минуты при ДТП. Ообучающиеся знакомятся с видами кровотечений,учатся оказывать довра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-465387-1411739175.jpg)
6. План-конспект урока по ОБЖ на 2-ом курсе. Оказание первой медицинской помощи
Первая помощь это:Обеспечение безопасности себе и пострадавшему.Обеспечение физического и психологического комфорта пострадавшему.Предотвращение осложнений.Цель урока: Изучение алг...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-503183-1445877832.jpg)
Конспект урока "Оказание первой медицинской помощи"
Одна из важных задач уроков профессионального обучения в школе-интернате - подготовить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья к жизни в условиях современного общества. Дети должны уметь найт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-706669-1447216340.jpg)
Конспект занятия "Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания".
Описание конспекта занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-776811-1459620015.jpg)
Конспект урока по ОБЖ на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности"
Конспект открвытого урока по ОБЖ на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/30/picture-809666-1472566901.jpg)
План-конспект; Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация.
Представлены некоторые научно обоснованные решения, внедрение которых способствует существенному улучшению результатов оказания первой медицинской помощи при ДТП. Главное практическое значение имеет м...